kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательский проект по русскому языку «Влияние SMS-общения на грамотность и языковую культуру школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проникая в самые разные области нашей жизни, язык SMS оказывает влияние на культуру в целом и на общение подростков.Современная моложежь отдает предпочтение SMS живому общению между собой, что не всегда положительно сказывается на формировании культуры речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект по русскому языку «Влияние SMS-общения на грамотность и языковую культуру школьников»»



Исследовательский проект по русскому языку: «Влияние SMS-общения на грамотность и языковую культуру школьников».

Одним из основных признаков современного общества является стремительное развитие компьютерных информационных технологий.

У нас нет имен, вместо них - ники.

У нас нет возраста и пола.

Голоса тоже нет.

Как нет и эмоций, их заменил десяток банальных смайликов.

Взамен лица - аватар.

Мы не читаем книги, а просматриваем текстовые файлы.

Не цитируем наизусть любимых поэтов, а вставляем результат поиска Яндекса по ключевой фразе, которую смогли запомнить.

Вместо фотографий - матрица 32-х битных точек.

Вместо встреч - сходки.

Вместо поцелуев - "чмоки".

Вместо любви в сердце - записи где-то в хистори...

(из интернет-блогов)

Мы уже отвыкли от тёплых душевных писем, от деликатных слов, любезных обращений. Но потребность в общении осталась. Трудно представить себе современного школьника, который бы не стремился к ежедневному общению.

Люди всегда мечтали создать единый язык, который объединил бы все страны и народы. Сегодня на эту роль претендует SMS –язык.

Проникая в самые разные области нашей жизни, язык SMS оказывает влияние на культуру в целом и на общение подростков.

Тема нашего исследования выбрана не случайно. Она продиктована проблемой, которая сегодня волнует многих: отказ от живой беседы не способствует укреплению дружеских отношений, а язык SMS и Интернет-форумов не делают школьника грамотнее. Актуальность данного исследования очевидна.

Цель проекта: Изучить язык SMS-сообщений и определить их роль в формировании и развитии речевого поведения школьников.

Одна из главных задач нашей работы звучит так: определить - влияет ли язык SMS-сообщений на грамотность школьников.

Что происходит сегодня? Сиюминутность, краткость, компрессия и экономия приводят к тому, что письменная речь всё больше приобретает черты устной речи, напоминая стенограмму, является источником пополнения лексики. При этом наблюдается не только снижение грамотного письма, но и оскудение культуры речи подростков. Язык мобильных сообщений строится на использовании определённого сленга и недавно созданных слов. Живое общение заменяется SMS – общением. Таким образом, возникает проблема изучения SMS как фактора формирующего речевое поведение подростка и использование языковых средств в разных условиях общения.

Ещё в середине XX-го века известный лингвист Л.В.Щерба писал о безграмотности и школьников, считая проблему острой. Сегодня она не потерла своей актуальности.

Мы выдвигаем гипотезу: внедрение в повседневную жизнь практики обмена короткими интерактивными сообщениями приводит к снижению орфографической и синтаксической грамотности.  Если мы не обратим внимание на грамотность при оформлении sms-сообщений, то в будущем это приведет к искажению норм русского языка, что влечет за собой «вымирание» языка.

Объектом исследования является язык SMS.

База исследования: учащиеся 7-11 классов МКОУ «Нежинская СШ»

Материалом исследования послужила выборка различных элементов SMS.

Новизна исследования заключается в том, что тема интересна сегодняшнему поколению. Как и любое другое культурно-языковое ноу-хау, SMS имеет ряд преимуществ, делающих его проявлением культуры, способной изменить не только облик языка, но и стать «новой ступенькой» в его развитии.

В ходе исследования мы попросили учащихся ответить на вопрос: «На что больше всего вы обращаете внимание при оформлении SMS-сообщений?»

  • На краткость – 30%

  • На быстроту – 38%

  • На грамотность – 32%

Причины популярности SMS – сообщений:

  • в коротком сообщении можно написать то, что бывает трудно произнести вслух в живой беседе;

  • этот способ общения экономит время и деньги;

  • использовать SMS-сообщения удобно, если необходимо соблюдать тишину;

  • сообщения доходят до адресата почти мгновенно;

  • можно отправить сообщение на выключенный или находящийся вне зоны действия сети телефон, адресат все равно его получит, как только появится в сети;

  • можно получать необходимые информационные рассылки.

Главное удобство SMS - скорость

С чего все начиналось?

Начиналось же все в далеком 1991 году, когда институт стандартов в области телекоммуникаций предложил механизм обмена небольшими блоками текстовой информации между мобильными абонентскими станциями.

Проводя опрос среди учащихся нашей школы, мы выяснили, что 92% опрашиваемых общается при помощи SMS сообщений. Это означает, что интерес к такому виду общения не проходит. Но, на наш взгляд, эсэмэски не способствуют укреплению дружеских отношений, чувства и мысли общающихся между собой людей остаются за пределами переписки. С помощью речи можно выразить буквально все: и чувства, и красоту окружающего мира, и свои фантазии. Мы перестали разговаривать, глядя в глаза друг другу.

Анкетирование среди учащихся помогла нам определить основные коммуникативные задачи SMS:

Чтобы выявить языковые особенности СМС, мы попросили учащихся записать по несколько смс из своих телефонов. Анализируя текстовые сообщения, мы выявили их положительные и отрицательные стороны.

«Плюсы»:

  • Передача большого количества информации за минимальное количество времени.

  • Секретность информации.

  • Наглядно-эмоциональное окрашивание речи.

  • Служит одновременно для передачи информации и эмоций.

  • Возможность передачи информации при недоступности адресата.

  • Возможность научиться лаконично и четко формулировать свои мысли.

«Минусы»:

  • Затруднение в понимании содержания.

  • Ограниченное количество символов.

  • Пренебрежение правилами грамматики и орфографии, что приводит к снижению грамотности.

Преимуществ у SMS оказывается больше, чем недостатков. Главная задача переписки с помощью SMS – донести новую информацию до адресата или просто установить контакт.


SMS-сообщения пользуются популярностью у школьников по многим причинам, в том числе потому, что они позволяют учащимся самовыражаться через язык эсэмэсок.

В коротких сообщениях находит отражение уровень владения ребёнка письменной речью.


Фиксируя свои мысли в SMS-сообщениях, школьник не ставит перед собой цель соблюдать нормы родного языка. Чтобы отправить SMS сообщение, соответствующее нормам литературного языка, ученик должен максимально поработать над выбором более подходящих средств для выражения своих мыслей. Быстрый темп общения не всегда позволяет ему это сделать.

На основе анализа ученических SMS-сообщений мы рассмотрим примеры основных типов ошибок, допускаемых школьниками при составлении письменных коротких сообщений.

Орфографические ошибки:

1.Неправильное написание слов;

2. Употребление строчной буквы в начале предложения

Пунктуационные:

1.Отсутствие знаков препинания при обращениях, вводных словах, в конце предложения, между частями сложного предложения;

2.Возможна замена знаков препинания в конце предложения смайлом.

Грамматические:

1.Не обозначены границы предложений

Словообразовательные:

1.Сокращения, искажённое написание слов

Речевые:

1.Использование просторечий и жаргонизмов

Использование упрощенного варианта общения – максимум информации за короткий промежуток времени – способствует грубому нарушению правил. Значит, можно смело говорить, что SMS-общение негативно влияет на грамотность и культуру школьников.

Настоящая грамотность подростка проверяется не только по контрольным работам, но и по положительному отношению к родному языку. Ученик должен исключать разные ошибки не только на уроках русского языка и при подготовке к ним, но и в любых других письменных текстах, в том числе при электронной переписке в SMS-сообщениях.

Грамотное SMS-сообщение ученик сможет составить тогда, когда сам будет владеть хорошей речью.

Одна из задач нашей работы – рассмотреть отношение школьников к языковым нормам при составлении текстов SMS. Ребятам было предложено ответить на вопрос анкеты «Соблюдаете ли вы правила при написании SMS?» На этот вопрос 44% опрошенных ответили утвердительно. Однако были даны комментарии, что следить за грамотностью при создании сообщений непринципиально, так как главное – передать информацию. Таким образом, ребята осознают, что они не всегда соблюдают правила русского языка, общаясь с помощью SMS.

Ошибки в SMS-ках очень опасны тем, что вторгаются в речевое поведение подростка «на волнах» постоянной потребности в общении, минуя логический контроль, а значит, исключая любую возможность критического анализа.

Анализ SMS-сообщений учащихся даёт уникальную возможность описания речевого поведения языковой личности учащихся Нежинской школы.

Таким образом, нам удалось выявить причины нарушения языковых норм  в SMS - сообщениях: это

  • восприятие SMS как разновидности устной речи (изобилие просторечий и жаргонов);

  • экономическая сторона вопроса (дети экономят место на SMS-страничках, так как SMS – платная форма общения);

  • непринципиальное отношение к ошибкам в SMS -сообщениях;

  • невысокий уровень практической орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.



Мы утверждаем, что роль SMS будет возрастать и дальше.

Необходимо обратить внимание школьников на культуру общения, на грамотное оформление своих мыслей при составлении SMS.

В результате работы над проектом мы пришли к следующим выводам:

1. Учащиеся Нежинской средней школы широко используют SMS в своей речи. Поэтому единственный способ недопущения негативного влияния на культуру речи подростков – это ответственное отношение к языку.

2. SMS оказывает влияние на овладение подростками языковой нормы устного и письменного языка, поэтому его нужно изучать, чтобы предупреждать ошибки.

3.С частым применением мобильных сообщений в языке подростков «скапливаются» просторечия и жаргонизмы, что негативно сказывается на формировании языка. Поэтому нужно стараться разграничивать SMS и общение в реальном мире.

4.Мобильные сообщения играют значительную роль в формировании устной и письменной речи подростков. Но главная причина низкой грамотности и культуры речи в снижении интереса к чтению.


Таким образом,  гипотеза подтвердилась. Цель нашей работы достигнута.

Друзья! Мы призываем вас бережно относиться к родному языку.

SMS-сообщения, составленные школьниками с ошибками, сегодня находятся вне поля зрения учителя русского языка, поэтому контролировать речевое оформление и грамотное письмо в сообщениях могут только сами школьники. Безграмотные SMS-сообщения не всегда зависят от уровня владения учащимися русским языком. Чтобы предотвратить негативное влияние SMS-сообщений на грамотность и культуру школьников, мы подготовили рекомендации для учащихся.

Практическая значимость работы определяется возможностью применения материалов исследования на внеклассных занятиях по русскому языку, факультативных занятиях, посвященных культуре речи, современному состоянию русского языка.

Наш проект был представлен на фестивале проектов в Нежинской школе и получил положительные отзывы специалистов.

В рамках работы над проектом мы провели практическое занятие по культуре речи в 7 классе «Языковая культура в SMS -сообщениях».

Мы считаем, что безграмотность в современном информационном обществе не должна быть нормой. Когда подросток говорит и пишет правильно, это характеризует его как умного, развитого, интеллигентного современного человека.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Чайкина Татьяна Ильинична

Дата: 01.04.2017

Номер свидетельства: 405658


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства