Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность как условие раскрытия одарённой личности»
4
Исследовательская деятельность как условие раскрытия одарённой личности
Образован не тот, кто много знает, а тот,
кто хочет много знать и умеет добывать эти знания.
В.П. Вахтеров
Стремительное развитие компьютерных технологий, расширение коммуникации вызвали серьезный культурный сдвиг, повлекший за собой потребность пересмотреть содержание, методику и формы современного образования. В связи с этим в обществе возник запрос на инновационную личность, способную к исследовательской деятельности и непрерывному созданию нового.
В современной дидактике исследовательский метод трактуется так: «Он призван обеспечить, во-первых, творческое применение знаний, во-вторых, овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применение их. В-третьих, он формирует… черты творческой деятельности. И, в-четвертых, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности, ибо вне деятельности мотивы, проявляющиеся в интересе, и потребности не возникают. Одной деятельности для этого недостаточно, но без нее данная цель недостижима. В результате исследовательский метод дает полноценные, хорошо осознанные, оперативные и гибко используемые знания и формирует опыт творческой деятельности». (И.Я. Лернер)
Таким образом, в исследовательской деятельности формируются не отдельные учебные действия и компетенции, а способность личности к познанию и созиданию.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача школы состоит в том, чтобы способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся. К большому сожалению, далеко не каждый ребенок может реализовать свои способности.
Задача школы и учителей – поддержать ученика и развивать его способности, подготовить почву для того, чтобы эти они были реализованы.
Работа с обучающимися нашей школы осуществляется по разным направлениям, одно из которых – организация исследовательской деятельности.
Данный вид деятельности предполагает формирование такой обучающей среды, которая мотивирует учащихся искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информационном пространстве, также создание условий, способствующих наиболее полному развитию способностей учащихся.
Исследовательская деятельность учащихся помогает сформировать в каждом ребенке творческую личность с развитием самосознания, позволяет испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов. Дело педагога – создать и поддержать творческую атмосферу.
Исследовательская деятельность, как никакая другая, позволяет учащимся с признаками одаренности реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы. Исследовательская деятельность имеет творческий характер, и в то же время это один из способов индивидуализации обучения. Непосредственное, длительное по времени общение ученика и учителя позволяет педагогу лучше узнать особенности ума, характера, мышления школьника и в результате предложить ему то дело, которое для него интересно, значимо.
Каждый учащийся 10-11 класса нашей школы занимается исследовательской деятельностью, выбирая тему работы по своим интересам. Выбор темы осуществляется совместно учеником и педагогом, при этом учитель ориентируется в первую очередь на личную заинтересованность ученика. Важно, чтобы тема работы была интересна ребенку, у него горели глаза, возникло желание узнать или даже открыть для себя и для окружающих что-то новое. Кроме того, обращается внимание на актуальность темы, недостаточность ее изученности, важность в практическом отношении, а также грамотность формулировки с научной точки зрения.
Следующий этап – планирование исследовательской работы, определение цели исследования, задач, методов и этапов исследования.
Далее ученик занимается отбором литературы, где формируется умение конспектировать основные положения литературного источника, правильно работать с цитатами.
На основании изученного материала учащийся осуществляет самостоятельное исследование, результаты которого отражаются в практической части работы. При изложении результатов желательно давать четкое и немногочисленное истолкование новым фактам. Полезно привести основные количественные показатели и продемонстрировать их на графиках и диаграммах.
Очень важная часть работы – презентация собственных достижений. Защита исследовательской работы помогает приобрести опыт отстаивания своей точки зрения, умение вести дискуссию.
По окончании работы руководитель пишет рецензию, акцентируя внимание на сильных и слабых сторонах исследования, давая практические советы по улучшению (если это необходимо).
В ходе осуществления исследовательской деятельности обучающиеся учатся достигать поставленной цели, анализировать свои действия. Активизация мыслительной деятельности способствует более качественному усвоению знаний, развивает интеллект, умение решать межпредметные задачи, используя свои познавательные умения.
Хочется отметить, что работа в данном направлении приводит к высоким результатам. Многие учащиеся нашей школы становятся победителями и призерами научно-практических конференций разных уровней (от муниципального до всероссийского). Кроме того, углубленная проработка определённых тем разных предметных областей помогает ребятам добиться высоких результатов в олимпиадах и конкурсах, а также получить высокие баллы при сдаче ЕГЭ. Выпускники МБОУ «Аннинская СОШ с УИОП» становятся студентами лучших вузов страны, и тот опыт проектно-исследовательской работы, который они получили в стенах школы, оказывает неоценимую помощь в их последующей жизни.