kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа по русской литературе "Религиозные взгляды А.С. Пушкина сквозь призму его произведений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы — доказать, что во многих произведениях Пушкина нашли отражение его религиозные взгляды.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по русской литературе "Религиозные взгляды А.С. Пушкина сквозь призму его произведений"»

Исследовательская работа по русской литературе "Религиозные взгляды Пушкина сквозь призму его произведений"



Введение

Есть мнение, что жизнь Пушкина не была жизнью верующего человека, что она, напротив, была жизнью весьма легкомысленного и неверующего человека. К сожалению, на отрицательную сторону жизни и деятельности поэта обращают больше внимания, чем надо. Находятся люди, которые, обходя вечное и достойное, с особым наслаждением подчёркивают его слабости и недостатки.

Одной из составляющей мировоззрения человека является его отношение к религии. Был ли Пушкин религиозным человеком? Каким было его отношение православной церкви? Известно, что современники видели в Пушкине и гениального поэта, и глубокого мыслителя. Как и у любого человека, на протяжении жизни взгляды Пушкина на религию менялись. Что лучше говорит о писателе, как не его произведения? В каких произведениях Пушкина нашли отражение его религиозные взгляды? Дальнейшее обсуждение этих вопросов представляется нам актуальным и оправданным.

Мы предполагаем, что во многих произведениях Пушкина нашли отражение его религиозные взгляды.

Цель нашей работы—доказать, что во многих произведениях Пушкина нашли отражение его религиозные взгляды.

Задачи исследования:

1. Выяснить, как формировалась православная вера А.С. Пушкина.

2. Раскрыть духовный облик поэта.

3. Определить отношение Александра Сергеевича к религии на примере его произведений.

Методы исследования: 1. Поиск лирических и прозаических произведений А.С. Пушкина на заданную тему.

2. Анализ произведений.

3. Тезирование.

4. Сопоставление лирических и прозаических произведений, написанных в разное время.

Чтобы найти ответ на поставленный вопрос, мы решили изучить биографию Пушкина, проанализировать следующие стихотворения: «Воспоминания в Царском селе», «19 октября», «Эпитафия младенцу Волконскому», «Безверие», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Подражание Корану», «26 мая 1828 года», «Стансы», «Видение Короля», «Вечерня отошла», «Разговор с Англичанином», поэмы «Полтава», «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», трагедию «Пир во время чумы», роман «Евгений Онегин».


Основная часть


Глава 1 Религиозное развитие А.С.Пушкина


В первой главе мы выяснили, как формировалась православная вера А.С.Пушкина. Нами были проанализированы следующие стихотворения: «Разговор с Англичанином», «19 октября», «Безверие», трагедия «Пир во время чумы», поэма «Полтава», роман «Евгений Онегин».

Пушкин был не только поэт, но и человек, и потому ничто человеческое не было чуждо ему. Неверующим его могут считать только те люди, которым не хотелось вдуматься в историю его жизни и творчества. Поэт чувствовал, что без идеи Божества всё его мировоззрение становится зданием без фундамента, но его ошибка состояла в том, что он сначала толь­ко «умом искал Божества» [8,с.14]. Неудивительно, что «сердце», как казалось поэту, «не находило его», так как одни отвлеченные мысли без живой веры не могли дать ему покоя и удов­летворения[8,с.14].

Наиболее острый момент его душевного кризиса совпал, как нам кажется, с днями его пребывания в Кишиневе и Одессе (1821-1824 годы). Углубляясь в изучение Библии, он встретился с англичанином Гетчинсоном, от кото­рого стал брать уроки теоретического атеиз­ма. Об этом поэт сообщает в письме к другу, жившему в Москве. Это видно в стихотворении «Разговор с Англичанином»:

Тогда, беседуя с раскованной душой,

О вера, ты стоишь у двери гробовой,

Ты ночь могильную ей тихо освещаешь

И, ободрённую, с надеждой отпускаешь…

Увлёкшись на короткое время отри­цательными уроками философа, Пушкин потом отрекся от своего «легкомысленного суждения относительно атеизма», которое он назвал «школьнической шуткой» и удивлялся, как можно было «две пустые фразы» дружеского письма рассматривать как «всенародную проповедь» [10,с.44].

Пушкин был суеверен в жизни, как и любой человек. Особенно глубокое впечатление произвели на него слова, сказанные ему ещё в юности немкой-гадалкой Кирхгоф о том, что он приобретёт большую славу и может погибнуть в 37 лет от белой лошади или белой головы. С тех пор всю жизнь избегал он встречи с белокурыми людьми. Мистическое ощущение потустороннего мира только создавало благоприятную поч­ву для восприятия религиозных идей, но не могло само по себе дать ему обоснованного религиозного миро­воззрения. Мы выяснили, что Пушкин пришёл к православию не в силу своего воспитания и образования, а вопреки окружавшей его среде. Мы выяснили, что поэт не мог ничего получить для укрепления своих религиозных взглядов ни из воспоминаний своего детства, прошедшего в атмосфере иноземных влияний, ни из преда­ний своей семьи, никогда не отличавшейся глубокой религи­озностью. Нравственный перелом, озарив­ший его жизнь и творчество новым светом, начал про­являться еще в Кишиневский и Одесский период жизни, но достиг своего полного развития только во время пребывания в тиши Михайловского деревенского уединения. Эта вторая ссылка имела для поэта огромное значение: она спо­собствовала его духовному росту.

Не предаваясь светским удовольстви­ям, поглощавшим почти всё его время и внимание в Пе­тербурге, он мог здесь глубже заглянуть в самого себя, в душу простого народа, в заветы и уроки родной истории и вни­мательнее заняться своим самообразованием. Особенно ценно было для Пушкина постоянное сопри­косновение со Святогорским монастырем. Наблюдая нравственную связь народа с монастырём и углубля­ясь в изучение истории Карамзина, Пушкин не мог не оценить нравственного влияния, какое оказывала на наш народ церковь[12,с.12].

Предчувствие скорой неизбежной кончины находит свое отражение и в стихотворе­ниях. Последнее из них «19 октября».

Я пью один, вотще воображенье

Вокруг меня товарищей зовёт;

Знакомое не слышно приближение,

И ничего душа моя не ждёт… [16,с.19].

Мы увидели потрясающий контраст между священным таинством смерти и легкомыслием людей, способных отдаваться на­слаждениям на краю могилы, в «Пире во время чумы». Пушкин показывает трагедию людей, когда среди пирующих безумцев появ­ляется священник, чтобы обличить их кощунственную вак­ханалию.

Безбожный пир, безбожные безумцы!

- гремит его пророческий голос,

вы пиршеством и песнями разврата

Ругаетесь над мрачной тишиной,

Повсюду смертью распространенной!

Его встречают на­смешками, но они не смущают мужественного служителя Евангелия. Исполнив свой долг, священник уходит со словами мира и любви на устах:

Спаси тебя Господь!

Прости, мой сын,

- говорит он, обраща­ясь к председателю безумного собрания.

Никогда смерть не бывает столь тяжким испытанием, если человек умирает невинным от насильственной руки своего врага. Кто может примирить тогда нас с нею, как не Церковь? Этот вопрос глубоко раскрыт в описании предсмертных минут Кочубея в поэме «Полтава»:

Вот на пути моем кровавом

Мой вождь под знаменем креста,

Грехов могучий разрешитель,

Духовной скорби врач, служитель

За нас распятого Христа,

Его Святую Кровь и Тело

Приносит мне, да укреплюсь,

Да приступлю к смерти смело

И жизни вечной приобщусь[15,с.70].

Мы увидели, что это произведение озарено яркой верой поэта в бессмертие и в вечную неразрывную связь молитвы и любви между живыми и умершими. «И гроба тайны роковые», которые в числе других предметов были темой оживлённых дружеских бесед между Онегиным и Лен­ским, занимали с ранней юности пытливый дух поэта.

Меж ими всё рождало споры

И к размышлению влекло:

Племён минувших договоры,

Плоды наук, добро и зло,

И предрассудки вековые,

И гроба тайны роковые,

Судьба и жизнь в свою чреду,

Всё подвергалось их суду [14,с.35].

Нам кажется, что стихотворение «Безверие» содержит глубокую философскую мысль, ставящую пред собою мучитель­ный вопрос о загробной жизни. Непостижимая для нас тай­на находит свое разрешение только в свете веры:

Тогда, беседуя с раскованной душой,

О вера, ты стоишь у двери гробовой,

Ты ночь могильную ей тихо освещаешь

И, ободренную, с надеждой отпускаешь…

Потрясающими драматическими чертами поэт изображает психологию неверия, всегда безответного пред лицом могилы, и противопоставляет ей тихое умиротворяющее созерцание веры.

А он, слепой мудрец! при гробе стонет он

С отрадой бытия несчастный разлучен,

Надежды сладкого не внемлет он привета,

Подходит к гробу он, взывает... нет ответа.

К почившим позванный вечерней тишиной,

К кресту приникнул он бесчувственной главой,

В слезах отчаянья, в слезах ожесточенья,

В молчанье ужаса, в безумстве исступленья,

Рыдает….

Что может быть разительнее такого контраста, выстраданного сердцем поэта!


Глава 2 Духовный облик Пушкина


Во второй главе мы проанализировали стихотворения: «Эпитафия младенцу Волконскому», «Воспоминания в Царском селе», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Разговор с Англичанином», «Стансы», «26 мая 1828 года», «Видение Короля», повесть «Капитанская дочка».

Мы выяснили, что духовный облик А.С. Пушкина был очень сложным и глубоким. Красноречивее всего о его ду­ховной работе свидетельствуют черновые наброски сти­хотворений, особенно тех, какие относятся ко времени его пребывания в Бессарабии. Они вводят нас в таинственную лабораторию его творчества. Свет и тьма напряженно боролись в нем. Поэта страшит одна мысль об уничтожении человека после смерти, и он гонит её от себя. Поэт понял, что источник счастья не вне, а в нас самих.

Мы выяснили, чем больше зрел духовно поэт, тем ближе он подходил к исконному народному идеалу. Душа поэта ищет утешения в молитвенном общении с Богом. [3,с.35]. Религиозное умиление нередко касалось души Пушкина: об этом свидетельствуют многие из его творений. Что может быть трогательнее про­стого сердечного молитвенного причитания, каким няня старается успокоить непонятную для нее тоску Татьяны:

Дитя мое, ты нездорова;

Господь, помилуй и спаси!

Дай, окроплю святой водою,

Дитя мое, Господь с тобою! [14,с.102]

Не подлежит сомнению, что поэт воскресил вос­поминания своего детства, когда няня крестила его дро­жащей рукой при тихом свете вечерней лампады.

Даже наиболее возвышенные страницы Библии, в кото­рые углубляется поэт, настраивают на религиозные мотивы:

Творцу молитесь! Он могучий;

Он правит ветром в знойный день,

На небо посылает тучи;

Дает земле древесну сень.

С Тобою древле, о, Всесильный,

Могучий состязаться мнил,

Безумной гордостью обильный;

Но Ты, Господь, его смирил[14,с.246].

Но особенно сердцу поэта были близки православные молитвы, по его собственному признанию, «умилявшие» душу. Тако­ва «Молитва Гос­подня» Ефрема Сирина, которую он воплотил в высоких стихах[12,с.68].

Отец людей, Отец Небесный,

Да имя вечное Твое

Святится нашими устами,

Да придет Царствие Твое,

Твоя да будет воля с нами,

Как в небесах, так на земли,

Насущный хлеб нам ниспошли

Твоею щедрою рукою.

И как прощаем мы людей,

Так нас, ничтожных пред Тобою,

Прости, Отец, Твоих детей.

Не ввергни нас во искушенье,

И от лукавого прелыценья

Избави нас.

Мы выяснили, что в повести «Капитанская дочка» поэт рисует нам веру наших предков в силу молитвы, которая дважды спасает от опасности Гринева в на­иболее критические минуты его жизни. «Но Бог видит, что жизнью моей рад бы заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести. Отпусти меня, куда нам Бог путь укажет. Молим Бога о спасении твоей души [15,с.167].

Мы увидели, как автор примиряет нас с коварным и вероломным Борисом Годуновым, подчёркивая его очистительные страдания на закате жизни:

Храни, храни святую чистоту

Невинности и гордую стыдливость:

Кто чувствами в порочных наслажденьях

В младые дни привыкнул утопать,

Тот, возмужав, угрюм и кровожаден,

И ум его безвременно темнеет…

Следовательно, всё это характеризует Пушкина как великого православного поэта, неотделимого от народной стихии. Поэт поражал своих собеседников религиозностью своих взглядов. Всё божественное открывалось ему сквозь призму красоты. «Красота, истина и симметрия есть выражение Верховного Существа», - цитирует он одно­го платоника. Только христианство осуществило этот союз [18,с.39].

Александр Сергеевич не только считал Библию настольной книгой сам, но и хотел приучить читать её своих де­тей. Поэт изучал ее, пока она не покорила его всепобеждающей силой. Мы выяснили, что Пушкин по своим внутренним духовным качествам был религиозным человеком, осознавал и чувствовал грани, отделяющие добро от зла. Все его герои совершают нравственные поступки: в лице их он возвышает добродетель и клеймит порок и страсть. Его личные падения были плодом слабости воли. В минуту борьбы со злом он находит для себя источник просветления и ук­репления в Библии. Александр Сергеевич ис­кал художественные образы, которые служили бы олицетво­рением добра, а не зла. Библия открыла перед ним эти прекрасные образы, пол­ные истинной поэзии. Из всех христианских молитв А.С.Пушкину больше всех нравилась следующая:

Ни одна из них меня не умиляет.

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого поста.

Всех чаще мне она приходит на уста.

И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! Дух праздности унылой,

Любоначания, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

Мы узнали, что Филарет и Пушкин имели общих друзей и почитателей. Таковыми были Шевырёв, А.И. Тургенев и Елисавета Михайловна Хитрово, дочь знаменитого М.И. Кутузова[9,с.241]. Женщина православная по своим убеждениям, она почитала великого иерарха и испытывала искреннее пре­клонение перед поэтическим талантом Пушкина. Заслуга Е. М. Хитрово состояла в том, что она явилась посредницей между поэтом и Филаретом после появления в печати стихотворения «26 мая 1828 года», начинающегося словами:

Дар напрасный, дар случайный

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена? [14,с.272]

Это стихотворение было жалобой на жестокий рок, управляющий, как казалось Пушкину, его жизнью. Митрополит Филарет решил не оставлять произведение без ответа. Его целью было доказать всем, и особенно самому поэту, что наша судьба отнюдь не предопределена для нас слепым ро­ком, как думали язычники, она управляема разумной волей Творца. Замечательно то, что Филарет нашел нужным облечь эти мысли в стихотворную форму, же­лая таким путём лучше довести их до сердца поэта. Тот же стихотворный размер и почти те же слова, но наполненные различным содержанием, делают эти стихотворения параллельными и вместе противо­положными друг другу. Особенно этот параллелизм заметен в следующих двух строфах Митрополита Филарета:

Не напрасно, не случайно

Жизнь от Бога нам дана,

Не без воли Бога тайной

И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью

Зло из темных бездн воззвал,

Сам наполнил душу страстью,

Ум сомненьем взволновал.

Стихи Митрополита Филарета стали известны Пуш­кину. Поэт оценил такое снисхождение к нему со стороны иерарха и ответил на послание «Стансами».

Как нам кажется, в стихотворении достойно удивления всё: и возвышен­ность вдохновенной мысли, и величавая торжественность, и искренность, и глубокое смирение сердца, и звучность, и музыкальность стиха. Заключительный аккорд «Стансов»

Твоим огнем душа палима

Отвергла мрак земных сует:

И внемлет арфе Серафима

В священном ужасе поэт [19,с.46].

является одним из высших взлетов его творчества.

Пушкин писал «Стансы», когда он находил­ся в зените своей общепризнанной славы. История не знает другого примера подобного литературного состязания между строгим Митрополитом и свободолюбивым поэтом, в котором Александр Сергеевич не устыдился признать себя побежден­ным.

Мы предполагаем, что сила Пушкина состоит в том, что он никогда не отрывался от русской православной стихии и от постоянного общения с народом, черпая из него ту исключительную духовную мудрость, которую мы начинаем понимать только теперь. Поэт углубил её основательным изучением истории Православной Церкви. «Греческое вероисповедание, - пишет Пушкин, - отде­льное от всех прочих, дает нам особый национальный харак­тер. Наше духовенство жило неразрывной жизнью со своим народом, служа «посредником между ним и государем, как между человеком и Божеством». Мы обязаны монахам на­шей историей. Духовенство пронесло и сохранило этот светоч сквозь мрачные годы татарского ига и тем помогло народу сохранить свой национальный облик. Россия спасла «христианское просвещение» не только для себя, но и для Европы [3,с.36].

Мы изучили стихотворение «Видение Короля». Поэт предстаёт перед нами как верующий человек:

Громко мученик Господу взмолился:

Прав Ты, Боже, меня наказуя.

Плоть мою предай на растерзанье,

Лишь помилуй мою душу, Иисусе. [15,с.70]


Глава 3 Отношение Пушкина к религии на примере его произведений


В третьей главе мы проанализировали стихотворения: «Вечерня отошла», «Воспоминания в Царском селе», повесть «Дубровский», роман «Евгений Онегин». Мы узнали, что православное мировоззрение Пушкина создало и его определенное отношение к Церкви. Поэт свято исполнял всё, что предписывал русскому человеку домашний быт. Он посещал богослужение, исполнял долг говения. С необыкновенной теплотой поэт рисует состояние кающегося грешника и его духовного отца, принимающего на себя его греховное бремя в стихот­ворении «Вечерня отошла»:

И раздается в тишине

То тяжкий вздох, то шепот внятный.

Несчастный, полно, перестань.

Ужасна исповедь злодея….

Молись. Опомнись - время, время.

Я разрешу тебя – грехов

Сложу мучительное бремя[15,с.42].

Пушкин не только помнит своих дорогих умерших, но и поминает их церковной молитвой.

Фамильные предания и обычаи были для него священны. «В роде бояр Пушкиных с незапамятных времен хра­нилась металлическая ладонка с довольно грубо гравиро­ванным на ней Всевидящим оком и наглухо заключенной в ней частицей Ризы Господней. Она -- обязательное достояние старшего сына, и ему вменяется в обязательство 10 июля, в день праздника Положения Ризы, служить пред этой свя­тыней молебен. Пушкин всю свою жизнь это исполнял и за­вещал жене соблюдать то же самое, а когда наступит время, вручить ее старшему сыну, взяв с него обещание никогда не уклоняться от семейного обета» [8,с.14].

Свои письма к жене он всегда заканчивал патри­архальным благословением, посылаемым де­тям, не забывая Наталью Никола­евну: «Целую Машу (дочь) и благословляю, и тебя тоже, душа моя, Христос с вами,» - заключает он свое письмо Наталье Николаевне от 30 сентября 1832 года из Москвы. «Благословляю Машку с Сашкой», - писал он жене 27 августа 1833 года[5,с.6].

Мы выяснили, что брак и семья, освящённые церковным благословением, были для Пушкина святыней. Эта мысль прослеживается во всех его произведениях. Классический пример Татьяны, во имя святости суп­ружеского долга отвергшей Онегина и заглушившей еще не угасшую любовь к нему в сердце, останется образцом православного отношения к браку, навеки соединя­ющему «во едину плоть» мужа и жену:

Я вас люблю(к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

И буду век ему верна [14,с.167]

Не только Татьяна, но и ее мать, и ее няня со­единены были по воле родителей с нелюбимыми супругами, однако остались им верными на всю жизнь.

«Да как же ты венчалась, няня?»

спросила юная Татьяна.

Так, видно, Бог велел [14,с.53]

Мария Кирилловна Троекурова также проявила большую нравственную доблесть, отказавшись покинуть князя Ве­рейского, с которым была только что против воли повенчана, сколько ни настаивал на этом Дубровский, явившийся её ос­вобождать. «Вы свободны», -сказал последний. «Нет, - отве­чала она, - поздно. Я обвенчана, я жена князя Верейского». -- «Что вы говорите, - закричал с отчаянием Дубровский, - нет, вы не жена его, вы были приневолены, вы никогда не могли согласиться». -- «Я согласилась, я дала клятву, - возразила она с твердостью, - князь мой муж, прикажите освободить его и оставьте меня с ним» [15,с.236].

Поучительный пример религиозных семейных отношений мы увидели в домашней жизни Лариных (в «Евге­нии Онегине»), и особенно у Гриневых и Мироновых (в «Ка­питанской дочке»), нарисованных с особой любовью. В то же время Пушкин осуждает Марию Кочубей, заплатившую за незаконную связь со своим крест­ным отцом Мазепой позором и сумасшествием.

Поэт оказал большое влияние на русское общество в смысле утверждения в нем здоровых и крепких семейных начал не только своими произведениями, но и собс­твенным примером, так как он был любящим супругом и заботливым отцом. Ревность, повлёкшая за собой роковую дуэль и смерть, исходила из его желания сохранить незапятнанной чистоту семейного очага, которой он дорожил.

Мы думаем, что от семьи естественен переход к Отечеству и Государству. Высоко ценя и любя семейный очаг, Пушкин не мог не ценить и не любить Отечество, являющееся домашним очагом целого народа.

Мы выяснили, что чувству патриотизма в стихотворении «Вечерня отошла» поэт даёт не столько психологическое, сколь­ко религиозное обоснование:

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века

По воле Бога Самого

Самостоянье человека,

Залог величия его.

Животворящия святыни!

Земля была б без них мертва,

Без них наш тесный мир - пустыня,

Душа - алтарь без Божества[15,с.42].

Мы выяснили, что всё, что отличает и украшает пушкинский гений, – его необыкновенная простота, ясность и трезвость, свободный ум, правдивость, доброта, искренность, умиление пред всем высоким и прекрасным, смирение на вершине славы, победная жизнерадостная гармония, -- всё это, несомненно, имеет религиозные корни.

Моделью тематики поэтического текста, средством выявления сущности поэтического мира поэта является его частотный словарь. Мы решили выяснить, сколько раз в изученных нами произведениях употребляется религиозная лексика, такие слова, как бог, душа, святой, вера, религия и другие и представить это в виде таблицы (приложени 1)

Название произведения

Религиозная лексика

Коли-чество слов

1. «19 октября»

1) Священный

1

2) Душа

2

3) Бог

1

2. «Полтава»

1) Душа

12

2) Бог

4

3) Святой

4

4)Святыня

1

5) Дух

1

6) Вера

1

7) Архипастырь

1

8) Молитва

1

9) Господь

1

10) Христос

1

3. «Евгений Онегин»

1) Душа

32

2) Вера

6

3) Бог

8

4)Дух

1

5)Смиренный

1

6) Церковь

1

7) Святой

1

8) Крестила

1

9) Свято

1

10)Исповедь

1

4. «Безверие»

1) Безверие

3

2) Душа

5

3) Вера

3

4) Божества

1

5) Смерть

1

6) Дух

1

7) Священный

1

8) Крест

1

9) Ангел

1

10) Храм

1

11) Алтарь

1

12) Пастырь

1

13) Бог

2

14) Святые

1

15) Блаженство

1

5. «Вечерня отошла»

1) Молитва

1

2) Церковь

1

3) Лампада

1

4) Икона

1

5) Грешник

1

6) Исповедь

1

7) Грех

1

8) Душа

3

9) Бог

5

6. «Дубровский»

1) Бог

21

2) Церковь

5

3) Господь

3

4) Душа

3

5) Батюшка

3

6) Священник

2

7) Благословение

2

8) Алтарь

1

9) Дух

1

10) Монастырь

1

11) Паперть

1

12) Образа

1

7. «Эпитафия младенцу Волконскому»

1) Благословение

1

2) Молитва

1

8. «Воспоминание в Царском селе»

1) Священный

1

2) Душа

1

3) Библия

1

4) Благословенный

1

5) Бог

1

6) Святой

1

7) Вера

1

9. «Разговор книгопродавца с поэтом»

1) Демон

1

2) Дар

2

3) Душа

4

4) Бог

1

5) Идол

1

6) Лампада

1

7) Молитва

1

8) Дух

1

9) Святой

1

10. «Капитанская дочка»

1) Божий

5

2) Благословение

9

3) Господь

4

4) Молитва

4

5) Бог

39

6) Поп

1

11. «26 мая 1828 года»

1) Бог

3

2) Душа

3

3) Дар

2

12. «Видение Короля»

1) Церковь

6

2) Бог

5

3) Свеча

1

4) Молитва

2

5) Безбожный

2

6) Христианин

1

7) Мученик

1

8) Господь

2

9) Иисус

1

10) Душа

3


Роковая ду­эль с Дантесом, на которую поэт решился с такой легкостью, была болезнен­ной попыткой найти какой-нибудь выход из его невыно­симого положения. Мы считаем, что ему нужно было пройти сквозь какое-то огненное горнило, пережить какое-то глубо­кое нравственное потрясение, чтобы возродиться духовно и очиститься от всех нравственных поражений, тяготивших его душу. Таким чистилищем и явились для него тяжкие предсмертные страдания, последовавшие за дуэлью.

Бог оставил ему еще два дня жизни для ис­купления своего греха и достойного приготовления к веч­ности. Это было для него милостью Божьей, которую он не мог не оценить. Как только определилась безна­дежность его положения, домашний доктор Спасский предложил ему исполнить последний христианский долг. Пушкин согласился. «Требую, чтобы ты не мстил за мою смерть. Прощаю всех и хочу умереть христианином», - сказал он.

Всепрощающая любовь и искренняя вера, ярко вспых­нувшая в его сердце на смертном одре, озарили ему путь в вечность, сделав его неумирающим духовным наставником для всех поколений. Нравственный урок, дан­ный им русскому народу на краю могилы, быть может, пре­восходит всё, что оставлено поэтом в назидание потомству в его бессмертных творениях. Христианская кончина стала луч­шим оправданием его славной жизни.


Заключение


В результате выполненного исследования мы пришли к выводу, что наша гипотеза оказалась верной. А.С. Пушкин был верующим человеком, никогда не отрывался от общего уклада жизни своего времени, где религия и церковь занимали почетное положение. Его религиозные взгляды нашли отражение в его произведениях.

В 1 главе мы выяснили, как формировалась православная вера А.С. Пушкина. Поэт ещё в Кишиневский и Одесский период творчества понял, что без религии жизнь не имеет смысла. Оказывается, вторая ссылка в Михайловское имела для него огромное значение. Здесь он впервые вошел в живое непосредственное общение с церковью через окрестное духовенство. Особенно ценно было для Пушкина постоянное посещение Святогорского монастыря.

В стихотворении «19 октября» он предчувствует свою смерть и говорит, что после смерти все предстанем перед Богом. В трагедии «Пир во время чумы» поэт показывает потрясающий контраст между священным таинством смерти и легкомыслием людей, способным отдаваться наслаждениям на краю могилы.

Анализируя поэму «Полтава», мы выяснили, что автор верит в Бога, в бессмертие души и вечную неразрывную связь молитвы между живыми и умершими.

Перечитывая роман «Евгений Онегин», мы увидели, что вопросы веры в Бога, вопросы о смерти и бессмертии души также в числе других предметов были темой обсуждения между Онегиным и Ленским.

Анализируя стихотворение «Безверие», мы определили, что автор рассматривает сложнейший вопрос о загробной жизни, о вере человека в Бога.

Во 2 главе мы раскрываем духовный облик поэта. Перечитывая его стихотворения: «Эпитафия младенцу Волконскому», «Воспоминания в Царском селе», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Разговор с Англичанином», «Стансы», мы выяснили, что Александр Сергеевич постоянно работал над своим духовным развитием. Мы узнали, что Пушкин постоянно перечитывал Библию и сам регулярно молился. Мы определили, что в повести “Капитанская дочка” Александр Сергеевич показывает веру предков в силу молитвы, которая дважды спасает от опасности Гринева в тяжёлые минуты его жизни.

В стихотворении “Подражание Корану” мы увидели исповедь поэта, она связана с таинственным видением, указавшим Александру Сергеевичу уход из этого мира в страну покоя.

Изучая научный труд Никольского В.В. “Нравственные идеалы Пушкина”, мы узнали, что огромное влияние на религиозное развитие Пушкина оказывал митрополит Филарет. Под его непосредственным влиянием появилось стихотворение “26 мая 1828 года”, в котором поэт рассуждает о жестоком роке, управляющем всей его жизнью.

В «Исторических записках» поэт изображает заслуги церкви и духовенства перед народом. А его стихотворение “Видение Короля” является похвалой всем верующим в Бога.

В 3 главе мы определили отношение А.С. Пушкина к религии на примере его произведений.Изучая труды Б.В. Томашевского “Пушкин”; Ю.Б. Тынянова “Пушкин”, А. Тырковой-Вильямс “Жизнь Пушкина”; П.Е. Щёголева « Дуэль и смерть Пушкина», мы узнали, что поэт свято исполнял всё, что предписывала русскому человеку церковь. Его чувства верующего человека ярко показаны в стихотворении “Вечерня отошла”. Поэт не только вспоминает своих близких, умерших, но и поминает их церковной молитвой. В романе “Евгений Онегин” показан образ Татьяны, во имя супружеского долга отвергшей Онегина. В повести “Дубровский” таким является образ Марии Троекуровой, отказавшейся покинуть князя Верейского, с которым была повенчана.

От семьи естественен переход к Отечеству и Государству. Пушкин не мог не ценить и не любить Отечество. Поэтому в стихотворении “Воспоминания в Царском селе” поэт чувству патриотизма даёт религиозное обоснование.

Моделью тематики поэтического текста, средством выявления сущности поэтического мира поэта является его частотный словарь. Мы выяснили, сколько раз в изученных нами произведениях употребляется религиозная лексика. Оказалось, что слово бог встречается 112 раз, душа-82, молитва-26, святой-15, вера-15, благословение-11, господь-10, духовный -6, Христос, священник-3, исповедь-2,алтарь, монастырь, библия, Иисус, икона, храм, крест, пастырь, лампада-1.Связь с божественной тематикой очевидна.

Таким образом, религиозные взгляды А.С.Пушкина нашли отражение в его произведениях.


17



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Абрамова Татьяна Петровна

Дата: 26.06.2016

Номер свидетельства: 336208


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства