kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Художественно-изобразительные средства (тропы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Определения художественно-изобразительных средств с примерами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Художественно-изобразительные средства (тропы)»

ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА (ТРОПЫ)


АЛЛЕГОРИЯ – иносказание. Условное изображение отвлеченного понятия, явления при помощи конкретного образа (хитрость – в образе лисы, жадность – в образе волка)

Замок – собачка верная: не лает, не кусается,

А не пускает в дом! (Н.А.Некрасов)


АНТОНОМАЗИЯ

а) обозначение лица словом, имеющим отвлеченное значение («нечистый» вместо «черт»)

б) употребление собственного имени для обозначения лица, наделенного свойствами известного по литературе, истории носителя этого имени. («Отелло» вместо «ревнивый»)


ГИПЕРБОЛА – образное выражение, состоящее в преувеличении размера, силы, значения изображаемого явления.

Арбуз – громадище, дилижанс эдакой. (Н.В.Гоголь)


ИРОНИЯ – (притворство, насмешка) употребление слова или выражения, содержащего в себе оценку того, что высмеивается.

Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И.А.Крылов)


ЛИТОТА – троп, противоположный гиперболе. Художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета, явления (с гулькин нос, мальчик с пальчик, двойное отрицание: небезынтересный)

Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. (А.С.Грибоедов)


МЕТАФОРА – употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлении по какому-либо признаку (внешний вид, сходство функций и т.д.) (крыло самолета, заря жизни, мешок неприятностей, костер рябины красной)

М. называют скрытым сравнением. М. может быть простой и развернутой. М. простая – м., построенная на сближении предметов и явлений по одному какому-либо общему у них признаку (льется речь, сердце пылает)

М. развернутая – м., построенная на различных ассоциациях по сходству.

Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.

Над избушкой висит хлеба краюшка.

Пчела за данью полевой летит из кельи восковой. (А.С.Пушкин)


МЕТОНИМИЯ – употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними.

Связь может быть:

а) между предметом и материалом, из которого сделан предмет

Не то на серебре – на золоте едал. (А.С.Грибоедов)

б) между содержимым и содержащим

Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый! (И.А.Крылов)

в) между действием и орудием этого действия

Перо его местию дышит. (А.Толстой)

г) между автором и его произведением

Читал охотно Апулея, а Цицерона на читал. (А.С.Пушкин)

д) между местом и людьми, находящимися на этом месте

Но тих был наш бивак открытый. (М.Ю.Лермонтов)


ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (ПЕРСОНИФИКАЦИЯ) – наделение неодушевленных предметов, явлений природы человеческими способностями и свойствами: даром речи, мыслями, чувствами (солнышко улыбается)

Заря алая поднимается;

Разметала кудри золотистые,

Умывается снегами рассыпчатыми. (М.Ю. Лермонтов)


ПЕРИФРАЗ (и ПЕРИФРАЗА) – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. П. позволяет избежать неоправданных повторов.

Вместо «Лев Толстой» - «автор «Войны и Мира»

Вместо «легкая атлетика» - «королева спорта»

Вместо «луна» - «небесная лампада»


СИМВОЛ – образные слова, которые замещают наименования жизненного явления, понятия, предмета его условным обозначением, напоминающим это явление и придающим ему глубинный смысл (утро, заря – символ молодости, начала жизни)


СИНЕКДОХА – разновидность метонимии. Основана на замене целого явления названием его части или наоборот, называя целое, подразумевают его часть. При этом нередко единственное число заменяют множественным, а множественное – единственным.

Три тарелки съел;

как ликовал француз…(М.Ю.Лермонтов)

мы все глядим в наполеоны… (А.С.Пушкин)


СРАВНЕНИЕ – образное определение предмета или явления при помощи сопоставления его с другим.

Как царство белого снега,

Моя душа холодна. (В.Брюсов)


ЭПИТЕТ – художественное определение, придающее выражению образность и выразительность.

Выражаются:

прилагательными (железный характер, грозный звук, минуты роковые, тучка золотая, чудное мгновение)

существительными (утес-великан, волшебница-зима, мать-сыра земля)

наречиями (стоит одиноко)

деепричастиями (волны несутся, гремя и сверкая)

В устном народном творчестве выделяются постоянные эпитеты (добрый молодец, красна девица)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Художественно-изобразительные средства (тропы)

Автор: Трушина Светлана Юрьевна

Дата: 16.06.2017

Номер свидетельства: 422083


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства