kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа: «Нужны ли рукописные письма в современном мире?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В результате исследования выявлена и доказана значимость   обычного рукописного   письма, как   средства живого общения между людьми. Эта работа будет интересна и полезна учителям  русского языка и всем кто интересуется  изучением грамотного письма.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа: «Нужны ли рукописные письма в современном мире?»»

25


Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 33 п. Давенда



научно- практическая конференция школьников
«Шаг в науку» (
группа «ЮНИОР») 2021г



СЕКЦИЯ 4. Социально-гуманитарная





Исследовательская работа:


«Нужны ли рукописные письма

в современном мире?»







Выполнила:
Федянина Юлия, ученица 7 класса
МОУ СОШ № 33 п.Давенда,

Россия ,Забайкальский край


Научный руководитель:
Федянина Наталья Сергеевна ,

учитель русского языка
МОУ СОШ № 33 п. Давенда,

Россия , Забайкальский край




Содержание

I. Введение………………………………………………………………………………….3

II. Основная часть

2.1. История письма. Как же давно начали писать письма?...........................................5

2.2. Появление писем в России………………………………………………………………6

    1. Фронтовые письма ………………………………………………………………………7

    2. История СМС - письма и сообщения……………………………………………………7

2.5. Разновидности и описание рукописных писем:………………………………………..8

2..6.Общие правила написания всех видов писем………………………………………….9

2.7. Правила написания личных писем……………………………………………………...9

III. Практическая часть.

3.1.Беседа с родными. ………………………………………………………………………10

3.2. Изучение бумажных писем……………………………………………………………10

3.3.Изучение фронтового письма…………………………………………………………...10

3.4.Изучение коротких современных СМС посланий ……………………………………11

3.5.Анкетирование учащихся «Почему исчезли бумажные письма?»…………………...12

3.6. Напиши VATSAP сообщение………………………………………………………….12

3.7. Акция «Напиши рукописное письмо другу» …………………………………………12

3.8. Сравнение рукописного и электронного письма……………………………………..13

3.9. Заполнение конвертов …………………………………………………………………..14

3.9. Письмо нашло своего хозяина…………………………………………………………14

Заключение……………………………………………………………………………………15

Список используемой литературы ………………………………..………………….16

Приложение………………………………………………………………………………......17-44

Приложение 1. Изучение бумажных писем

Приложение 2. Изучение фронтового письма

Приложение 3. Анкетирование учащихся «

Приложение 4. Памятка «Как писать письмо»

Приложение 5. Написание ручного письма с одноклассниками

Приложение 6. Заполнение конвертов

Приложение 7. Рекомендации пишущему письмо:






«Нужны ли рукописные письма в современном мире »

Федянина Юлия , ученица 7 класса
МОУ СОШ № 33 п. Давенда, Россия, Забайкальский край


I. Введение

Мой старший брат уже два года живет в другом городе. Но мы каждый день с ним общаемся по WhatsApp или переписываемся СМС сообщениями. Таким же способом мы ежедневно общаемся с одноклассниками и друзьями, которые живут в других городах. Такая переписка позволяет сократить расстояние и узнать все новости очень быстро. Раньше общение людей, проживающих в разных населенных пунктах, была только с помощью писем и телеграмм. Как же раньше, жили без телефонов? Сейчас многочисленные СМС - сообщения, фотографии, видео и аудиофайлы обеспечивают общение людей. Замечательно, что есть возможность поделиться своими мыслями, спросить совета даже у тех, кто находится далеко. Можно быстро написать сообщение родителям, что задерживаешься на прогулке или в гостях.

Но последнее время моя мама делает мне замечания, что мы много времени проводим в СМС переписке с друзьями. И говорит о том, что может быть, лучше было бы вернуть те времена, когда писали обычные письма и записки. Оперируя тем, что они развивали навыки грамотного общения. Рукописные письма, как говорит мама, было интересно читать, а в современном мире люди, когда пишут СМС сокращают слова, предложения, заменяют многие фразы символами, смайлами. Но самое главное, допускают много ошибок! Самое интересное то, что человек, которому отправлено сообщение, перестал обращать внимание на допущенные отправителем ошибки и, отвечая на послание, сам допускает большое их количество. А когда писали обычные письма, всегда задумывались и над правильностью речи, и над тем, чтобы не допустить ошибку. Люди боялись зарекомендовать себя безграмотным.

Я задумалась над этим, действительно ли рукописные письма могут развивать умения грамотного письма, правда ли, когда мы переписывается с ребятами СМС сообщениями, нарушаем нормы русского языка? Нужны ли рукописные письма в современном мире ? Не может ли произойти такое, что вдруг исчезнет интернет, а человек не сохранил привычку писать и отправлять бумажные письма?

Мы решили в этом разобраться.


Гипотеза: Мы предположили, что если рукописные письма не утратят своего значения, и если сохранить привычку писать обычные бумажные письма , то человек будет не только развивать орфографические навыки, но и грамотную правильную речь. А значит, он будет готов к разным ситуациям в жизни. Людям нельзя отказываться от обычных писем!



Цель: Выявить значимость обычного письма, как средства живого общения между людьми.

Задачи:

  1. Изучить историю рукописного письма.

  2. Изучить в сравнении СМС сообщения и обычные письма.

  3. Познакомиться с правилами написания и оформления обычных писем.

  4. Отметить роль и значение письма в нашей жизни.

  5. Проанализировать результаты исследования, сделать выводы..

  6. Наметить пути   решения проблемы сохранения обычного письма.


Предмет:  Интернет источники и научная литература о историческом прошлом и развитии рукописных писем.

Объект исследования: Рукописные письма и СМС сообщения учащихся, жителей поселка.


Методы исследования:

изучение различной литературы по вопросу исследования;

анкетирование;

- анализ полученных данных.


Актуальность проблемы заключается в том, что история письма насчитывает много тысячелетий. Сейчас все современные средства связи постепенно вытесняют письма, которые были важным средством связи, а написание которых было умелым искусством.


Значимость  исследования состоит в том, что результаты проведенной работы позволят сделать вывод об актуальности и значимости поставленной проблемы. Результаты исследования можно использовать на уроках русского языка и литературы.













II. Основная часть


2.1. История письма. Как же давно начали писать письма?

Да, сейчас быстро приходит ответ на послание, и это здорово! А раньше, месяцами ждали весточки от родных и близких. Каждый день заглядывали в почтовый ящик с надеждой, надеясь увидеть сокровенный конверт. Сколько радости и счастья было, когда приходили письма!

Письмо по праву причисляется к величайшим культурным ценностям человечества. Появление письменности было обусловлено практической необходимостью. Нужно было каким-то образом обмениваться информацией на расстоянии, сохранять информацию, передавать ценные сведения потомкам.

История говорит о том, что первое письмо было рисуночное. Появилось оно около 5 тысяч лет назад. Люди с помощью рисунков пытались рассказать о событиях своей жизни или старались передать какое - либо сообщение.

В Древнем Египте и Китае люди придумали другой способ письма - иероглифы. Слово «иероглиф» означает « священные знаки». Каждый иероглиф обозначает слово или его часть.

Позже, 3 тыс. лет назад, возник другой вид письма – клинопись.

Его придумали финикийцы, которые каждому звуку дали свой символ – букву. Символы объединялись и образовывали целое слово. От греческого алфавита произошла славянская азбука, которая была создана братьями Кириллом и Мефодием. Она получила название кириллица. Имея 40 букв, кириллица является одной из самых удобных систем письма.

Люди писали письма на камнях, глиняных дощечках, бересте, папирусе, а потом и бумаге. Интересна и история передачи сообщений на расстоянии. С каменного века

начинается история обмена известиями. Тогда информация передавалась дымом костров, ударами в сигнальный барабан, звуками труб. Позже стали посылать гонцов с устными сообщениями. 2500 лет назад уже применялся эстафетный способ передачи писем от гонца к гонцу.

Первое упоминание о «Бутылочной» или «Морской» почте появилось около 1493 года. Чаще всего этот способ использовали для передачи сообщений о бедствиях кораблей.

Удивительной способностью голубей возвращаться издалека домой, к родному гнезду, с большой скоростью (60-80 км/ч) пользовались ещё в глубокой древности. Греки, римляне, египтяне, персы, евреи, а позднее галлы и германцы использовали голубей для военных, коммерческих и других целей. Греки сообщали в различные города имена победителей на Олимпийских играх с помощью голубей. Особое развитие получила голубиная почта в Египте.

Когда же появилась почтовая связь, а грамотных стало больше, почтовые тройки мчали письма адресатам. В письма вкладывали душу, им доверяли самое сокровенное; рекомендательные письма открывали двери самых неприступных домов, а подброшенные письма иногда губили репутации людей.

В те времена прибытие почтовой кареты в маленький населённый пункт было целым событием. О своём приближении почтальон громко трубил в почтовый рожок. Новости доставлялись со скоростью 70 км в сутки — столько проезжал почтовый дилижанс.

Появление в начале XIX века паровоза и парохода, а в начале XX века - самолёта значительно увеличило скорость пересылки почтовых отправлений. Почтовая связь стала общегосударственной и начала обслуживать всё население.

Письма были разные: просительные, жалобные, одобрительные, хвалебные, поздравительные.

Самым большим письмом в мире является пергамент длиной 10 м и шириной 7 м, отправленный персидским шахом турецкому султану. Самое маленькое письмо имеет размеры 23*36мм, и было обнаружено в Стокгольме. В музее Краснодарского края хранится письмо, написанное на листе магнолии и датированное 1954 годом.

2.2. Появление писем в России

Почта на Руси — одна из старейших в мире. Появилось оно в VIII-IX веках. В Древней Руси письма носили нравоучительный характер. Яркий пример тому – «Поучения Владимира Мономаха» (письмо к Олегу Святославовичу), в котором открывается великодушие и мудрость князя. Таким образом, письмо помогает увидеть историческое лицо эпохи.

Сначала письма заучивали наизусть и передавали их содержание другому человеку. С течением времени грамотных стало больше, но письма писали не все. Были люди, к которым обращались с просьбой о написании письма. Их писали по определенному образцу, который можно было посмотреть в специальной книге - письмовнике.

Первые письма и посылки отправляли на Руси более тысячи лет назад. Тогда людей обязывали предоставлять княжескому гонцу лошадей и корм.

В XV‒XVI веках ямская служба стала популярной по всей России. Для быстрой доставки почты расстояние между станциями варьировалось от 35 до 110 километров.

С приходом на престол Петра I почта получила новый виток развития. Значительно выросло число почтовых маршрутов. В больших городах возникли первые почтовые отделения. Тогда написанное письмо складывали пополам, а стыки запечатывали сургучом. На чистой стороне писали адрес доставки и относили на почту. Там работник принимал письмо и ставил штемпель — знак, подтверждающий оплату. С ростом объемов почтовых пересылок использование штемпелей стало тормозить работу. Поэтому в 1845 году появились первые конверты с уже напечатанными знаками. Через 12 лет в России учредили марочную систему. Эту традицию переняли у англичан. История развития почты на этом не заканчивается. Растет объем посылок и все реже отправляют традиционные письма. Однако, несмотря на развитие информационных технологий, в некоторых регионах России почта — это единственная возможность поддерживать связь с родными и близкими.



    1. Фронтовые письма

Особое место в нашей истории занимает фронтовое письмо – треугольник. Ценные для жителей нашей страны - солдатские письма с фронта Великой Отечественной войны. Порой написанные карандашом, с полустершимися буквами, они до сих пор хранятся в семьях, как память о людях, отдавших жизнь за Родину. Как ждали этих треугольников на фронте! Но и в тылу их ждали тоже. У нас в поселке тоже есть такие семьи, которые до сих пор хранят весточки от фронтовиков, хотя прошло много времени. Письма фронтовиков представляют особый интерес. Они являются ценным историческим источником для изучения. Переписка с родными была очень важна для солдата на фронте. В нечеловеческих условиях письма помогали выжить, дарили надежду и веру в Победу. Письма с фронта шли не в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольниками. Родные и близкие с большим нетерпением ждали писем с фронта. Они согревали души родственников, знакомых.

    1. История СМС - письма и сообщения

Сегодня, в 21 веке мы, имеем особый жанр письма – СМС – сообщение, которое пришло к нам вместе с новым чудом техники – мобильным телефоном. Краткость содержания и мобильность пересылки стали основными критериями его востребованности в нем не более 160 знаков сообщение.        Примерно в конце прошлого века недоступный телефон постепенно стал превращаться в устройство, применяемое массово. В этот момент и началось рождение СМС. Молодежь увидела новое средство самовыражения. Общение смс-ками прочно вошло в жизнь.

Но ученные уже заговорили, о том, что речь людей стала очень сокращаться. В разных  странах уже выпущены специальные толковые словари, в них даются объяснения сокращениям, используемых в СМС, наиболее короткие варианты написания тех или иных выражений, а также рекомендации по поводу уместности их употребления в деловой и дружеской переписке. В словарях также упоминаются графические символы, используемые для описания эмоций.

Слова, которые используются в СМС чаще всего:

Спасибо-«пасиба», «спс», «сиба».

Пожалуйста- «пажалусто», «пжлст», «плиз».

Здравствуйте -(привет)- «дарово», «дратути», «прива»,

С днём рождения тебя- «с др тя».

До свидания – «датвидания», «досвидос», «дасвидули».

Я тебя люблюм- « я тя лю».

 В СМС сообщениях ведено ограничение на число знаков. Поэтому в сообщениях часто отсутствуют пробелы и знаки препинания.   Смайлики отвечают основным функциям знаков препинания.   Они в СМС служат выражением дружелюбия. Таким образом, СМС сообщения и скорее всего, не дают возможности людям оттачивать красноречие. В последнее время все больше наблюдаются факты речевой безграмотности. При отправке СМС наблюдается  множество речевых и грамматических ошибок, которые допускают как школьники, так и взрослые образованные люди.

2.5. Разновидности и описание рукописных писем:

Кроме СМС в современном мире имеется возможность написать электронные письма, в которых можно поменять шрифт, цвет текста, прикрепить картинки. Но такие письма не передают эмоций, как письма, написанные от руки.

Мы подробно изучили строение рукописных писем.

Имеется несколько видов обычных писем, и у каждого свое строение и способы написания:

Открытка

Если вы хотите написать что-то личное на открытке, следует упаковать её в конверт. Когда  отправляете открытки сразу на несколько адресов, надо следить за тем, чтобы текст на всех был разным.

Благодарственное письмо

Благодарственное письмо существует для того, чтобы вы могли в письменной форме отблагодарить человека за оказанную им помощь, выразить свою признательность. По объёму благодарственное письмо довольно невелико.

 Письмо-напоминание

Письмо-напоминание служит для того, чтобы напомнить человеку о невыполненном обязательстве, о забытом долге и т.п. Пишется оно в максимально вежливой манере.  Письмо-напоминание непременно должно быть запечатано, чтобы ненароком не поставить получателя в неприятное положение перед другими людьми.

  Письмо-извинение

 Письмо извинение пишут в том случае, если действительно осознают свою вину и раскаиваются в содеянном. Оно должно быть написано от сердца, вежливо и тактично.

Письмо-соболезнование.

Письмо-соболезнование пишется немедленно по получении скорбных вестей. Если вы не успели его отправить вовремя, не посылайте вовсе: не следует лишний раз напоминать людям об их горе. По объёму письмо-соболезнование должно быть небольшим. Писать его следует от души, без использования красивых цитат, без разного рода вычурностей. Письмо-соболезнование составляется от руки на обычной бумаге. Не стоит прилагать к такого рода письму открытку.

Деловые письма или служебные письма, которые являются не только носителями определенной информации, но и правовым документом. Оно должно состоять из введения, доказательств, заключения.

Существуют деловые письма  разных жанров: резюме, письмо-жалоба, письмо-запрос информации и т.д.


    1. Общие правила написания всех видов писем

Изучая интернет - источники и научную литературу мы узнали, что существуют единые правила написания писем. Эти правила определяет «Эпистолярный жанр».

«Эпистолярный жанр» – литературный жанр, предназначенный для отправления адресату какого-то послания. В переводе с греческого «эпистола» обозначает письмо или сообщение.

«Эпистолярный стиль» — стиль речи, используется при написании писем в частной переписке.

Существуют общие правила написания писем:

1) Согласно правилам хорошего тона и этикета письма пишут только на хорошей бумаге. На первый взгляд, это мелочь, на какую не стоит обращать внимание. Однако, эта мелочь говорит о воспитанности того, кто пишет, и о его отношении к адресату.

2) В письме важно не только содержание, но и оформление:

письма с многочисленными ошибками не допускаются. Писать нужно разборчиво, при затруднении обратитесь к справочной литературе.

3) В конце письма ставят дату написания письма и пишут имя хозяина письма.

4) Необходимо отвечать на все полученные письма. Ответ на письмо не следует писать сразу же: надо всё хорошенько обдумать, но нельзя слишком затягивать с письмом: рискуете испортить отношения с адресатом. Если вам  вдруг нечего написать  адресату в ответ, следует послать ему почтовую открытку, чтобы он знал, что его письмо успешно доставлено.

4) Личную переписку необходимо хранить в недоступном для посторонних месте.

5) Прежде чем упаковывать письмо в конверт, его необходимо тщательно проверить.

6) Писать письмо надо тогда, когда вы пребываете в хорошем расположении духа. Недопустимо отправлять письма, содержащие гневные высказывания или ироничные намёки.

7) Писать анонимные письма неприлично. Анонимные письма пишут только люди, не отличающиеся порядочностью.

8) Если требуется сделать какое-то отвлечённое замечание или дополнение к письму, следует поставить перед ним обозначение PS (post skriptum).

9) В конце этого дополнения необходимо указать свои инициалы.

10) Личные письма следует писать тогда, когда вы находитесь в одиночестве.

11) Читать чужие письма без разрешения неприемлемо!

12) Недопустимо вскрывать конверт с письмом, которое не вам адресовано!

    1. Правила написания личных писем

Самым востребованным видом является личные письма. Личное письмо, как и все перечисленные обязательно должно быть четко выстроено.

Начинать письмо следует с обращения к адресату.

Если это ответное письмо, необходимо поблагодарить за ранее полученную весточку.

Если вы задержались с ответом, следует извиниться за то, что не могли написать раньше.

Затем надо ответить на все вопросы, заданные адресантом в его письме. Можно начать с фразы: «В своём письме ты спрашиваешь меня о …».

Потом можно перейти к интересующей вас теме, рассказать о том, что  волнует, поделиться своими радостями, проблемами и т.д.

После этого закономерным будет задать вопросы по теме переписки, чтобы дать возможность продолжить общение. Если вы рассказывали о своей жизни, неплохо было бы поинтересоваться, как у него обстоят дела.

Затем следует написать фразу: «С нетерпением буду ждать твоего ответа», «Надеюсь вскоре получить от тебя весточку», «Пиши скорее!» и т.д.

В конце письма хорошо бы поставить клише («С любовью, Ольга», «Искренне Ваш, Олег Евгеньевич», «С наилучшими пожеланиями, Маша» и т.д.) и свою личную подпись.

Мы узнали последовательность написания бумажного рукописного письма. Изучив сведения, мы решили узнать, а что думают о бумажном письме окружающие нас люди?


III. Практическая часть.

3.1. Беседа с родными

Для того, что бы убедиться в пользе бумажного письма мы решили провести беседу со своими родными. Спросили их о роли письма в их жизни. Многие из родственников отметили, что письма раньше были единственным средством связи. Это те живые письма, которые ждали, с трепетом и надеждой вскрывали, по сто раз перечитывали. Многие взрослые люди помнят, как  бежали домой с конвертом. Как радостно от знакомого неровного почерка, как из тетрадного листа иногда вдруг выпадает фотография, или вырезка из газеты. Когда отправляли письма, опуская их в почтовые ящики, шептали: «Лети с приветом, вернись с ответом!».

3.2. Изучение бумажных писем

Второе исследование мы начали с того, что подробно изучили настоящие бумажные письма. Эти письма мы одолжили у родных и знакомых. (Приложение 1).

Оказывается, что действительно, письма интересно читать. Описывая свою жизнь, люди рассказывали все подробно, красочно, понятно. Каждое письмо было выведено красивым, аккуратным почерком. А самое главное практически нет ошибок. Письма были оформлены в соответствии с требованиями эпистолярного жанра. Есть начало, обращение, рассказ о жизни, где делились своими радостями, проблемами. В конце письма написаны фразы: «С нетерпением буду ждать твоего ответа», «Надеюсь вскоре получить от тебя весточку», «Пиши скорее!».

А самое интересное - красивый, ровный, разборчивый почерк!

3.3. Изучение фронтового письма

Интересно и тревожно было изучать письма с фронта. Мы нашли письма жителя с. Кудеча Портнягина Василия Иванович 1913 года рождения (Приложение 2). Василий Иванович был разведчиком, брал в плен немцев. Он считается пропавшим без вести, известно о нем только то, что он погиб во время боев под Сталинградом. Родственники до сих пор хранят письма героя, и трепетно относятся к ним, поэтому нам дали изучить только копии его писем. Некоторые из писем были написаны простым карандашом, поэтому текст не очень хорошо виден на бумаге.

Анализ текстов фронтовых писем показывает, что Василия Ивановича волновали важные мысли, и в первую очередь – забота о семье, близких, оставшихся в тылу. Не смотря на то, что не было времени на оформление письма, в них так же прослеживается законы эпистолярного жанра. При изучении писем мы отметили, что все они грамотны и очень аккуратно написаны! Некоторые письма коротенькие, но слова подобраны так, что можно понять происходящее.

Все письма военных солдат в те времена были единственной ниточкой, связывающей солдат с родными во время войны, надеждой на скорую встречу и победу. Их писали в окопах, после сражений, потеряв в бою друзей, но с верой, что фашист будет разгромлен. В письмах признавались в любви и строили планы на будущее. Старательно выводили адрес, прописывали каждую буковку, что было понятно. Это говорит о том, что, не смотря на тяжелое время, даже в очень трудный период, человек старался быть образованным! Чего невозможно сказать о современном мире!


3.4. Изучение коротких современных СМС посланий.

Для общения у моих одноклассников создана группа. Мы изучили тексты СМС отправляемых для общения наших одноклассников, вот что мы выяснили: в любое время суток, в любой ситуации учащиеся пишут небольшие сообщения друг другу. При письме не задумываются о орфографии. Уж тем более о пунктуации. В основном сообщения писали для того, что бы узнать что- либо. При этом писали и отвечали очень кратко:

-о местонахождении (и планах) адресата: Ты где? или Чего не отвечаешь? Чего заблокирован? Опять телефоны отобрали? Ну... Ответь сейчас хотя бы!;

- о самочувствии и настроении адресата: Аууу!!!! Ты жива? или Привет! Как 'прошли выходные?;

-сообщить о своем самочувствии и настроении В сети буду после 9. Очень плохое настроение! или Куча домашних дел ;

-выразить в ответ сочувствие, поощрение, благодарность и т.п.:   Спасибо) И тебе того же.

Все сообщения ребят краткие, в них нет ни начала , ни конца. Только общие простые фразы. Кроме этого некоторые СМС сообщение не имели смысла. Просто так от нечего делать отправлялись СМСки в группу, которые даже раздражали многих. Таким образом, некоторые ребята очень часто не задумываются о смысле переписки! Чего не скажешь о авторах изученных ранее бумажных писем.


3.5. Анкетирование учащихся «Почему исчезли бумажные письма?»

Что бы выяснить, знают ли о бумажных письмах ребята, мы провели анкетирование. Школьникам были заданы вопросы:

  1. Вы часто получаете письма?

  2. Когда вы получили последнее письмо?

  3. Умеете ли вы писать письма?

  4. Знаете ли вы как заполнять конверты, как правильно писать адрес?

  5. Почему исчезли бумажные письма?

  6. Нужны ли письма сейчас?

  7. Получают ли радость люди от полученного письма?

  8. Вы бы хотели получить письмо?

Принимали участие мои одноклассники, а так же ребята из других классов.

Результаты опроса мы вынести в таблицу (Приложение 3). В результате анкет мы выяснили, что многие ребята никогда не писали бумажных писем, поэтому не умеют их писать. А так же не умеют подписывать конверты по той же самой причине.

В основном средством связи ребят является интернет сообщения и переписка через WhatsApp.


3.6. Напиши VATSAP сообщение

Мы попросили моих одноклассников написать электронное письмо VATSAP. Изучив сообщения, мы еще раз убедились в том, что даже сообщениях VATSAP не соблюдаются нормы письма. Хотя некоторые ребята и постарались, есть очень интересные письма, но в основном текст состоял из простых предложений. У большинства письменная речь скудная и однообразная. Микротемы не сохраняются. Это осложняется еще тем, что при написании электронных сообщений программа телефона устроена так, что в тексте невозможно передвинуть слова, предложения так, что бы соблюдались микротемы. Но пунктуационные правила соблюсти можно! Ребята опять грубо нарушили нормы орфографии и пунктуации!

3.7. Написание ручного письма с одноклассниками. Акция «Напиши рукописное письмо другу» Мы убедились, что на сегодняшний день электронная переписка быстра и удобна, но безграмотна. Бумажная переписка всё-таки необходима и могла бы продолжаться наравне с электронной, с целью развития навыков грамотного письма мы составили Памятку «Как писать письмо» ( Приложение 4 ) и напомнили учащимся правила написания писем. Провели беседу о роли письма, поделились с ними полученной информацией.

Затем провели акцию «Напиши рукописное письмо другу». Обучающиеся школы писали письма на листке бумаги. Изучив работы, мы были очень удивлены тем, что получилось (Приложение 5 ). Многие ребята написали интересные письма своим друзьям. И эти письма очень сильно отличались от СМС посланий.

Некоторые старались соблюдать правила эпистолярного жанра, но все же привычка писать быстро не дала ребятам проявить все свои мысли.

Особенно это проявилось у ребят, которые при СМС сообщениях никогда не соблюдают ни одного правила . Такие же ошибки они допускали и в СМС сообщениях и в бумажном письме.

Ребята признавались, что когда пишут СМС послание, не задумаются о том, как оно написано. А когда писали живое письмо на листке бумаги, немного нервничали, перечитывали по несколько раз и старались найти ошибки. Кроме того вспоминали правила пунктуации, что бы правильно поставить запятые. Это доказывает, что живое письмо заставляет думать!

3.8. Сравнение рукописного и электронного письма

Сравнивая рукописное письмо ребят и электронное сообщение, мы выявили большую разницу.


Бумажные письма

Электронные письма

Почерк пишущего отражает характер человека.

Почерк пишущего неизвестен, характер нельзя определить.

Грамотность (автор старается писать грамотно)

Грамотность игнорируется частично или полностью.

Цель: поделиться своими переживаниями, радостью, узнать новости от близких.

В основном обмен информацией.

Речь эмоциональная.

Речь деловая.

Переписка между близкими людьми.

Обмен информацией возможен с неограниченным  количеством  людей без объяснения целей общения.  

Длительное ожидание письма, волнение.

Мгновенная доставка информации.


Мы отвыкли писать от руки, а между тем, у рукописного письма есть масса полезных свойств:

Самое большое достоинство электронного письма – это мгновенность доставки информации. Именно это качество наиболее привлекательно для современного человека. Но из таблицы мы видим, что у бумажного письма гораздо больше положительных качеств, чем у электронного письма:

1) В бумажном письме присутствует почерк. Это отражение личности автора письма, его неповторимой индивидуальности.

2)Рукописные письма наполнены эмоциями, они пишутся для того, чтобы обменяться переживаниями, сомнениями, раздумьями, тогда как электронные пишутся, чтобы передать информацию.

3) К написанию рукописных писем подходят более ответственно. Над каждой фразой нужно задумываться, чтобы правильно, полно передать то, что хочешь высказать.
4) Рукописные письма - это своеобразный разговор с самим собой, познание себя в разговоре с собеседником. Развивает мышление, письменную речь.
5) Рукописные письма заставляют оглянуться назад, проанализировать прожитое, сделать какие-то выводы.

6) Ожидание рукописного письма – очень полезная вещь. Пока ждешь письма, понимаешь насколько тебе действительно дорог именно этот человек.

7) Рукописные письма можно хранить и перечитывать.

Мы еще раз доказали, что именно обычное письмо воспитывает культуру письменной речи. А значит отказываться от обычных писем не стоит!

3.9. Заполнение конвертов

При анализе анкет учащихся нас удивили ответы на вопрос: «Знаете ли вы как заполнять конверты?». Все большая часть ребят ответили, что не умеют. Другая часть ребят отметили, что сомневаются, так как не заполняли конверты. Только в начальной школе в 3 классе они учились подписывать конверт, когда писали письмо Деду Морозу.

Мы дали задание ребятам заполнить конверты. При выполнении работы ребята часто спрашивали, где писать индекс, где писать адрес получателя, а где адрес автора письма. Хотя на конверте написаны вспомогательные слова КУДА, ОТКУДА. Но ребята, волновались и никак не могли понять, как правильно написать адрес. Когда мы проанализировали работы ребят, получили такие результаты (Приложение 6) :

Адрес отправителя:

- не полное место назначения, не указан край, район, в некоторых только указана улица.

Имя отправителя:

- в некоторых письмах только имя, нет фамилии.

Адрес получателя:

- ни везде указан индекс, край, район, улица.

Имя получателя: Даже фамилии и имена в некоторых написаны с ошибками и с маленькой буквы.

Неразборчивый почерк - многие конверты подписаны как курица лапой, а это тоже  причина потери письма. А это значит, что если будет необходимость отправить письмо, то оно не найдет своего адресата. Оказывается у многих возникли трудности при выполнение этих, как кажется простых пунктов.

После того, как мы провели данную работу, мы предложили ребятам описать свои ощущения. Всем ребятам понравилось писать письма. Ребята решили, что бумажная переписка очень важна, рукописные письма - это своеобразный разговор с самим собой, познание себя в разговоре с собеседником. Но они так же почувствовали, насколько трудными оказались для них простые задания в заполнении обычного конверта.


3.10. Письмо нашло своего хозяина

Ну и в завершении работы мы решили порадовать наших участников: Ребята писали письма друг другу, но оставили в секрете кому оно адресовано. К сожалению, почта в нашем поселке работает два раза в неделю, и вовремя отправить написанные ребятами письма мы не успели. Но мы решили вручить рукописные письма своему адресату. Все, кто писал, вложили письма в конверты и передали своим товарищам и друзьям. Мы не ожидали такой радости от ребят. Они читали, перечитывали послания, при этом улыбались по- доброму. Мы поняли, что дана работа была проведена не зря!


Заключение.

В современном мире способы передачи письма очень быстро развиваются. Мир меняется сегодня быстрее, чем когда-либо. Подрастает поколение, которое уже смутно знает, что такое бумажное письмо, что такое конверт, марки и почтовое отправление. Для него уже придуманы и существуют совсем другие понятия: электронная почта, телефон, скайп. Все сводится к тому, что мы общаемся с друзьями каждый день, но это просто обмен информацией.

Значение бумажного письма нашему поколению трудно понять. Но проведя работу, мы поняли, что польза бумажного письма очень велика!

А значит гипотеза, которую мы выдвигали, доказана полностью. СМС сообщениями мы нарушаем нормы русского языка. Это приводит к безграмотности. А рукописные письма могут развивать умения грамотного письма? Рукописные письма нужны и в современном мире?

От бумажных писем нельзя отказываться!

Мы поняли, что близкому человеку всегда приятно живое послание! Поэтому нужно писать письма руками, а не на компьютере. Такие письма теплые и живые!



















Список использованной литературы

1. Ветвицкий В.Г. Современное русское письмо. /В.Г. Ветвицкий//- М.: Просвещение, 1994. -143с.

2. Горбачевич К.С. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее: книга для внеклассного чтения /К.С.Горбачевич// - М.: Просвещение,1996. - 191с.

3. Даль В.И. Словарь живого великорусского языка. В четырёх томах./В.И. Даль. – М.: АСТ-АСТРЕЛЬ, 2009. – 834с.

4. Зенкин И.В. Почтовое право. Почтовые правила./ М.; 2004г.

5. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове /З.Н.






























Приложение 1. Анкетиование учащихся



Не получал (а)

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Вы часто получаете рукописные письма?



0%

100%

0%

Когда вы получили последнее рукописное письмо?


100%




Умеете ли вы писать обычные бумажные письма?



10%

40%

50%

Знаете ли вы как заполнять конверты, как правильно писать адрес?




40%

20%

Почему исчезли бумажные письма?


С появлением интернета – 100%

Нужны ли письма сейчас?



10%

20%

70%

Получают ли радость люди от полученного письма?


10%


70%

Вы бы хотели получить письмо?



100%



















Приложение 2. Памятка «Как писать письмо»


Схема письма.

Содержание письма.


I. Обращение.

Начальная фраза о состоянии переписки.






II. Раскрывается основное содержание письма, сообщается о новостях.


III. Вопросы родным и близким.



IV. Слова благодарности.





V. Просьбы.

     Приветы.

     Прощание.

     Концовка. Подпись.


VI. Дата и место написания.

(Если их нет в начале письма).

Мои дорогие мама и папа!

Дорогая бабуля!

Получил(а) ваше письмо… Давно не было писем… Очень захотелось побыстрее написать вам.


Расскажу о нашей жизни в лагере…



Как здоровье дедушки? Какие у вас новости?

Получили ли вы мою фотографию?


Спасибо за письмо.

Спасибо за подарки.


Пишите мне чаще.

Передайте привет…

До свидания! До скорой встречи!

Целую много-много раз.

Обнимаю и целую.

Ваш сын…













Приложение 3. Рекомендации автору письма:



Письмо.

Письмо - способ или средство, с помощью которого создаются тексты.

Письмо должно передавать информацию.

Письмо - это запись речь.

Письмо - только то, что можно увидеть глазами; это обязательно речь, запечатленная на какой-либо поверхности.

Письмо предполагает систему, то есть использование только заранее определенных знаков по определенным правилам.

Не письмо.

Детские каракули письмом не являются.

Географические карты, дорожные знаки и многие другие способы сообщения информацию передают, но это тоже не письмо.

Попытка выразить рисунком или символическими знаками какую-нибудь мысль тоже не будет письмом.

Не стали источником письменности, например, палочки с зарубками. С их помощью когда-то указывали количество предметов - проданных, взятых в долг и т.д. Иногда такие палочки раскалывали вдоль на две части, кредитор и должник получали половинки с одинаковым числом зарубок. Получалась "документальная запись" договора, подлинность которой можно было проверить, соединив эти половинки.


 Письмо, как и любой другой текст, имеет три части: начало (зачин), основную часть и концовку. Но оно имеет и свои особенности. У письма есть адресат. В письме присутствуют приветствие, обращение, прощание.







Рекомендации автору письма:

1. Сформулируй цель своего сообщения, кратко, четко и логично изложи ее, после чего прочитай, как будто бы это читает тот, кому адресовано сообщение. При необходимости проведи коррекцию написанного сообщения.

2. Используй приемлемую для собеседника форму обращения. Фамильярность и надменность никогда не приносили успеха, зато уважение и признание – всегда приносят результат.

3. Старайся в одном письме обсуждать не более трех вопросов. Не перегружай своего собеседника лишней информацией или подробностями, не относящимися к делу.

4. Не допускай иносказаний, намеков или того, что можно понять двояко. Если же ты сообщаешь свое мнение, напиши: «Мое мнение», если же сообщаешь факт, указывай время, место, событие, участников и другую точную информацию.

5. Избегай попыток выразить в письме свои эмоции. Буквы не передают чувств, их можно ощутить только при личном общении.

6. Помни всегда о том, что твое письмо могут прочитать все (и даже те, кого ты в письме ругаешь или против кого плетешь заговор). Будь конструктивен и доброжелателен, думая о том, чтобы твои предложения приносили пользу всем людям. Именно такой подход приносит наибольший результат в общении между людьми.


РЕКОМЕНДАЦИИ ОТВЕЧАЮЩЕМУ НА ПИСЬМО:

1. Всегда отвечай именно на те вопросы, которые тебе задал собеседник и лишь только после этого задавай свои вопросы или давай комментарии.

2. Если в письме есть иносказания, намеки или то, что можно понять двояко, обязательно задай проясняющие вопросы, иначе твой ответ может быть совершенно не в тему.

3. Не обещай помощи и не подразумевай возможность ее оказания, если для тебя нереально ее оказать.

4. Никогда не обрывай однажды начатого общения, ни при каких якобы очевидных для тебя обстоятельствах. И не вступай с собеседником в доказательство своей правоты; т.е., никогда не отвечай на бессознательное общение бессознательным общением.

5. Проявляй к собеседнику интерес и симпатию даже если он, по твоему мнению, испытывает к тебе негативные эмоции. Так как печатные буквы не передают эмоций пишущего, очень легко додумать то, чего может быть и нет.

6. Поддерживай с собеседником двустороннее общение: вопрос – ответ – подтверждение.

7. Всегда стремись помочь, на уровне реальности собеседника. Оказывая помощь так, как ты считаешь правильно оказывать помощь, можно принести вред, а не помощь.

8. Всегда старайся ответить на письмо быстро: в течение двух суток. Если по каким-то обстоятельствам ты не можешь ответить в этот срок, сообщи причину и укажи срок, когда напишешь ответ.




































«Нужны ли рукописные письма в современном мире »

Федянина Юлия , ученица 7 класса
МОУ СОШ № 33 п. Давенда, Россия, Забайкальский край


Краткая аннотация

Действительно ли рукописные письма могут развивать умения грамотного письма? Нужны ли рукописные письма в современном мире письма? В данной работе даны ответы на эти и другие вопросы . В результате исследования выявлена и доказана значимость обычного рукописного письма, как средства живого общения между людьми. Эта работа будет интересна и полезна учителям русского языка и всем кто интересуется изучением грамотного письма. А также материал можно использовать в жизни.




























«Нужны ли рукописные письма в современном мире »

Федянина Юлия , ученица 7 класса
МОУ СОШ № 33 п. Давенда, Россия, Забайкальский край


Аннотация


Цель работы : Выявить значимость обычного письма, как средства живого общения между людьми.

Задачи:

  1. Изучить историю рукописного письма.

  2. Изучить в сравнении СМС сообщения и обычные письма.

  3. Познакомиться с правилами написания и оформления обычных писем.

  4. Отметить роль и значение письма в нашей жизни.

  5. Предоставить результаты исследования, осветить итоги практической работы.

  6. Наметить пути   решения проблемы сохранения обычного письма.


Методы исследования:

изучение различной литературы по вопросу исследования;

анкетирование;

- анализ полученных данных.


Предмет:  Интернет источники и научная литература о историческом прошлом и развитии рукописных писем.

Объект исследования: Рукописные письма и СМС сообщения учащихся, жителей поселка.

Гипотеза: Предположим, что рукописные письма не утратят своего значения, и если сохранить привычку писать обычные бумажные письма , то человек будет не только развивать орфографические навыки, но и грамотную правильную речь, ответственное отношение к родному языку. А значит, он будет готов к разным ситуациям в жизни.

В ходе исследования приведены доказательства пользы бумажного письма. Гипотеза, которую выдвигали, доказана полностью. От бумажных писем нельзя отказываться.

В итоге проведенного исследования приведены убеждения в значимости письма для человека- любому человеку всегда приятно живое послание! Поэтому нужно писать письма, писать руками, не на компьютере. Они теплые и живые!







«Нужны ли рукописные письма в современном мире »

Федянина Юлия , ученица 7 класса
МОУ СОШ № 33 п. Давенда, Россия, Забайкальский край




Рецензия

Для исследования была выбрана тема

«Нужны ли рукописные письма в современном мире ?»


. Актуальность проблемы заключается в том, что история письма насчитывает много тысячелетий. Сейчас все современные средства связи постепенно вытесняют письма, которые были единственным средством связи, а написание которых было умелым искусством.

Значимость  исследования состоит в том, что результаты проделанной работы позволяют сделать вывод об актуальности и значимости поставленной проблемы. Результаты исследования можно использовать на уроках русского языка и литературы.

Работа отвечает выбранной теме, расширяет кругозор учащихся, может использоваться для изучения практических занятий по данной теме.

Содержание отвечает выбранной теме, которая полностью раскрыта.

В работе ученица проявила самостоятельность, исследовательские качества, компьютерную грамотность в оформлении.

Исследовательская работа выстроена правильно: логична, представлены цели и задачи, имеются исследования и выводы по работе.

Материал в работе изложен ёмко, последовательно и чётко.

Выводы и заключение сделаны правильно. Считаю, что исследовательский проект Федяниной Юлии может быть представлен на муниципальном этапе научно-практической конференции.


Учитель русского языка

Федянина Наталья Сергеевна







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Исследовательская работа: «Нужны ли рукописные письма в современном мире?»

Автор: Юлия Евгеньевна Федянина

Дата: 04.04.2024

Номер свидетельства: 648543


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства