«Как делать подростковые проекты по русскому языку и литературе для школьной конференции»
«Как делать подростковые проекты по русскому языку и литературе для школьной конференции»
В работе рассказывается, как делать подростковые проекты, в приложении приводится Положение об индивидуальном проекте и пример проекта по русскому языку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Как делать подростковые проекты по русскому языку и литературе для школьной конференции»»
«Как делать подростковые проекты по русскому языку и литературе для школьной конференции»
Работу выполнила:
Макарова Светлана Александровна
МБОУ СШ №10 г. Ульяновска
Ульяновск
2019
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Самое главное о подростковом проекте………………………………………..4
Положение об индивидуальном проекте……………………………………...15
Приложение. Пример проекта………………………………………………….28
Литература………………………………………………………………………30
Введение
Трудиться в образовании всё интереснее и сложнее. Условия постоянно меняются: ФГОС, проектная и исследовательская деятельность учащихся, профстандарт, оценка квалификации и другие нововведения теперь не просто слова, а реальность, в которой оказался каждый педагог.
Проектная и исследовательская деятельность очень важна в подростковом возрасте, потому что подростковый возраст — один из самых сложных периодов в жизни человека. Идёт коренная перестройка организма и личности. Меняются отношения с родителями, учителями и сверстниками. Появляются вопросы о смысле жизни, выборе цели и направлении пути. Результат развития в подростковом возрасте может быть разным, и, жизненная траектория человека тоже может выстроиться по-разному.
Вот два полярных варианта разговора подростка с самим собой: Вариант 1. Испуганный, озлобленный, вялый, пассивный, медленный: «Отстаньте от меня, я устал и ничего не хочу, все равно у меня ничего не получится. Я плохой». Вариант 2: Активный и уверенный в себе: «У меня уже многое получилось. Я знаю, что все можно решить и понимаю, с чего начать. Мне все интересно, и я легко вникаю в новую тему».
Основной принцип помощи подросткам по переходу от пассивности, скуки и лени к активности и интересу: «Передать инициативу и активность, не думать и не делать за них». Это позволяют сделать технологии проектной деятельности. Данный подход сбережёт силы учителей и позволит ребятам проявить себя.
В нашей школе ежегодно проходит школьная конференция исследовательских работ и проектов «Ступени познания», на которой представляются проекты по всем предметам, в том числе и по русскому языку и литературе. При этом главные участники конференции – подростки. Зачем же нужны эти проекты и как делать подростковые проекты?
Самое главное о проектах
Зачем нужны подростковые проекты?
Зачем нужны подростковые проекты? Для реализации потенциала и создания условий его раскрытия через реальные проекты. Для того, чтобы получить обратную связь от реального мира и мотивацию на достижение результата.Обратная связь – причина, по которой через проектную деятельность можно быстро поставить нужные модели поведения и сформировать активного, успешного человека, добиться серьезного практического и педагогического результата.
Форма занятий с подростками
Форма занятий с подростками должна учитывать их возрастные особенности:
включать много активности в формате игр, тренингов, интерактива, свободного общения. Успешно показывает себя такая форма работы, как дебаты.
Предполагать инициативу в процессе создания проекта от подростков.
Давать возможность подросткам говорить о своих взглядах, чувствах, опасениях.
Создавать конкретный проект, полезный для других людей. Например, организация мероприятий силами подростков.
Наиболее сложные моменты проектной деятельности
Наиболее сложные моменты проектной деятельности:
1.Формирование любопытства, интереса, мотивации к деятельности.
2. Поиск реальной проблемы и её решение в процессе работы над проектом
3. Формирование команды.
4.Достижение результата (до 90% проектов бросают, не доводя до ума).
Какой результат получает подросток, реализуя проекты?
Генрих Саулович Альтшуллер — автор ТРИЗ-ТРТС (теории решения изобретательских задач — теории развития технических систем) и ТРТЛ (теории развития творческой личности), изобретатель, писатель. сформулировал шесть важнейших качеств зрелой личности:
Способность поставить достойную цель.
Достоинство определяется по двум критериям:
Новизна. Цель ещё никто не достиг.
Польза. Несёт ценность для людей: в классе, школе, городе, стране или мире.
Способность разработать комплекс реальных рабочих планов по достижению цели и регулярно контролировать их выполнение.
Навык сбора информации, проблем и переработка в список задач.
Высокая работоспособность и выполнение намеченных планов.
Предполагает ежедневную «выработку» — в часах или единицах продукции. Например, сколько книг проработает школьник за неделю.
Умение решать задачи в условиях реального мира, гибкость
Умение выдерживать негативную реакцию. В процессе работы над проектом приходится отстаивать свое мнение и часто сам проект («это никому не надо и это не будет работать» или «это уже придумали до вас»)
Способность достигать реальных измеримых результатов.
К ним можно добавить следующие навыки:
Навык наблюдения, анализа данных.
Навык коммуникаций: проведение опросов, интервью, воспитание «неэгоизма» — взгляд на мир через другого человека, решение не своей задачи.
Навыки работы в команде, умение объяснить свою точку зрения и выслушать коллегу по проекту.
Проекты — это подготовка ребят ко взрослой жизни.
Что такое подростковый проект?
Ключевые признаки проекта, согласно большинству современных методологий:
Достижение цели, решение проблемы и/или задачи.
Важно: простой готовый продукт на каждой стадии, нужный кому-то результат; высокий уровень требований и задач, сопоставимый с тем, что предъявляется ко взрослым людям; инициатива подростка.
Ограничение по времени.
Важно: поделить проект на этапы, провести его через несколько циклов работы.
Значимые, измеримые результаты.
Важно: быстрая обратная связь (серия коротких гипотез, которые быстро проверяются, выводы по каждой гипотезе, планирование).
Основные этапы жизненного цикла подросткового проекта и примеры образовательных результатов
Этапы жизненного цикла:
Обозначение проблемы. Способы анализа предметной области, поиска информации, взаимодействия с аудиторией или экспертом и т.п.
Формулирование цели, задач. Формулирование гипотезы для исследования. Постановка задач и их разбивка на подзадачи. Способы планирования работ.
Реализация проекта. Способы организации коммуникации в команде. Применение знаний на практике.
Оформление. Написание научных статей, результатов. Навыки выступления перед аудиторией.
Рефлексия. Определение собственного незнания и формулирование запроса на знания.
Подготовка к организации проекта
Работа с заинтересованными сторонами
В подростковых проектах важную роль играет команда проекта. Ключевые роли: наставники и кураторы, лидеры проекта, команда разработчиков, исполнители, которые включаются в проект на определенных стадиях. Подросток может начать работу самостоятельно, по мере развития проекта постепенно формируется команда и расширяется количество пользователей. Чтобы внедрить в школе проектный подход, нужно договориться со всеми участниками процесса.
С собой
Будьте готовы к тому, что:. проект потребует много времени, т.к. придется разбираться в разных вопросах, делать и изучать много непривычного, общаться с подростками в неформальной обстановке, реагировать быстро и честно. Проект может не получиться. По статистике, из 10 проектов только 1-2 жизнеспособны. От вас потребуется помощь в организации процесса работы над проектом и поддержка команды.
С администрацией
Согласуйте, что вы планируете делать проекты с учениками и объясните, какие преимущества это даст школе:
Участие в районных, городских и федеральных конкурсах. Вовлечение родителей и детей в активную жизнь в школе. Практические результаты.
С родителями
Многие из них являются специалистами в какой-либо области. Можно предложить им стать экспертами, попросите выступить перед ребятами, рассказать о своей специальности, организовать экскурсию в свою компанию, предложить кейсы для проекта, оценить и развить решения команды, показать текущие решения задачи. Кроме экспертной, организационной и юридической поддержки, для реализации проектов, создания прототипа проекта и проведения мероприятий потребуется финансирование, и вовлеченные в процесс родители могут помочь.
Со старшеклассниками или выпускниками
Они часто легко находят общий язык с подростками из-за небольшой разницы в возрасте, могут мотивировать ребят собственным примером, способствовать доведению проекта до конца, параллельно развивать свой проект по близкой теме, но на другом уровне. Как кураторы или эксперты они получат педагогические и управленческие навыки.
Как включить в проектную деятельность подростков?
Рассказать им истории про достижения их сверстников, показать успешные примеры подростков, реализовавшие свои проекты. Поговорить о том, что их увлекает и что может быть для них вызовом. Основные источники мотивации подростков: быть взрослым, доказать свою «способность», быть полезным, быть частью «крутого» проекта, общение: веселиться, дружить и узнавать новое, быть вовлеченным, причастным, делать заодно с друзьями, вместе со старшим товарищем, братом/сестрой, родителем, при условии, что отношения значимы и близки, возможность узнать, кем быть и куда поступать, бонусы: портфолио, сертификаты окончания курсов для поступления в ВУЗ. По статистике, в проектах готовы принимать участие не более 10% школьников. Если ваши проекты будут успешны, остальная часть школьников «подтянется». Для того, чтобы выяснить, на кого из ребят стоит опираться, можно провести экспресс-диагностику.
Экспресс-диагностика ученика: Я и моя мотивация
Могу /Не хочу
Не хочу
Хочу
Могу
3.Я супер-звезда, и все могу, но для меня нет достойных и интересных задач.
4.Мне все интересно и все получается. Меня всегда везде направляют на все конкурсы и мероприятия.
Не могу
1.Я «в танке», не трогайте меня, мне ничего не надо
2.Страшно, что не получится, но хочется.
Шаг 1. До урока. Возьмите список учеников и впишите каждую фамилию в определенный квадрат таблицы. Можно не писать, а наклеить стикеры с именами и фамилиями.
Шаг 2. На уроке. Раздайте каждому стикеры одного цвета, и попросите написать свое имя и фамилию. Инструкция. «Ребята, представьте, что у вас есть возможность принять участие в интересном вам проекте. Это может быть инженерный или творческий проект, собственный квест или книга, организация праздника или мероприятия — все, что вы захотите. Вам помогут довести дело до конца. Хотели бы вы принять участие?». Покажите эту таблицу ребятам и попросите каждого ученика выбрать свой квадрат: ХОЧУ - МОГУ.
Шаг 3. Проверьте свою карту и карту ребят, отметьте совпадения. Сделайте выводы.
Шаг 4. Определите зону ближайшего развития ребят: предложите им ответить на вопрос: «Где я сейчас, где хочу быть?» Раздайте стикеры другого цвета, попросите их снова написать свое имя и фамилию и наклеить стикер на зону, в каком квадрате они хотели бы оказаться. Например, все желтые стикеры покажут, где ребята сейчас, а все красные — где хотят быть.
Распределение класса по уровню активности и мотивации покажет динамику, насколько ребята готовы двигаться вперед.
Практические рекомендации педагогу по группам подростков:
Могу /Не хочу
Не хочу
Хочу
Могу
3. Берите на слабо, показывайте, что не все так просто. Развивайте чувство благодарности команде и наставнику. Давайте обратную связь: зоны роста и сильные стороны.
4. Берегите этих ребят и следите за нагрузкой общественной работой. Формируйте под этих ребят команды, расширяйте фокус
Не могу
1. Если у вас пока не поставлены все процессы проектной деятельности и не сформирован крепкий актив, с этой группы не стоит начинать. Постепенно включайте этих ребят по мере роста активности на самые простые задачи (опрос, наблюдение, волонтер с минимальной ответственностью) поддерживайте.
2.Страшно, что не получится, но хочется.
Активно включайте. Обучайте, прикрепляйте к ним взрослого наставника и более уверенного ребенка в качестве куратора. Поддерживайте и показывайте прогресс.
Если есть возможность, можно обсудить с ребятами результаты лично и запизать, чем можно помочь каждому ученику. Идеально составить личный план развития для каждого ученика с помощью учителя и поддержкой родителей.
Выбор темы проекта
Чтобы выбрать тему проекта, рекомендуем использовать следующие приемы, которые позволяют ученикам выбрать тему самостоятельно, считать эту тему своей и быть готовыми ее развивать:
Приём 1 Аналоги. Посмотреть, какие проекты уже сделаны: на сайтах конкурсов, по запросам в интернете, в разговоре с опытными учителями и учениками. Завести себе файл и собирать туда все интересные темы проектов. Часть тем будут близки по смыслу, часть можно объединить и получить новый интересный проект.
Приём 2 Модель Функциональный анализ «Идти шагами клиента» (термин И.Л.Викентьева) Выбрать область, разделить на составляющие и выделить для каждой части все моменты, которые неизвестны: что не нравится, чего е не хватает? Записать все проблемы и идеи по их решению. Проектом может стать решение какой-либо из наиболее значимых проблем. Легче начинать с бытовых проектов, которые ученики знают изнутри, где они понимают тему, цели и задачи, чувствуют свое влияние. Например, кабинет русского языка и литературы . Задачи на проект: сделать макет идеального кабинета русского языка и литературы (рисунки, решения, подборка решений)
Место
Проблемы визуальные
Проблемы функциональные
Кабинет русского языка и литературы
Нет портретов лингвистов. Нет наглядных материалов. Нет высказываний о русском языке или литературе.
Нет оборудования для выставок литературы.
Приём 3 Предполагает живое наблюдение и отметку проблем внутри своего окружения. Аналогично предыдущему методу, темой проекта может стать решение любой из проблем, найденных по данному методу.
Приём 4 «Работа по заказу»
Учителя, родители могут предложить свои задачи для школьных проектов.
Например, проект: «Как привлечь учеников в литературные музеи ?». Плюсом таких проектов является возможность предлагать решения, тестировать их в реальности и получать обратную связь. Это помогает быстро учиться
Приём 5 Поиск/Анализ нерешенных проблем
Выбирается тема, ученики ищут материал. Метод приучает ребят думать глобально, анализировать интернет-ресурсы, использовать технологии поиска информации: интервью со специалистами, экскурсии.
Анализ темы и направления проекта
1.Генерация идей и выбор темы проекта:
Выполните все упражнения и сформулируйте темы проектов. Выберите те, которые интересуют вас больше всего. Напишите эти темы на цветных стикерах. Распределите их в таблице «Мой проект»:
Не хочу
Хочу
Могу
Не могу
Сконцентрируйтесь на проектах категории Хочу и Смогу. При необходимости переформулируйте тему проекта.
2. Анализ и конкретизация темы проекта
Для анализа можно использовать следующие модели: Польза и новизна. S-образная кривая. Дерево проблем. На что я влияю? Технология CustDev.
Модель 1. Польза и новизна.
Сравните предполагаемый результат проекта с известными аналогами. Чем выше уровень пользы и новизны, тем больше вероятность победы. Такие проекты наиболее интересно смотрятся на всех конкурсах
Модель 3. Дерево проблем
Дерево проблем позволяет структурировать составляющие проблемы и выделить фокус для воздействия: причины проблемы — это корни дерева, а последствия — его ветви. Ядро, как дупло в центре ствола дерева, — это узловые проблемы. Основная задача – выделить ядро, узловую проблему и начать изменения с него, т.к. это приносит больший результат, чем воздействие на причины или следствия.
Напишите проблемы, которые Вы выявили, на отдельных стикерах. На доске или на ватмане разложите стикеры, разделив их по категориям в таблицу «Дерево проблем».
Проблема
Последствия
Ядро
Причины
Модель 4. На что я влияю?
Разложите проблемы и проекты, решающие их, на две группы:
«Я могу влиять на эту проблему».
«Не могу здесь ничего сделать»
Если проект требует серьезных затрат, вмешательства взрослых, глобальных изменений, то проект не стоит брать, следует ограничиться тем, на что ученики могут повлиять.
Модель 4. Технология CustDev
Данная технология позволяет проверить, насколько предложенное решение проблемы востребовано пользователями. Чтобы провести опрос, необходимо сформулировать гипотезу по проекту и затем проверить ее на практике, поговорив с живыми потенциальными потребителями проекта. Опросы проводятся до начала проекта и на каждой его стадии, чтобы получать обратную связь и вносить изменения.
Типовые ошибки в проектировании проектов
Не определена проблема проекта. Не определена целевая аудитория. Для кого создается проект? Формулировка проекта очень обобщенная, непонятно, в чем стоит конкретная задача.
Очень сложное задание, требует работы целого НИИ. Нет конкретного результата. Нет критериев оценки (достигли желаемого результата или нет). Размыты сроки проекта. Идея не нова. Школьники не могут влиять на решение проблемы. Проект направлен на причины и последствия проблемы, а не на ядро. Гипотезы не подтверждены опросами по технологии CustDev.
Презентация проекта
Для того, чтобы рассказать о проекте, важно кратко и ясно сформулировать проблему, ожидаемые результаты, цели и задачи, продумать конкретные шаги воплощения проекта и ресурсы на его реализацию.Основные разделы презентации проекта:Название проекта. Проблема. Целевая аудитория. Актуальность. Новизна и польза. Цели и задачи. Результат, срок и критерии измерения. План мероприятий. Работа с аудиторией. Ресурсы (какие уже есть и какие требуются). Презентация — это не сам проект, но это важная часть проекта, завершающая стадию проектирования. По мере реализации, ситуация, и, следовательно, презентация, может меняться.
Технологии работы
Для того, чтобы организовать комфортное взаимодействие ученика и учителя, можно рекомендовать бесплатные инструменты: создать группу в социальной сети (например, ВКонтакте). Важно регулярно наполнять ее живыми полезными и яркими статьями, фотографиями о теме проекта, о его ходе. При этом планировать ежедневную активность, выдавать ребятам задания на день и успевать проверять как можно быстрее. Планировать личные встречи, наиболее эффективно – два раза в неделю.{1}
2. Положение об индивидуальном проекте обучающихся
Индивидуальный проект - учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
Основные понятия:
Индивидуальный проект- проект, выполняемый одним учащимся под руководством педагога.
Исследование - научный труд, подвергнувший изучению факт, событие, процесс. Можно рассматривать исследование как сумму приемов и методов, дающих информацию для анализа, который способствует обоснованию, осмысления факта, процесса, события и т.д.
Проект - план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, отношение, программу, книгу, фильм, модель, сценарий и т.д.
Актуальность темы - степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы.
Презентация проекта – публичное предъявление результатов проекта.
Федеральный государственный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) - совокупность обязательных требований к образованию
УУД - универсальные учебные действия.
Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, Основной образовательной программы основного общего образования.
1.2. Данное Положение регламентирует деятельность школы по организации работы над индивидуальным проектом в связи с реализацией ФГОС ООО. Особое значение для развития УУД в основной школе имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода, возможно, в течение всего учебного года.
1.3. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных обучающимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.
1.4. Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса и внеурочной деятельности, направлена на повышение качества образования, демократизации стиля общения педагогов и обучающихся.
1.5. Выбор формы и темы индивидуального итогового проекта осуществляется в сентябре учебного года, когда формируется поле проектной деятельности на текущий учебный год.
1.6. Для формирования поля проектной деятельности и её организации проводится предварительное анкетирование обучающихся, каждый учитель-предметник определяет тематику проектов по своему предмету (от 5 до 10 тем), помимо этого классные руководители определяют тематику социальных проектов.
1.7. Рекомендуется учителю-предметнику быть наставником 3-5 обучающихся.
1.8. Выбор тем закрепляется приказом директора в декабре месяце.
1.9. Проектные задания должны быть актуальны и четко сформулированы, цели и средства ясно обозначены, совместно с обучающимися составлена программа действий в октябре месяце.
1.10. Проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность.
1.11. Защита индивидуального проекта проходит в марте-апреле и является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений. Проект может быть представлен к защите на региональных и муниципальных очных конференциях.
Цель и задачи выполнения ИИП
Цель реализации индивидуального проекта - оценка успешности освоения и применения обучающимися школы универсальных учебных действий: способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
2.2 Задачами выполнения индивидуального проекта являются:
2.2.1. Обучение планированию (обучающийся должен уметь чётко определить цель, описать шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы).
2.2.2. Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать подходящую информацию, правильно её использовать).
2.2.3. Развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление.
2.2.4. Формирование и развитие навыков публичного выступления.
2.2.5. Формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом).
Требования к подготовке итогового индивидуального проекта
3.1. План, программа подготовки проекта для каждого обучающегося разрабатываются совместно обучающимся и учителем-наставником.
3.2. Руководителем проекта является учитель-наставник. Учителем-наставником может выступать учитель-предметник, классный руководитель.
3.3. Темы проектов могут предлагаться как учителем-наставником, так и учениками. Тема, предложенная учеником, согласуется с учителем-наставником. Руководитель проекта обязан уважительно относиться к личностному выбору обучающегося. В то же время педагог должен аргументированно отклонить тему проекта, выбранную обучающимся, если эта тема не отвечает общепринятым нормам морали и поведения, косвенно пропагандирует асоциальное поведение, является околонаучной.
3.4. План реализации итогового индивидуального проекта разрабатывается обучающимся совместно с руководителем проекта.
Требования к содержанию и направленности проекта
4.1. Проекты, создаваемые в школе, должны быть посвящены одной из актуальных проблем научной, культурной, политической, правовой, социальной жизни современного мирового сообщества.
4.2. Проект может рассматривать один из аспектов избранной проблемы, тем самым быть открытым, предоставляющим другим творческим коллективам возможность продолжить изучение новых аспектов этой проблемы.
4.3. Проектная работа включает не только сбор, систематизацию и обобщение информации по выдвинутой проблеме, но и представляет собой самостоятельное исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, оригинальное ее толкование или решение. Проект должен иметь практическую направленность, быть востребованным и иметь возможность применения в той или иной сфере человеческой деятельности.
4.4. Проектные задания должны быть четко сформулированы, цели, задачи и средства ясно обозначены. Совместно с обучающимися составлена программа действий.
При выборе темы необходимо учитывать следующее:
Формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом).
Тема должна определять интерес автора к той или иной проблеме на данный, текущий момент, и может вписываться в общую перспективу профессионального развития ученика, т.е. иметь непосредственное отношение к предварительно выбранной или будущей специальности, профильному направлению.
Выбранная тема должна учитывать реальный уровень подготовленности обучающегося к выполнению самостоятельного задания.
Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.
Важна значимость, актуальность проблемы (соответствие запросами времени, возможность применения изучаемых идей и положений к окружающей действительности).
Формулировка темы должна ориентировать обучающегося на самостоятельное исследование по достаточно узкому вопросу.
Из заголовка должно быть ясно, что является конкретным объектом, предметом исследования, хронологические рамки изучаемого периода, круг рассматриваемых проблем.
Формулируя тему, следует придерживаться правила: чем она уже, тем больше слов содержится в формулировке темы. Малое количество слов свидетельствует о ее расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании работы.
Ответственным за организацию и проведение защиты проектных работ является заместитель директора, курирующий проектную деятельность.
Цель организации публичной защиты проектов:
создание условий для формирования универсальных учебных действий обучающихся;
интеллектуальное и творческое развитие обучающихся;
поддержка талантливых учеников, демонстрация и пропаганда лучших достижений школьников;
приобщение обучающихся к исследовательской, экспериментально- конструкторской, поисковой деятельности,
расширение и углубление научно-практического творчества обучающихся, теоретических знаний и необходимых профессиональных навыков школьников.
4.5. Возможные типы работ и формы их представления
Тип проекта
Цель проекта
Проектный продукт
Практико-ориентированный, социальный
Решение практических задач
анализ данных социологического опроса,
атлас,
атрибуты несуществующего государства,
бизнес-план,
веб-сайт,
видеофильм,
выставка,
газета,
журнал,
действующая фирма,
игра,
карта,
коллекция,
компьютерная анимация,
оформление кабинета,
пакет рекомендаций,
стендовый доклад,
сценарий,
статья,
сказка
костюм,
макет,
модель,
музыкальное произведение,
мультимедийный продукт,
отчёты о проведённых исследованиях,
праздник,
публикация,
путеводитель,
квест,
справочник,
система школьного самоуправления,
серия иллюстраций,
учебное пособие,
чертеж,
экскурсия,
эксперимент,
мастер-класс и др.
Исследовательский
Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы
Информационный
Сбор и анализ информации о каком-либо объекте или явлении
Творческий
Привлечение интереса публики к проблеме проекта
Игровой или ролевой
Представление опыта участия в решении проблемы проекта
5. Этапы и примерные сроки работы над проектом:
5.1. В процессе работы над проектом обучающийся под контролем учителя-наставника планирует свою деятельность по этапам: подготовительный, основной, заключительный.
5.2. Подготовительный этап (сентябрь): выбор темы и руководителя проекта. Темы проектов утверждаются приказом директора не позднее декабря месяца.
5.3. Основной этап (октябрь-январь): совместно с педагогом разрабатывается план реализации проекта, сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации, выбор способа представления результатов, оформление работы, план контроля руководителем проекта.
5.3.1. Предзащита проекта (январь) – представление теоретической части проекта на рассмотрение учителя-наставника.
5.3.2. Получение продукта проекта (декабрь-февраль). В феврале – вторая предзащита проекта с представлением теоретической части проекта и полученного продукта.
5.4. Заключительный этап работы над проектом (март, апрель ). Обучающийся осуществляет структурирование и оформление собранного материала, готовит презентационный материал, пояснительную записку. Заключительный этап завершается защитой на школьной конференции. По итогам составляется протокол защиты проектов и результаты утверждаются приказом директора.
6. Требования к оформлению индивидуального проекта
6.1. Проектная работа должна быть представлена в печатном виде (работа) и электронном виде (презентация)
6.2. Объем индивидуального проекта должен составлять не менее 5 страниц печатного текста.
6.3. Текст работы набирается на компьютере, размер шрифта 14, Times New Roman, обычный; интервал между строк – 1; размер полей: левого – 25 мм, правого – 10 мм, верхнего – 20 мм, нижнего – 20 мм .
6.4. Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания печатаются на той же странице.
6.5. Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят внизу по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится.
6.6.Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) начинается с новой страницы. Заголовок располагается посередине, точку в конце заголовка не ставят.
6.7.Между названием раздела (заголовками главы или параграфа) и последующим текстом нужно пропускать одну строку.
6.8. Название главы печатается жирным шрифтом заглавными буквами, название параграфов – прописными буквами, выделение названий глав и параграфов из текста осуществляется за счет проставления дополнительного интервала. Порядковый номер главы указывается одной арабской цифрой (например: 1, 2, 3 и т.д.), параграфы имеют двойную нумерацию (например: 1.1, 1.2 и т.д.). Первая цифра указывает на принадлежность к главе, вторая – на собственную нумерацию.
6.9. Демонстрационные и иллюстративные материалы должны быть наглядными, оригинальными, композиционно сочетаться с докладом.
6.10. При составлении списка используемых источников следует применять алфавитный способ группировки литературных источников, где фамилии авторов или заглавий (если нет авторов) размещаются в алфавитном порядке. В оформлении библиографического списка следует руководствоваться ГОСТом 7.1-2003.
6.11. Содержание проектной работы:
- Оглавление (содержание): перечисление разделов и глав;
- Определение цели и задач;
- Различного вида справочный аппарат;
- Ссылки на использованные, а также рекомендуемые источники информации (Обучающиеся обязаны соблюдать нормы и правила цитирования);
- Указание всех представленных в проекте печатных, рисованных, графических, фото-, видео-, музыкальных и электронных материалов;
- Деление на разделы или главы, представленные в логической последовательности для более четкой передачи собранной информации.
6.12. В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:
1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;
Для исследовательских проектов обязательно наличие письменного отчета о проведении исследования (10-20 листов) и приложения, включающего таблицы, фотографии, рисунки, диаграммы, анкеты и проч.
Обязательные структурные части - введение и заключение. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цель и задачи, адекватные предмету изучения методы исследования.
В заключении подводятся итоги исследовательской работы, делаются выводы о точности рабочей гипотезы.
Творческие проекты имеют свою специфику, в его структуре обязательно описывается авторский замысел, этапы создания продукта, используемые технологии и материалы. Продукт творческой деятельности (изделие, буклет, видеоролик, стенгазета и проч.) должен быть представлен на защите.
Социальный проект должен содержать следующие структурные компоненты: описание проблемы, целей и задач проекта, альтернативных способов решения, рисков реализации проекта; аналитическое описание имеющихся и недостающих ресурсов для выполнения проекта, смета; функции участников проекта указываются в календарном плане, где обозначены зоны личного участия и зоны ответственности членов команды, точки промежуточного мониторинга. Планируемый проектный продукт по окончании проекта сравнивается с полученным результатом.
6.13. Перед защитой проекта рекомендуется заранее согласовать технико-демонстрационные параметры: системы запуска, темпа движения, силы и чистоты звука.
6.14. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники.
7. Критерии оценки проектной работы:
8.1. Для оценивания проектной работы педагог руководствуется уровневым подходом сформированности личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД.
8.2. Вывод об уровне сформированности делается по каждому из четырёх критериев.
Если критерий не реализован в работе или при защите проекта, то по данному критерию выставляется 0 баллов.
Содержательное описание каждого критерия
1. Сформированность познавательных УУД
Критерий 1.1. Формулировка темы и ее соответствие содержанию работы
Баллы
Тема не соответствует содержанию работы (не дает представления о содержании работы)
1
Тема сформулирована широко, содержание работы уже заявленной темы
2
Тема сформулирована грамотно, полностью отражает содержание проекта
3
Критерий 1.2. Актуальность и значимость темы проекта
Баллы
Актуальность темы проекта и её значимость для ученика обозначены фрагментарно на уровне утверждений
1
Актуальность темы проекта и её значимость для ученика обозначены на уровне утверждений, приведены основания
2
Актуальность темы проекта и её значимость раскрыты и обоснованы исчерпывающе, тема имеет актуальность и значимость не только для ученика, но и для школы, города.
3
Критерий 1.3. Постановка цели и задач
Баллы
Цель сформулирована, задачи не соответствуют цели или отсутствуют
1
Цель сформулирована, задачи сформулированы, но они непоследовательны, или способствуют достижению цели частично
2
Цель сформулирована, четко обоснована, задачи полностью соответствуют цели
3
Критерий 1.4. Поиск, отбор и использование информации
Баллы
Работа содержит незначительный объем информации по теме из ограниченного числа однотипных источников
1
Работа содержит достаточный объем информации из однотипных источников
2
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников
3
Критерий 1.5. Степень раскрытия темы проекта
Баллы
Тема проекта раскрыта фрагментарно, поверхностно
1
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы
2
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал знания, выходящие за рамки школьной программы
3
2. Сформированность регулятивных УУД
Критерий 2.1. Соответствие выбранных методов и способов для достижения цели
Баллы
Часть используемых способов работы не соответствует теме и цели проекта, цели могут быть до конца не достигнуты
1
Использованные способы работы соответствуют теме и цели проекта, но являются недостаточными (однообразными)
2
Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты
3
Критерий 2.2. Соответствие требованиям оформления письменной части
Баллы
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру
1
Письменная часть работы оформлена с опорой на установленные правилами порядок и четкую структуру, допущены несоответствия в оформлении
2
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами
3
Критерий 2.3. Защита проекта
Баллы
Содержание проекта раскрыто фрагментарно, непоследовательно.
1
Содержание проекта в целом раскрыто, дает представление о работе, но при защите есть отступление от заявленной темы
2
Содержание проекта раскрыто, представлен логичный развернутый обзор работы, сделаны необходимые выводы.
3
Критерий 2.4. Соблюдение регламента защиты (не более 5-7 мин.)
Баллы
Материал изложен с учетом регламента
1
Критерий 2.5. Использование средств наглядности, технических средств
Баллы
Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются фрагментарно, не выдержаны основные требования к дизайну презентации
1
Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации, отсутствует логика подачи материала, нет согласованности между презентацией и текстом доклада
2
Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации, подача материала логична, презентация и текст доклада полностью согласованы
3
3. Сформированность коммуникативных УУД
Критерий 3.1. Использование средств наглядности, технических средств при защите проекта
Баллы
Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются фрагментарно, не выдержаны основные требования к дизайну презентации (соотношение наглядности и текста в презентации; информационная перегруженность и т.д.), несоответствие наглядности содержанию защиты.
1
Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации, нет согласованности между презентацией и текстом доклада
2
Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации, подача материала логична, презентация и текст доклада полностью согласованы
3
Критерий 3.2. Четкость и точность, убедительность и лаконичность
Баллы
содержание всех элементов выступления дают представление о проекте; присутствует культура речи, наблюдаются немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления
1
содержание всех элементов выступления дают представление о проекте; присутствует культура речи, но речь эмоционально невыразительна
2
содержание всех элементов выступления дают представление о проекте; наблюдается правильность речи; четкость речи, лаконизм, присутствует эмоциональная окраска речи.
3
Критерий 3.3. Умение отвечать на вопросы, умение защищать свою точку зрения
Баллы
Ответы на поставленные вопросы однословные, неуверенные. Автор не может защищать свою точку зрения
1
Автор уверенно отвечает на поставленные вопросы, но не до конца обосновывает свою точку зрения
2
Автор проявляет хорошее владение материалом, уверенно отвечает на поставленные вопросы, доказательно и развернуто обосновывает свою точку зрения
3
4. Сформированность личностных УУД
Критерий 4.1. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе
Баллы
Работа шаблонная. Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода
1
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества
2
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта
3
8.3. Условия принятия решения по проекту:
В сумме за выполнение ИИП обучающийся может получить максимум 40 баллов.
Примерный план выступления на защите проекта
Введение
Тема моего проекта …………………………………………………...
Я выбрал эту тему, потому что ……………………………………....
Цель моей работы – ……………………………………….....………..
Проектным продуктом будет – .………………………………………
Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как ………
План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы):
• Сбор информации (где и как искал информацию)………………………………………………………
• Изготовление продукта (что и как делал)………………………………………………………………
• Написание письменной части проекта (как это делал) ………….
Основная часть
Я начал свою работу с того, что ………………………………………..
Потом я приступил к ……………………………………………………….
Я завершил работу тем, что……………………………………………...
В ходе работы я столкнулся с такими проблемами………………….
Чтобы справиться с возникшими проблемами, я……………………..
Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы)…………………………
План моей работы был нарушен, потому что………………………..
В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как………………………
Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что………
Заключение
Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например
Это произошло, потому что …………………………………………….
Если бы я начал работу заново, я бы …………………………………..
В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы………………………
Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как ………..
Работа над проектом показала мне…………..{2}
ПЛАН РАБОТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НАД ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ
Учащегося(щейся) « » класса ___________________________________________________________________________________
Разработка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы
2.Изучение справочной и научной литературой.
Составление библиографии по теме; конспектирование; обсуждение прочитанных научных работ.
3. Постановка цели и задач. Формулирование объекта и предмета исследования, выдвижение гипотезы (в зависимости от вида проекта).
Определение методов
Написание Введения
4. Сбор материала
Описание теоретической части. Проведение опыты, эксперимента.
5.Обработка полученного материала
Описание основной части. Представление полученного результата результатов в виде схем, таблиц, диаграмм и т.п.
6.Формулирование выводов
Систематизация и обобщение результатов работы. Написание Заключения.
7. Оформление проектной/исследовательской работы.
Подготовка и написание работы в соответствии с требованиями.
8.Представление результатов работы
Подготовка к защите, редактирование текста выступления. Подготовка к ответам на вопросы.
Приложение
Пример проекта
Соколова Ксения Алексеевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение города Ульяновска «Средняя школа №10»
9 «Б» класс
Научный руководитель:
Макарова Светлана Александровна
Использование в процессе обучения
лингвострановедческого словаря «Загадки России»
Нужны ли России образованные люди? Конечно же, да. Образованному человеку необходимо хорошо знать язык, географию, историю своей страны. Специальная наука— топонимика (от др.-греч. τόπος «место» + ὄνομα «имя»), которую называют «языком земли», изучает содружество этих предметов и дает возможность понять реальный мир как единую систему.
К сожалению, уровень знаний о родной стране у современных школьников невысокий. Отсюда вытекает проблема: как повысить уровень интегрированных знаний школьников о стране, сделать их основательными и прочными.
Если посмотреть на карту нашей страны, то можно увидеть многочисленные географические названия, скрывающие тайны. Например, имя города, важного для каждого русского человека: Москва. Что таит оно в себе? Что означает? Когда была основана Москва? Какие выражения в речи связаны с Москвой? Загадок много, и хочется их разгадать.
Целью проекта является: изучение информации по топонимике о всех субъектах и городах- административных центрах Российской Федерации и составление лингвострановедческого словаря «Загадки России».
Гипотеза: если школьники будут использовать в процессе обучения и во внеурочной деятельностилингвострановедческий словарь, то они смогут расширить словарный запас и кругозор, повысить свой уровень знаний о стране, связать учебный материал с жизнью, заинтересуются познанием окружающей действительности. {4}
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1.Разработать структуру словаря.
2.Изучить и собрать информацию о 80 субъектах и городах- административных центрах Российской Федерации.
Новизна работы заключается в создании словаря, объединяющего гуманитарные и естественнонаучные предметы. Несмотря на множество словарей, интегрированного словаря мы не обнаружили.
«Лингвострановедческий словарь» включает в себя:
1.заголовочное словосочетание - субъект РФ,
2. карту-иллюстрацию - изображение субъекта РФ на карте,
3. название административного центра субъекта РФ,
4. топонимику города -административного центра субъекта РФ,
5. исторические сведения о городе- административном центре субъекта РФ,
6.информацию о языковых и речевых единицах, связанных с субъектами РФ.
В словаре показано, какие выражения, метафоры, сравнения, пословицы, поговорки, «порождает» тот или иной край.
Словарь иллюстрирован и рассчитан на всех, кто хочет лучше знать свою страну и язык.
Пример словарной статьи.
1. Субъект РФ: Алтайский край
2.На карте:
3. Административный центр: Барнаул
4.Топонимика города: По названию реки Барнаулки (от древнетюркских слов «боро»- «волк», а «ул» «река»-«волчья река» )
5.Исторические сведения: Основан в 1730 году как посёлок при сереброплавильном заводе Акинфия Демидова. {5}
6. В языке и речи: «Сибирское здоровье», «Сибирский валенок», «Сибирская язва» {3}
Примеры словарных статей из лингвострановедческого словаря в таблице
№
Субъект РФ
На карте
Административный центр
Топонимика города
Исторические сведения
В языке и речи
2
Архангельская область
Архангельск
В 1613 г. получил наименование Архангельский город по имени Архангельского ( Арганело-Михайловского) монастыря.
Основан в 1584 г. и первоначально назывался Новые Холмогоры, поскольку до его строительства главным портом на Северной Двине было село Холмогоры.
Арханге
льский
мужик
3
Астраханская область
Астрахань
От словосочетания Хаджи-Тархан. Здесь хаджи – «паломник, благочестивец», тархан– «место, освобожденное от податей».
В 1459-1556 гг. Астрахань − главный город Астраханского ханства, присоединённого в 1556 г. к Русскому государству Иваном Грозным.
Астраханский помидор.
Астраха
нский арбуз
В Астрахани и коровы рыбу едят.
В процессе создания проекта также были сделаны контурная карта «Субъекты Российской Федерации» и их контуры, которые можно использовать в комплексе со словарем в игровой деятельности.
Теоретическая и практическая значимостьработы заключается в том, что лингвострановедческий словарь «Загадки России» можно использовать на уроках русского языка, литературы, географии, истории, краеведения и во внеурочной деятельности для формирования системы знаний о стране. Словарь поможет ученикам учиться с интересом и делать открытия.