kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "Изучение прозвищ в школьной среде".

Нажмите, чтобы узнать подробности

На основании опроса, проведенного среди учащихся школы, было проведено исследование, на каком основании даются клички детям. Так же был рассмотрен исторический материал возникновения прозвищ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Изучение прозвищ в школьной среде".»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №2 имени А.И.Герцена

г. Клинцы Брянской области







Направление конкурсной работы гуманитарные науки (русский язык)



Тема:

«Изучение прозвищ в школьной среде»





Выполнил

ученик 5а класса

Сиваев Богдан

Руководитель

Фролова Ольга Ивановна,

учитель русского языка и литературы

2018 год




Оглавление


  1. Введение

    1. Актуальность темы …………………………………………………..……3

    2. Цели и задачи исследования ……………………………………….…….4

    3. Методы исследования………………...……………………………….….5

  2. Теоретическая часть

    1. История происхождения имен собственных ………………..5

    2. Имя, прозвище – сходства и отличия …………………….….6

    3. Прозвище как социальное явление…………….…………….7

  3. Практическая часть

    1. Итоги проведения анкетирования учащихся……….………...8

  4. Заключение ……………………………………..……………….….9

  5. Список используемой литературы………………………………10

  6. Приложение ……………………………………………...…….…..12



















Введение

В нашем доме Витек двое.

И для лучшего различья

Одному дала я кличку

Не по вкусу им обоим.

-Эй! Ты – Винт!

Нет, я – Витой!-

Ссорится один со мной.

Андрюша-дзюдоист

Мной зовется Челентано.

Челентано- Андриано

В моде был такой артист.

Наш Андрюша кличке рад,

Может быть, он глуповат?

Каждому ведь это видно-

Злые прозвища обидны.

Есть фамилия и имя-

И гордимся мы своими.

Обижать друзей напрасно

Некрасиво. Это ясно!


На уроках русского языка при изучении имен собственных дано было правило: «К собственным именам существительным относятся имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические административные и астрономические названия, названия печатных изданий (книг, журналов, газет), литературных произведений, учреждений, предприятий, исторических событий, народных праздников и др. Имена собственные пишутся с прописной (большой) буквы»1. О таком понятии как «прозвища» ничего не было сказано. Поэтому тема исследовательской работы «Изучение прозвищ в школьной среде» мне показалась интересной, так как я считаю её и сейчас очень актуальной, ведь прозвища всегда были широко распространены среди школьников. Мне захотелось узнать, как образуются прозвища, почему люди получают их, да и зачем они понадобились. Ведь у каждого из нас есть имя, фамилия, так неужели этого недостаточно, чтобы обратиться к человеку? Используя материалы из разных источников, проведя анкетирование среди учеников нашей школы, я постарался раскрыть тему как можно более полно.

Это определило выбор темы моей научно-исследовательской работы: «Изучение прозвищ в школьной среде».

Предмет исследования – имена собственные как слой лексики, тесно связанный с жизнью каждого человека.

Объект исследования – система прозвищ, бытующая в школьном подростковом возрасте в настоящее время.

База исследования – учащиеся 5,6,9 и 11 классов МБОУ – СОШ №2 имени А.И.Герцена.

Актуальность:

- прозвища широко распространены среди учащихся, однако их происхождение, особенности мало изучены и не представлены в школьных учебниках русского языка.

- изучение прозвищ школьников позволяет связать языковедческие знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное и мало изученное рядом с собой.

- работа по теме помогает выяснить отношение школьников к прозвищам, а, следовательно, выявить проблемы, возникающие в процессе общения при употреблении прозвищ.

Цель и задачи исследования:

Цель изучить наличие прозвищ и особенности их происхождения у школьников 5,6,9 и 11 классов, рассмотреть их отношение к прозвищам.

Задачи:

  • провести анкетирование с целью изучения наличия прозвищ;

  • составить картотеку школьных прозвищ;

  • сгруппировать прозвища в соответствии с их происхождением;

  • выяснить, все ли школьники в подростковом возрасте имеют прозвища;

  • выявить причины происхождения прозвищ;

  • проанализировать взгляд школьников на прозвища.

Гипотеза – прозвища являются необходимой частью общения учащихся. Так ли это?



Методы исследования:

- метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы, наблюдение);

- анкетирование;

- анализ;

- сравнение;

- статистические исследования (подсчет, вычисления).





























1. Теоретическая часть


1.1. Из истории происхождения имен собственных


Личные имена на всем протяжении существования человечества на Земле имели все люди, однако далеко не каждому из нас известно, откуда взялось его имя. Личное имя - это особое слово, данное человеку с самого рождения для того, чтобы выделять его среди других людей, для того, чтобы к нему обращаться, а также, называя имя человека, говорить о нем с другими. Имя человека – своеобразный социальный знак. Им принято дорожить. История знает немало примеров, когда, за право носить то или иное имя или фамилию, шла жестокая борьба. В индейских племенах ребенку давали отвратительное имя. Чтобы отпугнуть злых духов, и лишь в день своего совершеннолетия человек узнавал свое настоящее имя. На Руси тоже существовала подобная традиция. Настоящее имя ребенка знали только его родители и крестные. В имени соединялись пожелания лучшей жизни, счастья. Затем ребенка выносили за порог в рогожке, чтобы нечистая сила подумала, что это подкидыш. После этого нарекали каким-нибудь прозвищем, чтобы отпугнуть нечисть. Говорили: «Зовут зовуткой, а величают уткой».

До принятия христианства на Руси человеку давались имена, которые характеризовали человека по внешности, по чертам характера, по положению в семье, по отношению к нему родителей, а иногда – по роду его занятия. Последнее было возможно потому, что имена в старину давались не только в раннем детстве, как теперь, но и в зрелом возрасте. При этом взрослое имя часто жило одновременно с детским.

Вот несколько примеров древних русских имён - характеристик:

- по внешности человека: Беляна, Косой, Кудряш, Черныш; Красава.

- по черте характера: Добрыня, Храбр, Молчун, Хитр.

- по месту в семье: Первуша, Друган, Третьяк,Одинец;

- по профессии: Кожемяка, Селянин, Воин и другие.

Впервые услышав эти имена, можно не поверить в их подлинность и сказать, что это не имена, а клички, прозвища. Однако в реальности это имена наших предков. А что касается того, что это клички, прозвища, то и это правильно. Ведь никакой разницы между именем и прозвищем в Древней Руси не было.

Слепая вера в необычную силу человеческого слова родила ещё одну разновидность метафорических имён – имена - амулеты, имена с «хитринкой». Наши предки очень боялись «злого слова», «злых духов», «сглаза» и других напастей, и поэтому родители специально давали своим детям «плохие» имена, такие как Трус, Негодяй, Дурак, Олух,. Урод. Среди них было много слов с отрицательными приставками НЕ-, БЕЗ-: Неудача, Некрас, Безум, Безобраз, Безпута. Им казалось, что «плохое» имя, прикроет их ребёнка и защитит от «порчи».

С введением в 988 году христианства на Руси все подобные имена были вытеснены именами церковными, пришедшими к нам из Византии. Среди них, помимо греческих, были древнееврейские, сирийские, древнеримские, египетские; каждое из них в своем родном языке имело какое-то значение, но при заимствовании в другом языке употреблялось лишь как имя собственное.

В 18-19 веках древнерусские имена были уже полностью забыты, а имена христианские в значительной степени изменили свой облик, приспособившись к особенностям русской фонетики и словообразования. Так, имя Акилина приняло в русском языке форму Акулина, Диомид – Демид, Иеремия – Ермей и т. д. Ряд имен до недавнего времени употреблялся в двух вариантах: церковном, стоящем ближе к греческому оригиналу, и гражданском, народном, более приспособленном к русскому произношению.


1.2. Имя, прозвище – сходства и отличия


Народная мудрость гласит «Всяк человек свое имя знает».Имя дается человеку при рождении, и сам человек никак не определяет, каково будет его имя. В определенный период жизни человеку кроме имени, данного при рождении, дается прозвище.

Что же такое прозвище?

В «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова я нашел такое определение: «Прозвище – название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству»2.

Прозвище – явление вечное, оно существует всегда и везде и может возникать в любом коллективе. Даже в случайно собравшейся группе людей (в магазине, на вокзале) кто-либо из присутствующих может легко получить прозвище, выделяясь из общей массы своей внешностью, бросающимся в глаза поведением, подвижностью, речью и т. д. Такие прозвища долго не живут. Люди расходятся, и прозвище забывается. Но там, где люди постоянно общаются друг с другом, прозвища могут быть устойчивыми. Устойчивы прозвища у некоторых людей с характерной внешностью или манерами.

Но как возникают прозвища? Исследования ученых показали, что существуют четыре основных принципа происхождения прозвищ: по внешнему виду, по месту рождения, по характеру, по виду деятельности. Но есть и другие номинации: по физическим, интеллектуальным качествам, по событиям или случаю из жизни.


1.3. Прозвище – как социальное явление


Почему же подростки столь часто прибегают к прозвищам? Не выполняют ли имена и прозвища в процессе развития личности человека особую функцию психологической защиты? С этими вопросами я обратился к школьному психологу. По мнению психолога, система присвоения прозвищ оказывает огромное влияние на процессы порождения и поддержания общественного порядка, который создают дети в рамках своего автономного детского сообщества. Прозвище может быть как приятным для человека, так может и нанести ему ужасную психологическую травму. Но все же главное – это реакция самого человека на прозвище Зависит она от темперамента человека – меланхолик, к примеру, будет плакать, а холерик полезет в драку, а также от отношения с человеком, давшем прозвище. В основном прозвища появляются в переходном возрасте, с 12 лет, когда человеку очень важно общение с другими, ведь прозвище несет на себе очень важную коммуникативную функцию, и прозвищный обмен становится своеобразной игрой. Психолог считает, что прозвище – это всегда плохо, ведь у человека есть свое имя.















  1. Практическая часть

Я со своими одноклассниками провел анкетирование среди учащихся 5,6,9 и 11 классов. На наши вопросы ответили 104 человека. Из них не имеют прозвища 56 учащихся, имеют прозвища 48 учащихся. Конечно, не все из них были с нами откровенны, а некоторые соглашались отвечать лишь при условии анонимности. Но собранный материал позволяет нам выделить следующие группы прозвищ: (Приложение №1 и №2)

1) прозвища, образованные от фамилии носителей прозвищ: Турок (Турченко), Леново (Леонов), Толкач (Толкачев), Емеля (Емельяненко), Порошенко (Дорошенко), Фрол (Фролов), Сырик (Сырбу).

2) прозвища, образованные от личных имён носителей прозвищ: Элвин (Эвелина), Серый (Сергей), Вано (Иван)

3) прозвища, связанные с особенностями внешности человека: Китаёза, Япошка (по разрезу глаз), Пингвин (по фигуре), Гном (маленький по росту).

4) прозвища, связанные с возрастом человека: Малая

5) прозвища уменьшительно - ласкательные, не связанные с личным именем человека: Котенок.

6) прозвища, в которых непонятно их происхождение: Пельмешка, Куки, Скорострел

Таким образом, проследив источник возникновения прозвищ, мы заметили, что большинство из них даются по следующим смысловым значениям:

1) по фамилиям или именам обучающихся – 32

2) по внешнему виду – 4

3) по характеру, поведению, привычкам – 2

4) просто так - 10

Таким образом, можно сделать вывод, что прозвища чаще всего возникают по имени и фамилии людей. Сами школьники на вопрос: почему они придумывают эти прозвища и часто употребляют их – говорят: «Так короче говорить, интереснее общаться». Следовательно, ученики придумывая прозвища, не задумываются над их смысловой нагрузкой, а только упрощают сам процесс общения со сверстниками, совершенно не стремясь кого-либо унизить или превознести.

Как же относятся обучающиеся к своим прозвищам? Что предпочитают: имя или прозвище? Опрос показал, что большинство учащихся предпочитают имена прозвищам, хотя есть и такие, кому свои прозвища нравятся, и есть те, кому всё равно, как их называют.

Опасны ли прозвища? Я считаю, что некоторые прозвища не опасны, но все же я против оскорбительных кличек, хотя сам допускаю прозвища, которые нравятся человеку.

Обращают на себя внимание и другие замеченные нами факты. Например, то, что у части школьников прозвищ нет, а у других их несколько. И не всегда эти прозвища употребляются в разных местах, иногда в одном и том же коллективе. Почему у одних ребят одно и то же прозвище держится на протяжении всей школьной жизни, а у других часто одно прозвище сменяется другим? Мы заметили, что это зависит от характера, поведения человека. У спокойного, тихого, незаметного ученика прозвище долго не меняется, а у подвижных, энергичных, общительных детей в зависимости от ситуации, смены интересов прозвище может легко замениться другим.

И ещё: там, где более дружные отношения в классе, выше успеваемость, там меньше прозвищ: сказывается общий культурный фон. Из опрошенных самое большое количество прозвищ в 5в классе.






















Заключение


В результате проведенной исследовательской работы я пришёл к выводу, что прозвища – очень древнее и сложное явление в русском языке, различны их источники, по-разному складывались их судьбы. Способы образования прозвищ претерпели за тысячелетия незначительные изменения. А вот роль их постоянно меняется. В старину прозвища занимали важное место в официальном языке, но постепенно утратили его. Сейчас они сохраняются лишь в неофициальной обстановке, но появилась их роль в установлении межличностных отношений. В общении между подростками, друзьями прозвища используются очень часто. Искоренить привычку давать прозвища, пусть и необидные, шуточные практически невозможно, поэтому необходимо у учащихся прививать культуру общения.

Конечно же, ни при каких условиях недопустимы прозвища-клички, грубые и жестокие, которые порождает безжалостное окружение, где нет взаимного уважения, сердечной близости между людьми, а есть лишь стремление унизить, оскорбить. Такие прозвища-клички –признак бескультурья, с которым-то и надо бороться.

Возникновение прозвищ – это явление, которое присутствует повсюду, и знакомство с этим явлением поможет расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания по русскому языку в целом. Я после проведенного анкетирования составил картотеку прозвищ учащихся нашей школы. Интересно было бы повторить исследование спустя пять лет, когда мы повзрослеем. Изменится ли наше отношение к кличкам?

Исследование прозвищ позволило мне связать лингвистические знания с жизнью, повысить наблюдательность и научило находить интересное и неисследованное рядом с собой.

Работа по теме позволила выяснить отношение учеников нашей школы к прозвищам, а, следовательно, проблемы, возникающие в процессе общения детей при употреблении прозвищ. В заключение я хочу обратиться ко всем: «Давайте же очистим наш язык от ненужных, а порой и обидных слов!
Давайте будем относиться друг к другу с уважением и не будем портить наш прекрасный русский язык!»





Список используемой литературы


      1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., Просвещение, 2004.

  1. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.,1976.

  2. Розенталь Д.Э. Современный русский язык. – М., 1997.

  3. Рыбченкова Л.М. Русский язык 5 класс ч.2 – М., Просвещение, 2016.

  4. Серия «Эрудит» - М., Мир книги, 2006.

  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Прозвище

  6. https://nsportal.ru/

  7. http://baby-days.ru/imenoslov-ili-kak-nazvat-rebenka/istoriya-vozniknoveniya-imen.html

  8. http://diplomba.ru























Приложение №1


Анкета

1. Фамилия. Имя. Отчество.

2. Класс.

3. Есть ли у вас прозвище?

4. Назовите своё прозвище?

5. Когда оно у вас появилось? (в школе (класс), до школы)

6. Кто дал вам прозвище?

7. В связи с чем оно у вас появилось? (по фамильным данным, по чертам внешности, по черте характера, по родовой традиции, послужил случай, произошедший с вами, другое)

8. Менялось ли у вас прозвище?

9. Считаете ли вы его обидным?

10. Называете ли вы сами кого-нибудь по прозвищу?

11. Давали ли вы кому-нибудь прозвище?

12. Как вы относитесь к тому, что у вас есть прозвище? (обижаетесь, не обращаете внимания, с юмором относитесь, гордитесь)

13. Все ли прозвища учеников вашего класса вам известны?

14. Знаете ли вы прозвища детей из других классов?

















Приложение №2

Результаты анкетирования

  1. Количество прозвищ

  1. Признаки, по которым появились прозвища у учеников








  1. Отношение учеников к прозвищам


  1. Используете прозвища, общаясь между собой,




1 Рыбченкова Л.М. Русский язык 5 класс ч.2 – М., Просвещение, 2016.


2 Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., Просвещение, 2004.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская работа "Изучение прозвищ в школьной среде".

Автор: Фролова Ольга Ивановна

Дата: 11.04.2021

Номер свидетельства: 577950


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства