kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа по русскому языку "Неравный бой: бумажное письмо или СМС?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследование позволит сравнить жанр бумажного письма и СМС-сообщения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по русскому языку "Неравный бой: бумажное письмо или СМС?"»



Исследовательская работа по русскому языку"Неравный бой: бумажное письмо или СМС?"


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Основная часть 5

Глава 1. Особенности эпистолярного жанра. Письмо в 18-20 веке 5

Глава 2. Письма литературных героев 9

Глава 3. Изменение жанра письма в 21 веке. История развития СМС 11

Глава 4. Бумажное письмо или СМС? 12

Глава 5. Особенности СМС 15

Заключение 17

Список использованных источников 19






ВВЕДЕНИЕ


Бумажные письма по праву считаются величайшими культурными ценностями человечества. Народы делились на обладающих письменностью и бесписьменных. Это факт свидетельствует о значимости письма. Устная речь носит моментальный характер, ограничена во времени и пространстве, так как предполагает близость говорящего и слушающего и исчезает сразу после разговора. А написанное письмо может преодолеть время и пространство. Письмо можно определить как такое средство общения, которое помогает человеку сохранить духовные, родственные, личные традиции. Письма передают настроение, раскрывают душу человека. Видно, как дрожала рука пишущего на важных словах, как человек подбирал точные выражения. Стремительность жизни заставляет нас общаться быстро, кратко. А как же душевность, отзывчивость, теплота души?

С появлением телевизора, кино, Интернета, видеоигр, журналов и мобильных телефонов индустрия развлечений стала настолько мощной, что заменила собой всё. Современный человек ­ абонент сотовой связи ­ ушёл в мир виртуальный. На сегодняшний день телефон - это не только разговоры, но и офис, студия, почтовое отделение, мобильный советчик, всевозможные услуги современного человека. Возник новый современный жанр письма, который, к сожалению, вытесняет жанр бумажного письма, потому что обладает некоторыми преимуществами перед почтовым письмом.

Я думаю, что СМС-сообщения вытесняют из нашей жизни бумажные письма.

Цель исследования - сравнить жанр бумажного письма и СМС-сообщения.

Задачи исследования:

1) изучить научно - популярную литературу по данной теме;

2) провести анкетирование учащихся 5-11 классов;

3) выявить отличия между бумажным письмом и СМС-сообщением;

4) установить, почему предпочтение отдаётся СМС-сообщению, а не письму;

5)выявить отрицательные и положительные стороны СМС.

Методы исследования:

1) опрос,

2) наблюдение,

3) анализ полученных результатов.

Тема моей исследовательской работы выбрана не случайно. Она продиктована в первую очередь тем, что отход от эпистолярного жанра к СМС-сообщениям не способствует укреплению дружеских отношений, чувства и мысли общающихся между собой людей при помощи СМС остаются за пределами переписки. Целостность беседы нарушается, превращается в какой-то набор формальных вопросов и таких же ответов.

Размышления о письменной форме речи являются ключевыми в онлайновую эпоху. Среда для общения в режиме реального времени на расстоянии ­ это пространство письменного взаимодействия. Следовательно, весь мой материал представлен в письменной форме. В этом его ограниченность, но в этом и его потенциал. Строго говоря, термин «писать» может быть весьма условно применён к текстам, созданным при помощи современных технологий. Всё, что отправлено с помощью компьютера, становится открытым, публичным. Действительно, электронное письмо можно сравнить с открыткой, пересылаемой без конверта: оно может быть прочтено лицами, у которых есть соответствующие права доступа. Собрания сочинений долгие годы хранят для потомков образцы эпистолярного жанра: личную переписку классиков, дневники. Электронная почта хранится в почтовом ящике несколько дней, а затем удаляется.

Тема моей исследовательской работы выбрана не случайно, она является актуальной, так как число пользователей мобильной связью растёт, а традиционное бумажное письмо умирает. Новизна исследования заключается в поиске причин исчезновения бумажных писем, сравнении СМС-сообщений и писем.




























ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ЭПИСТОЛЯРНОГО ЖАНРА. ПИСЬМО В 18-20 ВЕКЕ


Что такое эпистолярный жанр? Эпистолярный жанр – жанр литературного произведения, текст, имеющий форму письма, открытки, телеграммы, посылаемый адресату для сообщения определенных сведений. Он возник ещё во времена античности.

Важнейшие структурно-стилистические признаки письма:

1) сочетание в текстах признаков монологической и диалогической речи;

2) разделение писем по сфере общения на деловые и частные;

3) использование языковых средств, соответствующих сфере переписки;

4) устойчивая композиция текста (более жесткая в официальном и свободная в частных письмах);

5) точное обозначение отправителя и получателя; обращение к последнему, подпись отправителя;

6) соблюдение речевого этикета с учетом адресата, характера сообщения.

История письма как бытовой факт в жизни человека уходит в далёкое прошлое и связана с историей почты. Зарождение почты относится к 13 столетию: в России уже имелись почтовые дороги и почтовые станции. Поставка экипажей и персонала входила в повинность населения. Соблюдение повинности контролировалось специальными чиновниками. При Иване III завершилось государственное объединение России. К этому времени конная почта по темпам передвижения равнялась европейской почте. Почтальонов, именовавшихся ямщиками, поставляло крестьянское население. За это ямщики освобождались от налогов. За перевозку пассажиров они имели право брать незначительную плату, но были обязаны захватывать накапливающуюся почту. В 1665 году возникла международная почта. К 1750 году русские внутренние почтовые тракты находились в прекрасном состоянии. Почтовые тарифы изменялись в зависимости от расстояния[2,14].

В Древней Руси грамотных людей было очень мало. Письма писали в основном монахи, князья и их окружение. Эти письма носили дипломатический характер, а также использовались в торговле. Одним из первых начал писать письма Иван Грозный. В прошлом умение писать не было обязательно для аристократа. Знатной особе было достаточно вывести несколько букв своей фамилии и скрепить документ личной печатью. Всем делопроизводством ведали специально обученные чиновники-канцеляристы. Творчество далеко не всегда подчиняется строгим предписаниям литературного этикета. Несмотря на художественные запреты, грани между литературой и деловой письменностью с течением времени стирались. В 16 веке их сближение обозначилось в эпистолярном и публицистическом жанрах. Их композиционные структуры были наиболее открыты и подвержены влиянию извне. В царствование Ивана Грозного были созданы произведения, в которых синтезированы книжно-славянские и официально-деловые словесные ряды и контексты. Так постепенно подготавливалась почва для образования русского языка нового типа. Этот язык и стал употребляться в частных письмах.

Эпистолярный стиль отличается точным обозначением адресата и адресанта, отражает сложное переплетение устной и книжно-письменной речи. Для эпистолярного стиля характерны:

1)условные эпистолярные формулы-обращения, например: Мой дорогой мальчик; дорогой Сергей Васильевич; милый дружище

2)официальная форма обращения, например: Глубокоуважаемая Светлана Ивановна; уважаемый Юрий Петрович!

3)этикетные формулы, например: Не откажите в любезности…Давненько мы с вами не виделись…

4)разговорные обороты, например: Как ты учишься? Какое ты мне хорошее письмо написала!

5)типичные обороты конца письма, например: С уважением… До свидания… Ваш Виктор…

Эпистолярный стиль представляет живую литературно-разговорную речь, насыщенную фразеологией, сравнениями, метафорами, олицетворениями.

Письмо - это особый эпистолярный жанр речи. Оно составляется и направляется адресату с целью сообщить ему что-либо, уведомить о чём-либо, поддержать с ним общение. Частные письма делятся на официальные (переписка частных лиц и организаций) и неофициальные (переписка друзей, родственников). Композиционно письмо состоит из трех частей: зачина, информационной части, концовки [1,6]:

1) зачин (дата, место, откуда отправляется письмо, приветствие);

2) основная информационная часть (повод к написанию письма );

3) концовка (прощание, просьбы, пожелания, подпись).

В эпоху А.С. Пушкина письмам не только придавалось большое значение, но эпистолярная форма была одним из жанров литературы. В России эпистолярный жанр был также широко распространен в 18 и начале 19 веков («Письма из Франции» Д.И.Фонвизина, «Письма русского путешественника» Н.М.Карамзина). У самого Пушкина мы находим попытки создания эпистолярного романа ­ «Роман в письмах» [11,12].

18-20 век ­ это время, когда все писали друг другу письма. Были твёрдо упорядочены дни отправления писем: их отправляли два дня в неделю - это были почтовые дни. В эти дни человек заранее планировал и откладывал все свои дела. А.С.Пушкин писал: «Почтовый день ­ мой любимый день». Письма приходили регулярно. Для того чтобы уметь написать письмо, надо было обладать внутренней культурой. Необходим был и внешний навык, учили, как надо обращаться ­ это был специальный ритуал. Один зачин в обращении к начальству, другой ­ к другу, к любимой женщине. Сложнее всего давалось писать письма искренние и выражающие чувства, переживания. А это было необходимо для каждого дворянина. Тогда люди не жили так, как сейчас. Они жили в поместьях, в деревнях, в Петербург и Москву съезжались на какие-то сезоны, а в основном поддерживали связь перепиской. Получение письма для семьи было целым событием. Письма, как правило, читались вслух. Очень часто письма писали на одном листке. Такое письмо передавалось из рук в руки и очень сближало людей[8,46].

Как мне кажется, большую ценность представляют письма известных писателей и поэтов 19 века. Так, А.С.Пушкин 2 сентября 1833 года писал своей жене: «Мой ангел, кажется, я глупо сделал, что оставил тебя и начал кочевую жизнь. Живо воображаю первое число. Тебя теребят за долги, ты беспокоишься, сердишься на меня - и поделом. А что если Машка больна? А другие случаи? Пугачёв не стоит этого. Я на всё плюну ­ и явлюсь к тебе! Целую всех вас ­ тебя в особенности»[18,12].

А вот отрывок из письма, написанного Н.В.Гоголем 25 мая 1836 года после первого представления «Ревизора» литератору Крамскому: « «Ревизор» сыгран - и у меня на душе так смутно, так странно... Я ожидал, я знал наперед, как пойдет дело, и при всем том чувство грустное и досадно-тягостное облекло меня. Моё же создание мне показалось противно, дико и как будто вовсе не моё. Главная роль пропала: так я и думал. Неужели в самом деле не видно из самой роли, что такое Хлестаков? А мне он казался ясным. Словом, это лицо должно быть тип многого разбросанного в разных русских характерах, но которое здесь соединилось случайно в одном лице, как весьма часто попадается и в натуре. Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет только признаться; он любит даже и посмеяться над этим фактом, но только, конечно, в коже другого, а не в собственной. Но у меня недостает больше сил хлопотать и спорить. Я устал и душою и телом. Клянусь, никто не знает и не слышит моих страданий. Я хотел бы убежать теперь бог знает куда, и предстоящее мне путешествие, пароход, море и другие, далекие небеса могут одни только освежить меня. Ради бога, приезжайте скорее. Я не поеду, не простившись с вами. Мне еще нужно много сказать вам того, что не в силах сказать холодное письмо»[10,54].

А.П.Чехов 3 марта 1886 года своему брату Н.П.Чехову писал: «Все твои хорошие качества я знаю, как свои пять пальцев, ценю их и отношусь к ним с самым глубоким уважением. Я, если хочешь, в доказательство того, что понимаю тебя, могу даже перечислить эти качества. По-моему, ты добр до тряпичности, великодушен, не эгоист, делишься последней копейкой, искренен; ты чужд зависти и ненависти, простодушен, жалеешь людей и животных, нежаден, незлопамятен, доверчив ... Ты одарён свыше тем, чего нет у других: у тебя талант. Этот талант ставит тебя выше миллионов людей, ибо на земле один художник приходится только на 2000000... Талант ставит тебя в обособленное положение: будь ты жабой или тарантулом, то и тогда бы тебя уважали, ибо таланту все прощается. Недостаток же у тебя только один. В нем и твоя ложная почва, и твоё горе. Это твоя крайняя невоспитанность. Извини, пожалуйста, но истина выше дружбы. Дело в том, что жизнь имеет свои условия ... Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди неё чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным...»[16,78].

И.А.Бунин писал 12 июля 1885 года В.Пащенко: «Вот я и в Озерках… За последнее время я как-то странно живу неопределенно, где день, где ночь, и потому, когда попадаю в Озерки, в тишину небольшой деревушки, я особенно сильно замечаю эту тишину, отдыхаю ото всего, что приходится и думать, и чувствовать… К тому же со вчерашнего вечера я очень спокойно и счастливо настроен, так что день прошел очень хорошо, с самого утра, когда я часов в одиннадцать проснулся в своей комнате. Солнце ударяло в открытые окна, и мухи весело шумели на верхних стеклах… Последнее произвело на меня деревенское впечатление, и я долго и с удовлетворением вслушивался в тишину летнего полдня; долго глядел, как солнце и ветер тихо играли в прозрачных листьях кленов, которые стоят у меня под окном, как в поле на противоположном косогоре оставляет ветер подвижный след, убегая темною струёю по хлебам… И такая тишина обнимала со всех сторон, так тихо плыли облака по небу, а я сидел на окне, щурился от солнца, вслушивался и весь наполнялся и грустью, и радостью, и предчувствием будущего и сожалением о прошлом»[19,12].

В 20 веке распространилось женское образование: гимназии появились в большинстве городов. Эпистолярный жанр входил в учебную программу: девочки в белых передниках, вытирая промокашками кляксы, составляли послания на французском, немецком, русском, а порой и на латыни. Эти знания пошли впрок. Разбросанные судьбой по городам и сёлам гимназистки десятилетиями поддерживали переписку друг с другом, со ссыльными женихами, замужними или уехавшими учиться сёстрами, матерью и отцом. Скупые строчки, бегущие по бумаге, заменяли и встречи, и телефонные разговоры. Письмо становилось исповедальней, отражением грешных страстей и возвышенных мыслей, способом самоанализа и путём к взаимопониманию, фиксацией радостных и трагичных событий.

Таким образом, 18 – 20 век можно назвать веками письма. Что же происходит в наше время с этим жанром? Что вытесняет и уже вытеснило письмо в 21 веке?




           










ГЛАВА 2. ПИСЬМА ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ


Эпистолярный жанр был весьма характерен для произведений 19 века. Письма служили не только средством передачи информации, но и способом характеристики героев. Именно в письме выражались их заветные мысли и чаяния, в письмах герои предельно искренны и правдивы. Самыми известными письмами в русской литературе являются письмо Онегина к Татьяне и Татьяны к Онегину. Оба письма эмоциональны, искренни. Любовь Татьяны к Онегину - это ее первое чувство. А письмо, которая она решилась написать, - первый поступок любви. Татьяна пишет его ночью в состоянии сильного волнения после разговора с няней. Почему же Татьяна всё же решилась написать письмо? Ведь в 19 веке не принято было девушке первой признаваться в любви. Именно в этом кроется причина волнения героини. Она не знает, как отнесётся Онегин к её признанию. Фактически Татьяна вверяет Онегину свою судьбу, честь, репутацию. Перед тем как привести в романе текст самого письма, автор утверждает его подлинность, жизненную правдивость, говорит, что оно лежит перед ним.

В письме героини «сердце говорит, где всё наружи, всё на воле». Нужно очень сильно любить, чтобы написать Онегину первой. Но Татьяна робеет, ей страшно назвать адресата: «Письмо готово, сложено… для кого ж оно?» В начале письма Татьяна называет Онегина на «Вы», в центральной и заключительной части переходит на «Ты». Однако в последних строках, когда её чувство умолкло и заговорили благоразумие и страх, Татьяна снова перешла на «Вы». В этом письме настоящая исповедь неопытного сердца, тревожные ожидания, сомнения: «Кто ты, мой ангел ли хранитель или холодный искуситель?», верность чувству: «Нет, никому на свете не отдала бы сердца я»[15,156].

Письмо Онегина по интонации, силе чувства напоминает послание Татьяны. Наконец-то Онегин раскрывает свою душу навстречу любви. Страстное признание он вынашивал очень долго. Его письмо также читается на одном дыхании. В нём герой обнаруживает глубину чувства, открытость, надежду на взаимность. Таким образом, письма в романе «Евгений Онегин» являются важными структурными компонентами сюжета, основными средствами раскрытия сути героев произведения.

Письма как основа композиции представлены в романе Ф.М. Достоевского «Бедные люди». Переписка ведётся двумя героями, оказавшимися на дне жизни: Макаром и Варенькой. В первом письме Макара говорится о радостях интимных переживаний, о поцелуе, о нежных мечтаниях. Обычно жанр романа в письмах связывают с сентиментальным повествованием 19 века. Достоевский же использовал архаичную форму для выражения нового содержания. Писатель взял характеры из самой бедной среды, что не было свойственно предшествующим перепискам. Автор доказал публике, что бедные люди заслуживают внимания, сострадания. Но самое главное - это впечатление объективности автора и полной достоверности фактов, чувств, переживаний людей. Первые же строки писем называют читателю героев: «Бесценная моя, Варвара Алексеевна!», «Милостивый государь, Макар Алексеевич!»[12,97]. Письма Девушкина подчеркивают его незлобивость, скромность, нерешительность, доброту, сердечность. Он старается всячески поддержать Вареньку, успокоить её. Сам герой никак не может выбраться из удручающей нищеты. Оба героя страдают. Парадокс заключается в том, что они живут рядом друг с другом, но обмениваются самыми сокровенными мыслями только в письмах.

Наконец, судьба маленького героя отразилась в рассказе А.П. Чехова «Ванька». Его письмо раскрывает душу, образ мыслей мальчика-сироты, которого обижает злой хозяин. Единственная надежда ребенка связана с дедушкой. Ему он доверяет свои страдания, воспоминания, боль. Текст письма говорит том, что мальчик уже с юных лет имеет твердый характер, волю. За свою недолгую жизнь он успел много повидать, ему довелось хлебнуть горя. Ванька не указал адреса своего дедушки. Это значит, что его письмо никогда не найдёт своего адресата. Вместе с тем финал рассказа открыт. Это символическое обобщение, которое показывает, что судьба Ваньки типична для того времени.

Таким образом, я пришла к выводу, что письма литературных героев являются одним из главных средств их характеристики. Художественное слово бессмертно и сказочно богато! В письмах автор представил характер героев в полном их развитии, показал глубинные стороны характера. Это своеобразная форма самовыражения персонажей, в которой проявляется их индивидуальность и неповторимость.



















ГЛАВА 3. ИЗМЕНЕНИЕ ЖАНРА ПИСЬМА В 21 ВЕКЕ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СМС


На улице, в метро, на занятиях, в лифтах, в очереди к кассе магазина и на пешеходном переходе мы постоянно видим молодых людей, задумчиво нажимающих на кнопки мобильных телефонов. Они набирают СМС. Очевидно, что воздействие новой формы коммуникации на сознание молодого поколения нельзя игнорировать. Это и есть современный жанр письма, являющийся в 21 веке очень популярным. Вместо бумаги - телефон, вместо ручки - кнопки. Но суть осталась прежней: сообщить о чём-то, поздравить, то есть то же, что и в 18 – 20 веке. Мне хотелось бы разобраться: вытеснили ли СМС жанр почтового письма?

СМС - услуга пересылки коротких сообщений, позволяющая посылать и принимать текстовые сообщения с использованием мобильного телефона, короткое текстовое сообщение, использующееся для передачи смысла сокращения. История развития СМС интересна. В декабре 1992 года инженер компании Нейл Пэпуорс со своего телефона отправил коллегам первое в мире СМС, содержащее короткое поздравление с наступающим Рождеством. На свет появилась технология, изменившая впоследствии мобильную жизнь миллионов людей по всему миру. Новую технологию признали не сразу. Причины очевидны: в то время мобильный рынок только формировался, не было чёткого понимания, как можно использовать новый сервис с коммерческой точки зрения. Телефон постепенно стал превращаться в устройство, применяемое массово. В этот момент и началось второе рождение СМС: молодежь увидела в новом сервисе возможность сэкономить, а также средство самовыражения. Благодаря относительно низкой стоимости СМС этот сервис стал приносить очень хорошие деньги, получил признание рынка [4,18].

Известно, что 15% пользователей Интернета уходят в сеть с головой и уже оттуда больше не возвращаются. Есть группы риска и у мобильной связи. Прежде всего, это люди с повышенной тревожностью, которым каждые пять минут нужно сообщать, что с ними будет всё нормально. Порок мобильного сетевого маркетинга в том, что каждый новый абонент заставляет своих друзей вступить в ряды потребителей сотовых компаний. Родители жалуются, что не могут поговорить с детьми и пяти минут, ибо те постоянно отвлекаются на получение и отправку сообщений. Но жалуются и дети. Сегодня мамы требуют, чтобы ребенок звонил на каждой переменке. Наблюдение за парами, которые отличаются телефонной активностью днём, показывает, что им не о чем поговорить, когда они оказываются вдвоём. Идет прямое вытеснение нормального человеческого общения.

Таким образом, я выяснила, как появился современный жанр письма, оказавшийся в 21 веке очень популярным.




ГЛАВА 4. БУМАЖНОЕ ПИСЬМО ИЛИ СМС?


Если бы 15 лет назад спросили, что такое СМС, то многие бы затруднились ответить. Сегодня даже школьник, ещё не умеющий читать, понимает, о чём идёт речь, когда произносится слово «СМС». Безусловно, достижения научно- технического прогресса постепенно вытесняют письма из нашей жизни. Порой легче позвонить другу или отправить СМС, чтобы сообщить о каком-то важном или неважном событии, чем написать письмо об этом. Было бы не обидно, если бы СМС вытеснили лишь телеграммы, но так получилось, что они начинают интенсивно вытеснять и письма из нашей жизни. По поводу данного факта я провела анкетирование среди учащихся 5-11 классов нашей школы. В моём анкетировании приняло участие 153 человека. Парадоксально: все опрашиваемые рады были бы письмам, но вот сами писать не желают. Почему?

Во-первых, как признались сами ребята, у многих отсутствует умение составить интересный связный рассказ о своей жизни. Всегда получается письмо, состоящее лишь из вопросов, то есть ничем не отличающееся от СМС.

Во-вторых, письмо способно показать внутренний мир пишущего, подчеркнуть оригинальность натуры, и не каждый решится открыть себя даже близким, поэтому проще спрятаться за СМС. Всё это в конечном итоге ведёт к утрате теплоты, доверия в межличностных отношениях.

В-третьих, говорят, что обычная безграмотность тоже является препятствием для написания письма. На вопрос: « А разве в СМС стыдно допускать ошибки?» - ребята сказали, что не стыдно, так как в СМС принято писать с ошибками.

А вот отрывок из письма бабушки: «Здравствуй, милый мой Серёжка! Пишу тебе очередное письмо в надежде, что оно согреет твою душу хоть на эти коротенькие три минуты, пока ты его читаешь. Знаю, что в армии отсчёт времени совсем другой, но со временем не поспоришь. Я всем сердцем верю, что наступит день, и мы снова будем догонять друг друга, бегая по зеленой траве, отдыхать под нашим дубом, крепко обняв друг друга и вместе наблюдать чудесные закаты у озера. Я просто верю, люблю и жду. Это дает мне силы для того, чтобы улыбаться, когда совсем не хочется. А у нас всё по-старому. Дождь капает по старым крышам, но я почему-то его уже совсем не слышу. Он напоминает мне тот самый пасмурный вечер и нашу последнюю встречу. А зима идет навстречу ветру, так нелепо и беспечно. Просыпаясь утром, я молюсь: скорей бы вечер. Но ты там, а я здесь».

А это отрывок из письма моей мамы: «В два года ты сильно заболела: воспаление лёгких. Я два месяца носила тебя на руках, так боялась тебя потерять! А спасла тебя моя огромная любовь и молитва. Я вижу тебя, идущей по больничному коридору. Врач сказал, что ты быстро вылечишься, если делать каждый день массаж лёгких. Дети разбегались врассыпную, когда тебя видели. Ты замучила их массажем для очищения лёгких. Подкрадывалась потихоньку и начинала стучать по спине своими острыми кулачками. Если тебе удавалось поймать кого-то, радости твоей не было предела! А как ты пряталась от укола за холодильником...»

Невозможно без слёз читать эти строки: здесь и страх мамы за мою жизнь, и её переживания, и воспоминания. С трепетом, по-особому я сейчас перечитываю это письмо.

Я также решила сходить на почту и узнать, как обстоит дело с бумажными письмами сейчас в моём городе. Я думала, что сейчас вообще никто в городе Жодино не пишет бумажных писем. Побеседовать мне удалось с Тамарой Ивановной Якубовской, начальником отдела ОПС г.Жодино № 7, стаж работы 25 лет: «Люди пишут, но мало. Больше посланий отправляют различные организации: в основном это деловые письма. В этом году писем в наше отделение пришло намного меньше, чем в прошлом. А мне, например, приятно было бы получить бумажное письмо, так как оно написано рукой человека и несёт его энергетику».

Таким образом, я пришла к выводу, что СМС начинают интенсивно вытеснять бумажные письма из нашей жизни.






















ГЛАВА 5. ОСОБЕННОСТИ СМС


Сегодня с помощью СМС назначают свидания, сообщают о разрыве отношений, в некоторых странах даже общаются с налоговыми органами, увольняют с работы. Список возможных сфер применения СМС растет ежедневно. Оказывается, что при помощи клавиатуры мобильного телефона можно не только назначать друг другу свидания, но и объясняться высоким литературным стилем. Так, в Великобритании тексты литературной классики перевели на язык СМС. В помощь студентам из произведений выбрали ключевые отрывки, которые можно цитировать на экзаменах, в сочинениях. Во Франции делаются попытки перевести на язык СМС произведения Бальзака, Гюго, Мопассана[9,79].

Человек, пишущий СМС, решает несколько важных задач:

1)Компрессия текста. Объем СМС ограничен, следовательно, нужно уложить максимум содержания в минимум знаков. Компрессия текста может происходить за счет средств разных языковых уровней:

а)графических: щас - сейчас, скока - сколько;

б)синтаксических: Оформляю заказ на два знака (Я и пробел) короче, чем Я оформляю заказ;

в)морфологических: еду короче, чем уезжаю, говорил короче, чем поговорил, поэтому во всех случаях, где эти формы более или менее синонимичны, предпочтительней та, в которой меньше знаков;

г)словообразовательных: усечение -универ;

д)лексических (часто с использованием иностранных слов): тут короче, чем здесь, сеть короче, чем Интернет, shор короче, чем магазин.

2)Важнейшей чертой СМС является её позитивный характер. СМС в большинстве своём передают не только информацию, но и побуждение к действию (Позвони).

Типичные коммуникативные задачи, которые решаются с помощью СМС:

1)узнать о местонахождении адресата: Ты где? Чего не отвечаешь?;

2)узнать о самочувствии адресата: Как прошли выходные?;

3)сообщить о своём местонахождении: Я в кино;

4)сообщить о своём самочувствии и настроении: В сети буду после 9;

5)сообщить о мимолетном впечатлении, о чём-то только что сделанном или увиденном: Ура! Сдала экзамен!;

6)выразить сочувствие, благодарность: Спасибо)

СМС как средству общения характерны следующие признаки:

1)Ясность и краткость (Ясно. Еду. Буду.);

2)Для СМС не всегда характерно соблюдение правил пунктуации и грамматики (Ага еду жди);

3)Особый СМС сленг (прив - привет).

Недостатками СМС являются:

1)Обман (за счёт СМС многие мошенники выманивают у пользователей сотовой связи деньги или важную информацию);

2) Затрата денег и времени, некоторые люди зависимы от СМС, следовательно, у них уходит на это огромное количество средств;

3) Любители частого общения с помощью СМС очень редко пользуются новыми словами и не пополняют свой лексикон;

4) Доставка сообщений не гарантируется: вы можете предполагать, что известили нужных людей, а они могут не получить Ваши СМС или получить с большим опозданием.

Но также СМС услуга имеет и ряд положительных черт:

1)СМС полезно, если вы не хотите, чтобы были слышны шумы вокруг Вас;

2)Это занимает меньше времени, чем телефонный звонок;

3)СМС - удобный способ общения для глухих людей и людей с нарушениями функции общения;

4)С помощью СМС можно проголосовать на конкурсе или опросе, получить информацию насчёт маршрутов, погоды, новостей.

Таким образом, я выяснила, какие задачи решает человек, пишущий СМС, а также положительные и отрицательные стороны СМС.






         






















ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Электронная почта, skype, viber, whats app, Интернет, мобильная связь позволяют найти нужного человека практически мгновенно. Почтовая доставка писем исчезает... А что можно написать по электронной почте? Сохранится ли послание для последующих поколений? Можно ли вложить душу в электронное письмо? Будет ли кто-то собирать и хранить эту информацию, чтобы потом собрать её в книгу и опубликовать, чтобы читали другие люди, как читали письма А.С.Пушкина, Н.В. Гоголя, А.П.Чехова. Вряд ли... Я подобного ни разу не встречала...

Чем дальше от нас прошлая эпоха, тем большую ценность представляют письма, оставленные великими людьми, писателями, композиторами, учёными. Нас привлекают драгоценные подробности жизни автора, их горести и радости, их мысли о жизни, нравственная и общественная позиция, богатый и выразительный язык.

Таким образом, можно прийти к выводу, что СМС являются современным жанром письма и обладают преимуществами перед почтовым письмом: быстротой создания и передачи. СМС можно послать по электронной почте и другими способами современной связи. Но и здесь у СМС преимущество: телефон всегда под рукой.

Основных причин частого использования СМС в массовой культуре несколько:

1)Развитие электронных коммуникаций;

2)Современные люди предпочитают все самое тайное и сокровенное носить в себе;

3)Сегодня даже телефонные переговоры вынуждены сократить до минимума: они превратились в слишком дорогое удовольствие;

Таким образом, проделав исследовательскую работу, я пришла к выводам:

1)Наши родители писали бумажные письма, а наиболее ценные из них до сих пор хранят дома, а вот учащиеся такие письма не пишут;

2)Я выявила отличия между бумажным письмом и СМС: СМС не передают ни чувств, ни душевного состояния пишущего;

3)Учащиеся отдают предпочтение СМС - общению, так как оно отличается краткостью, чёткостью, отнимает мало времени;

4)Я выявила положительные и отрицательные стороны СМС;

5)СМС, являясь современным жанром общения, полностью заменили письма для представителей молодого поколения.

Можно ли вернуть почтовое письмо? Возвратить былую популярность эпистолярному жанру призвана Международная неделя письма, которая учреждена Международным почтовым союзом 50 лет назад и приурочена к профессиональному празднику почтовиков, который отмечается 9 октября. В почтовых отделениях по этому случаю организуют Дни открытых дверей и проходят филателистические выставки.

Люди в возрасте от 60 и старше до сих пор пишут друг другу письма, считая электронные письма чем-то неживым, ненастоящим. Люди в возрасте от 30 до 50 успевают писать и бумажные, и электронные письма, активно обмениваются СМС. А вот молодое поколение скоро совсем забудет, как держать в руках ручку и бумагу, что очень тревожит. В СМС молодежь делится не мировоззрением, а мироощущением. Но личностное общение – это нечто большее, это система ценностей, духовное общение, культурное насыщение. В этом контексте эпистолярный жанр, конечно, умер. Если кто-то захочет сегодня писать письма - пожалуйста. Но значит ли это, что возродится эпистолярный жанр? Нет, конечно. Полностью бумажное письмо умрёт только тогда, когда дети вместо авторучки будут иметь под рукой компьютер и свои первые слова наберут на клавиатуре ноутбука.

Я предполагаю, что скоро и СМС заменятся какими-либо другими средствами общения. Посмотрим....

                               

 





























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Акишина, А.А. Письмо как один из видов текста. / А.А.Акишина// Русский язык в школе/ ­ 1982 ­ №2 – С.6

2. Акишина, А.А., Формановская, Н.И. Этикет русского письма./ А.А.Акишина, Н.И.Фориановская // М.­ 1981.­ С.14

3. Белинский, В. Г. Полн. собр. соч., т. 1. /В.Г.Белинский // М.­ 1953.­С. 265.

4. Берн, Э. Игры, в которые играют люди./Э.Берн // – М.­ 2006.­ С.18

5. Белунова, Н.И. Комфорт речевого общения. /Н.И.Белунова // Русский язык в школе.­ 1996.­№ 5.­ С.5

6. Бондалетов, В.Д. Социальная лингвистика./В.Д.Бондалетов // – М.­ 1987.

7. Будагов, Р.А. Человек и его язык./Р.А.Будагов // М.­ 1974.­ С.18

8. Виноградов, В.В. Очерки по истории русского литературного языка 17-19 веков./В.В.Виноградов // М.­ 1982.­ С.46

9. Виппер, Р.Ю. История Нового времени./Р.Ю.Виппер // М.­ 1995.­С.79

10. Гоголь, Н.В..Выбранные места из переписки с друзьями./ Н.В.Гоголь// Азбука. М.­ 1971.­ С.54

11. Гроссман, Л.П. Письма женщин Пушкину./ Л.П.Гроссман// М.­ 1997.­ С.12

12. Достоевский, Ф.М. Бедные люди. /Ф.М.Достоевский// Астрель. М.­ 2008.­ С.97

13. Кунин, В.В. Друзья Пушкина: Переписка. В 2-х т.2/ В.В.Кунин // М.­1986.

14. Кошман, П.В. История русской культуры 19-20 веков. / П.В.Кошман// М.­ 2004.­ С.148

15. Пушкин, А.С. Евгений Онегин. / А.С.Пушкин //Бизнес Софт.М.­ 2005.-­С.156-158

Электронные ресурсы:

16. Режим доступа: http://daz.su/nash-otvet/kultura/.­Дата доступа: 12.11.2015.

17. Режим доступа: http://ru.wikipedia.­Дата доступа: 03.01.2016.

18. Режим доступа: http://pushin-live/ru mails//pismo.­Дата доступа: 05.01.2016.

19. Режим доступа: http://adme/ru pisma-ivana-bunina.­Дата доступа: 05.01.2016.

20. Режим доступа: http://adme/ru tvorchestvo-pisatelei.­Дата доступа: 05.01.2016.

1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Исследовательская работа по русскому языку "Неравный бой: бумажное письмо или СМС?"

Автор: Абрамова Татьяна Петровна

Дата: 26.06.2016

Номер свидетельства: 336210


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства