kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ УМЕНИЯ СОЗДАВАТЬ ТЕКСТЫ-ПОВЕСТВОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья поможет учителям начальных классов обратить внимание как формируются умения учащихся создавать тексты-повествования на уроках русского языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ УМЕНИЯ СОЗДАВАТЬ ТЕКСТЫ-ПОВЕСТВОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ УМЕНИЯ СОЗДАВАТЬ ТЕКСТЫ-ПОВЕСТВОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Грушевская Е. В.

МБОУ СШ №6 (Димитровград)


Начальная школа – фундамент образования каждого человека. Предмет «русский язык» один из фундаментальных предметов начальной школы и во многом определяет результаты обучения школьников по другим школьным предметам. Грамотность устной и письменной речи является одним из показателей и предметом оценки по всем школьным дисциплинам. Речевая деятельность – это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения. Продукт речевой деятельности текст. Чаще всего текстом называют записанную, напечатанную речь. Термин «текст» можно применить и к устной, и даже к мысленной, внутренней речи. Понятие «текст» введено в школьные учебники и программы для начальных классов. Когда мы предлагаем детям создать текст, мы должны помочь им понять, к кому, зачем они обращаются с речью, т.е. обеспечить ситуацию общения.

Что из себя представляет повествование? Повествование – функционально - смысловой тип речи, выражающий сообщение о развивающихся действиях или состояниях и располагающий для реализации этой функции специфическими языковыми средствами. Известны два метода обучения созданию письменных текстов-повествований: индуктивный и дедуктивный. Индуктивный метод. Данный метод, как показывает опыт, учителя часто используют на практике. Они предлагают детям определённую тему сочинения, потом подробно разбирают её, организуют тщательную подготовку к сочинению и контролируют процесс создания сочинений детьми. Затем выбирают новую тему и так далее. Так складывается определённая система работы над сочинениями. Можно, конечно, научиться писать и таким образом, но эффективной такая система обучения может быть при одном условии: если параллельно идёт чтение художественной и научной литературы. Тогда у ребёнка путём бессознательного подражания вырабатывается не только слог, но и умение располагать материал темы, обосновывать свои мысли. Современные дети мало читают, а если и читают, то не каждый день, не систематически, урывками или «запоем» в каникулы. Дедуктивный метод. Сначала изучаются общие правила, общие приёмы, то есть теория написания сочинений, а затем переходят к практическим упражнениям. Дедуктивный метод требует, чтобы практика обучения написанию сочинений по возможности сопровождалась изучением теории. Обучение младших школьников созданию текстов-повествований носит системный характер и включает три этапа. Подготовительный этап: знакомство с понятием «текст», «признаки текста», «тема текста», «заголовок», «основная мысль», «план текста».

Теоретико-практический этап: знакомство с типом текста – повествованием, его особенностями, механизмами создания текстов повествований разных жанров. Практический этап: создание учащимися текстов-повествований на основе взаимосвязи его содержания, структуры и речевого оформления. От того, как учитель правильно и грамотно проводит все перечисленные выше этапы, зависит как учащихся самостоятельно будут создавать тексты- повествования на заданную тему. Рассмотрим, как можно провести работу по созданию текстов-повествований на подготовительном этапе по программе «Перспективная начальная школа» во 2 классе (урок развития речи).

Подготовительный этап.

  • Прочитайте и сравните две записи на доске.


1) Около дома росла маленькая яблонька. Летом всегда жарко. В прошлом году мы собрали хороший урожай яблок.

2) Около дома росла маленькая яблонька. Поднялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Саша принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку. Яблонька была спасена.


  • Что за записи перед вами? (В первом столбике – предложение, во втором – текст.)

  • А что выражает предложение? (Предложение выражает законченную мысль.)

  • А что же такое текст? Как в нём выражена мысль в отличие от предложения?

  • О чём рассказывается в тексте? (В тексте говорится о яблоньке.)

  • Вы представили себе картину, с которой начинается текст? (Можно прикрепить на доске иллюстрацию с изображением растущей возле дома яблоньки.)

  • Что же однажды произошло? (Поднялся сильный ветер.)

  • Из какого предложения вы об этом узнали? Зачитайте. (Из второго: «Поднялся сильный ветер».)

  • Что произошло дальше? (Ветер стал крутить и ломать деревце.)

  • Вы представили себе картину, на которой изображена раскачивающаяся от ветра яблонька? (Можно прикрепить на доске иллюстрацию с изображением раскачивающейся от ветра яблоньки (рядом с первой.)

  • Кто же пришёл на помощь яблоньке? (На помощь пришёл мальчик Саша.)

  • Как он это сделал? (Он принёс колья и подвязал дерево.)

  • Из каких предложений вы узнали об этом? (Саша принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку.)

  • Вы представили себе картину, на которой изображена яблонька, подвязанная к кольям, и стоящий рядом Саша? (Учитель прикрепляет на доске третью иллюстрацию с изображением Саши и подвязанной яблоньки (на доске рядом три иллюстрации.))

  • Чем всё закончилось? (Маленькая яблонька была спасена.)

  • Из чего же состоит текст? (Из предложений.)

  • В тексте все предложения взаимосвязаны, то есть объединены общим смыслом (единством темы). Вы уже сказали, что в этом тексте говорится о яблоньке. Это тема текста.

  • Текст можно озаглавить. Заглавие подходит ко всему содержанию и охватывает все предложения.

  • Подумайте, какой заголовок можно подобрать к этому тексту?

(«Спасение яблоньки», «Маленькая яблонька» и т.д.)

  • Соответствует ли заглавие содержанию текста? (Заголовок передаёт тему, основную мысль).

  • Ребята, а что такое основная мысль текста? (Главный смысл из всего текста.)

  • В каком предложении заключена главная мысль? (Яблонька спасена.)

  • Верно. Саша вовремя пришёл на помощь яблоньке. Яблонька была спасена.

  • Итак, мы с вами выяснили, что текст состоит из предложений. Текст – это два или несколько предложений (группа предложений), все предложения связаны по смыслу. Текст можно озаглавить.

  • Мы определили в самом начале, что в первом столбике записано предложение. Предложение выражает законченную мысль. В тексте тоже выражена мысль, но в тексте эта мысль развивается. В каждом новом предложении добавляется к сказанному что-то новое.

  • Любую ли группу предложений можно назвать текстом? (Дети высказываются.). В какой группе есть общая мысль, связывающая предложения в единое целое? Сделайте вывод: почему первая группа предложений не представляет собой текст? (Дети высказываются). В связном тексте все предложения связаны между собой и стоят в определённом порядке. Если этот порядок нарушается, то нарушается связь между предложениями и текст распадается. Обратимся снова к нашему тексту.

Саша принёс колья. Поднялся сильный ветер. Около дома росла маленькая яблонька. Он стал крутить и ломать деревце. Яблонька была спасена. Мальчик подвязал яблоньку.

  • Можно ли назвать такую группу предложений текстом? Почему нарушилась связь? (так как переставили предложения.)

  • Восстановите текст. (Дети переставляют предложения, приводя текст в порядок.)

  • Ребята, а попробуем убрать третье предложение из текста. Прочитайте, что получилось.

Около дома росла маленькая яблонька. Поднялся сильный ветер. Саша принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку. Яблонька была спасена.

  • В таком тексте нарушилась смысловая связь. Текст стал не таким понятным, особенно – главная мысль. Ведь вся суть в том, что ветер ломал и крутил маленькую яблоньку. Она могла погибнуть, но Саша пришёл на помощь и спас её. Без третьего предложения не совсем понятна главная мысль текста. Все предложения в тексте стоят по порядку. В каждом тексте есть начало, основная часть и заключение. Попробуйте выделить эти части в нашем тексте.

Начало. Около дома росла маленькая яблонька.

Основная часть. Поднялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Саша принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку.

Заключение. Яблонька была спасена. Мы составили план текста. Каждую часть текста тоже можно озаглавить.

В ходе такого обсуждения учащиеся приходят к выводу, что текст обладает следующими признаками: текст состоит из предложений, предложения в тексте взаимосвязаны между собой, в тексте о ком-то или о чём-то говорится (это тема текста), тему текста можно определить по заголовку, понять текст – значит, определить его главную мысль (главная мысль бывает тоже отражена в заголовке текста), в тексте выделяются части: начало, основная часть, концовка (к тексту можно составить план).

Как видно, все признаки, которыми обладает текст обсуждались на уроке с младшими школьниками. Такую работу лучше проводить сразу на одном уроке. Далее следует работа по закреплению новых знаний. Первичное закрепление можно провести на любом небольшом тексте.

Каждый учитель, руководствуясь Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, должен стремиться дать детям возможность научиться осознанно и правильно создавать письменные тексты, развивать правильную письменную речь - показатель индивидуальной культуры человека.

Литература

1. Капинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения. – м., 1994.

2. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – м., 2003.

3. Плёнкин Н.А. Уроки развития речи. – м., 1995.

4. Саломатина Л.С. Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов. – м.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения.- м.: Просвещение, 2009.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ УМЕНИЯ СОЗДАВАТЬ ТЕКСТЫ-ПОВЕСТВОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Автор: Грушевская Елена Викторовна

Дата: 24.11.2016

Номер свидетельства: 362329


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства