kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследование текста. Развитие читательской грамотности на уроках русского языка и литературы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья предназначена для учителей русского языка и литературы. В статье рассматриваются приемы критического мышления, используемые при чтении.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследование текста. Развитие читательской грамотности на уроках русского языка и литературы.»

Казахстан

Актюбинская область

Мартукский район

Родниковская общеобразовательная средняя школа

Составитель: учитель русского языка и литературы

Лукьяненко Надежда Ивановна

Категория: педагог- исследователь

Стаж: 24 года

e-mail: [email protected]


Читательская грамотность на уроках русского языка и литературы

Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать,
а тот, кто не научился при этом учиться”.
Э.Тоффлер

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом на уроках русского языка и литературы как одной из форм эффективной подготовки к сдаче ЕНТ(Единое национальное тестирование).

 Успешное обучение в школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. 

Читательская грамотность — это способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Я покажу несколько эффективных, на мой взгляд, приёмов работы с текстом, способствующих формированию читательской грамотности. 

Читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное.

          Чтение – это процесс восприятия и смысловой переработки (понимания) письменной речи. Чтение – это и процесс коммуникации с помощью речи. Цель читателя– преобразование содержания прочитанного в смысл «для себя», то есть понимание.

  Читательская грамотность включает в себя:

1.       беглое чтение;

2.       толкование текста в буквальном смысле;

3.       оценка языка и формы сообщения;

4.       поиск информации и её извлечение;

5.       формулирование основных идей и выводов;

6.       общее понимание текста;

7.       размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией

   Конечная цель обучения русскому языку - это практическая грамотность,

речевая и языковая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей.

Сегодня мы ответим на вопросы: Что? Почему? Как?

ЧТО НАДО ЗАПОМНИТЬ?

1.Чтение развивает воображение и способность концентрировать внимание, расширяет кругозор и словарный запас.

2.Важно начать с увлекательной книги или писателя, близкого по духу.

3.Если крупные литературные формы пугают, для начала подойдут стихи и собрания умных мыслей.

4.Смотреть фильмы по книгам бывает полезно как для вдохновения, так и для сравнения постановки с версией из своего воображения.

5.При чтении произведений из школьного списка полезно вести читательский дневник.

6.Любопытно обсуждать прочитанные книги и расспрашивать людей об их литературных предпочтениях. Так можно расширить своё понимание сюжета и узнать о стоящих произведениях и авторах.

7.Если читать текст пока трудно, можно слушать аудиокнигу и одновременно следить глазами по строчкам. Следя за голосом диктора, слушатель запоминает произношение новых слов и лучше понимает характеры персонажей благодаря интонациям.

ПОЧЕМУ НАДО ЧИТАТЬ?

Изобретательность Во время чтения работает воображение, которое необходимо для решения творческих нестандартных задач в учёбе и в жизни. При просмотре кино человек получает готовые образы, а когда читает книгу — представляет события и героев сам.

Лексикон . Чтобы стать эрудитом, полезно также читать сноски, предисловия и примечания редакторов и переводчиков. Благодаря синонимам в описаниях и контексту художественная литература расширяет список знакомых читателю понятий.

Кругозор Художественная литература на родном языке знакомит читателя с культурой и историей своей страны. Переводы зарубежных авторов показывают мир глазами иностранцев, позволяют путешествовать по свету не выходя из дома, узнавать о жизни за границей то, что не заметно в туристической поездке.

Грамотность и мышление Поскольку большинство людей опирается на зрительную память, регулярное чтение качественной литературы помогает запомнить, как пишутся слова. Правила орфографии забудутся, а зрительные образы останутся в памяти навсегда.

КАК?

С чего начать читать?

Найти книгу. Лучше выбирать книгу на основе собственных увлечений.

Найти писателя. Иногда стоит познакомиться с жизнеописанием автора, чтобы заинтересоваться его работой.

Читать стихи и афоризмы. Если тома художественной прозы пугают начинающего читателя, подойдут сборники мудрых изречений и стихов.

Посмотреть кино. Любопытно посмотреть экранизацию прочитанной книги: совпадут ли визуальные образы героев в воображении читателя с тем, что представил режиссёр? Какие сюжетные линии останутся в фильме, а какими сценаристы пренебрегут?

В школе мы имеем дело, в основном, с учебными текстами.

Все стратегии чтения можно разделить на три группы:

-стратегии предтекстовой деятельности;

-стратегии текстовой деятельности

-стратегии послетекстовой деятельности

СТРАТЕГИИ ПРЕДТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предтекстовые ориентировочные стратегии нацелены на постановку задач чтения и, следовательно, на выбор вида чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста, а также на создание мотивации к чтению.

Эти стратегии могут применяться как для художественных, так и для учебных текстов. Приведем примеры стратегий работы с текстом до чтения. Любое чтение любого источника начинается со знакомства с заголовком. Прочитав заголовок,(или название книги ) мы обдумываем: «О чем здесь пойдет речь? Что мне предстоит узнать? Что я уже знаю об этом?». Именно на этом этапе возникает состояние готовности, необходимое для дальнейшего активного восприятия. В данный момент у нас появляется ожидание определенных знаний, предположение об их содержании, об отношении этих знаний к старым, уже известным.

Такая предварительная умственная работа во многом направит дальнейшее чтение, поможет выделить главное в тексте.

1. Мозговой штурм. Цель данной стратегии – актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста .Таким образом, использование данной стратегии помогает определить цель и задачи чтения, направить внимание на подтверждение высказанных гипотез и поиск новой информации.

2. Глоссарий (словарная работа, ключевые слова(понятия). Цель данной стратегии - актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

3. Задай вопрос. Осмысление начинается с вопросов (что это? Почему? Зачем мне это нужно?) Цель - спровоцировать ситуацию, когда ребенок самостоятельно формулирует вопросы к новому материалу.

СТРАТЕГИИ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель использования стратегий на этом этапе - понимание текста и создание его читательской интерпретации. У данного этапа есть основное направление чтения – «диалог с текстом». С точки зрения методики – это прием работы с текстом во время его чтения. С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст.

Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читатель совершает разнообразную работу: находит в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задает свои вопросы, обдумывает предположения о дальнейшем содержании текста, проверяет, совпадают ли они с замыслом автора.

Таким образом, во время диалога с автором происходит вычитывание информации из каждой единицы текста, вероятностное прогнозирование нового содержания и самоконтроль.

1)«Чтение с пометами». Цель стратегии – мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. По ходу чтения читатель делает на полях пометы (например, «+» – понял, «--» – не понял, «?»– требует обсуждения). После чтения текста (или произведения)обсуждаются пометы и проверяется осмысление текста.

2)Составление таблиц. Цель данной стратегии – обучение навыкам выборочного чтения и преобразование текстовой информации в другой вид. «G — S — R» (Аннотация — Краткий пересказ — Пересказ) Умение составлять аннотацию, давать краткий и полный пересказ текста является одним из наиболее востребованных умений и навыков работы с информацией, составляющей содержание текста.

3)Прием «Двучастный дневник» (во время чтения )

4) «Читательский дневник» запись проблем и аргументов с пояснениями.

Работая с любым текстом, необходимо находить ответы на следующие вопросы:

О чем рассказывает данный текст? Каких тем касается автор?

Какому вопросу автор уделяет большее внимание? Зачем автор написал текст?

Как сам автор отвечает на поставленные в тексте вопросы?

Отработка стратегии смыслового текста обязательно должна проводится через совместную деятельность учителя и ученика. Это позволяет увидеть, насколько хорошо поняли прочитанное обучающиеся и нет ли необходимости дополнительного разъяснения подтекста.        

5)«Речевой портрет»,  «Словарь профессиональных слов», «Придумай заголовок».

СТРАТЕГИИ ПОСЛЕТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основная цель данных стратегий - достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли.

Приведу примеры послетекстовых стратегий

1)Кубик (ромашка) Блума. «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись».

2)Прием «Создай несплошной текст »

(написать объявление, каталог, диаграмму, карту путешествия, анкету героя, расписание ).

3)Прием «Буктрейлер» (Созданиие буктрейлера можно по отрывку из текста)

4)Прием «Биопоэма» (После прочтения книги или произведения)

  1. Имя героя

  2. 2-3 прилагательных

  3. Отношение к другим героям

  4. 3-4 вещи , которые он любит

  5. 2-3 чувства , которые испытывает

  6. 2-3 явления или события , которые боится

  7. 1-2 достижения

  8. 2-3 вещи, которые хотел бы испытать или увидеть

  9. Место жительства

  10. Фамилия

5)«Создай книгу»

Книгу можно создать на компьютере, вставить красочные фото вашего малыша, сочинить к каждой фотографии забавные истории. Как показывает практика, малыши с увлечением читают о себе. А ведь это и нужно — чтобы ребенок получал от чтения удовольствие.

6)Прием « Кто хочет стать сценаристом»

Как превратить идею в цельную историю?

Надо научить работать с персонажами и диалогами. Написать первый сценарий, собрать портфолио и определиться со специализацией: кино, сериал или игра.
Чему вы научитесь?

1.Исследовать и отбирать факты. Научитесь проводить документальные исследования перед разработкой сюжета-сможете достоверно описывать исторические события.

2.Разрабатывать структуру истории. Изучите разные структуры повествования и научитесь делать сценарии логичными и убедительными, а повороты сюжета — непредсказуемыми.

3.Работать над персонажами. Поймёте, как разработать героя и сделать его характерным, научитесь развивать персонажей в истории и выражать их индивидуальность через диалоги и действия.

4.Писать сценарии для разных форматов. Узнаете, чем отличаются сценарии для кино, сериалов и видеоигр. Научитесь создавать сильные драматичные сюжеты для каждого из этих жанров.

5.Писать логлайны и синопсисы. Научитесь кратко и ёмко описывать ключевые точки истории — сможете заинтересовать своей идеей продюсера или режиссёра ещё до того, как они увидят сценарий целиком.

6.Презентовать кинопроекты Обучитесь искусству питчинга и поймёте, как презентовать фильм и сериал так, чтобы привлечь внимание инвесторов и получить финансирование проекта.(Да! Да!)

8)Метод Кассиля

Выберите интересный, динамичный рассказ, дочитайте до кульминации и отложите книгу. Обычно ребенку не терпится узнать, что было дальше в рассказе. А значит, сработает мотивация: вы его заинтересовали.

9)Метод Искры Даунис (детского психолога)

Подбросьте ребенку письмо, написанное от имени его любимого героя. В письме, буквально в двух строчках герой сообщает, что хочет дружить и приготовил для своего нового друга подарочек. Сюрприз лежит там-то. На уровне подсознания закрепляется связь: чтение — подарок — удовольствие.

10)Скрайбер (от англ scribe –набросать эскизы или рисунки)-способ донести информации через иллюстрирование ключевых моментов. Свой рассказ дополняем зарисовками, чтобы получилось интересно и наглядно. Особенность скрайбинга – одновременно задействованы различные органы чувств : слух и зрение, воображение человека, что способствует лучшему пониманию и запоминанию. С помощью скрайбинга можно «экранизировать» сказки, стихи, загадки, рассказы.

1.Составить план
2.Проанализируйте все, что хотите сказать.
3.Начните процесс с визуализации.
4.Тайминг. Выступления ограничены во времени.
Плюсы Минусы
эффективность рисование схем,фигур
универсальность подбор иллюстраций
минимум затрат затрата времени
качественные знания технические трудности
непрерывное общение

11)прием «Сюжетная таблица»

12) прием «Интеллект – карта»

13) прием «Письмо герою »

Глоссарий

- Логлайн (logline, line) – это краткое, в одном или двух предложениях, описание истории.

- Сино́псис — в научной номенклатуре древних греков означало изложение в одном общем обзоре одного целого предмета или одной области знаний, в сжатой форме, без подробной аргументации и без детальных теоретических рассуждений. — краткое содержание литературного произведения, в котором описывается сюжет и основной конфликт, а также даётся представление о главных героях; краткое описание действия в киносценарии с добавлением образных элементов.

-Пи́тчинг (англ. pitch — выставлять на продажу) — устная или визуальная презентация кинопроекта с целью нахождения инвесторов, готовых финансировать этот проект


Список используемой литературы:

1. Леонтьева В. Вытеснит ли Экранная культура книжную? / В. Леонтьева // Высш.образование в России. - 2005. - № 9 - С. 88-92.

2.Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. – М.: Мой учебник, 2007.

3.Королева Г.В. Технология эффективного чтения. – Ростов н/Дону, 2010

4.Сметанникова Н.Н. Воспитание читателя в культуросозидающей модели образования // /files/File/smetannikova%281%29.pdf

5.Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. М.: Балласс, 2011.

6.Стратегии чтения // /strategii-chteniya/index.html







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Лукьяненко Надежда Ивановна

Дата: 24.01.2025

Номер свидетельства: 664201

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Развитие функциональной грамотности у младших школьников"
    ["seo_title"] => string(62) "razvitiie_funktsional_noi_ghramotnosti_u_mladshikh_shkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "391951"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1487134270"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Рабочая программа по чтению УМК Школа-2100"
    ["seo_title"] => string(49) "rabochaia_proghramma_po_chtieniiu_umk_shkola_2100"
    ["file_id"] => string(6) "381501"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484882847"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства