kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Итоговое собеседование по русскому языку как допуск к государственной аттестации

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке речь идет о технологии проведения устного собеседования в 9 классах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Итоговое собеседование по русскому языку как допуск к государственной аттестации»

Красняк В.С.

Выступление на заседании форсайт-центра

(сентябрь 2019 год)



Итоговое собеседование по русскому языку

как допуск к государственной аттестации



Тема моего выступления «Итоговое собеседование по русскому языку как допуск к государственной аттестации». (Слайд 1)

Итоговое устное собеседование по русскому языку введёно в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у обучающихся, то есть для проверки умения понимать и пересказывать текст, общаться, отвечать на вопросы и доносить до собеседника свою точку зрения. Успешное прохождение итогового собеседования является для выпускников 9-х классов допуском к ГИА. (Слайд 2)

Этот экзамен проводится согласно Единому расписанию во вторую среду февраля. В прошлом учебном году это было 6 февраля, в текущем учебном году будет он будет проведен 13 февраля. Не позднее чем за две недели до дня устного экзамена обучающиеся подают заявление на участие в итоговом собеседовании, которое девятиклассники проходят в своих школах. (Слайд 3)

Результатом будет являться «зачет» или «незачет». Отметка по пятибалльной системе не ставится. Для получения зачета требуется набрать не менее 10 баллов из 19.

Во время собеседования будет вестись аудиозапись или видео ответа каждого участника.  Наличие аудиозаписи исключит предвзятость участников итогового собеседования, а в объективности оценки удостоверится эксперт при повторном прослушивании ответа. (Слайд 4)

Экзамен проводится в специально оборудованных аудиториях, в каждой из которых присутствует экзаменатор-собеседник, эксперт и технический специалист. В аудитории может находиться наблюдатель из числа родительской общественности.

Перед началом экзамена технический специалист включает, а по завершении экзамена выключает аудиозапись ответов (в процессе экзамена ведётся потоковая аудиозапись), он сохраняет ее, сканирует бланки, формирует пакет и направляет все материалы по защищенным каналам в региональный центр обработки информации. Экзаменатор-собеседник выдает участнику бланк регистрации, КИМы и контролирует внесение им регистрационных сведений (паспортных данных) и подписи, затем передает заполненный выпускником бланк эксперту. Он же фиксирует время начала и время окончания ответа каждого ученика и следит за соблюдением учеником временного регламента. Экзаменатор-собеседник должен создать доброжелательную атмосферу обстановку, эмоционально поддерживать школьников, задавать уточняющие вопросы во избежание получения от участника односложных ответов.

Оценка выполнения заданий контрольно-измерительных материалов осуществляется экспертом непосредственно в процессе ответа ученика по критериям разработанным с учетом соблюдения норм современного русского литературного языка. Эксперт, слушая ответы участника, вносит отметки о баллах по каждому заданию в специальный бланк и заверяет их своей подписью.

Эксперт не может задавать вопросы и вмешиваться в диалог участника и экзаменатора-собеседника. В качестве экспертов могут выступать только учителя русского языка и литературы.

Вся процедура экзамена занимает около 15 минут на каждого девятиклассника.

Комплекты текстов, тем и заданий формируются Рособрнадзором и доступны они будут для школы только на портале topic9.rustest.ru непосредственно в день проведения ИС с 8.00 до 9.00 по местному времени.

Задания будут носить исключительно практический характер — никаких правил, разборов предложений. Напоминаю, задача собеседования — проверить, владеет ли школьник достаточными навыками спонтанной (неподготовленной) устной речи, умеет ли он грамотно изъясняться, строить монологические высказывания, вести диалог. (Слайд 5)

Участникам итогового собеседования предлагается выполнить четыре задания:

  • чтение текста вслух,

  • пересказ прочитанного текста с введением цитаты

  • монологическое высказывание по одной из выбранных тем и

  • диалог с экзаменатором-собеседником.

Первое задание - выразительное чтение вслух научно-публицистического текста о выдающихся людях России. На первый взгляд, это задание кажется простым, то при детальном рассмотрении оно уже таким не покажется. Ведь при оценке выразительного чтения эксперт оценивает:

  • интонационное членение текста;

  • темп чтения.

Что это подразумевает? Девятиклассник должен продемонстрировать знание членения фразы, восходящие и нисходящие интонационные конструкции. Обучить этому достаточно сложно, Требуется тренировать навыки чтения на каждом уроке русского языка и литературы.

На подготовку к этому заданию дается всего 2 минуты. Задача не из простых

Второе задание - пересказ прочитанного текста с введением цитаты. 

Выразительно прочитанный текст теперь необходимо будет пересказать с привлечением (цитаты) дополнительных материалов. Послушайте, как звучит это задание). Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова  С.П. Королёва
о Юрии Гагарине: "Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее – он дал людям веру
в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее…" Подумайте, где лучше использовать слова С.П. Королёва
в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования (Слайд 8)

На подготовку к данному заданию даётся всего 1 минута. За это время требуется просмотреть текст, составить план пересказа и включить в свой пересказ дополнительный материал в виде высказывания известной личности. Для успешного выполнения этого задания потребуется знать основные правила устного цитирования.

Критерием оценки пересказа будет:

  • сохранение микротем текста (параллель с изложением),

  • а также уместное и логичное включение в пересказ высказывания известной личности. Напоминаю, что на подготовку дается только 1 минута. На пересказ 3 минуты. (Слайд 9)

За выполнение 1 и 2 задания даются дополнительные 2 балла, если в ответах отсутствуют грамматические, речевые, орфоэпические ошибки и искажения слов. (Слайд 10)

3 задание - монологическое высказывание – это задание с выбором. Из 3 предложенных тем, где представлены описание, повествование и рассуждение, выпускник выбирает одну: (слайд11)

  • монолог-описание по предложенной фотографии.

(Слайд 12)

  • монолог-рассказ на основе жизненного опыта.

(Слайд 13)

  • монолог-ответ на поставленный вопрос.

На подготовку всего 1 минута, а сам монолог должен длиться не более 3 минут. Причем по каждой теме выпускнику будет дан перечень вопросов (мини-план), на которые необходимо ответить предельно ясно и точно, а также все ответы соединить воедино. Должен быть связный текст. Максимальное количество баллов за это задание можно получить, если Высказывание характеризуется:

  • смысловой цельностью,

  • речевой связностью

  • и последовательностью: то есть, логические ошибки отсутствуют, последовательность не нарушена.

Это задание вызывает определённые сложности. За 1 минуту экспромтом правильно составить текст на только что полученную тему не каждый взрослый сможет. Поэтому здесь необходима очень серьёзная подготовительная работа.

4 задание - участие в диалоге выпускника с экзаменатором-собеседником по заданной теме. По выбранной теме ученику будут задано 3 вопроса. Вопросы задает экзаменатор. Ответ на каждый вопрос оценивается 1 баллом. Главное правильно ответить, т.е. справиться с коммуникативной задачей. (Слайд14)

(Слайд15) Третье и и четвертое задание оцениваются дополнительными 2 баллами, если грамматические, речевые, орфоэпические ошибки отсутствуют. Кроме того, в критериях оценивания есть такие формулировки «Богатство и точность словаря», «разнообразие синтаксических конструкций», что требует особого внимания к речевому оформлению ответов.

Итак, теория хороша только тогда, когда работает с практикой. Я предлагаю вам поучаствовать в экзамене в качестве экспертов и оценить ответ выпускницы. Сценка «Прокомментируйте ответ ученицы!»

Работа эксперта, конечно сложна и ответственна, но самая трудная роль у выпускника. Попробуйте почувствовать себя участниками экзамена. Я предлагаю вам задание выполнить четвертое задание, единственное задание, которое выполняется без подготовки.

Практическая часть

  1. Предлагаю вам посмотреть на демонстрацию этой формы экзамена (15 минут).

  2. Предлагаю вам стать участниками экзамена и выполнить одно из заданий, а наш эксперт оценит его и прокомментирует ответ.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Итоговое собеседование по русскому языку как допуск к государственной аттестации

Автор: Красняк Валентина Сергеевна

Дата: 27.10.2019

Номер свидетельства: 524398


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства