kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "Односоставные предложения в поэзии С. А. Есенина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа классифицирует односоставные предложения, представленные в поэзии С.А. Есенина, и определяет их роль в лирике поэта.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Односоставные предложения в поэзии С. А. Есенина"»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 76»

города Оренбурга









Исследовательская работа


Односоставные предложения в поэзии С.А. Есенина






Автор: Шарова Анастасия Сергеевна, обучащаяся 8Б класса

Руководитель: Богатырева О.А.,

учитель русского языка и литературы





2018

Введение.

Односоставные предложения – это особый семантико-структурный тип простого предложения, обладающий огромными выразительными возможностями. Односоставные предложения появились в славянских языках одновременно с двусоставными, однако долгое время они не были объектом исследования лингвистов, а их специфика и грамматическая природа определялись по-разному.

В настоящее время выделение односоставных предложений в отдельный тип простого предложения не вызывает сомнения. Но до сих пор ведутся споры в вопросах определения круга односоставных предложений и деления их на группы. Структурные особенности односоставных предложений весьма разнообразны, а вопрос об их природе до сих пор является одним из самых трудных и наименее исследованных в синтаксисе.

Мы обратились к теме «Односоставные предложения в лирике С.А. Есенина», так как считаем, что исследование структурных особенностей и семантики односоставных предложений произведений этого поэта позволит подтвердить мысль о том, что предложения данного типа – одно из важных средств выразительности.

Актуальность темы обусловлена тем, что современный русский язык обладает обширной и сложной системой односоставных предложений, которые широко используются в художественной литературе. Однако вопрос об их структурных особенностях и выразительных возможностях остается недостаточно изученным и представляет собой богатый материал для творческого исследования.

Объект исследования – односоставные предложения в русском языке.

Предмет исследования - выразительные возможности односоставных предложений в лирике С.А. Есенина


Цель исследования:


  • Проанализировать выразительные возможности односоставных предложений в в лирике С.А. Есенина

  • Составить дидактический материал по теме «Односоставные предложения» на основе собранного в ходе исследования материала

В процессе работы нами были выдвинуты следующие задачи:


  • ознакомиться с научной литературой об односоставных предложениях;

  • выявить их основные характерные признаки;

  • ознакомиться с историей исследования односоставных предложений и их современной классификацией;

  • изучить лирику С.А. Есенина с точки зрения использования в ней односоставных предложений;

  • сделать выводы о роли односоставных предложений в лирике С.А. Есенина

В соответствии с указанной целью и перечисленными задачами в работе используется следующие методы:

изучение и обобщение

лингвистическое описание

Теоретическая значимость заключается в описании особенностей употребления односоставных предложений в лирике С.А. Есенина и их выразительных возможностей.

Практическая значимость - в том, что собранные в ходе работы материалы по данной теме могут быть использованы на уроках русского языка при изучении темы «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»


I. Общие сведения об односоставных предложениях.

I.1. Из истории изучения односоставных предложений.

В русском языковедении понятие простого и сложного предложения впервые было дано в 1831 г. в «Русской грамматике» выдающегося филолога, академика А.Х. Востокова. Он считал, что предложение стоит в центре внимания синтаксиса и является основной языковой единицей. Главным признаком предложения, по мнению А.Х. Востокова, является наличие глагола, личного или безличного. И значит, все предложения русского языка – глагольные. Такой же точки зрения придерживался другой российский языковед XIX века, академик Ф.И. Буслаев. Он считал сказуемое главным членом предложения и отрицал существование именных предложений, классифицируя их как неполные.

Первым, кто обосновал существование односоставных предложений в русском языке и выделил их в особую группу, был выдающийся российский филолог – академик Алексей Александрович Шахматов. В своем труде «Синтаксис русского языка», изданном в 1925 г., он разработал подробную классификацию односоставных предложений, которая была принята лингвистами и легла в основу современной классификации.

Впоследствии концепция односоставного предложения была основательно доработана в трудах доктора филологических наук, профессора В.В. Бабайцевой.

I.2.Классификация односоставных предложений.

В настоящее время выделение односоставных предложений в самостоятельный структурно-семантический тип простого предложения не вызывает сомнения. Однако выделение типов односоставных предложений в литературе до сих пор противоречиво.

Основное разногласие ученых на современном этапе вызывает квалификация главного члена односоставных предложений. Его называют то подлежащим, то сказуемым, то главным членом односоставного предложения без квалификации как подлежащего или как сказуемого. Последняя точка зрения поддерживается Е.М. Галкиной-Федорук, Н.С. Валгиной, П.А. Лекантом, Е.С. Скобликовой, Н.М. Шанским и др. Вопросы типологии односоставных предложений глубоко и полно разработаны в трудах В.В. Бабайцевой и П.А. Леканта.

По мнению Бабайцевой , «система односоставных предложений включает неоднородные по семантике и способу выражения главного члена разновидности простых предложений, но все они объединяются общим основным признаком – наличием в предикативном центре одного главного члена. [c.114]

При квалификации и анализе односоставных предложений следует учитывать все признаки, свойственные простому предложению: логический, структурный, семантический, грамматический. Одна из классификаций односоставных предложений, существующих в настоящее время, включает следующие структурно-семантические разновидности:

  1. определенно-личные,

  2. неопределенно-личные,

  3. обобщенно-личные

  4. безличные

  5. инфинитивные

  6. номинативные

  7. вокативные [1: c.116]


Определенно-личными предложениями называются односоставные предложения, главный член которых выражается личной формой глагола, указывающей на определенное лицо.( глагол в форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения или глаголом в форме повелительного наклонения.)

В определенно-личных предложениях главный член указывает на принадлежность действия определенному лицу - говорящему или слушающему: Вижу лес и вечернее полымя, и обвитый крапивой плетень [2.c.31]

Определенно-личные предложения по своему значению очень близки к двусоставным, в них легко можно восстановить по смыслу отсутствующее подлежащее, подставив местоимения 1-го или 2-го лица (я, мы, ты, вы).

М.В. Ломоносов считал, что «умолчание» личных местоимений перед спрягаемыми формами глаголов «украшению служит».


Неопределенно-личными предложениями называются предложения, главный член которых выражен глаголом в третьем лице множественного числа или в форме прошедшего времени и обозначает действие, совершаемое неопределенными или необозначенными лицами. Например: Не пойду я к хороводу: там смеются надо мной [2.c.117]. Сказуемое в таких предложениях выражено глаголом в форме 3 лица мн. числа в настоящем или будущем времени или в форме мн. числа в прошедшем времени.

Обобщенно-личными называются предложения, главный член которых выражен глаголом в форме второго лица единственного числа настоящего и будущего времени, причем действующее лицо мыслится обобщенно: О любви в словах не говорят, о любви вздыхают лишь украдкой [2.c.177]. Обобщенно-личное предложение — это односоставное предложение с главным членом — сказуемым, действие которого потенциально относится к любому лицу.

По форме такие предложения похожи на определенно-личные или неопределенно-личные.


Безличными называются односоставные предложения, главный член которых называет процесс или состояние, независимые от активного деятеля. Например: Только мне не плачется- на душе светло.[2.c.35]

По мнению профессора Д. Э. Розенталя, безличным предложениям присущ «оттенок пассивности, инертности».

Способы выражения главного члена:

Сказуемое в таких предложениях может быть выражено:

а) словом категории состояния или сочетанием предикативного наречия (нельзя, можно, нужно и др.) и неопределенной формы глагола: Хорошо и тепло, как зимой у печки. [2.c.25]

б) безличным глаголом в форме 3 лица ед. числа в настоящем или будущем времени или в форме среднего рода ед. числа в прошедшем времени (или сочетанием такого глагола и неопределенной формы глагола: Мне хотелось в мерцании пенистых струй с алых губ твоих с болью сорвать поцелуй. [2.c.34]

в) личным глаголом в безличном значении (например, при обозначении природного явления или изменения времени суток) в форме 3 лица ед. числа в настоящем или будущем времени или в форме среднего рода ед. числа в прошедшем времени: Пахло инеем и глиняным угаром. [2.c.88]

д) словом нет: Кого-то нет, и тонкогубый ветер о ком-то шепчет, сгинувшем в ночи. [2.c.66].

Инфинитивными называются предложения, в которых главный член выражен инфинитивом, не зависящий ни от какого другого члена предложения и обозначающий действие возможное или невозможное, неизбежное, необходимое. Например: Лицом к лицу лица не увидать . [2.: с.288]

Номинативные (назывные) предложения - это именные односоставные предложения с общим значением бытия предмета речи (мысли). Например: Cиний туман. Снеговое раздолье. Тонкий лимонный лунный свет. [2.c.199]

Главный член номинативных предложений может быть выражен следующими частями речи, имеющими форму именительного падежа:

1) существительным: «Зима!»

2) местоимением: «А вот и я.»

3) числительным: «Двадцать первое.»

4) словосочетанием, в котором главное слово стоит в именительном падеже: «Окопов три ряда».

Назывные предложения могут быть нераспространёнными и состоять только из одного слова – подлежащего, либо распространенными, включающими другие члены предложения. В качестве второстепенных членов в назывных предложениях используются согласованные и несогласованные определения.

К именным односоставным предложениям иногда относят и так называемые генитивные предложения, в которых единственный член выражен существительным не в именительном, а в родительном падеже: «Народу!», «Цветов-то, цветов», «Ни пылинки». Вместе с тем место генитивных предложений в системе простого предложения до сих пор четко не определено.


Вокативные предложения –это такие, которые по форме совпадают с обращениями. Но если обращения только называют лицо, к которому обращена речь, то структурным центром вокативных предложений является имя существительное (или местоимение) в именительном падеже, которое не просто называет лицо (предмет), но и выражает призыв, просьбу, упрек, радость и др. оттенки: - Взять бы этого Канта да за такие доказательства года на три в Соловки! - совершенно неожиданно бухнул Иван Николаевич.

- Иван! - сконфузившись, шепнул Берлиоз (М. Булг. "Мастер и Маргарита"). Вокативное предложение Иван! не имеет значения обращения, а выражает укор и побуждение к прекращению действия.


В этой классификации односоставные предложения противопоставлены по способу выражения главного члена и по грамматической семантике. Личные и безличные предложения противопоставлены по признаку связи с производителем действия (состояния). В личных односоставных предложениях действие (состояние) связано с его производителем, в безличных оно возникает и существует независимо от производителя. Безличные и инфинитивные предложения противопоставлены по смыслу субъектных детерминантов (дополнений). В инфинитивных предложениях они выражают активного деятеля, в безличных - только пассивное или вообще невозможны. Номинативные предложения противопоставлены всем остальным по способу выражения главного члена.















II. Односоставные предложения в лирике С.А. Есенина.

В ходе работы нами были изучены стихотворения С.А. Есенина (Есенин С.А. Собрание сочинений в 2-х томах. –М., «Современник» , 1991.) с целью выявления выразительных возможностей односоставных предложений в лирике поэта . Нами было прочитано около 400 стихотворений С. Есенина. Выявлено

312 стихотворений, в которых употреблены односоставные предложения разных типов. Количественное соотношение отображено в таблице:


Определенно-личные

безличные

инфинитивнные

Неопределённо-личные

Обобщённо-личные

номинативные

С разными видами односоставных пр


104



56


29


19


11


45


48


II.1. Определённо-личные предложения. (приложение 1)


В поэзии Есенина чаще всего употребляются определенно-личные предложения. Их использование позволяет избежать неоправданного повтора личного местоимения, создать доверительную интонацию, показать внутренний мир лирического героя.

Лирика Есенина носит исповедальный характер, поэтому поэт очень часто употребляет определенно-личные предложения, в которых главный член – сказуемое – глагол, в форме 1 лица единственного числа настоящего или будущего времени : «О верю, верю, счастье есть! ».

«В таких предложениях трудно дифференцировать авторское «я» и «я» лирического героя, мысли и чувства которых находят живой отклик в душе читателя, воспринимающего поэтический текст как результат его собственных переживаний»[1.c.115] : « Люблю, когда на деревах огонь зеленый шевелится» [c.108], «Не жалею, не зову , не плачу, все пройдёт, как с белых яблонь дым…» [c.125] -эти стилистические конструкции настолько совершенны и закончены, что подставленное в них местоимение «я» создало бы череду ненужных повторов и разрушило бы поэтическую стройность стиха. Не зря профессор А.М. Пешковский считал, что «...предложения с местоимениями являют собой речь более вялую, разжиженную, спокойную, но ничем не более ясную». [c.184]

Но в большинстве определенно-личных предложений главный член – сказуемое – глагол, в форме 2 лица единственного числа повелительного наклонения. Например, «Гори, звезда моя , роняй холодные лучи».

«Шуми, шуми, реви сильней, свирепствуй, океан мятежный, И в солнца золотые мрежи сгоняй сребристых окуней».

Часто в предложениях такого типа используются обращения. Есенин обращается к природе, жизнь которой близка поэту:

«О солнце, солнце золотое, опущенное в мир ведро,

Зачерпни мою душу! Вынь из кладезя мук страны моей».

«О, красная вечерняя заря! Прости мне крик мой.

Прости, что спутал я твою Медведицу С черпаком водовоза…»

Также он обращается к близким :

«Не ревите, мать и тетка, слезы сушат удальца»

«Провожай меня, зазноба, да держи свои слова»

к родине:

«Гаснут красные крылья заката, тихо дремлют в тумане плетни.

Не тоскуй, моя белая хата, что опять мы одни и одни».

«О родина, о новый, златою крышей кров,

Труби, мычи коровой, Реви телком громов».

Использование определенно-личных предложений в лирике Есенина

  • помогает избежать повторения одного и того же местоимения в тексте;

  • делает текст более лаконичным и динамичным по звучанию

  • придает поэтическому тексту доверительный характер

  • позволяет проникнуть во внутренний мир лирического героя


II.2. Безличные предложения. (приложение 2)

Безличные предложения – это второй по численности ряд из проанализированных нами односоставных предложений.

Многочисленны безличные предложения, в которых средством выражения главного члена – сказуемого- являются слова НЕТ, НАДО, НУЖНО, НЕЛЬЗЯ, ЖАЛЬ:

«Кого-то нет, и тонкогубый ветер о ком-то плачет, сгинувшем в ночи»[1.c.66].

«Солнышко утром в колодезь озёр глянуло – месяца нет…»[2.c.78]

«Коль нет цветов среди зимы, то и грустить о них не надо». [2.c.145]

«Грубым даётся радость, нежным даётся печаль.

Мне ничего не надо, мне ничего не жаль.»

«Счастья нет. Но горевать не буду.»

Употребление этих форм выражения главного члена придает речи лаконичность, чаще всего в совокупности с другими выразительными средствами отражает отношение лирического героя к окружающему миру.

Ту же роль выполняют и безличные глаголы, употребленные в качестве главных членов односоставных безличных предложений: «Мне не нравится, что персияне держат дев и женщин под чадрой»

«Кажется мне – осыпаются липы».

Реже в стихах Есенина в безличных односоставных предложениях используются личные глаголы в качестве безличных: Никнут шёлковые травы, пахнет смолистой сосной.

В стихотворениях Сергея Есенина слова категории состояния передают душевное состояние лирического героя или состояние природы.

«Плачет леший у сосны – жалко летошной весны».

«Погасло солнце. Тихо на лужке».

«И мне смешно, как шустрая девчонка, «меня во всём за шиворот берёт.

«Мне тоскливо, и скучно, и жалко, неуютно камин мой горит,

Но измятая в книжке фиалка всё о счастье былом говорит».

Ни луны, ни собачьего лая вдалеке, в стороне, в пустыре.

Проанализированные примеры позволяют сделать вывод о том, что безличные предложения в основном отражают состояние природы, а также психическое или физическое состояние человека.


II.3. Инфинитивные предложения (приложение 3)

Спецификой таких предложений является обозначение ими потенциального действия, т.е. действия, которому суждено осуществиться, которое желательно или нежелательно, возможно или невозможно, необходимо, целесообразно или нецелесообразно

Инфинитивные предложения в лирике Есенина несут огромный экспрессивный заряд и выделяются особой напряжённостью. Очень часто они употребляются в отрицательных предложениях:

Лицом к лицу лица не увидать

Не бродить, не мять в кустах багряных лебеды и не искать следа…

Низкий дом с голубыми ставнями, не забыть мне тебя никогда.

В некоторых предложениях поэт передает желания лирического героя с помощью инфинитива и частицы БЫ:

Мне бы только смотреть на тебя, видеть глаз злато-карий омут…[2.с.141]

Только б тонкой касаться руки и волос твоих цветом в осень…[2.с.141]

Теперь бы брызнуть в небо вишнёвым соком стих

За отческую щедрость наставников твоих. …[2.с.106]

Во многих стихотворениях инфинитивные предложения являются основным синтаксическим средством. Это мы наблюдаем, например, в стихотворении «Прощай, родная пуща…». Состояние лирического героя передаётся с помощью ряда инфинитивных предложений, что усиливает экспрессивность текста и помогает читателю представить внутреннее состояние лирического героя:

Сияй ты, день погожий, а я хочу грустить,

За голенищем ножик мне больше не носить.

Под брюхом жеребёнка в глухую ночь не спать

И радостию звонкой лесов не оглашать.

И не избегнуть бури, не миновать утрат,

Чтоб прозвенеть в лазури кольцом незримых врат. …[2.с.82]

II. 4. Неопределённо-личные предложения. (приложения 4)

Неопределённо- личные предложения менее продуктивны в современном русском языке. У Сергея Есенина употребление неопределённо-личных предложений связано в основном с необходимостью акцентировать внимание на действии, а не на его производителе. Оно само по себе важнее деятеля, который его произвёл, или деятель неизвестен и в нем нет необходимости.

Очень показательно с этой точки зрения стихотворение Есенина «Песнь о хлебе» В нем отразилось беспокойство поэта о судьбе крестьянского мира. Обусловлено оно было изменениями, пришедшими в русскую деревню вместе с большевистской властью.. Есенин пишет о процессе получения хлеба , сопоставляя снопы с трупами с трупами, телеги — с катафалками, овин — с могильным склепом. Мельницу поэт называет людоедкой. Практически все предложения, которые использует Есенин в своём стихотворении,- неопределенно-личные:

«Каждый сноп лежит, как желтый труп. На телегах, как на катафалках,
Их везут в могильный склеп — овин. А потом их бережно, без злости,
Головами стелют по земле И цепами маленькие кости Выбирают из худых телес. Никому и в голову не встанет, Что солома — это тоже плоть!..
Людоедке-мельнице — зубами В рот суют те кости обмолоть… И, из мелева заквашивая тесто,
Выпекают груды вкусных яств… И свистят, по всей стране, как осень ,Шарлатан, убийца и злодей…
Оттого что режет серп колосья ,Как под горло режут лебедей».

Мотив борьбы железного с живым ярко выражен с помощью глаголов , выраженных формой настоящего времени, множественного числа, 3 лица. Поэту важнее показать сам страшный процесс, чем лица, которые его совершают.

Можно заметить, что в большинстве неопределенно -личных предложений, используемых Есениным в своих стихах, действия, обозначенные глаголами в форме 3 лица множественного числа настоящего времени и глаголами в форме множественного числа прошедшего времени, носят негативный характер. Это мы наблюдали не только в стихотворении «Песнь о хлебе». В другом своем стихотворении «всё живое особой метой…» поэт с горечью говорит: «если раньше мне били в морду, то теперь вся в крови душа…» . Подчёркнутая глагольность придаёт неопределенно-личным предложениям особый динамизм.

II.5. Обобщённо-личные предложения. (приложение 5)

Обобщенно-личное предложение, по словам Пешковского, является «тем мостом, который соединяет личное с общим, субъективное с объективным. И чем интимнее какое-либо переживание, чем труднее говорящему выставить его на показ перед всеми, тем охотнее он облекает его в форму обобщения, переносящую это переживание на всех в том числе и на слушателя, который в силу этого более захватывается повествованием, чем при личной форме». Это высказывание лингвиста в полной мере можно отнести к лирике Есенина. Немногочисленные предложения этого типа для поэта — удобная форма передачи собственных наблюдений, воспоминаний, переживаний, при которых автор смотрит на себя как бы со стороны. Так, делясь своими мыслями о любви, Есенин пишет:

«О любви в словах не говорят, о любви вздыхают лишь украдкой»;

«От любви не требуют поруки…»

«Кто любил, уж тот любить не может,

Кто сгорел, того не подожжёшь»

Вспоминая свою раннюю юность, поэт пишет:

-Эх, бывало, заломишь шапку, да заложишь в оглобли коня,

Да приляжешь на сена охапку, -Вспоминай лишь, как звали меня. (т 1,с. 293)

Использование обобщенно-личных предложений подчёркивает неоднократность действий, лёгкую грусть по безвозвратно ушедшей юности. В этих предложениях 2-е воспринимается как обобщенное. Здесь автор не противопоставляет себя другим, а как бы объединяется с ними, т. е. действие представляется как типичное при подобных обстоятельствах. В этом заключается обобщающий характер данной синтаксической конструкции .

II.6. Номинативные предложения. (приложение 6)

Предложения данного типа в лирике Есенина могут выступать в роли экспозиции в начале текста для описания места и времени, для изображения окружающей среды: « Тихий вечер. Вечер сине – хмурый. Ночи теплые, - не в воле я, не в силах, не могу не прославлять, не петь их.»
Употребляются с целью обратить внимание на важные детали, по которой можно представить общую картину события: «Улицы печальные, сугробы да мороз. Сорванцы отчаянные с лотками папирос».(Папиросники,т.2,с.119)

II.7. Стихотворения с несколькими видами односоставных предложений.

Особое внимание с точки зрения строения предложения привлекают стихи Есенина, в которых поэт употребляет несколько видов односоставных предложений. Таких стихотворений достаточно много. Обратимся к одному из них: «Топи да болота, синий плат небес, Хвойной позолотой взвенивает лес…По лугу со скрипом тянется обоз- суховатой липой пахнет от колёс»- [3. c. 61] употребление поэтом односоставного номинативного предложения создаёт поэтическую картину природы, а безличное предложение с личным глаголом в качестве главного члена позволяет ощутить запах липы. Приведем отрывок из другого произведения Есенина – стихотворения «Метель» [2. с.306]: «Визжит метель, как будто бы кабан, которого зарезать собрались. Холодный, ледяной туман, не разберешь, где даль, где близь… Луну, наверное, собаки съели- её давно на небе не видать…» Наряду с олицетворениями, выразительным сравнением, ёмкими эпитетами, средством выразительности являются и односоставные предложения: неопределённо-личное, номинативное, обобщённо-личное, безличное. Всё вместе создаёт картину тревожной, неуправляемой стихии.



III. Выводы.

Выразительные возможности односоставных предложений в лирике Есенина достаточно широки. Односоставные личные предложения придают речи лаконизм, экспрессию, динамику, живые разговорные интонации, выносят на первый план действие, дают возможность избежать излишнего повторения местоимений, а обобщенно-личные предложения подчеркивают типичность обозначаемого, придают сообщению характер сентенции.

Так, в односоставных определенно-личных предложениях внимание сосредоточено на действии, возрастает динамичность фразы, ее категоричность, усиливается эмоциональная нагрузка. Определенно-личные предложения придают речи лаконизм, динамичность. Они вовлекают читателя в решение проблемы.

Неопределенно-личные предложения интересны тем, что в них подчеркивается действия, живые интонации. Употребление таких предложений позволяет акцентировать внимание на глаголе — сказуемом, в то время как субъект действия отодвигается на задний план независимо от того, известен он говорящим или нет.

Действующее лицо в обобщенно-личных предложениях мыслится обобщенно, а действие главного члена - сказуемого - в них, может быть в одинаковой мере отнесено к любому лицу, в том числе и к самому говорящему. Обобщенно-личные предложения выделяются из всех своей экспрессией. Такие предложения содержат образное суждение.

По сравнению с определенно-личными, неопределенно-личными и обобщенно-личными предложениями безличные предложения гораздо более многообразны и по грамматической структуре, и по своим семантическим возможностям. Определяющей особенностью семантики безличных предложений является значение стихийности, непроизвольности выражаемого действия или состояния. Безличные предложения употребляются для придания усиления действенной речи, функционально-стилевой окраски. Передают лиризм. Обозначают явления природы, состояние человека.

Наиболее типичное для инфинитивных предложений - значение общей предопределенности, которое конкретизируется как неизбежность, долженствование, вынужденность, возможность и другие оценки. Инфинитивные предложения открывают перед автором больше возможности для афористичного выражения мыслей, значений неизбежности действий, его невозможности; вопросительно-инфинитивные предложения, ставящие вопрос с оттенком обязательности, желательности, позволения

Определяющей особенностью номинативных предложений является то, что им свойственна фрагментарность и одновременно большая емкость выражаемого содержания. В них называются только отдельные детали ситуации, но детали важные, выразительные, рассчитанные на опыт и воображение слушателя или читателя, - такие, по которым он может представить себе общую картину описываемой обстановки или событий. Номинативные конструкции способствуют краткости характеристик, яркости, картинности пейзажных зарисовок, музыкальности поэтических фраз.

Как показал анализ художественных текстов С.А. Есенина, в его произведениях встречаются простые односоставные предложениях всех типов, однако наиболее распространенными являются определенно-личные, номинативные, безличные и инфинитивные предложения.

Собранный нами материал позволил составить сборник дидактических материалов, который можно рекомендовать для использования на уроках русского языка по теме «Простое односоставное предложение».



Список литературы.

  1. Бабайцева В.В. Система односоставных предложений в современном русском языке.- М., «Дрофа2, 2004.

  2. Есенин С.А. Собрание сочинений в 2-хт. Том 1.- М., «Советская Россия», 1991.

  3. Есенин С.А. Собрание сочинений в 2-хт. Том 2.- М., «Советская Россия», 1991.

  4. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М.: Просвещение, 1956.

  5. http://www.gramota.ru/book/litnevskaya.php0part5.htm#321

































Приложение 1. Определённо-личные предложения

Гори, звезда моя, не падай,

Роняй холодные лучи.

(1925, т. 1, с.168)

________________________________

Обратись лицом к седому небу.

По луне гадая о судьбе.

Успокойся, смертный, и не требуй

Правды той, что не нужна тебе.

(«Жизнь –обман с чарующей тоскою…», 1925, т.1. с. 169)

________________________________

Сыпь, тальянка, звонко,

Сыпь, тальянка, смело!

……………………………………….

Не шуми, осина, не пыли, дорога.

(1925, с. 170)

________________________________

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку,-

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску.

(Запели тёсаные дроги… 1916, с. 71

________________________________

О верю, верю, счастье есть!

(1917, т.1.с. 102)

_______________________________

Люблю, когда на деревах

Огонь зелёный шевелится.

(«Душа грустит о небесах…», 1919, т.1, с. 108)

________________________________

Плюйся. Ветер, охапками листьев,-

Я такой же, как ты, хулиган.

(Хулиган. 1919, т. 1, с.108

Дай, Джим, на счастье лапу мне,

Такую лапу не видал я сроду.

Давай с тобой полаем при луне

На тихую, бесшумную погоду.

(Собаке Качалова. Т.

О Русь, взмахни крылами,

Поставь иную крепь!

(1917, т.1,с.90)

________________________________

Разбуди мен завтра рано,

О моя терпеливая мать!

(1917, т.1, с. 93)

Позабудь, что была я твоею,

Что безумно любила тебя,

Я тебя не люблю, а жалею –

Отойди и не мучай меня.

(Отойди от окна, 1912,т.2,с.24)

Позовите, девки, гармониста,

Попрощайтесь с ласковой подружкой.

(Девичник, 1915,т.2,с.63)

У реки под косогором

Не бросай, рыбак, блесну,

По дороге темным бором

Не считай, купец, казну!

(Разбойник, 1915,т.2,с.73)

Брожу по улицам и лужам,

Осенний день пуглив и дик.

(1916,т.2,с.87)

О родина, о новый

С златою крышей кров,

Труби, мычи коровой,

Реви телком громов.

(О родина, 1917,т.2,с.103)



Приложение 2. Безличные предложения.

Пахло инеем и глиняным угаром,

А в ощур сочилась тихо кровь.

(Лисица. 1916, т.1, с. 88)

________________________________

На земле все люди человеки, чада,

Хоть одну им малую забаву надо.

Жутко им меж тёмных перелесиц,

Назвала я этот колоб – Месяц.

(«То не тучи бродят за овином…», 1916, тт.1, с. 92)

________________________________

Так и хочется руки сомкнуть

Над древесными бёдрами ив.

…………………………………………

Так и хочется руки сомкнуть

Над древесными бёдрами ив.

(«Я по первому снегу бреду…» 1917. Т.1. с.99)

________________________________

Пусть успокоится горькая доля,

Звуки! Мне грустно от вас.

(Звуки печали,1912)

_________________________________

Нет весёлых песен во стенах твоих, потому что горе заглушает их.

(Деревенская избёнка, 1912)

________________________________

Мне страшно жаль те красные цветы, что пали.

(Цветы. 1925)

_________________________________

Счастья нет. Но горевать не буду.

(Тихий вечер. 1925)

________________________________

Мне не нравится, что персияне

Держат женщин и дев под чадрой.

(свет вечерний шафранного края… 1924)

Кого-то нет, и тонкогубый ветер

О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.

(«О красном вечере задумалась дорога…», 1916, т.1, с. 66)

________________________________

Погасло солнце. Тихо на лужке.(Табун. 1915, т. 1, с.76)

______________________________

Никнут шёлковые травы,

Пахнет смолистой сосной.

(«Сыплет черёмуха снегом…», 1910, т.1, с. 41)

________________________________

Хорошо и тепло, как зимой у печки.

(«Вот уж вечер…», 1910, т.1, с.25)

_________________________________

Снова грусть и тоска мою грудь облегли. И печалью слегка веет вновь издали.

(Я зажег свой костёр. 1912)

_________________________________

И в час, как полночь било, в веселый ночи мрак она как тень сходила и в рот сосцы струила младенцу на руках.

(Не стану никакую я девушку ласкать, 1918)

________________________________

В крепких объятьях стана нет ни тревог, ни потери,

Только лишь флейта Гассана.

(Воздух прозрачный и синий…)

__________________________________

Соловей поёт – ему не больно –

У него одна и та же песня.

(Быть поэтом – это значит… 1925)





Приложение 3. Инфинитивные предложения.

Высоко стоит луна,

Даже шапки не докинуть.

(«Не вернусь я в отчий дом…», 1925, т. 1, с. 163

_______________________________

Загадать бы такое желание,

Да не знаю, чего пожелать.

(Листья падают… 1925. Т.1.с.167)

________________________________

Вспомнить, что ли юность, ту, что пролетела?

(1925, с. 170)

________________________________

Холодной скорби не измерить, ты на туманном берегу.

(«Запели тёсаные дроги…», 1916, т.1, с. 71)

_______________________________

Не бродить, не мять в кустах багряных лебеды

И не искать следа.

(т.1. с. 65)

________________________________

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда.

«Низкий дом с голубыми ставнями…», 1924, т.1, с.150)

_______________________________

Мне бы только смотреть на тебя,

Видеть глаз злато-карий омут…

(«Заметался пожар голубой…», 1923, т.1, с.141)

________________________________

Теперь бы брызнуть в небо

Вишнёвым соком стих

За отческую щедрость

Наставников твоих.

(« О Муза, друг мой гибкий…» 1917, т.1,с.106)

Не вернуть мне ту ночку прохладную, не видать мне подруги своей,

Не слыхать мне ту песню отрадную, что в саду распевал соловей.

9Что прошло- не вернуть…1911-1912)

____________________________

Не поддержать вам костра догоревшего, искры потухшие…

Поздно, бесплодные.

Не исцелить сердца вам наболевшего,

Думы больные, без жизни, холодные!

(Думы. 1912)

___________________________

Ну как тут в сердце гимн не высечь,

Не впасть как в дрожь?

(1 Мая. 1925)

____________________________

Кому-то пятками уже не мять по рощам щерблёный лист и золото травы.

(Табун. 1915)

____________________________

Не живые, чужие ладони, этим песням при вас не жить!

(Я последний поэт деревни. )

______________________________

За голенищем ножик мне больше не носить.

(Прощай, родная пуща, 1916)

_____________________________

Этой грусти теперь не рассыпать звонким смехом далёких лет.

Этой грусти теперь не рассыпать… 1923)



Приложение 4. Неопределённо-личные предложения.

Не пойду я к хороводу:

Там смеются надо мной.

(Под венком лесной ромашки…, 1911, т.1, с.28)

________________________________

И меня по ветряному свею,

По тому ль песку,

Поведут с верёвкою на шее

Полюбить тоску.

(«В том краю, где жёлтая крапива…», 1915, с. 63)

________________________________

Не дали матери сына.

Первая радость не впрок.

Скоро на гречневой свее,

С той же сыновней судьбой,

Свяжут ей петлю на шее

И поведут на убой.

(Корова. 1915, т.1, с.74)

________________________________

Режет серп тяжёлые колосья,

Как под горло режут лебедей.

(Песнь о хлебе. 1921, т.1, с.117

________________________________

Если раньше мне били в морду.

То теперь вся в крови душа.

(«Всё живое особой мечтой…». 1922, т.1, с. 120)

________________________________

…Всё же песню отмщенья на гибель

Пропоют мне на том берегу.

(«Мир таинственный, мир мой древний…», 1921, т. 1, с. 122)

________________________________

Отцу картофель нужен.

Нам был нужен сад.

И сад губили,

Да, губили, душка!

(Письмо сестре 1925, т. 1, с. 312)

________________________________


Визжит метель, как будто бы кабан.

Которого зарезать собрались.

(Метель. т.1, с. 306)

________________________________

Ах, что за лошадь,

Что за лошадь паровоз!

Её, наверное, в Германии купили.

(Письмо деду. 1924, т.1, с.3010

_______________________________

Ведь не корова я, не лошадь, не осёл,

Чтобы меня из стойла выводили!

________________________________

Пускай меня сегодня не поют,

Я пел тогда, когда был край мой болен.

________________________________

Ходит странник по дорогам,

Где зовут его в беде.

(Микола.1925,т.1,с.210

________________________________

Всё прошло. Потерял я бабку.

А ещё через несколько лет

Из кота того сделали шапку.

А её износил мой дед.

________________________________

Все поют про горе,

Про тяжелый гнет,

Про нужду лихую

И голодный год.

(Деревенская избенка, 1912,т.2,с.23)

Положили гурьбой

Золотые снопы.

На гумне вперебой

Зазвенели цепы.

(Молотьба, 1916,т.2,с.80



Приложение 5. Обобщённо-личные предложения.

Ляжешь, а горькая дума

Так и не сходит с ума…

(Отойди от окна, 1912,т.2,с.24)

Не она ли это?

Не она ли?

Ну да разве в жизни

Разберешь?

(Батум, 1924,т.2,с.126)

Куда пойдешь, кому расскажешь

На чье – то «хны»,

Что в солнечной купались пряже

Балаханы?

(1 Мая, 1925,т.2,с.133)

Вот такую едва ль отуманишь,

И не хочешь пойти, да пойдешь.

(1925,т.2,с.145)

Кто любил, уж тот любить не может,

Кто сгорел, того не подожжешь.

(1925,т.2,с.147)

Люблю разлив

Стремительным потоком,

Где каждой щепке,

Словно кораблю,

Такой простор,

Что не окинешь.

(На Кавказе, 1924, т.1,с.278)

И ответил мне линяла кратко:

О любви в словах не говорят,

О любви вздыхают лишь украдкой,

Да глаза, как яхонты, горят


От любви не требуют поруки…

(Я спросил сегодня у менялы…,1924,т.1,с.177)

Лугом пройдешь, как садом,

Садом – в цветенье диком,

Ты не удержишься взглядом,

Чтоб не припасть к гвоздикам.

(Воздух прозрачный и синий, 1925,т.1,с.182)

Плохую лошадь

Со двора не сгонишь,

Не тот, кто хочет

Знать другую гладь,

Тот скажет:

Чтоб не сгнить в затоне,

Страну родную нужно покидать.

(Письмо деду,1924,т.1,с.301)



Приложение 6. Номинативные предложения.

Вижу сон. Дорога чёрная.

Белый конь .Стопа упорная.

(1925.с.161)

________________________________

Предрассветное. Синее. Раннее.

И летающих звёзд благодать.

(Листья падают… 1925. Т.1.с.167)

________________________________


Белая свитка и алый кушак,

Рву я по грядкам зардевшийся мак.

(1915,т.2,с.74)

Синее небо, цветная дуга,

Тихо степных бегут берега.

(1916,т.2,с.97)

________________________________

Свет вечерний шафранного края,

Тихо розы бегут по полям

(1924.т.1, с.181)

_______________________________

Золото холодное луны.

Запах олеандра и левкоя.

________________________________

Голубая да весёлая страна.

Честь моя за песню продана

Пушистый звон и руга,

И камень под крестом.

(1918,т.2,с.104)

Улицы печальные,

Сугробы да мороз.

Сорванцы отчаянные

С лотками папирос.

(Папиросники,т.2,с.119)


Тихий вечер. Вечер сине – хмурый.

Ночи теплые, - не в воле я, не в силах,

Не могу не прославлять, не петь их. (Тихий вечер. Вечер сине – хмурый, 1925,т.2,с.136)

Снежная равнина, белая луна,

Саваном покрыта наша сторона. (1925,т.2,с.142)













14



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская работа "Односоставные предложения в поэзии С. А. Есенина"

Автор: Богатырева Ольга Александровна

Дата: 30.05.2019

Номер свидетельства: 512801

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства