kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа на тему "Созвучие поэзии С.Есенина и М.Макатаева"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В исследовании ученицы  главная задача – показать сходство в тематике двух поэтов: в теме Родины, в теме одиночества, в теме любви к матери, к женщине и природе, к животным. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на тему "Созвучие поэзии С.Есенина и М.Макатаева"»

Отзыв

на научно-исследовательскую работу ученицы 10 «В» класса НИШ ХБН города Актау Акмуратовой Камшат на тему «Созвучие поэзии Сергея Есенина и Мукагали Макатаева»

Работа Акмуратовой Камшат – научное исследование, проведенное ею самостоятельно,

посвящено изучению и анализу творчества русского поэта Сергея Есенина и казахского поэта Мукагали Макатаева. Содержание работы полностью соответствует заявленной теме. Работа включает в себя титульный лист, абстракт, оглавление и само исследование.

В абстракте (аннотации) четко указаны цель исследования, ложная гипотеза, которую надо опровергать, процедура или этапы исследования, его новизна и степень самостоятельности, результаты работы и выводы, а также области практического использования результатов исследования.

Содержание исследования состоит из введения, основной (исследовательской) части, заключения и списка использованной литературы. Во введении, состоящем из двух страниц, говорится о целях и задачах исследовательской работы, выявляются основные общие черты в биографии и творчестве двух поэтов.

Основная часть состоит из отдельных глав:

Тема Родины и природы в творчестве Есенина и Макатаева;

Тема любви и одиночества в лирике поэтов;

Тема любви к матерям в творчестве Есенина и Макатаева;

Тема любви к животным в поэзии двух поэтов.

В заключении содержатся основные результаты работы и сделанные на их основании выводы, рекомендации по использованию результатов работы в научных и практических целях.

В исследовании Акмуратовой Камшат удалось решить главную задачу – показать сходство в тематике двух поэтов: в теме Родины, в теме одиночества, в теме любви к матери, к женщине и природе, к животным. Цель исследования достигнута.

В ходе научной работы Камшат показала навыки самостоятельного научного поиска, умение анализировать, последовательно излагать идеи, сопоставлять, делать выводы и оформлять результаты работы в тексте. Ученица видит перспективы своей работы в будущем. Выполненное исследование соответствует основным требованиям, предъявляемым к исследовательским работам учащихся.





Учитель русского языка и литературы: Утесинова Бурыш Джилкишиевна.









































































АОО «НАЗАРБАЕВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ»

Назарбаев Интеллектуальная школа химико-биологического направления города Актау













Автор работы: ученица 10 «В» класса

Акмуратова Камшат









Название работы: Созвучие поэзии Сергея Есенина и Мукагали Макатаева



Секция: Литература



Направление: Казахская литература и русская литература











Руководитель:

Утесинова Бурыш Джилкишиевна











Актау-2018



Оглавление

1.Введение 4-5


2.Исследовательская часть


2.1 Тема Родины и природы в творчестве Есенина и Макатаева 6-10


2.2 Тема любви и одиночества в лирике поэтов 11-12


2.3 Тема любви к матерям в творчестве Есенина и Макатаева 13 -14


2.4. Тема любви к животным в поэзии двух поэтов.15-19



3.  Заключение 20


4. Список использованной литературы 21
































2






Абстракт (аннотация)



Цель исследования:

На примере сопоставления стихов Сергея Есенина и Мукагали Макатаева показать, что их поэзия созвучна во многом.


Опровержение ложной гипотезы: Оба поэта жили и творили в 20 веке, но Есенин жил в России, а Мукагали – в Казахстане. Получили разное воспитание, менталитет разный. Поэтому не может быть у них ничего общего.



Этапы, процедура (методика) исследования:


  1. исследование биографии и творчества русского поэта Сергея Есенина

  2. исследование биографии и творчества казахского поэта Мукагали Макатаева

  3. проведение сопоставительного анализа стихов русского и казахского поэтов

  4. нахождение сходства в жизни и поэзии двух авторов.


Новизна исследования и степень самостоятельности:


Судьбы двух поэтов сложились очень трагично, как и судьбы многих поистине великих личностей. Поэтому исследования их творчества не останавливается на чтении их стихов. Необходимо анализировать, попытаться увидеть всё их глазами. Их поэзия – это отражение и философия того времени, той истории, того быта и пережитой жизни.


Результаты работы и выводы:


Изучая биографию и творчество двух талантливых поэтов, можно заметить сходства их жизненных путей и поэтических произведений.

Поэтические миры С. Есенина и М. Макатаева по-своему созвучны.


Области практического использования результатов:


Творчество Есенина и Макатаева оказало и продолжает оказывать огромное влияние на современную поэзию и стало ярким доказательством живучести классического стиха. Значительное влияние творчество двух талантов оказало на развитие песенной и романсовой лирики, которая и ныне остаётся популярной среди народа.










3





1. Введение


Каждый школьник с ранних лет знает имена величайших поэтов 20-го века Мукагали Макатаева и Сергея Есенина. Они поистине являются примерами самых неординарных личностей в казахской и русской поэзии. Их произведения и творчество изучаются в каждой школе страны и за ее пределами. Влияние произведений поэтов на формирование личности велико и воспитывает в человеке любовь к Родине и нравственные ценности.

Изучая биографию и творчество данных поэтов, можно заметить симметричность их жизненных путей и поэтических предпочтений. Когда читаешь их произведения, ты окунаешься в мир человека, пережившего многого, видишь движения характера во времени. В творчестве этих двух великих талантов большое место занимают темы родины, любви, природы и одиночества.

Стихи Сергея Александровича Есенина и Мукагали Сулеймановича Макатаева всегда притягивают читателя знакомого с казахской и русской литературой. В их стихах обнаруживается высокая поэтичность, тонкая передача настроения. Можно найти параллели в творчестве двух поэтов. Эта проблема привлекла наше внимание, поскольку, на наш взгляд, поэты близки - по облику, характеру, чертам личности, свойствам души, творческим принципам, оставаясь при этом оригинальными и неповторимыми. Сходство их души и творчества парадоксально тем, что сравнение лишь подчеркивает особенности поэтических миров Есенина и Макатаева. Касательно личностных особенностей, отражающихся в поэтике, свойств души и творчества, здесь определяющее значение имеет сходство в миросозерцании и особая эстетика. В творчестве Есенина и Макатаева, безусловно, обнаруживаются романтические черты.

Много общих моментов обнаруживается, прежде всего, в тематике этих двух поэтов. Это тема Родины, тема любви: любви к матери, к женщине, к природе, к животным.

Параллели прокладывает сам казахский поэт, посвятивший замечательное стихотворение Есенину, в котором говорит и о духовном родстве с поэтом. Поэтические строки соотносят точки соприкосновения в судьбах поэтов: они оба родом из деревни, оба жили в больших городах, оба любят домашних животных, особенно собак, они оба любят свой язык, свой родной край.

Әй, Сергей!

Сергей, Сергей, Сергей, Сергей!

Түстім-ау сергелдеңге мен де сендей.

Аулаққа, тым аулаққа кеттім білем,

Жаны ашып, ақыл берген елге сенбей.

Мен-дағы сол жақтанмын,

Ауылданмын,


Ауылдың ауруымен
ауырғанмын.


Өзіңді Мәскеу қалай қабылдаса,

Алматы мені солай қабылдады.

(Менің де өкіндіре өткенім көп)

Атқа міндім, алысып, теппедім доп.

Мен-дағы малды сүйем, итті сүйем,

Інімнің маңдайынан шерткенім жоқ.


4

Шаршағанда ширығам шарап ішіп,

Саған ұқсап менің де жанады ішім.

Құлағыма сыбырлап «құран» оқып,

Иектейді мені де «Қара кісі».

Мен де сендей, Серега, күнәдамын,

Жыр азабын тартамын, тіл азабын.

Туған ауыл, туған жұрт қайда барсам,

Қайда барсам - қасымда Рязаным...


Әй, Сергей!

Сергей, Сергей, Сергей, Сергей!

Бір ауылдан екенбіз мен де, сен де.

...Басым сынып барады, басым сынып,

Жөндесем де болмайды, емдесем де.


Сергей Есенин и Мукагали Макатаев – сыновья своей эпохи, в чуткой душе которых вмешались все тревоги и боли. Правдивые, прямые, иногда резкие в своих суждениях и поступках, они были неудобны, неугодны для тех, кто стремился понукать поэтами. Их сердца не вынесли нравственной перегрузки.

Оба таланта жили недолго: Есенин всего 30 лет, Макатаев - 45.

Сергей Александрович Есенин трагически скончался 28 декабря 1925 года. А Мукагали (при рождении в 1931-м получивший имя Мухаметкали) Макатаев скончался 27 марта 1976 года из-за больного сердца.

Талант – достояние народа, и оно требует к себе бережливого отношения. Идут годы. Пройдет еще много лет, и люди беспристрастно взвесят и оценят вклад каждого в поэтическую сокровищницу народа. Они скажут восторженное слово не только о нашем времени, но и о людях, чей гений помогал стремительному развитию науки и культуры. Среди золотых имен еще больше зависят имена Есенина и Макатаева, чья поэзия была полна высокой гражданственности







































5



2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ







2.1. Тема Родины и природы в творчестве Макатаева и Есенина.



Как у Есенина, так и у Макатаева тема Родины и родной природы занимает ведущее место в творчестве. Есенин воспевал Рязанскую землю с её голубыми далями, озёрной синью, а Мукагали – широкие просторы Карасаз, свое Шалкоде - «счастливый край детства». «Мой Карасаз! Мое невысказанное чувство, ты счастье, которое я искал» - писал поэт.

Своеобразие их лирики в том, что в них передано чувство человека с природой, с её растительным и животным миром. Природа у поэтов живёт, движется, слушает, мечтает. 

Оба поэта – истинные патриоты своей родной земли.. В стихотворении «О родина!» Есенин признается в любви своей маленькой родине и говорит, что любит ее, не смотря на пороки.

О родина, о новый

С златою крышей кров,

Труби, мычи коровой,

Реви телком громов.


Брожу по синим селам,

Такая благодать,

Отчаянный, веселый,

Но весь в тебя я, мать.


В училище разгула

Крепил я плоть и ум.

С березового гула

Растет твой вешний шум.


Люблю твои пороки,

И пьянство, и разбой,

И утром на востоке

Терять себя звездой.


И всю тебя, как знаю,

Хочу измять и взять,

И горько проклинаю

За то, что ты мне мать.

Мукагали Макатаев, так же как Есенин, воспевал родной край, который ему знаком с детства, где он с друзьями проводил веселые вечера. И в стихотворении «Туған жерге», восхищаясь красотой родной земли, называет ее самой сладкой, самой желанной.


Таныс өлке,
Таныс аймақ,
Таныс маң:
Анау жерде - құрбылармен алысқам,
Анау жерде - құрбы жанмен табысқам.
Алба-жұлба ақша бұлттар жарысқан,

6


Таулар әне, ұйықтап кеткен данышпан,
Жолдар анау, шұбатылып шаңы ұшқан,
Таныс өлке, таныс аймақ, таныс маң.
Шабындықтар,
Егістіктер,
Тоғайлар.
Төбелердің төбесінде - көк айдар.
Ақ сағыммен араласып, аулаққа,
Сағым болып бара жатыр көп ойлар.
Бір тынбайды шегірткенің шырылы,
Жел қозғаған ақ шилердің сыбыры,
Бәрі таныс - кісінеген құлыны
Ін аузында шаңқылдаған суыры.
Айналайын!
Атамекен, Ақ мекен!
Қандай қазақ іздеп сені тапты екен?!
Туған өлке тәтті екен ғой,
Тәтті екен!



О чем бы не писал С. Есенин, его мысль всегда обращалась к родной стране, о ней он думал и пел, ей посвятил он все свое творчество. «Русь советская», «Русь уходящая», «Гляну в поле, гляну в небо», «О верю, верю, счастье есть!», « Край любимый! Сердцу снятся» «Запели тесаные дроги», «Сторона ль моя, сторонка» - вот неполный перечень стихотворений автора о родной стране.

«Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине» - писал он. В стихотворении "Гой ты, Русь, моя родная..." поэт говорит:

.

« …Если крикнет рать святая:

"Кинь ты Русь, живи в раю!"

Я скажу: "Не надо рая,

Дайте родину мою".


Эту же мысль подчеркивал в своих стихах о родине и Мукагали. Поэт в стихотворении «Отан» говорит, что человек сможет прожить без жены, матери, без детей, родных, но без родины … не сможет жить. Человек без родины подобен зверю без норы, птице без гнезда.

Отан!

Отан!

Сен болмасаң, не етер ем?

Мәңгілікке бақытсыз боп өтер ем,

Өмірден бұл өксуменен кетер ем.

Құс ұясыз,

Жыртқыш інсіз болмайды.

Отансыз жан өмірінде оңбайды.

Өзін-өзі қорлайды да, сорлайды.

Тірі адамға - сол қайғы!

Күн көреді,

Әкесіз де, анасыз,

7

Өмір сүрер.

Әйелсіз де, баласыз,

Ал Отансыз -

Нағыз сорлы панасыз?

Білесің бе,

Отанның сен не екенін?

(Екі өмір жоқ, әрине, жоқ екі өлім.)

Екі Отан жоқ.

Жалғыз Отан - мекенің!


Стихи Мукагали, как и стихи Есенина, являются свидетельством его огромной любви к родине, которая его вырастила и помогла обрести крылья. Большое уважение к казахской земле, родному краю проявляется в его стихах «Үш бақытым», «Саржайлау», «Халқым барда», «Қазақстан», «Отан туралы», «Халқым менің!», «Қазақ жері» и другие.


«Я люблю твои ночи, дни, реки, горы- все» - писал поэт

«Мен оның түнін сүйем, күнін сүйем,
Ағынды өзен, асқар тау, гүлін сүйем,
Мен оның қасиетті тілін сүйем,
Мен оның құдіретті үнін сүйем.


Бар жәндігін сүйемін қыбырлаған,
Бәрі маған: «Отан!» деп сыбырлаған.
Жаным менің кеудемді жарып шық та,
Бозторғайы бол оның шырылдаған!

Отан!
Отан!
Бәрінен биік екен.
Мен оны мәңгілікке сүйіп өтем.
Отанды сүймеуің де күйік екен,
Отанды сүйгенің де күйік екен.

Пейзажная лирика Есенина и Макатаева очень похожи по своей форме и содержанию.

Давайте сравним описание осени у двух поэтов:

«Листья падают, листья падают.

Стонет ветер,

Протяжен и глух.

Кто же сердце порадует?

Кто его успокоит, мой друг?»



«Жапырақтар түсіп жатыр,

Тусіп жатыр...

Неліктен?!

Айырылып бара жатыр ағаш біткен көріктен»


Все мы с детства наизусть знаем стихотворение Есенина «Белая береза». Для Есенина береза – стройная королева леса, символ России. Она мила в любое время года, даже зимой.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

8

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.



И для Мукагали береза не только лесная красавица, но и собеседница, с которой можно разделить все душевные секреты.



Жапырақ-жүрек жас қайың!
Жанымды айырбастайын.
Сен адам бола бастасаң
Мен қайың, бола бастайын.
Келісесің бе, жас қайың?
(Көрінер,мүмкін, кімге ерсі.)
Өміріңді маған бір берші!
Дүрбелең мына дүниені,
Адам көзімен бір көрші.
Қайың боп мен де бағайын,
Орманнан орным табайын.
Беймәлім маған өмірге,
Қайың көзімен қарайын.



«Отговорила роща золотая» - одно из самых знаменитых стихотворений С. Есенина. Оно было написано в 1924 году. В этом грустном стихотворении развита вечная тема подчинённости человеческой жизни законам природы: и роща «отговорила », и журавли «не жалеют больше ни о чём», и «дерево роняет тихо листья», и лирический герой «роняет грустные слова», ему не жаль «ничего в прошедшем».

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветром в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

9

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком. 
Скажите так. что роща золотая
Отговорила милым языком.

И лирический герой Мукагали ни о чем не жалеет, считает себя маленькой частичкой природы и готов за нее умереть. При чтении стихотворения Мукагали «Табиғат» с первой строки чувствуешь тревожную грусть, как и в есенинском стихотворении «Отговорила роща золотая»

.

Табиғат, Жанымды алсаң, алшы менің.
Бір түйір жерге түскен тамшың едім. 
Мұқағали жоғалса кайтер дейсің, 
Артымда қалсын жерім, қалсын елім.

Мен де бір жүріп кеткен сағымдаймын, 
Қалдыр деп, саған, сірә, жалынбаймын.
Мәңгілік мекеніме жету үшін,
Күніне қаншама рет адымдаймын.

Кім білсін, қаншама әлі шырқарымды,
Кім білсін, қай күні сен қырқарыңды.
Мұқағали жоғалса қайтер дейсің, 
Жоғалтпасаң болғаны ұрпағымды.

Природа в поэзии Есенина и Макатаева - не просто тема, а душа и сердце, самая суть их философии. Они чувствовали «увядание», то, что происходит с ними в жизни и отождествляли это с явлениями природы. Их речь одинакова красива, слова звучат и переливаются хрустальным звоном. И неудивительно, что эти и другие стихотворения двух талантов стали песнями- шедеврами.

10

2.2. Тема любви и одиночества в лирике поэтов



Любовная лирика двух поэтов очень музыкальна, пронизана тихой грустью и нежностью. Они понятны и близки всем.

Любовная лирика С. Есенина - это «чувственная вьюга», свежее и целомудренное чувство к женщине, благоухание и аромат природы, лирические раздумья о родине. Любовь в лирике поэта светлое чувство, часто окрашенное печалью безответственности или разлуки, но все равно прекрасное, ибо оно облагораживает душу человека.

Стихотворение «Зеленая прическа», написанное в Константиновке в 1918 году, посвящено Л.И. Кашиной, дочери местного помещика, в которую был влюблен юный поэт. «Кашина была молодая, интересная и образованная женщина, владела несколькими иностранными языками.

«Зелёная причёска,

Девическая грудь,

О тонкая берёзка,

Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?

О чём звенит песок?

Иль хочешь в косы-ветви

Ты лунный гребешок?

Открой, открой мне тайну

Твоих древесных дум,

Я полюбил печальный

Твой предосенний шум…»


Любовь в поэзии Макатаева – это глубоко драматическое чувство, наполненное тоской и безысходностью. Любовь еще сильнее подчеркивает одиночество поэта. Только в природе и через природу возможно соединение влюбленных. Она – посредник между ними. Поэт Макатаев не имел верных и настоящих друзей, которые искренне верили в него, в его поэтический талант. Он жаждал дружбы, но был одинок.


«Есіңе мені алғайсың», «Жанымды тыншытпайды сезім деген», «Құс боп ұшып жоғалсам не етер едің?», « Махаббат па?» - любимые стихотворения современной молодежи.

Стихотворения о любви у Макатаева составляют золотой фонд его поэзии и при этом поражают своей малочисленностью. Пытался понять и объяснить причину этой малочисленности и сам поэт. Может, судьба обошла его любовью:



«Ғашықпын, шын ғашықпын сол адамға,

Мен болмасам болмайын, сол аман ба?

О, тәңірім неткен жан қайрылмайтын,

Жүрегі еттен бе, әлде қоладан ба?

 

Ғашықпын, қайтіп оны жасыра алам,

Бір алтын оның әр тал шашы маған.

Сағынайын, таусыла сағынайын,

Сағынышқа жаралған ғашық адам.»



В любовной лирике С. Есенина образ родной земли неотделим от личности самого поэта. Поэт влюблен, страдает, плачет и смеется, но помнит всегда о родине.



11

Грустное, щемящее, берущее за душу стихотворение С.А.Есенина «Я помню, любимая, помню…» было написано незадолго до трагической гибели поэта. В нем подведен своего рода

итог его любовных увлечений, связанных с ними душевных переживаний – словом, всего того, что чувствовал в тот момент поэт. Считается, что стихотворение посвящено последней любви и музе Есенина – актрисе Августе Миклашевской. При этом поэт находился в официальном браке со внучкой Льва Толстого. Именно этим объясняются строки: «Сердце, остыть не готовясь и грустно другую любя…».

Тягостные раздумья о судьбе русской деревни, о неверно прожитой жизни, об увядании своего таланта, об отсутствии счастья в личной жизни-все это угнетающе действовало и на психику Есенина. Он испытывает горькое сожаление от того, что судьба развела его с женщиной, вызвавшей в нем такие глубокие, до сих пор незабытые чувства. Да поэт и не хочет их забывать. Ему все напоминает о той любви: и осенние ночи, и цвет липы, и шорох теней.Он не зря ее называет «любимой повестью». Так говорят о художественном произведении, которое перечитывают снова и снова.

Стихотворение из цикла «Персидские мотивы» под названием «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» поэт посвятил простой учительнице из Батуми, которую звали Шаганэ Тальян. Есенин встречался с этой девушкой во время путешествия по Кавказу в 1924 году, читал ей свои стихи. Шаганэ отличалась ослепительной красотой, нежностью и изяществом. Память лирического героя Есенина хранит воспоминание о другой девушке, о далекой северянке. И ностальгия по Родине сливается в душе его с романтическим чувством:

«Шаганэ ты моя, Шаганэ! 
Там, на севере, девушка тоже, 
На тебя она страшно похожа, 
Может, думает обо мне… 
Шаганэ ты моя, Шаганэ!»

Поэтическая натура Есенина не могла жить без любви. В стихах он признавался, что его любила ни одна женщина, да и он тоже не раз был влюблен. Несмотря на это, он был одинок. Мотив одиночества, увядания человека, утекания жизни ярко представлены в его творчестве.

На протяжении всей жизни и поэта Макатаева преследовало непреодолимое чувство одиночества. Непонимание окружающих, трагедии в личной жизни – всё это оставило неизгладимый след в душе поэта. Кроме того, Макатаев был поэтом-романтиком, а в романтизме мотив одиночества является одним из главных. Неудивительно, что тема одиночества в его творчестве считается одной из основных. Её грустный мотив проходит почти через все его произведения. Макатаев посвятил замечательные стихи любимой подруге Фаризе Онгарсыновой, которая понимала и поддерживала в трудные минуты жизни.

«Фариза!

Фаризажан, Фариза-қыз,

Өмірде ақындардың бәрі жалғыз.

Шыдай-шыдай ақыры жалығармыз,

Бірімізден біріміз арылармыз.

Біздерді де жоқтайтын жан болса егер,

Шаң басқан архивтерден табылармыз».

12





2.3. Тема любви к матерям в поэзии двух поэтов.



Продолжая тему любви, остановимся на чувствах двух поэтов к своим любимым матерям. Есенин был очень привязан к своей матери. Для поэта мать – осуществление всего самого святого: правдивости, нравственной чистоты, верности. Перед матерью он исповедуется в радости и горестях, к ней он обращается за советом и помощью. Неграмотная, она отлично понимала и глубоко чувствовала стихи сына и многие из них запоминала при его чтении наизусть.

Одно из чудесных стихотворений Есенина “Письмо к матери”, которое проникнуто нежной сыновней любовью. Поэту известно, какие тревоги и волнения он доставляет матери, как грустит она, как беспокоит ее неустроенная жизнь сына.

В ”Письме” звучит тоска по матери, желание поскорей вернуться в “низенький наш дом”.

Лирический герой восхищается бесконечным терпением и нежной любовью своей «старушки»:

«Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне»


Он уверяет ее в своей преданности.

Ласково называет ее ”родная”, “моя старушка”, 


«Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб не видя тебя умереть»

.


Для Есенина мать – не только самый родной человек, который может все понять и простить, но и душеприказчица, своего рода ангел-хранитель, чей образ оберегает поэта в самые трудные минуты его жизни. Поэтому Сергей Есенин с затаенной грустью обращается к матери со словами: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет». Понимая, что в даже в родном селе, где с детства все знакомо, близко и понятно, обрести душевный покой ему вряд ли удастся, Сергей Есенин уверен, что предстоящая встреча будет недолгой и не сможет залечить его душевные раны. Автор чувствует, что отдаляется от своей семьи, но готов принять со свойственным ему фатализмом и этот удар судьбы. Он беспокоится не столько за себя, сколько за мать, которая переживает за сына, поэтому просит ее: «Не грусти так шибко обо мне». В этом строчке – предчувствие собственной гибели и попытки хоть как-то утешить ту, для которой он всегда останется самым лучшим, дорогим и любимым человеком.

Волнующее содержание, музыкальность, трепетность выраженного чувства сделали стихотворение народной песней, которую с любовью поют и в наше время.





13

Образ матери, самого дорогого и близкого человека, проходит и через все творчество Макатаева. Читая следующие строки, перед нами встает образ любимой матери Макатаева

«Шеше, 
Сен бақыттысың! 
Жыламағын. 
Жай түсіп жатқанда да құламадың. 
Тәңіріңнен мен едім ғой сұрағаның, 
Сондықтан жыламағын, жыламағын! 
Бармын ғой, 
Тірімін ғой, 
Қасыңдамын. 

Өлмеймін, мен өзіңдей асылданмын! 
Таусылып, өз-өзіңнен шашылмағын, 
Байырғы берекеңді қашырмағын»

 Война ворвалась в безоблачное детство Мукагали. Отец ушел на фронт, и все тяготы жизни легли на плечи подростка. Он почувствовал ответственность за своих близких и родных людей, осознав, что он теперь за мужчину в доме. Огромное впечатление на нас, читателей, производит его стих о матери, не поверившей в смерть своего сына и ждавшей его до конца своих дней: До сих пор в памяти. Перед смертью бабушку мою, При смерти при мне же обманул сосед наш старик. Она лежала, бредя в глубоком забытьи, но старик особо не растерялся, сказав: «Твой сын жив, получили же письмо от него, Не мучай себя, душу свою изнуряя…» «Да, я так и знала… Он должен быть живым…» - Сказала она, всех поцеловала в щеки, Беспокойная душа ее успокоилась, Заснув вечным сном…».

Главная мысль стихотворений Есенина и Макатаева о матерях заключается в том, что нужно любить свою мать. Необходимо навещать её, уделять внимание, пока есть такая возможность. Ни в коем случае нельзя о ней забывать, ведь материнское сердце переживает, ждёт, тоскует. Герой просит прощения за долгое отсутствие, за свою разгульную жизнь, за кабаки, за драки. Главное, вовремя осознать свои ошибки и попросить прощения у самого близкого и родного человека. Именно мама – это тот человек, который будет любить тебя всю жизнь, несмотря ни на что.

Нагиман Батанкызы, мать Мукагали после смерти сына, когда он получил всенародное признание, говорила следующие слова:

«Қырық бес жасында қыршын кеткен онын күллі қазақтың баласы боларын, ардақты ақыны атанарын, құдай ақы, туған шешесі мен де, өмірліқ жары да, туған баурларыда да білгеніміз жоқ Енді қарап отырсам, Мүқағалиымды аспанға қөтеріп, өзі өлғен соң еліне танытқан Құдайдың берген таланты, өлеңінің куаты шығар. Бұған да тәубе. Өз тіршілігінде көрмеғен құрмет пен қошеметті артында қалған біз қөріп жатырмыз. Қайсыбірін айтайын. Алатаудай айбарлымды ойласам, өзегім от болып жанады»









14

2.4. Тема любви к животным в творчестве


Сергей Есенин часто использовал образы животных в своих стихах, потому что мальчика с раннего детства окружали животные. Ни одна крестьянская семья не обходилась без них. Корова была кормилицей семьи, лошадь — работница в хозяйстве, собака — сторож в доме, помощник в труде и просто друг человека, кошка ловила мышей, то есть оберегала зерно и весь урожай от порчи, да и просто создавала уют в доме.

«Мать с ухватами не сладится.

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные.

Над оглоблями сохи,

На дворе обедню стройную

Запевают петухи».

Судьба каждого живого существа, каждой пташки малой волновал поэта.

«…А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые.

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней».



Есенин смог необыкновенно опоэтизировать животный мир. Он учился видеть прекрасное в природе и в окружающем мире с самого детства. Видеть прекрасное в самом обыденном может только настоящий поэт. Вот еще один отрывок из "Автобиографии'" Сергея Есенина:

"В семье у нас был припадочный дядя, кроме бабки, деда и моей няньки. Он меня очень любил, и мы часто ездили с ним на Оку поить лошадей. Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов. " Возможно, что именно это прекрасное и поэтическое воспоминание из детства и легло в основу стихотворения "Табун".

«…В холмах зеленых табуны коней

Сдувают ноздрями златой налет со дней.

С бугра высокого в синеющий залив

Упала смоль качающихся грив.

Дрожат их головы над тихою водой,

И ловит месяц их серебряной уздой».

15

Ни одна крестьянская семья не могла в то время обойтись без коровы. Корова была кормилица в семье. Она давала молоко, которое могло спасти семью в самую голодную пору. Корова давала навоз, который шел на удобрение полей и огородов. А потом человек забирал у коровы и жизнь, чтобы получить мясо и шкуру. Именно судьба этого животного, которое призвано до конца своих дней служить человеку, и легла в основу стихотворения "Корова», в котором просвечивают человеческая печаль, человеческое горе.

«Дряхлая, выпали зубы.

Свиток годов на рогах.

Бил ее выгонщик грубый

На перегонных полях.

Сердца неласково к шуму,

Мыши скребут в уголке.

Думает грустную думу

О белоногом телке.

Не дали матери сына,

Первая радость не впрок.

И на колу под осиной

Шкуру трепал ветерок».



Но не только грустные воспоминания о печальной судьбе животных могли лечь в основу есенинских стихов. Вот о каком забавном эпизоде из биографии Сергея Александровича рассказывала его сестра Шура в своих воспоминаниях:

«В один из сентябрьских дней Сергей предложил мне покататься на извозчике. День был теплый, тихий. Лишь только мы отъехали от дома, как мое внимание привлекли кошки. Уж очень много их попадалось на глаза.

Столько кошек мне как-то не приходилось встречать раньше, и я сказала об этом Сергею. Сначала он только улыбнулся и продолжал спокойно сидеть, погруженный в какие-то размышления, но потом вдруг громко рассмеялся. Мое открытие ему показалось забавным, и он тотчас же превратил его в игру, предложив считать всех кошек, попадавшихся нам на пути. И мы принялись считать. Это занятие нас развеселило, и Сергей увлекся им, пожалуй, больше, чем я. Завидев кошку, он вскакивал с сиденья и, указывая рукой на нее, восклицал: "Вон, вон еще одна!"

Мы так беззаботно и весело хохотали, что даже угрюмый извозчик добродушно улыбался».

На следующий же день Сергей Есенин посвятил своей сестре Шуре стихи "Ах, как много на свете кошек. "' Забавный эпизод перекликается в них с воспоминаниями о деревенском домашнем коте, который создавал тепло и уют в доме. И даже после смерти этот кот оставил после себя теплые воспоминания, потому что из него потом сшили шапку, которая согревала деда в холодную пору.



16

Ах, как много на свете кошек,

Нам с тобой их не счесть никогда.

Сердцу снится душистый горошек,

И звенит голубая звезда.

Пожалуй, самую большую любовь среди всех животных Есенин питал к собакам. Они были близки ему по характеру — добродушные, веселые, неунывающие, верные существа. Так случилось, что в конце своей жизни поэт приобрел собаку.

Рос Сережка бестолковым, но удивительно игривым. Мы все его очень полюбили, и Сергей, иногда оторвавшись от работы, тоже любил поиграть с ним. К лету он был уже большим

Есть люди, к которым все животные, а особенно собаки, относятся с необыкновенной симпатией. Есенин принадлежал к числу таких людей. Его друг, замечательный русский актер Василий Иванович Качалов, в воспоминаниях так писал об истории создания знаменитого стихотворения "Собаке Качалова".

«Часам к двенадцати ночи я отыграл спектакль, прихожу домой. Небольшая компания моих друзей и Есенин уже сидят у меня. Поднимаюсь по лестнице и слышу радостный лай Джима, той самой собаки, которой потом Есенин посвятил стихи. Тогда Джиму было всего четыре месяца. Я вошел и увидел Есенина и Джима — они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одною рукою обнял Джима за шею, а в другой держал его лапу и хриплым басом приговаривал: "Что это за лапа, я сроду не видал такой". целоваться'', — бормотал Есенин с широко расплывшейся детски-лукавой улыбкой».

Дай, Джим, на счастье лапу мне,

Такую лапу не видал я сроду.

Давай с тобой полаем при луне

На тихую, бесшумную погоду.

Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись.

Пойми со мной хоть самое простое.

Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,

Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

Самым пронзительным, самым щемящим из всех стихотворений Есенина о животных является его "Песнь о собаке". У любого, кто читает это стихотворение, сжимается горло, когда он узнает трагическую историю собаки-матери, потерявшей своих щенков. Для нее эта потеря не меньше, чем для женщины потерять своего ребенка. Это стихотворение — своего рода гимн материнской любви. "Песнь о собаке" стала событием во всей русской поэзии: никто из поэтов до Есенина не писал о животных с такой нежностью и состраданием, с такой искренностью и драматизмом.

«..По всему тверскому околотку

В переулках каждая собака

Знает мою легкую походку.

Каждая задрипанная лошадь

Головой кивает мне навстречу.

Для зверей приятель я хороший.»

17

И казахский поэт Мукагали, живя в ауле, обладал уникальной способностью чувствовать свою неразрывную связь с животным миром и умел передать свои ощущения читателям.

У Мукагали проявляется прекрасная черта его характера – любовь, сострадание к животным. Поэт воспевает любовь к живому, осуждает жестокость, бессердечность. В его стихах животные наделяются почти человеческими качествами: они тоже чувствуют боль, страдают, радуются. В стихотворении «Аққулар ұйықтағанда» автор повествует не только о лебедях, но и говорит о животных, которые вошли в Красную книгу. Это маралы - олени и сайгаки, которые приходили к озеру, чтобы напиться. Мать, защищая своего сына от недуга, стреляет в белого лебедя, но мальчик погибает.

«Жетім көлден» су ішкен қанша марал,
Қанша киік қалды екен сай-салада?
Қанатынан үзіліп ән-самалы,
Қаншама аққу кетті екен - аңсаған ән

...Айналайын аққудың қанатынан,
Қайтеміз, ол да адамға бола туған.

У казахского народа и у Мукагали наиболее почитаемыми считались четыре вида скота, т. е. «төрт тулік». В стихотворении « «Сиыр айдап өріске ертеңменен» автор рассказывает о коровах, а в стихотворении «Қасқырлар» - об овцах. Изображая народную жизнь, казахский быт, известный поэт воспевал животных, доказывая их важную роль в селе. В стихотворении «Шұбат пен бота» поэт восхваляет целебный напиток шубат и отожествляет людей и их поступки с верблюдами.

Ac артынан,алдыға шұбат келді,
Біреу татып,біреулер сынап көрді.
«Қызылқұмның» қиылып қыз-келіні,
Шұбат емес, бір шара шуақ берді.
Ақбоз үйдің есігі айқара ашық,
Гулесуде жігіттер тайғаласып,
Бота сонда боздаса байлаудағы,
Шұбат ішіп, қалайша жәй табасың?!
Бір ботаның сондағы боздауын-ай!
He басына күн туды, боздағым-ай,
¥мыт болған уайым, мұңды өкеліп,
Алпыс екі тамырды қозғауын-ай!
Елестеді ел ауып баратқандай,
Жетім бе, әлде жесір ме, зар атқандай
Қайтқан қаздай қазақтар ертедегі,
Сардалаға сағыныш таратқандай.
Осы екен ғой ботадай боздау деген,
Естімеп ем,естідім...
Қозды-ау денем.
Боталардың боздауы тозбапты әлі,
Адамдардың боздауы тозғанменен.



. 18

В стихотворении «Сахараның шұбырған түйелері» с помощью выразительных средств языка поэт создает романтический образ верблюда, в голосе которого слышит мелодию.

Түнде менің түсіме жиі енеді

Сахараның шұбырған түйелері.

Түйенің өркешінде жыр боталап,

Түйенің боздауынан күй өледі

Конь в поэзии Макатаева занимает особое место. Среди четырех разновидностей домашних животных конь всегда ценился выше других и занимал свое особенное место. Мукагали называл коня «мудрым животным», своим другом, собеседником. В стихотворении «Тұлпарыммен біргемін» поэт говорит: «Не ищите меня в городе, не ищите меня в доме, я вместе с моим верным другом – конем. Іздесең мені кімде-кім,
Қаладан іздеп жүрмегін!
Үйіме де іздеп кірмегін!
Аязды боран, ақ таудың
Арасында өмір сүргемін.
Солармен мәңгі біргемін.
Жетелеп мені ілгері,
Күндерім менен түндерім,


Айтамын, айтам қайталап,
Тұлпарлы жердің ұлымын!
Ракетадан кем емес,
Шаншылған менің құрығым!
Сондықтан асау ңылығым...
Қашырар құтын ұрының!
...Іздесең мені кімде-кім,
Бұл жерден іздеп жүрмегін!
Аязды ақ қар түндемін,
Ақ тозаң боран күндемін,
Тұлпарларыммен біргемін,
Іздесең мені кімде-кім,
Сол жерден келіп бір көрін!

Мукагали обвиняет людей в бессердечии и жестокости по отношению к зверю, которых сам он «никогда не бил по голове».

В «Письме Сергею» поэт, говоря о родстве с ним, пишет следующие строки:

«…Атқа міндім, алысып, теппедім доп.

Мен-дағы малды сүйем, итті сүйем,

Інімнің маңдайынан шерткенім жоқ».











19









3. Заключение

Проводив сопоставительный анализ стихов Сергея Есенина и Мукагали Макатаева, мы нашли много общего не только в творчестве поэтов, но общность в их судьбе. Два таланта, родившиеся в первой половине ХХ столетия, духом и телом впитавшие народные истоки, стали самыми любимыми поэтами русского и казахского народов.

Значение творчества Есенина и Макатаева невозможно переоценить. Стихи, поэмы, рассказы написаны простым понятным языком, поэтому казахский и русский народ любит и уважает, понимает их.

Поэзия Есенина пользовалась и пользуется большой популярностью в Казахстане, она активно живет и действует в наши дни, помогая сохранению мира во всем мире. Эмоциональными и проникновенными стихами талантливого русского лирика зачитывается казахская молодежь. Поэзия Есенина удивительно земная и вместе с тем вселенская.

Поэзия Макатаева особенно становится актуальной сейчас, когда народ суверенного Казахстана начинает осознавать себя, свою историю, свою самобытную культуру. Сегодня мы выполняем свой долг перед историей. Мы еще раз преклоняемся перед талантом и творчеством одного из величайших сынов казахского народа, который внес огромный вклад в национальную и мировую культуру. Мукагали Макатаев поднял современную казахскую поэзию на новую художественную высоту. Его творчество свободно от идеологических и политических настроений. Значение поэзии Макатаева в ХХI веке наиболее точно определяют слова одного из его почитателей: «Началась вторая жизнь поэта. Мукагали сегодня — легенда. Мукагали сегодня — истина. Мукагали сегодня — Коран». Вся поэзия Макатаева — это гармония любви и созидательного смысла, в которой отражается личность поэта, творившего бессмертие. И эта поэзия всегда современна и вечно живет в мире, который поэт любил и которому завещал в любви вспоминать о нем.

Только после смерти два гения получили такую славу и всеобщее признание.

Мучают меня вопросы: Почему они при жизни не получили признания? Почему были одиноки? Почему мы, люди, начинаем ценить людей только после их смерти?

Как мы знаем, судьбы двух талантов сложились очень трагично, как и судьбы многих поистине талантливых личностей. Оба ушли из жизни в самом расцвете жизненных и творческих сил: Мукагали было неполных 45, а Есенину всего 30 лет.

Да…, люди их не понимали, может, видели их талант, но не хотели признать. Так бывает всегда в жизни. Как говорится в одной песне: «Таулардың биіктігі қасыңда байқалмайды».

Как хорошо, что некоторые таланты, как Олжас Сулейменов, Абиш Кекилбаев и другие, получили заслуженную оценку своему творчеству при жизни.

Люди! Давайте ценить талантов при их жизни. Не обращайте внимания на их некоторые недостатки. «Хороший человек не тот, кто не имеет недостатков, а тот, у кого хорошего больше».

У Есенина и Макатаева больше хороших качеств. Изучая их произведения, мы учимся любить и защищать Родину, беречь природу, любить людей и животных, ценить матерей и близких.

А это, я думаю, главное в жизни людей.











20



Список использованной литературы



  1. Назарбаев Н.А. Программа «Культурное наследие».


  1. Эвентов И.С. «Биография писателя. Сергей Есенин». Москва, 1987г.



  1. .Боранбаева З.И «Есенин в казахской школе». Рауан, 1990г.


4 Лавров А.Е. «Поэзия Сергея Есенина». Москва, 2008г.


5.  Баймухаметов Ж. «Ты Бытие мне посвяти!». М. Макатаев в переводе, Алматы, 2011г.


6. Мақатаев М. «Аманат». Алматы, 2012 ж.


7. Макатаев М. «Үш бақытым» Алматы, 2009ж.


































21

















































































































- Воспитывать чувства толерантности и сопричастности к искусству слова.



Список использованной литературы



1.Назарбаев Н.А. Программа «Культурное наследие».

2.Бельская Л.Л., З.И.Боранбаева «Есенин в казахской школе». Рауан, 1990г.

3. Волков А.А. «Художественные искания Есенина». Москва, 1976г.

4. Марченко А. «Поэтический мир Есенина». Москва, 1972г.

5. Әбдіқалықов.А. «Мұқағалидастан». Шартарап, 2001г.

6.М. Мақатаев «Жүрек арызы». Алматы, 2010 ж.


3.         Мақатаев М. Жыр кітабы / Құрастырғандар: Б.Айдарова, К. Ботбай. — Алматы: ҚАЗақпарат, 2012. — 1032 б.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Турым А. Г. Тема Родины в произведениях М. Макатаева // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 1178-1180. — URL https://moluch.ru/archive/88/17351/ (дата обращения: 30.09.2018).









IV где то 3 стр.

V. Заключение

- Изучить и расширить знания о творчестве С.Есенина и М.Макатаева;

- Провести сопоставительный анализ стихов русского и казахского поэтов;

- Развивать интерес к культуре другого народа;

- Воспитывать чувства толерантности и сопричастности к искусству слова.



Техногенное озеро Караколь - уникальный случай, когда деятельность промышленного предприятия не только не приносит вреда, а, наоборот, приносит пользу природе. Не будь ТОО "МАЭК-Казатомпром" - на месте озера Караколь до сих пор была бы безжизненная впадина-сор.

При правильном использовании озера Караколь и других подобных техногенных водоемов можно развивать экологический туризм и, тем самым, поднимать экономику нашей страны.

На основании проведенных исследований рекомендуем:

1. Государственным органам – в связи с тем, что на озере Караколь часто происходят пожары, усилить охрану и противопожарные мероприятия.

2. Компаниям-спонсорам – оказать финансовую поддержку реализации проекта устойчивого развития озера Караколь.

3. Казахстанским предприятиям, имеющим пруды-охладители с нормативно чистой водой, – способствовать естественному процессу обживания водоемов живыми организмами.

4. Туристическим компаниям – способствовать развитию озера Караколь и других подобных искусственных водоемов как объектов экологического туризма.

5. Школам, колледжам и вузам – использовать озеро Караколь и другие подобные искусственные водоемы как учебные объекты для практического изучения процесса коэволюции – совместного развития чело
























VI. Список литературы



1. Открытые источники сети Интернет.


2. www.maek.kz/ohrana-truda-i-okruzhayuschei-sredy/lebedinoe-ozero


3. Козыбаков А.М. / Караколь - жемчужина Мангистау //www.acbk.kz/ru/pages/2933.html

4. Карапун М.Ю., Юрченко В.В., Бирюкова М.Г., Айтимова А.М. / Качественный состав планктонных организмов озера Караколь под влиянием техногенного фактора // Вестник АГТУ. Сер.: Рыбное хозяйство. 2013. №2., 4-9 стр;

5. Ковшарь А.Ф. / Мир птиц Казахстана // Алма-Ата: Мектеп, 1988., 17-22 стр;

6. Зайцев В.Ф. / Биоразнообразие озера Караколь., 9-18 стр.








Отзыв

на научно-исследовательскую работу ученицы 9 «А» класса

специализированной гимназии №8 имени Ю.Гагарина с обучением на трех языках Султангазы Асель на тему «Родство душ» (Сравнительный анализ творчества С.Есенина и М.Макатаева)



Работа Султангазы Асель представляет собой оригинальное самостоятельное исследование, посвященное изучению и анализу творчества русского поэта Сергея Есенина и казахского поэта Мукагали Макатаева. Содержание работы полностью соответствует заявленной теме.

Работа включает в себя введение, основную часть, заключение, использованную литературу. Во введении ставятся цели и задачи исследовательской работы, выявляются основные общие черты в творчестве двух поэтов. Работа Султангазы Асель носит чисто исследовательский характер, представленный в виде анализа творчества поэтов. Собственные литературные исследования дают ученице толчок к дальнейшему изучению и осмыслению художественной литературы. В работе автору удалось решить главную задачу – показать общее в творческих исканиях поэтов. Цель исследования достигнута. В научной работе Асель показывает навыки самостоятельного научного поиска, умение планировать ход работы по этапам: от идеи до достижения результата; оформлять результаты работы в тексте; видеть перспективы своей работы для своего будущего. Выполненное исследование соответствует основным требованиям, предъявляемым к исследовательским работам учащихся.











Учитель русского языка и литературы А





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Исследовательская работа на тему "Созвучие поэзии С.Есенина и М.Макатаева"

Автор: Утесинова Бурыш Джилкишиевна

Дата: 23.11.2018

Номер свидетельства: 487210


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства