"Юный лингвист" (Авторская программа дополнительного образования по русскому языку в старших классах для подготовки учащихся к ГИА )
"Юный лингвист" (Авторская программа дополнительного образования по русскому языку в старших классах для подготовки учащихся к ГИА )
Программа дополнительного образования по русскому языку в старших классах для подготовки учащихся к ГИА (216 часов)
Возраст детей:15-17 лет
Срок реализации программы:1 год (6 часов в неделю)
Цель программы: коммуникативное воспитание школьников.
Специфика содержания: Программа направлена на развитие различных компетенций учащихся, творческих способностей, углубление знаний учащимися разных разделов лингвистики, развитие и совершенствование речевых навыков в процессе подготовки к ГИА.
Уровень освоения: средний.
Форма реализации: внеклассная работа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Юный лингвист" (Авторская программа дополнительного образования по русскому языку в старших классах для подготовки учащихся к ГИА )»
РУКОВОДИТЕЛЬ
ГОРЕЛЫШЕВА СВЕТЛАНА АЛЕКСЕЕВНА,
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
МБОУ ВЕШКАЙМСКОЙ СОШ №2 ИМЕНИ Б.П. ЗИНОВЬЕВА
2017-2018
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Автор:
Горелышева Светлана Алексеевна, учитель высшей квалификационной категории
Место работы, должность:
МБОУ Вешкаймская СОШ №2 имени Б.П. Зиновьева, учитель русского языка и литературы
Ведомственные награды: «Почетный работник общего образования»
Регион:
Ульяновская область
Характеристики ресурса
Уровни образования:
дополнительное образование детей
Класс(ы):
9, 11 классы
Предмет(ы):
Русский язык
Тип ресурса:
образовательная программа
Краткое описание ресурса:
Программа дополнительного образования по русскому языку в старших классах для подготовки учащихся к ГИА (216 часов)
Дополнительная образовательная программа
«Юный лингвист»
Возраст детей:15-17 лет
Срок реализации программы:1 год (6 часов в неделю)
Информационная карта.
Вид программы дополнительного образования: социально-педагогическое направление.
Цель программы: коммуникативное воспитание школьников.
Специфика содержания: Программа направлена на развитие различных компетенций учащихся, творческих способностей, углубление знаний учащимися разных разделов лингвистики, развитие и совершенствование речевых навыков в процессе подготовки к ГИА.
Уровень освоения: средний.
Форма реализации: внеклассная работа.
Масштаб реализации: МБОУ Вешкаймская СОШ №2 имени Б.П. Зиновьева
Пояснительная записка.
Программа дополнительного образования «Юный лингвист» рассчитана на обучающихся 9,11 классов общеобразовательной школы.
Направленность: программа предназначена для углубления знаний по русскому языку с целью качественной подготовки к экзамену в форме ГИА: формирование лингвистической компетенции, то есть знаний о языке и речи и умения пользоваться ими в работе с языковым материалом; формирование языковой компетенции, то есть практическое владение самим языком, соблюдение в устных и письменных высказываниях языковых норм; формирование коммуникативной компетенции, или владение разными видами речевой деятельности, умениями воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания; культуроведческая компетентность, обеспечивающая осознание русской языковой картины мира, овладение культурой межнационального общения.
Новизна и актуальность: введение единого государственного экзамена по русскому языку с целью создания системы объективной оценки подготовленности выпускников заставило пересмотреть программу обучения учащихся старших классов, обратив особое внимание на актуализацию знаний и умений по вопросам, традиционно вызывающим затруднения в области орфографии и пунктуации; на совершенствование знаний о лингвистике как науке; знаний признаков и особенностей употребления в речи основных единиц языка; формирование навыков анализа текста, соблюдение языковых и культурных норм, передачи содержания текста и создания собственного высказывания. Данная программа расширяет знания и умения учащихся и помогает осознавать себя как активную личность, способную к речевому взаимодействию в различных сферах общения.
Цель программы: развитие коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой деятельности; воспитание гражданина, патриота, знающего и любящего свой язык; развитие способности адаптироваться к изменяющейся социокультурной среде, готовности к осознанному выбору профессии; совершенствование общеучебных, интеллектуальных, организационных, информационных знаний и умений.
Задачи программы:
9 класс
Образовательные:
углубить знания учащихся в разных разделах лингвистики (фонетики, морфемики, лексики, словообразования и морфологии);
обобщить знания и умения о стилях и типах речи, тексте и особенностях его строения;
Развивающие:
развивать речевые, орфоэпические навыки учащихся, навыки владения грамматическими нормами русского языка;
развивать творческие способности учащихся в процессе анализа текста и создания собственной творческой работы.
Воспитательные:
Воспитывать школьника- патриота, представляющего русский язык как духовную, нравственную и культурную ценность;
воспитывать бережное отношение к слову.
11 класс
Образовательные.
-обобщить знания и умения учащихся в определении основных понятий раздела русского языка-синтаксиса;
-познакомить с трудными темами «Синтаксиса»;
-познакомить с алгоритмом формальных показателей постановки знаков препинания в простом и сложном предложениях.
Развивающие:
-развить и закрепить навыки умелого использования в речи учащихся орфоэпических, грамматических норм;
-развивать навыки использования изобразительно-выразительных средств языка в собственной речи учащихся;
-развивать навыки комплексного анализа текстов разных стилей и типов;
-развивать творческие способности учащихся путем создания собственных текстов- рассуждений и эссе.
Воспитательные:
-воспитывать чувство любви и уважения к родному языку;
-воспитывать стремление к борьбе за чистоту русского языка.
Для реализации этих задач необходимо:
-систематизировать знания учащихся по разным разделам русского языка;
-углубить теоретические знания о видах речи, способах создания текстов, о требованиях, предъявляемых к устной и письменной речи, об особенностях строения текстов разных стилей и типов;
-совершенствовать у школьников умения и навыки анализа текстов разных стилей и создавать эссе и сочинения- рассуждения на основе прочитанных и проанализированных;
-подготовить учащихся к выбору профессии;
-совершенствовать навыки самоорганизации и саморазвития.
Отличительной особенностью данной программы является дальнейшее развитие коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетенций в процессе подготовки учащихся к ГИА по русскому языку.
Реализация программы предусматривает использование следующих методов:
- словесных
- наглядных (ОК, таблицы)
- практических
- репродуктивных
- исследовательских
- творческих
- дифференцированных
- интеграции
-контроля и самоконтроля
Приемы обучения:
-беседа;
-устный и письменный анализ текстов;
-создание собственных текстов;
-пересказ;
Программа дополнительного образования « Комплексная работа с текстом» предполагает дальнейшее развитие у учащихся лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций.
Программа предусматривает формирование следующих умений и навыков:
9 класс
Учащиеся должны знать:
роль языка как средства общения;
типы речи и функциональные стили;
речевые ситуации и их компоненты;
системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
алгоритмы правописания слов на разных языковых уровнях.
Учащиеся должны уметь:
делать лингвистический анализ текстов различных жанров, типов, стилей;
создавать тексты разных стилей и типов;
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка;
характеризовать взаимосвязь единиц разных уровней языка.
11 класс
Учащиеся должны знать:
выразительные возможности и стилистические ресурсы русского языка;
закономерности построения текста;
нормы современного русского литературного языка;
требования к письменной речи;
алгоритм постановки знаков препинания в ПП и СП.
Учащиеся должны уметь:
создавать письменные тексты типа эссе и сочинений- рассуждений;
использовать лексическую и грамматическую синонимию;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного языка;
проводить комплексный анализ текстов.
Программа дополнительного образования «Юный лингвист» базируется на концепции профильного обучения, она повышает речевую и письменную грамотность, социальную активность учащихся.
Программа связана с такими разделами языка как «Фонетика и орфоэпия», «Грамматика», «Стилистика», «Культура речи», а также с теорией языка.
Программа помогает в подготовке учащихся к выполнению заданий ГИА.
Программа рассчитана на 1 год обучения (216 часов).9 класс - 144 часа. 11 класс -72 часа.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы-15-17 лет.
Формы подведения итогов: творческие работы, контрольные тесты, опорные конспекты, презентации.
Тест по теме: «Правописание сложных прилагательных и наречий».
Публицистический стиль речи: речевая ситуация, особенности, жанры, лексические особенности.
Контрольный тест по теме: «Орфография».
Проверочная работа по теме: «Стили и типы речи».
Проверочная работа по итогам программы (тест)
Творческая работа по типу заданий ГИА
Итоговое повторение
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
6
ВСЕГО
144
Содержание образования.
9 класс
1.Вводное занятие знакомит детей с задачами курса и структурой работы. Дети должны понимать основные функции языка. На вступительных занятиях они получают общее представление о компетенциях.
2.Изучение темы «Фонетика. Текст» позволяет вспомнить и закрепить навык фонетического и орфоэпического разбора и транскрипции. Повторяются основные понятия, связанные с текстом, а в практической работе определяется тема текста, основная мысль, составляется план по микротемам.
3.Тема «Морфемика и словообразование. Типы речи» предполагает повторение теоретических сведений о способах словообразования и типах речи. Практическая работа помогает проверить знания и умения морфемного и словообразовательного разбора, а также навык определения типов речи.
4.Работа с лексическими понятиями позволяет обобщить знания и умения учащихся в теме «Лексика». Контроль знаний определяется в процессе зачета. Школьники вспоминают разновидности типа речи – описания и в предложенных учителем текстах определяют виды описаний по строению и лексическим особенностям.
5.В разделе «Морфология» учащиеся систематизируют знания о разных частях речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. В практической работе закрепляется навык морфологического разбора всех частей речи, а правописание частей речи проверяется в тестовой работе. Тема «Тип речи - рассуждение» включает в себя занятия как практического характера (определение видов рассуждений), так и теоретического (повторение особенностей строения рассуждений- объяснений, доказательств и размышлений).Творческая работа с текстом -описание проверяет умения учащихся анализировать такой текст и создавать на его основе свой собственный.
6.Тема «Орфография. Повествование. Стилистика.» углубляет теоретические знания о разных стилях речи, обобщает знания о правописании трудных тем орфографии, систематизирует знания о типе речи –повествовании. Практическая работа по орфографии проверяет знания, умения и навыки правописания . Дети учатся определять по речевой ситуации и особенностям построения функциональный стиль текстов. Они получают практические навыки стилистического анализа текста, а также определения типовой принадлежности.
Подготовка письменного текста: выбор темы , отбор фактического материала.
Лексические средства описания текста
Лексические и речевые средства организации связного текста
ССП.
Алгоритм формальных показателей постановки знаков препинания в ССП..
Тест по теме: «Знаки препинания в ССП.»
Тест по типу заданий В.
Письменная работа: составление плана, композиция работы, типы зачинов и концовок.
Алгоритм постановки тире и двоеточия в простом и сложном предложении.
Требования к письменной речи.6-6
Требования к письменной речи: точность.
Практическая работа: «Определи тип и стиль речи».
Требования к письменной речи: логичность как качество речи. Конструктивные приемы организации текста
Требования к письменной речи: выразительность.
Требования к письменной речи: правильность.
Тест по теме: «Тире и двоеточие в простом и сложном предложении».
Нормы языка. СПП.
Виды норм языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические.
Культура речи: акцентологические нормы.
Тест по типу заданий 2 части
Культура речи: лексические нормы.
Алгоритм постановки знаков препинания в СПП.
Культура речи: морфологические нормы.
Тест по теме: «Знаки препинания в СПП».
Культура речи: морфологические нормы.1п
Тест по теме: «Запятая в простом и сложном предложениях».
Культура речи: синтаксические нормы
Тест по типу заданий В.
Культура речи: синтаксические нормы.
Синтаксическая синонимия и ее роль для создания выразительности речи. Работа с текстами.
Анализ синтаксической структуры и средств выразительности художественного и публицистического текстов.
Контрольная работа по теме.
Практическая работа: «Определи тип и стиль речи».
Контрольный тест по теме: «Знаки препинания ПП и СП».
Творческая работа: создание текста в жанре эссе.
Анализ творческой работы .
Работа с микротекстами.
Тест по типу заданий 1 и 2 части
Творческая работа: создание текста типа рассуждения.
Анализ творческой работы.
Контрольная работа по типу ГИА
Анализ контрольной работы.
Подведение итогов.
1
6
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
22
1
1
1
1
3
1
1
1
4
1
4
1
2
ИТОГО
72
Содержание образования.
11 класс
1.В теме «Введение» постановка задач обучения.
2.Тема «Синтаксис» дает теоретические знания по трудным темам синтаксиса, закрепляет навыки синтаксического разбора словосочетаний. Тестовый контроль уровня стилистического и типового анализа текстов.
3.Тема «Обособленные члены предложения. Работа с текстом» не только знакомит с алгоритмом обособления разных членов предложения, но и закрепляет навык обособления путем проведения тестов по типу заданий ЕГЭ. Ребята учатся сокращать текст, а также проводят аналитическую работу по определению разновидностей творческих работ.
4.Углублению знаний посвящена тема «Простое осложненное предложение»: определение однородных членов предложения, вводных слов и предложений, обращений; знаки препинания при них. Практическая работа по подготовке письменного текста: выбор темы, отбор фактического материала, определение типа и стиля речи.
5.Тема «ССП» предполагает знакомство с алгоритмом формальных показателей постановки знаков препинания в ССП. В практической работе отрабатывается навык постановки запятых, тире и двоеточия в простом и сложном предложении.
6.Знакомство с требованиями к письменной речи и конструктивными приемами организации текста предполагается в теме «Требования к письменной речи».
7.Тема «Нормы языка. СПП.» включает занятия по устному и письменному речевому этикету. Школьники знакомятся с акцентологическими, лексическими, морфологическими, синтаксическими нормами. Получают теоретические сведения об алгоритме постановки знаков препинания в СПП. Практическая работа предполагает выполнение заданий ЕГЭ, а также контроль умений постановки знаков препинания в СПП.
8.Тема «Синтаксическая синонимия и ее роль для создания выразительности речи. Работа с текстами» закрепляет и проверяет навык комплексного анализа текстов.
Методическое обеспечение . 11 класс
№
раздел
Формы обучения
Дидактические материалы
Подведение
итогов
Методы обучения
1.
Введение.
Синтаксис.
Обособленные члены предложения.
Работа с текстом Простое осложненное предложение. Письменный текст..
ССП.
Требования к письменной речи.
Нормы языка. СПП
Синтаксическая синонимия и ее роль для создания выразительности речи.
. Творческие, практические, контроля и самоконтроля.
Материально- техническое оснащение программы:
1.Компьютер.
2.Магнитофон.
3.Телевизор.
4.ОК.
5.Мультимедийный проектор.
6. Интерактивная доска.
Дидактико-методическое оснащение программы:
1.Карточки для индивидуальной работы.
2.Перфокарты.
3.Учебная литература.
Библиография.
Для учителя.
1.Т.А.Кудинова.Трудности ЕГЭ по русскому языку. Ростов-на-Дону. «Феникс»,2014.
2.О.Мазнева.Экзаменационные вопросы и ответы. Русский язык.9 и 11 классы. М. «АСТ-ПРЕСС»,2015
3.Т.М.Пахнова.Сборник текстов для комплексного анализа. М., «Дрофа»,2012.
4.Б.Т.Панов.Внеклассная работа по русскому языку. М. «Просвещение»,2015
5.З.Ф.Ульченко.Диктанты с изменением текста. М. «Просвещение»,2015
6.И.Д.Мороз.Виды изложений и методика их проведения. М. «Просвещение»,2016
7. Н.А. Пленкин. Изложение с языковым разбором текста. М. «Просвещение».2016
Для учащихся.
1.Г.Т.Егораева.Е.М.Сергеева. Русский язык. Тематические тренировочные задания. «Экзамен», М.,2017
2.А.Б.Малюшкин.Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку 10-11 классы. «Сфера»,М.,2017 3.Н.А.Пленкин.Изложение с языковым разбором текста. М. «Просвещение».2016.
4. О.Мазнева. Экзаменационные вопросы и ответы. Русский язык.9 и 11 классы. М. «АСТ-ПРЕСС»,2017.