Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях реализации требований обновленных ФГОС ООО
Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях реализации требований обновленных ФГОС ООО
В условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, иные отношения, иной педагогический менталитет в рамках нового стандарта.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Эти обстоятельства требуют поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе активно используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время. Современные образовательные технологии позволяют учителю:
- отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;
- развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать учебную и самообразовательную деятельность;
- воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий;
- добиваться высоких результатов обученности учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях реализации требований обновленных ФГОС ООО»
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г. о. Саранск Республики Мордовия
Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка в условиях реализации требований обновленных ФГОС ООО
Выполнила: Федяева Людмила Ивановна,
учитель русского языка и литературы
Саранск – 2022
Введение
В условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, иные отношения, иной педагогический менталитет в рамках нового стандарта.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Эти обстоятельства требуют поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе активно используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время. Современные образовательные технологии позволяют учителю:
- отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;
- развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать учебную и самообразовательную деятельность;
- воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий;
- добиваться высоких результатов обученности учащихся.
Основная цель современного образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершенствования и самообразования. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных технических средств обучения, новых методик обучения, учитывающих разноуровневую подготовку учащихся.
Главная задача учителя-словесника – не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но также и показать практическую ценность знаний в дальнейшей жизни. Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.
Актуальность моей педагогической концепции определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся. Выбор образовательных технологий учитель делает в зависимости от того, какие цели поставлены перед ним.
Моё педагогическое кредо - слова британского политика Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
Таким образом, задачами моей педагогической деятельности являются:
2. Организация деятельности учащихся, направленной на самореализацию их личности, развитие познавательного интереса.
3. Создание педагогических ситуаций, инициирующих самостоятельность школьников в определении цели, планировании и оценивания своих действий;
4. Использование учителем проблемных, продуктивных методов и методов самоконтроля, позволяющих учащимся овладевать способами познавательной деятельности;
5. Активизация учебного процесса посредством применения интерактивных форм обучения (ролевые и дидактические игры).
Данные педагогические задачи успешно решаются в урочной и внеурочной деятельности при использовании современных образовательных технологий.
Применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.
Ведущая педагогическая идея моей работы заключается в разработке комплекса педагогических условий, обеспечивающего эффективное развитие познавательной компетенции школьников и совокупности коммуникативных умений, овладение которыми способствует развитию творческих способностей личности, способной к продуктивному общению и успешной самореализации.
Новизна моей педагогической идеи состоит в синтезе указанных педагогических технологий и методик, призванных обеспечить формирование ключевых компетенций учащихся. Я убеждена, что только системное использование современных технологий и методов обучения сможет дать стабильный высокий результат, будет способствовать всестороннему развитию эрудированной, духовно богатой личности.
Организация учебной деятельности русского языка и литературы в системе интеллектуального развития основана на следующих принципах:
1. Разностороннее развивающее воздействие на интеллект ребёнка. (Учитель подбирает и составляет упражнения и задания, в процессе выполнения которых у учащихся формируются лингвистические знания, умения и навыки, развиваются внимание, мышление, память, речь.)
2. Действенный подход к обучению. (Поиск детьми собственных путей решения проблемы.)
3. Обоснованный ответ. (Задания формулируются и формируются таким образом, что школьникам необходимо обосновать свой ответ, отстоять свою точку зрения.)
4. Принцип сотрудничества учителя и ученика.
Особенность современного урока заключается в том, что теоретические знания приобретаются активным путём.
Что же необходимо сделать, чтобы урок русского языка и литературы был интересным и увлекательным, чтобы дети могли выражать собственные мысли и принимать нужные решения?
Необходимо внести изменения в содержание и организацию учебного процесса, процесса обучения.
В этом мне помогают современные образовательные технологии.
Технологии, которые я использую на своих уроках:
1. Информационно-коммуникационные технологии.
2. Технология «Метод проектов».
3. Технология проблемного обучения.
4. Технология интеграции
5. Игровые технологии.
Для успешности работы с указанными технологиями использую групповую работу, работу в парах, коммуникативное взаимодействие в виде дискуссий, диспутов, ролевых игр, нетрадиционные формы уроков, внеурочные занятия, ИКТ- методики.
ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)
Прежде всего на уроках русского языка и литературы я использую ИКТ. Использование ИКТ является эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности учащихся.
Основные преимущества ИКТ: разнообразие форм работы, деятельность учащихся, активизация внимания, повышение творческого потенциала личности.
Я считаю применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка и литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу, индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам, активизируют познавательную деятельность учащихся.
Совершенствование методики преподавания русского языка и использованием компьютера позволяет интенсифицировать процесс обучения: повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся.
ИКТ можно использовать на уроках всех типов:
- изучение нового материала и формирование новых умений;
- практическое применение знаний, умений;
- обобщение и систематизация изученного;
- контроль, коррекция знаний;
- комбинированные уроки.
На своих уроках я применяю компьютер в различных режимах:
- использование готовых программных продуктов;
- работа с программами MS Office (Word, PowerPoint);
- работа с Интернет-ресурсами;
- компьютерные тесты, предназначенные для контроля уровня усвоения знаний учащихся и для подготовки к ГИА и ЕГЭ;
- медиатексты в электронном формате (поэтический текст, прозаический эпизод-анализ и т.п.);
- создание слайдов с текстовым изображением;
- компьютерная демонстрация мультимедийного урока или отдельной его части;
- презентации учебного материала, разработанного мною для уроков;
- презентации учебного материала, разработанного учениками для уроков;
- DVD/CD;
- электронные энциклопедии;
- самостоятельная работа учащихся (закрепление).
Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволяет не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, развивать познавательную активность обучающихся.
Результаты использования ИКТ на уроке:
- повышается интерес к предмету, изучаемому материалу;
- применяется индивидуальный подход;
- повышается степень наглядности при изложении учебного
материала;
- развивается творческий потенциал детей;
- появляются возможности для моделирования учебного
процесса;
- снижается утомляемость учащихся;
- сокращается время на опрос.
Дифференцированный подход на уроках состоит в сочетании индивидуальной и групповой форм работы. Поэтому использование ИКТ помогает осуществлять разноуровневое обучение.
Технология «Метод проектов»
Суть данной технологии заключается в том, что обучающиеся получают знания в процессе планирования и выполнения творческих заданий - проектов.
Метод проектов решает следующие задачи:
- развитие познавательных навыков учащихся;
- развитие умения ориентироваться в информационном пространстве;
- развитие критического и творческого мышления.
Одна из трудных задач, которая стоит перед учителем и учащимися, - поиск проблемы. Ядро проекта - исследовательская работа учащихся. Отличительная черта метода проекта - поиск информации, которая будет отработана, осмыслена, представлена. Завершение проекта - презентация своего продукта. На своих уроках и во внеклассной деятельности реализую метод проектов, что позволяет обучающимся создавать качественные и интересные проекты, как в групповой, так и в индивидуальной форме. Считаю, что проектная деятельность - один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.
Технология проблемного обучения
Технологию проблемного обучения я стараюсь использовать практически на каждом уроке русского языка и литературы. Постановка проблемы важна, на мой взгляд, в материале любого урока. Проблемное обучение предполагает, что ученик становится на какое-то время автором какой-либо точки зрения на определенную научную проблему. При реализации этой технологии формируются умения высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения.
Методы проблемного обучения:
-проблемное изложение знаний;
-изложение с проблемным началом;
-частично-поисковый или эвристический метод;
-исследовательский метод.
Итак, технология проблемного обучения - это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание учителем проблемных ситуаций и организацию самостоятельной активной деятельности учащихся по их разрешению.
Технология интеграции в образовании способствует формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Данная технология развивает целенаправленность, активность, гибкость мышления и потенциал самих учащихся, побуждает к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, коммуникативных способностей.
Я активно использую эту технологию. На уроках русского языка в качестве дидактического материала предлагаю фрагменты текстов художественных произведений различных авторов, а на уроках литературы осуществляю связь с уроками русского языка и истории. На своих уроках я использую музыкальные произведения, записи мастеров слова на дисках, фрагменты экранизации, репродукции картин, провожу видеоэкскурсии.
Использование данной технологии расширяет кругозор обучающихся, повышает их интерес к предметам, а также формирует желание учащихся пополнить багаж знаний за пределами материала учебника.
Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов, интеллектуальному развитию, активизации деятельности.
Мне всегда был интересен процесс творчества учащихся, ведь уроки русского языка и литературы не могут обойтись без работы со словом, театрализации, реализации учащимися собственных оригинальных идей. Научить мыслить и чувствовать, воспитать душу - вот задача для учителя-словесника. Объединение технологий и техник в интегрированной образовательной модели дает целостность, неразрывность глубоких знаний за все время обучения предмету, формируя базовые компетентности, коммуникативную и познавательную. Так, к примеру, игровая технология незаменима на уроках русского языка в 5-7 классах. Загадки, шарады, решение кроссвордов способствуют более прочному усвоению знаний, развитию коммуникативных навыков, воспитывают интерес к предмету.
Все перечисленные мною технологии импонируют мне тем, что они направлены на развитие творческих способностей детей и помогают мне в реализации педагогической концепции. Необходимость использования технологий, которые позволяют существенно повысить результативность учебной деятельности учащихся, активизировать познавательный интерес, привлечь внимание учащихся к изучаемой теме делает процесс обучения более эффективным.
Я убедилась, что использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы даёт высокие результаты:
- развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;
- способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;
- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;
- развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.
Применение современных образовательных технологий позволяет мне:
- наполнить уроки новым содержанием;
- развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;
- формировать элементы информационной культуры;
- прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;
- поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;
- идти в ногу со временем.
Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения, для того чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика - право на качественное образование. Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед школой. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников. Важными показателями результативности считаю, что мои выпускники успешно сдают ОГЭ и ЕГЭ, поступают в вузы (по профилю) и другие специализированные учебные заведения.
Формирование интереса к предмету позволяет выделить учащихся, увлеченно занимающихся русским языком и литературой во внеурочное время.
Трудности и проблемы при использовании опыта
Уроки с использованием современных образовательных технологий имеют практические, теоретические и познавательные результаты, они интересны ученикам. Ребята получают возможность подготовиться к итоговой аттестации по предмету, получают знания о том, где можно самостоятельно получить необходимую информацию, у многих возникает интерес к дальнейшему изучению темы.
Однако хотелось бы отметить, что внедрение современных образовательных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью.
Несмотря на эффективность современных технологий, не стоит забывать о том, что проблемы в их использовании существуют в настоящее время. Например, проблема как работать с электронными устройствами, как задействовать его в педагогическом процессе. Поэтому учителям пришлось научиться работать совместно с применением современных технологий. Особенностью инновационной технологии является то, что ее разработка и применение требует высокой активности, на что затрачивается немало времени и сил со стороны учителя, необходимые для подробного разъяснения материала. Например, презентация к новому материалу. Здесь мы видим минус в том, что презентация как наглядность без объяснения и рассмотрения материала приведет к низкому уровню усвоения, запоминания и воспроизведения темы.
Излишнее увлечение современными технологиями проведения занятий может стать причиной того, что ученик, вовлечённый в «нескучные» формы обучения, окажется неспособным к усвоению материала, предложенного в традиционной вербальной форме. Не стоит забывать, что живое, эмоциональное слово учителя-словесника никогда не заменит даже самая умная машина.
Учителю очень сложно преодолеть сложившиеся годами стереотипы проведения урока. Возникает огромное желание подойти к обучающемуся и исправить ошибки, подсказать готовый ответ. С этой же проблемой сталкиваются и обучающиеся: им непривычно видеть педагога в роли помощника, организатора познавательной деятельности.
В.Г. Белинский писал: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Слова эти сказаны давно. Тогда о компьютерных технологиях никто и не помышлял. Но, мне кажется, эти слова о нём, о современном учителе, об учителе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.
Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.