kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изучение творчества М. Горького с применением интерактивных методов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа на тему «Изучение творчества М. Горького с применением интерактивных методов» посвящена методике изучения произведений великого писателя в школах с нерусским языком обучения. В данной работе раскрыта актуальная и в наше время проблема изучения произведений М. Горького, технологии проведения уроков литературного чтения, используемых на уроках в национальных классах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изучение творчества М. Горького с применением интерактивных методов»

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА М. ГОРЬКОГО С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ


Аннотация


Данная работа на тему «Изучение творчества М. Горького с применением интерактивных методов» посвящена методике изучения произведений великого писателя в школах с нерусским языком обучения. В данной работе раскрыта актуальная и в наше время проблема изучения произведений М. Горького, технологии проведения уроков литературного чтения, используемых на уроках в национальных классах.

Данная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложения.

содержание

1. Введение.

2. Основная часть.

2. 1. Изучение творчества Максима Горького в средней школе.

2. 2. Особенности изучения в школе эпических произведений.

2. 3. Анализ рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

3. Заключение.

4. Список использованной литературы.

5. Приложение.
































Введение


Школьное преподавание русской литературы сегодня ориентировано на воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся; освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе; совершенствование умения анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации.

Необходимо признать факт существования острых проблем, требующих эффективного решения, полной мобилизации потенциальных ресурсов, источником которых могут стать исследования передового педагогического опыта.

Актуальной темой выступлений в периодической печати, дискуссий на педагогических советах и заседаниях методических объединений учителей-словесников стала чрезмерная перегруженность программ, объясняющаяся включением в них произведений, не всегда отвечающих требованиям художественности и доступности для учащихся определенного возраста; сокращение времени на изучение предмета в школе.

Это объясняет актуальность, своевременность работы, ключевых направлений изучения творчества Максима Горького в средней школе, обращение к опыту отечественной методики, позволяющему сопоставить методические концепции, сделать выводы о продуктивности тех или иных установок, наметить пути совершенствования приемов и методов современного преподавания литературы в школе.

Цель данной работы – найти оптимальные методы и средства, позволяющие активизировать познавательный интерес учащихся к литературе и изучению творчества Горького, в том числе, рассказа «Старуха Изергиль».


Основная часть

2. 1. Изучение творчества Максима Горького в средней школе

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности.

Одной из серьёзных проблем современного школьного литературного образования является проблема прочтения классики. Литература прошлого впитала в себя опыт исторического развития общества, и в этом таятся не использованные до конца резервы усиления воспитательного воздействия ее на молодёжь. Важно найти в русской классике то, что созвучно времени и волнует учащихся.

Изучение произведений словесного искусства на занятиях по литературе в национальной школе – при всей ограниченности анализа в условиях школьного учебного процесса по сравнению с анализом литературоведческим – должно быть строго научным, опирающимся на устоявшиеся, проверенные оценки литературных явлений и на  лучшие достижения современной литературоведческой науки.

Особого внимания требует сам процесс общения со старшеклассниками. Они имеют разнообразный досуг, уровень их культурных запросов нередко бывает более высоким, чем у взрослых. В частности, именно, в 9 классе узбекской школе изучается творчество Максима Горького. А это именно тот возраст, с которым нужно быть как можно осторожнее, т.к. развитие читательских интересов идет по линии соединения понятийных обобщений.

При изучении творчества Горького должны рассматриваться вопросы, интересующие молодёжь. Учащимся следует помочь сделать выбор книг для чтения, осознать нравственно-эстетический принцип произведений. А также важно разнообразить формы учебной деятельности: совершенствовать характер их выступления на уроках, участие в диспутах и семинарских занятиях, написание работ – от простых ответов на вопросы, изложений, сочинений до отзывов, докладов, работы с дидактическими материалами, творческих работ.

Но, к сожалению, на использование разнообразных методов не хватает времени. Это не дает возможности раскрыть и полностью осветить все темы, только обязательный минимум.

Особенности изучения в школе эпических произведений.

Эпические произведения составляют большую часть школьных программ. К эпическим произведениям относятся: притча, рассказ, очерк, эссе, повести, романы. Основные признаки: изображение внешнего мира, по отношению к писателю; сюжетность. Методика анализа эпического произведения в значительной степени опирается на своеобразие его рода и жанра. Важнейшие проблемы, которые раскрываются при изучении эпического произведения: тема, проблема, сюжет; образы героев; образ автора, индивидуальность авторского видения; образ художественного времени и пространства. В каждом произведении вычленяются основные линии, выбор которых определяется возрастом учеников, сложностью произведения, его жанром.

В своих теоретических высказываниях Горький неоднократно касался вопросов эпоса. Проблема эпического искусства закономерно вытекала из тех монументальных задач, которые ставил Горький перед советскими писателями. Монументальное и синтетически обобщенное изображение действительности и должно было составить содержание нового эпического искусства. Проблема эпического для Горького – это проблема общеэстетического характера. Эпична для Горького современная история.

Все творчество Горького и представляет собой картину непрерывно нарастающих и усиливающихся эпических тенденций. Но в процессе идейно-художественного развития писателя эти тенденции прошли различные стадии, видоизменялись и обогащались  в своем содержании.

2. 2. Особенности изучения в школе эпических  произведений

На разных этапах обучения в поле зрения учащихся будут находиться не все компоненты, да и вообще полнота анализа больших эпических произведений в школе недостижима. Поэтому важно в каждом случае искать основные линии, доминанты анализа, через которые бы ученик шел к пониманию идейно-художественного смысла произведения на доступном для его возраста уровне.

Чтобы помочь школьникам проникать вглубь произведения, надо научить их перечитывать его. Все богатство художественных впечатлений они должны получить от личного и непосредственного контакта с произведением, а задача учителя – помочь осознать эти впечатления, прояснить авторский замысел, авторскую концепцию жизни (нравственно-эстетический идеал). Это проще сделать при изучении басни, рассказа, где невелик объем текста, характеры действующих лиц раскрываются в каком либо одном событии, столкновении. Когда же речь идет о повести, о романе, то особое значение приобретает отбор материала и акцентировки в его интерпретации, какие эпизоды рассмотреть подробно, какие опустить; что в характерах героев выделить как главное, а что оставить без внимания и оценки; на каких сторонах авторского идеала сделать основной акцент – все эти вопросы приходится постоянно решать, когда обдумывается система уроков по изучению большого эпического произведения. В школе плодотворен историко-функциональный подход, когда при истолковании произведения принимается во внимание жизнь его в читательском сознании разных эпох. Это позволяет остановиться на тех сторонах произведения, которые могли казаться менее существенными во время его появления, но приобрели особое значение сегодня.

Независимо от того, какой путь разбора будет принят в качестве основного, эпическое произведение должно изучаться целостно, как художественное единство, в неразрывности содержания и формы. Надо сказать, что целостность произведения не всегда удается раскрыть даже авторам современных литературоведческих трудов. Тем более трудно осуществить это в школе, где – в связи с «прерывностью» анализа и распределением материала по урокам - неизбежно то или иное расчленение художественного единства. Делать это приходится по разным причинам – из-за невозможности полностью прочитать произведение в классе, из-за ограниченности времени на изучение, из-за необходимости систематизировать знания школьников и т.д. Можно назвать несколько условий, соблюдение которых ослабляет впечатление раздробленности анализа и позволяет сохранить относительно целостное представление о произведении. Во-первых, нужно стремиться попеременно фокусировать внимание школьников на элементах образной системы в процессе постепенного «движения в тексте». Во-вторых, необходимо избегать схематизма, отвлеченности, «анатомирования» текста. Анализ должен постоянно сопровождаться синтезом, и важно в каждый момент работы не ограничиваться логически-понятийными выводами, а оживлять конкретно-образные представления школьников. В-третьих, надо составлять условия для появления и сохранения эмоциональных реакций учащихся в процессе разбора.

Важно научить учащихся осознавать впечатления, понимать авторский замысел. Поэтому основное внимание уделяется отбору материала, расставлению акцентов в работе над ним: 1) какие эпизоды рассмотреть детально, какие опустить, 2) что в характере героя выделить как основное, 3) как подойти к авторской позиции, 4) на чем делать акцент. При анализе надо уделять особое внимание: 1) анализу сюжетно-композиционной основы произведения, 2) работе над образами, 3) выявлению авторской позиции и своеобразию поэтики произведения.. Для анализа сюжета и композиции надо использовать приёмы: 1) чтение и перечитывание отдельных фрагментов текста, 2) составление планов, 3) пересказ, 4) озаглавливание частей произведения, 5) анализ эпизодов произведения.

Проблемное обучение как дидактическая система, обогащающая содержание всех методов преподавания предмета, стимулирующая познавательную активность учащихся. Проблемный вопрос и проблемная ситуация на уроках литературы. Классификация проблемных ситуаций в зависимости от целей обучения и возраста учеников.

2. 3. Анализ  рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

Анализ эпического произведения в школе – сложный творческий процесс. Он определяет двуединую природу школьного анализа, сложное сочетание в нем субъективно значимых для учащихся и объективно значительных вопросов.

Раскрывая основные вопросы методики анализа рассказа, мы подчиняем их главному, с нашей точки зрения, аспекту – задаче формирования у учащихся потребности прочесть или перечитать произведение, понять его основные проблемы, историческое и общечеловеческое значение. Только при этом условии литература может воздействовать на читателя, воспитывая и формируя «человека в человеке».

Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» относится к ранним произведениям русского писателя и продолжает романтические мотивы его творчества. Горький написал это произведение под впечатлениям от путешествия по южной Бессарабии в 1891 г.

Рассказ состоит из трех новелл, которые соединены между собой общей идеей. Подобная композиция «Старуха Изергиль» довольно сложна, так как новеллы представлены как самостоятельные произведения, которые повествуют о историях, которые лишь отчасти связаны между собой.

Но новеллы пронизаны единой идеей, которая заключается в том, чтобы показать настоящую ценность человеческой жизни. С помощью трех разных легенд, Горький полноценно раскрывает образ главных героев и их представлений о жизни.

Писатель создает интересную и сложную систему образов, которая представляет собой основное средство для раскрытия темы «Старухи Изергиль» - человеческой свободы и несвободы.

Идейное содержание рассказа заключено в трех основных, различных и ярких образах – Ларры, старухе Изергиль и Данко.

Повествование развивается на фоне прекрасной степной природы Бессарабии, для описания которой автор находит слова, будто напоенные ароматом трав

Основной образ первой новеллы – это эгоистичный индивидуалист Ларра, навлекший на себя бремя одиночества. Горький показывает героя в наихудшем свете. У людей Ларра вызывает страх и гнев.

Его натуру писатель использует для того, чтобы продемонстрировать к чему может привести непомерное желание свободы, полностью исключающее понятие справедливости и любви. Ларра знает только собственное «я», считает себя самым сильным и волевым, и отвергает все остальное, в том числе и людей.

Ларра из рассказа «Старуха Изергиль» отвергает людей и остается один. Ничто не мешает ему жить так, как он хочет. И в конечном итоге Ларра тяготится бесценным даром – свободой и бессмертием. Автор утверждает, что индивидуализм и одиночество не могут принести счастье.

Ларра через много лет вседозволенности и самоупоения все-таки воспринимает свою свободу от людских законов как наказание, так как ему не с кем разделить безграничную волю. Постепенно автор подводит читателей к мысли, что одиночество тяготит человека, становится его наказанием, от которого нет спасения. Писатель развенчивает бессердечного индивидуалиста. Его себялюбие и непомерная тяга к личной свободе приводят Ларру к отторжению от общества людей.

Второй образ, созданный Горьким, противоположен Ларе, это милосердный Данко-альтруист. Он любит людей больше всего на свете и самопожертвование ради них – норма жизни для Данко. Образу Данко сопутствует образ огня, горящего сердца, солнечного блеска. Образ солнца и огня подчеркивают героическую устремленность прекрасного юноши Данко, придают всему рассказу эмоциональную напряженность. Его любовь к людям и желание послужить им, его высокие героические устремления сливаются с его красотой, силой и молодостью.

Вся легенда о Данко, о его сердце, горящей великой любовью к людям, воспринимается читателем как смелый призыв к героическим подвигам.

Таким образом, Горький показывает истинную силу, что может быть в человеке – не ту, которая давит своей волей всех вокруг, а та, которая способна не только любить, но и полноценно выражать любовь, не страшась последствий и жертв.

Наиболее сложным для анализа представляет собой третий образ рассказа – старуха Изергиль. Она не является персонажем легенды, как два других героя, она – реальный человек, и ее история больше всего напоминает действительность

Она рассказывает историю любви, показывая какой гордой и непримеримой с самой собой она была. Она рассказывает о тех, кого она любила, но нет ощущения того, что любовь старухи Изергиль была наполнена светом и искренностью.

Тем не менее, она совершала поступки, которые были близки именно ей, чувствуется, что она поступала так, как ей указывало сердце. Ее история больше напоминает образ Ларра, и именно новелла о ней помогает лучше понять ключевую тему первого отрывка рассказа.

Образ старухи Изергиль дополняет образ двух других героев, делая их более доступными для понимания и более определенными. И истории трех героев приводятся к одной мысли, к извечному для литературы вопросу о смысле человеческой жизни, к тому, во имя чего человек проживает целую жизнь.

Изергиль, рассказавшая эту легенду, уверена, что оставила след в людских сердцах. Но рассказчик показывает бессмысленность существования, эгоизм и себялюбие героини.

Состарившись и вспоминая о былом, она не оживляется, глаза ее тусклы и безжизненны. Была в её жизни цепочка любовных приключений, но настоящей любви не было. Слишком она ценила свою волю, и, ощущая себя сильной и свободной, не понимает, что на самом деле она была не способна на подлинное чувство, на долгую привязанность.

Один из эпизодов рассказа – воспоминания Изергиль о своей жизни. Он раскрывает образ ярко одаренной, смелой, мужественной, сильной, жаждущей счастья и радости женщины. Старуха Изергиль прожила мятежную жизнь, но в ее жизни не было высокой цели, ее жизнь не была освещена созидательным трудом, благородным желанием послужить народному счастью, в ее жизни не было дела, которое стояло бы выше ее и способствовало бы внутреннему росту и . когда она, одинокая, засыпает на берегу моря, ее становится жалко, и жизнь ее кажется бессысленной.

Горький не только рисует разные типы романтических героев, но и оценивает их поступки, развенчивает загадочность и притягательность индивидуализма – в этом особенность и новаторство его романтического наследия.

В рассказе «Старуха Изергиль» Горький рисует исключительные характеры, возвеличивает гордых и сильных духом людей, для которых свобода превыше всего.

При изучении рассказа «Старуха Изергиль» могут быть использованы такие методы, как Диаграмма Венна, кластер

Концептульная таблица

Синквейн

1. Данко

2. Молодой, смелый

3. Верит, гордится, ведет

4. Данко повел людей вперед

5. Даниил






Заключение

Постоянная забота учителя – установить живую связь сегодняшних юных читателей с художественной классикой. Такая связь может возникнуть только в сознании читателя, заинтересованного, взволнованного искусством прошлого.

На горьковских уроках в средней школе этого не всегда удается достичь. Многие учителя-словесники с тревогой говорят, что интерес к творчеству Горького, рождающийся у школьников, нередко угасает. Много нужно сделать, чтобы перед школьниками полнее раскрылось художественное богатство горьковского творчества, потому что, он совершил великие открытия в творчестве, заслужил вечную благодарность своего народа. В данной работе сделана попытка привлечь более пристальное внимание учителей и учащихся к творчеству Максима Горького.

Бесценный исторический опыт народа, запечатленный в литературе, воспитывает чувство сопричастности минувшему, ответственность перед настоящим и будущим. Знакомство с классикой, восприятие гуманистических идей и чувств прогрессивных писателей духовно возвышает и обогащает учащихся, развивает эстетические вкусы и потребности, готовит к постижению современной литературы с ее нередко усложненными формами, формирует гуманистическое мировоззрение, национальное самосознание, чувство патриотизма, понимание авторской позиции и т.д.

Из нашего исследования можно сделать следующие выводы и определить проблемы, требующие дальнейшего изучения:

- выявлены актуальные идеи и подходы к изучению творчества Горького, предлагаемые методистами (изучение произведений как организация саморазвития личности ученика; организация поисковой деятельности учащихся с использованием проблемных вопросов и составление опорных схем; развитие читательской активности учащихся при помощи разбора проблематики произведений, разнообразных самостоятельных творческих работ).

-  при изучении творчества Горького в школе учитель сталкивается с определенными трудностями. У школьников, к сожалению, не всегда происходит сближение с миром Горького, и в целом отношение учащихся к его творчеству далеко не соответствует ее истинному значению. Они воспринимают произведения классика преимущественно тематически, со стороны «содержания», ценят их «информационный» слой, не пытаясь проникнуть тем чувством, какое пронизывает все произведения автора. Такое знание дает возможность переубеждать учащихся, спорить с ними, воспитывать их. Если же собственные представления учеников не учитываются педагогом, преподавание литературы может потерять воспитательную силу воздействия. Важно знать, понимать, выяснить, в чем причина равнодушия у сегодняшних школьников к классике. Гораздо плодотворнее попытаться узнать, что именно не понимают учащиеся, почему у них не возникает того контакта с поэтом, какой необходим при изучении его творчества. Зная причины, можно увереннее действовать в нужном направлении. Конечно, ни в коем случае нельзя ослаблять социально-исторических позиций в подходе к изучению творчества Горького. Но одновременно необходимо чаще обращаться к нравственно-психологическим проблемам, поставленным в творчестве писателя, а также раскрывать эстетическое своеобразие его произведений. В этом случае восприятие учениками творчества Максима Горького станет более заинтересованным и активным.

Развить интерес к изучаемой теме поможет использование самых разнообразных методов, приемов проведения уроков внеклассного чтения.

Накоплен уже немалый опыт по методике изучения творчества Максима Горького в средней школе. Очень часто учителя сталкиваются с таким явлением: чужой, списанный, блестящий урок или приём при попытке использовать его в своём преподавании не даёт ожидаемых результатов.

Список использованной литературы


  1. Агеносов В. В. Русская литература 20 века. 11 кл.: Учебник для общеобразоват. учебных заведений. Ч. 2. М.: Дрофа, 1997. 352 с.

  2. Басинский П. В. Максим Горький // Русская литература рубежа веков (1890 – нач.1920). М.: Наследие, 2000. 505 с.

  3. Библиотека русской художественной публицистики. М.: Современная Россия, 1980. 400с.

  4. Богданова О. Ю. Методика преподавания литературы: Учеб. для студ. пед. вузов. М.: «Академия», 2000. 400 с.

  5. Бялик Б. Из сценической истории пьес Горького // Горький М. Пьесы. М., 1969. – 303с.

  6. Бялик Б. А. Творчество Горького и вопросы социалистического реализма. М.: Академия наук СССР, 1958. 500 с.

  7. Голубков В. В. Горький в школе. М.,1960.














РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 9 КЛАССЕ ПО РАССКАЗУ М. ГОРЬКОГО «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ» ДЛЯ ШКОЛ С УЗБЕКСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ

Цели урока:

Образовательная. Ознакомить учащихся с отрывком о Данко из рассказа «Старуха Изергиль».

Развивающая. Закрепить умение конструировать высказывания с указанием на место и направление действия. Учить внимательному, вдумчивому отношению к тексту, умению сопоставлять литературные произведения.

Воспитательная. Воспитывать любовь к книге, стремление сделать жизнь ярче, богаче, быть полезным людям.

Методы. Работа в группах, интеграция с изучением истории Узбекистана,

Оборудование. Стенд «Жизнь Горького», выставка книг, иллюстрации к рассказу, карточки-задания «Любимые книги», «Псевдонимы»; портреты писателей.

Подготовка к уроку. 1. Найти на карте города с названием Новгород (на любом известном языке) 2. Подготовить список великих людей, которые носили псевдонимы.

Эпиграф к уроку. « Книги показывали мне иную жизнь – жизнь больших чувств и желаний, которые приводили людей к подвигам». Максим Горький.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Сегодня на уроке мы учимся обсуждать литературное произведение на русском языке. Мы постараемся сделать русский язык орудием мысли, средством познания. Но главное – мы узнаем, откуда взять силы жить и побеждать, если жить – кажется невозможным.

II..Актуализация знаний.

1.Беседа о жизни М.Горького.

- Что вы узнали о писателе на прошлом уроке? Кто привил Алеше любовь к природе? Чем он помогал семье? В каком городе прошло детство писателя?

Отчёт первой команды. Работа по карточке «100 Новгородов»

Господин Великий Новгород на Волхове. Карфаген – Карт-Хадаш (Африка)

Новгород-Северский на Десне. Картахена (Испания)

Новгород-Волынский на Случи. Неаполь (Италия)

Нижний Новгород на Волге. Нью-Йорк (США)

Новогрудок (Гродно). Наутака (Согд, 4 век до н.э.)

Новгородка (Украина) Янгиер, Янгикент.

Выходит, мы с вами в таком же месте живем. Ведь в Узбекистане тоже есть «новые города, новые земли». Может, среди нас тоже появится замечательный писатель. Но мы ещё не объяснили, как Алексей Пешков стал писателем Максимом Горьким, что помогло ему. (Ответы учеников)

- Где побывал Максим Горький? Какие книги написал? Где напечатана его первая книга? Был ли он в Узбекистане? О чем мог мечтать Горький? (развернутые ответы).

- Почему Алексей Пешков выбрал себе такой псевдоним? Какие еще псевдонимы великих людей вы знаете?

2. Отчёт второй группы. Краткий рассказ о псевдонимах знаменитостей.

Карточки-задания «Псевдонимы».

Правильно соотнесите фамилии и псевдонимы великих людей. Если эти личности вам неизвестны, обратите внимание на их имена и национальность. Оценка ставится за языковое чутьё и знания.

№1. Писатели. Антон Чехов. Алексей Пешков. Садриддин Саидмурадзода. Александр Пушкин. Семюэл Ленхгорн Клеменс. Николай Гоголь. Муса Ташмухамедов.

(Марк Твен. Айни. НКШП. Максим Горький. Айбек. Брат моего брата. ОООО).

№2. Поэты. - Анна Горенко. Поль Элюар. Александр Гликберг. ЯнисПлиекшас. Лариса Косач.

(Леся Украинка. Саша Черный. Анна Ахматова. Ян Райнис. Эжен Грендель.)

Как видите, разные причины заставили этих людей выбрать псевдонимы. Кто-то выбрал фамилию покрасивее, подчеркнул или скрыл национальность.

3.Викторина «Любимые книги».

- Кто познакомил Алексея Пешкова с хорошими книгами? Знаете ли вы эти книги?

- Главный герой – сын бедного дворянина из Гаскони. В реальной жизни он полковник и почетный смотритель птичьего двора короля, то есть курятника. Но в книге у него замечательный девиз: «Один за всех и все за одного!» (Три мушкетера. Дюма)

- Да разве ж есть на свете такие силы, чтоб победили русскую силу! (Тарас Бульба. Гоголь)

Сам писатель говорил: «Книги … показывали мне иную жизнь – жизнь больших чувств и желаний, которые приводили людей к подвигам и преступлениям». Какие подвиги или преступления совершили герои рассказа Горького?

4. Беседа по первой части рассказа «Старуха Изергиль».

- Почему рассказ начинается с описания моря? Похоже ли оно на картины Айвазовского на стенде? (У этого моря есть берег.)

-Краткий пересказ легенды о Ларре. Напомните, за что наказан Ларра? Нравятся ли вам его соплеменники? Что привлекает в мудреце?

III. Изучение нового материала.

1. Работа с текстом. Комментированное чтение отрывка. Беседа по тексту.

Прочитайте начало отрывка. - Как зовут нового героя? Данко – цыганское сокращённое имя Даниил. А ещё оно напоминает слово «дать». Что вы знаете о пророке Данииле – Данияле?

- Какие дороги были перед людьми в легенде о Данко? Какая дорога труднее – вперед или назад?

- Найдите афоризмы в словах Данко. (Красивые – всегда смелы.Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Всё на свете имеет конец.

Знаете ли вы еще афоризмы великих писателей?

-Почему люди заметили, что Данко лучше всех? (в глазах его горел огонь любви) Есть ли искорки в ваших глазах? Можете ли вы сказать, что любите людей?

- Когда людям было страшнее всего? Как объясняли грозу первобытные люди? Может, вы и бога грозы знаете?

2. Работа по карточке «Боги грозы и молнии». Сопоставьте богов и страны. Проверим ваши знания по мировой истории и языковое чутьё.

- Зевс. Юпитер. Перун. Мардук. Тейшеба. Тор (Доннар). Кетцалькоатль.

(Русь. Месопотамия. Урарту. Рим. Греция. Майя. Германия.)

- Но люди из легенды, видно, и богов не знали. Они боятся болотных духов.

- Почему Данко повел их? Как он сам это объяснил? С кем он сравнил людей? Какие черты характера Данко вы можете назвать? Как это звучит по-узбекски?

Словарная работа (мужественный, смелый, храбрый, добрый, решительный).

- Достаточно ли одного мужества и силы для движения вперед? Что важнее всего? Что дает силы на подвиг? (Любовь к людям) Человек может всё, если перед ним высокая цель. Какая цель сейчас перед вами?

Чтение отрывка «В жизни всегда есть место подвигам» (из истории самой Изергиль). Пересказ концовки.

IV. Закрепление изученного.

Ответьте на вопросы, используя обстоятельства места или СПП с придаточными места.

- Где жили эти люди? Откуда явились чужие племена? Куда они прогнали людей? Куда вели дороги. Куда хотели идти люди? Где они находились?

- Прочитайте концовку рассказа. Найдите СПП с придаточными изъяснительными и определительными. Чего не заметили люди? Чего испугался осторожный человек? (Используйте союз что)

- Что случилось бы с Данко, если бы он не упал? Заметили ли люди осторожного человека? Что бы вы сделали с искрами от горящего сердца Данко?

V. Итоги урока. Какие еще легенды об огне вы знаете?

- Что вы слышали о Прометее? Похожи ли Данко и Прометей?

- Знаете ли вы рассказ о Мусе, который вывел свой народ из плена? Кто приказал Мусе вести свой народ?

- Кто знает историю из «Шахнаме» о царе Хушанге, который научил нас добывать огонь?

- Чем понравилась вам эта легенда? Горят ли еще искорки в ваших глазах? Что сделаете вы для людей сегодня?

VI. Домашнее задание. Пересказ легенды о Данко близко к тексту. Ответы на вопросы учебника. Узнать о переводчиках рассказа на узбекский язык.



22


Просмотр содержимого презентации
«Изучение творчества М. Горького с применением интерактивных методов»

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА М. ГОРЬКОГО С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА М. ГОРЬКОГО С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ

«Песня о Соколе». 1895 год.   «Безумству храбрых поём мы славу!  Безумство храбрых - вот мудрость  жизни!»

«Песня о Соколе». 1895 год.

«Безумству храбрых поём мы славу! Безумство храбрых - вот мудрость жизни!»

«Мечтать – не значит жить! Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили всё и, сотрясая, толкали вперёд.»    М. Горький.

«Мечтать – не значит жить! Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили всё и, сотрясая, толкали вперёд.» М. Горький.

Легенда о Данко.  (по рассказу «Старуха Изергиль» 1894 г.)

Легенда о Данко. (по рассказу «Старуха Изергиль» 1894 г.)

  • Легенда – жанр устного народного творчества; рассказ поучительного содержания о выдающемся событии или поступке человека, о чудесном происшествии, которое воспринимается как действительное.
Средства художественной выразительности: эпитеты,  метафоры,  олицетворения,  сравнения,  гиперболы,  повторы,  многосоюзия,  ряды однородных членов,  риторические вопросы,  восклицательные пр-ния.

Средства художественной выразительности:

эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, гиперболы, повторы, многосоюзия, ряды однородных членов, риторические вопросы, восклицательные пр-ния.

По мнению М. Горького, подвиг – это высшая степень свободы от любви к себе.

По мнению М. Горького, подвиг – это высшая степень свободы от любви к себе.

Герои живут среди нас.

Герои живут среди нас.

  • Домашнее задание: сочинение – миниатюра «Как стать героем?»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Изучение творчества М. Горького с применением интерактивных методов

Автор: Жумаев Шухрат Бобоназарович

Дата: 12.04.2020

Номер свидетельства: 546279


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства