Использование приемов мнемотехники на уроках русского языка в классах с детьми с ОВЗ
Использование приемов мнемотехники на уроках русского языка в классах с детьми с ОВЗ
Статья об использовании приемов мнемотехники на уроках русского языка в классах с детьми с ОВЗ. «Интересно ли вам изучать русский язык?» - спросите вы у своих учеников и не получите утвердительного ответа. Освоение русского языка не вызывает у большинства учащихся интереса. Огромное количество правил, большое количество исключений, немалая доля словарных слов, которые не поддаются обобщению, – все это негативно сказывается на изучении предмета, внушая «страх и отвращение», а как результат - ухудшение грамотности у «среднестатистического ученика». В настоящее время всё более востребованными становятся личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии, одной из которых является мнемотехника, помогающая как учителю, так и ученику с ОВЗ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование приемов мнемотехники на уроках русского языка в классах с детьми с ОВЗ»
Использование приемов мнемотехники
на уроках русского языка в классах с детьми с ОВЗ
«Интересно ли вам изучать русский язык?» - спросите вы у своих учеников и не получите 100% утвердительного ответа. Освоение русского языка не вызывает у большинства учащихся интереса. Огромное количество правил, большое количество исключений, немалая доля словарных слов, которые не поддаются обобщению, – все это негативно сказывается на изучении предмета, внушая «страх и отвращение», а как результат - ухудшение грамотности у «среднестатистического ученика».
В настоящее время всё более востребованными становятся личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии, одной из которых является мнемотехника, помогающая как учителю, так и ученику.
Индивидуальные особенности памяти.
У людей являются ведущими различные виды памяти, а потому каналы восприятия и переработки информации неодинаковые. У каждого свой наиболее привычный способ. Так, например, визуалы лучше и быстрее запоминают зрительно, аудиалы – на слух, а кинестетики – при помощи двигательных ощущений.
Редко у какого человека все эти виды памяти развиты в равной степени, обычно преобладает какой-то один из них. Поэтому полезно выяснить, какая память больше развита, и сознательно стараться «разговаривать» с памятью на удобном для неё языке. То, какой вид памяти является доминирующим, часто отражается на школьной успеваемости. Визуалы с большим трудом воспринимают информацию, когда она предъявляется только на слух (такие ребята часто домашние задания выполняют отлично, а на уроках получают двойки, поскольку даже условие задания не могут воспринять и уж тем более запомнить на слух). Аудиалы, наоборот, испытывают затруднения, если нет возможности услышать информацию (такие ученики часто «бормочут» себе что-то под нос, читая учебник).
Не стоит также забывать о том, что есть люди с преобладанием левого полушария головного мозга («праворукие») и с доминированием правого полушария (в быту предпочитают пользоваться левой рукой). Если у ребёнка преобладает правое полушарие, то он медленнее усваивает правило, хуже читает, отличается неустойчивостью внимания. По мнению психологов, «сухой» учебный материал усваивается образно мыслящими детьми гораздо труднее. Значит, школьники с преобладанием правого полушария головного мозга в силу психологических и физиологических особенностей нуждаются в том, чтобы воздействовали на их воображение и эмоциональность.
И вот здесь на помощь приходит мнемотехника.
Мнемотехника дает возможность не просто прослушать, но и понять объяснение, вызывает интерес, позволяет расширить границы восприятия. Память многих учеников не приспособлена к «простому запоминанию». Зато эта память очень яркая и образная. Запоминание происходит с помощью ассоциаций, благодаря им и начинает работать эмоционально-образная память ребенка.
«Мнемоника (греч. Mnemonіka – искусство запоминания) (мнемотехника), совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций». Слово мнемоника имеет однокоренное слово – Мнемозина. В греческой мифологии Мнемозина является богиней памяти и матерью 9 муз, а переносный смысл этого существительного – память. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.). Известно, что уже в древней Греции люди успешно применяли приемы мнемотехники.
Первоначально мнемотехника развивалась как часть риторики (ораторского искусства) и использовалась для запоминания речей. Мнемотехника значительно повышает способность концентрироваться на одном деле, что способствует обучению другим дисциплинам. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.). Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана .
Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно, ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на приёмах мнемотехники, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.
На Руси тоже использовалась мнемотехника. Ее яркий пример – славянская азбука. Названия всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью. А (аз) Б (буки) В (веди) – я буквы знаю.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при воспоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.
Что такое современная мнемотехника
Это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации. Это экономия времени при запоминании – процесс запоминания полностью контролируется. Это сохранение запомненных сведений в памяти – то, что вы запомнили, вам больше не придется учить заново. Это мощная тренировка внимания и мышления. Это реальный шанс быстро освоить несколько новых специальностей и стать профессионалом в своей области. Это возможность пользоваться информацией: человек может применять знания только тогда, когда они находятся в голове. Это просто отличная гимнастика для мозга – мозг нужно тренировать, чтобы он не атрофировался.
Основателем педагогической мнемотехники можно считать П.Рамуса. В 16 веке в Кембриджском университете в Англии преподавалась как классическая мнемотехника (в лице Джордано Бруно), так и педагогическая мнемотехника, которую продвигал Петр Рамус. Так уже получилось, что педагогическая мнемотехника, не основанная на визуальном мышлении, была более доступна и понятна большинству людей. И главное, педагогическая мнемотехника не устанавливала таких высоких планок, как это делала классическая мнемотехника. Проще говоря, педагогическая мнемотехника отказалась от прямого использования зрительных образов при запоминании, и чтобы замаскировать падение эффективности запоминания - резко снизила требования к ученикам. Педагогическая мнемотехника не заставляла запоминать хронологические таблицы, поэтому у учеников не было необходимости этого делать. Педагогическая мнемотехника делает акцент на естественное запоминание при интенсивном "пережевывании" изучаемого материала. Это многократное чтение текста; многократное повторение вслух (откровенная зубрежка); переписывание изучаемого материала из книги в тетрадь (составление конспектов); перерисовка иллюстраций из учебников. Это организация учебного процесса в виде игры. Это создание большого количество вспомогательного (дидактического) материала... И многие другие, знакомые нам со школы методы.
В 16 веке педагогическая мнемотехника одержала полную победу над классической мнемотехникой. Ее методы до сих пор используются в официальной системе образования. У классической и педагогической мнемотехник есть свои плюсы и свои минусы. Классическая мнемотехника без сомнения на порядок эффективнее педагогической. Однако методы педагогической мнемотехники на порядок проще и понятнее, и доступны большему количеству людей. Логика педагогов предельно проста. Учить нужно всех, а не только людей, у которых работает визуальное мышление.
Мнемоприём – путь к запоминанию
Когда информация трудна дня запоминания, сложно организована, когда вы ограничены во времени, на помощь приходят специальные приёмы быстрого запоминания. Они позволяют избежать «занудной зубрежки» (пожалуй, самого популярного способа запоминания «незапоминающейся» информации). Таких приёмов существует великое множество, обо всех рассказать сложно. Самое главное - понять общие принципы, по которым все они построены.
В основе любого приёма эффективного запоминания лежит: желание запомнить информацию, осознание того, для чего вам это пригодится, яркое впечатление, хорошее внимание, установление связей с уже имеющимися у вас знаниями или опытом.
В статье «Абсолютная грамотность: риторические стратегии достижения» утверждает: «Логическое забывается, долго припоминается, поэтому зачастую правила учат ошибаться. Наша грамматика противоречит грамотности: она несет не языковой факт, а языковой акт мучительного приближения к этому факту. Запоминается то, что мгновенно припоминается…» Мнемонические приемы вспоминаются моментально, потому что составление «правил - для себя» – это ключик к запоминанию и последующему припоминанию.
Мнемотехника помогает развивать:
- ассоциативное мышление,
- зрительную и слуховую память,
- зрительное и слуховое внимание,
- воображение,
- связную речь,
- мелкую моторику рук и пр.
Компьютерные технологии открыли для современного человека неограниченный доступ к информации. На одном диске умещается 15 тысяч литературных произведений. Книжные магазины завалены книгами. Но возможности мозга остаются на прежнем уровне и слишком много людей не способны взять эту информацию, потому что не умеют работать с информацией, не умеют быстро читать, запоминать. В последнее время наблюдается катастрофический разрыв между стремительным ростом высоких технологий и прежней «впитываемостью» информации мозгом человека.
Изучив литературу по исследуемой теме, мы пришли к выводу, что мнемотехника – это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации; экономия времени при запоминании; длительное сохранение сведений в памяти; мощная тренировка внимания и мышления; отличная гимнастика для мозга. Кроме этого, благодаря ассоциативным связям мнемотехнических приемов трудный материал преобразуется в доступный и понятный.
Классификация приемов мнемотехники
1) Буквенно-звуковая мнемоника
2) Рифмовки. Общность ударений.
3) Отнесенность к одному словообразовательному типу.
4) Сказки – ассоциации.
5) Схематично – рисуночная мнемоника.
6) «Материальная», «пальчиковая» мнемотехника
Приёмы мнемотехники на уроках русского языка
Говоря о классификации приемов мнемотехники, следует понимать, что это деление на группы условно. Конечно, есть мнемоприемы, хорошо вписывающиеся в границы той или иной группы, но иногда в одном мнемоприеме содержатся элементы нескольких групп.
Исследователи выделяют следующие приёмы мнемотехники на уроках русского языка: ассоциативные рисунки (или графический способ), звуковые ассоциации (или метод ключевых слов), комбинированный метод, «буквы-образы», метод списка, рифмовки, отнесенность к одному словообразовательному типу, сказки – ассоциации, схематично – рисуночная мнемоника, «материальная», «пальчиковая» мнемотехника.
Приём мнемотехники используется в школьной практике уже давно. Он может комбинироваться с другими элементами известных методик. Благодаря этому приёму урок становится живым и эмоциональным.
Цель: эффективное усвоение и запоминание метериала.
Опыт заключается в комбинации и совокупности приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Это система, позволяющая записывать в мозг не визуальную информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов, «раскрепощает» учеников, их мышление.
Использование приёмов мнемотехники на уроках русского языка позволяет обеспечить высокий уровень запоминания орфограмм в словах, написание которых не проверяется правилами. Изучаемая орфограмма превращается детьми в знакомый образ, связанный с лексическим значением слова.
Применение мнемонических техник, основанных на юмористических, занимательных приемах, способствует смысловому, логическому запоминанию учебного материала.
В своей работе мы рассмотрели только некоторые из перечисленных мнемоприёмов.
Подбор слова по согласным буквам
После того как двузначное или трехзначное число преобразовано в сочетание согласных букв, из нескольких вариантов (для двузначных чисел - 4 варианта, для трехзначных чисел - 8 вариантов) подбирается такая комбинация букв, по которой легко подобрать слово, содержащие необходимые согласные буквы. Значимые буквы должны быть первыми в слове. Остальные согласные буквы игнорируются.
ДТ ПБ = ТП = ТоПор
ВФ ДТ ШЛ = ФТЛ = ФуТЛяр
Очень часто попадаются такие комбинации букв, что по ним невозможно подобрать слова - таких слов просто нет в русском языке. Например, ЧЩ ЧЩ ЧЩ (444).
Тогда необходимо подобрать зрительный образ, который обозначается двумя словами - прилагательным и существительным. В этом случае значимыми будут: первая согласная буква в прилагательном и две первые согласные буквы в существительном.
ВФ ЧЩ ШЛ - ВЧШ - Восковая ЧаШа
ЧЩ ШЛ ШЛ - ЧШЛ - Черная ШеЛковица
В редких случаях, когда попадается совершенно неудобное сочетание согласных букв, возможны нестандартные способы кодирования. Такие образы необходимо просто запомнить.
ЧЩ РЦ СЗ - ЧРС - ЧеРСтвый (хлеб)
Образные коды букв алфавита
Образные коды букв алфавита могут быть составлены произвольно. Главное, чтобы они не пересекались с другими образными кодами. Так образные коды, использованные вами для кодирования букв русского алфавита, не должны использоваться при кодировании в образы трехзначных и двузначных чисел.
Принцип подбора образов под буквы очень простой. Необходимо подобрать слово, начинающееся на нужную букву.
А - Арка
Б - Бур
В - Винтовка
Г - Грабли
Как известно, чтобы появилось умение правильно употреблять в речи те или иные звуки, морфемы, слова, написания, конструкции, школьник должен прежде всего осознать, почему именно так нужно говорить или писать. Но известно также, что в русском языке немало речеупотреблений, которые не поддаются правилам, по которым не составишь алгоритма, которые находятся как бы «вне правил». Ошибаются те, кто считает, что процесс запоминания – это «раз, и запомнил», а если не запомнил, значит, виноват объем памяти. На самом деле запоминание состоит из трех этапов: кодирования, выстраивания последовательности и запоминания последовательности. Иначе говоря, информацию необходимо преобразовать в те элементы, которые вам удобнее запоминать, элементы связать в определенную последовательность и запомнить эту последовательность так, чтобы суметь ее воспроизвести. Эта система приемов, облегчающих запоминание – предназначена для работы с точной информацией и признанное средство наиболее легкого, быстрого и прочного запоминания – обычно того, что не поддается обобщению и алгоритмизации. Применение мнемонических техник, основанных на юмористических, занимательных приемах, способствует смысловому, логическому запоминанию учебного материала.
Одним из наиболее важных аспектов эффективного формирования познавательной деятельности является учет семантики учащихся в процессе познания, что одновременно является наиболее существенной чертой личностно-ориентированных подходов к обучению, но именно этот аспект наименее разработан и менее представлен в практике современного образования.
В связи с тем, что визуальная сенсорная система является наиболее скоростной в обработке информации, мы рассмотрели именно ее возможности для построения практических способов учета семантики в познании школьников. Общеизвестно, что внутренний образ обладает особыми возможностями для кодировки/декодировки информации. Именно образы используются в системе Шаталова в виде опорных конспектов, у Мыскина - в виде системы пиктограмм и т. д. В выше указанных педагогических технологиях чаще используются визуальные способы кодирования учебной информации в качестве мнемотехнических приемов, что само по себе, безусловно, является шагом вперед по сравнению с аудиально-словесной формой презентации предметного содержания. Но с точки зрения понимания сущности личностно-ориентированного образования, они все же являются больше внешне заданными образцами-результатами познавательной деятельности учителя, нежели самих школьников. В такой ситуации, с нашей точки зрения, происходит навязывание учителем собственной семантики в процессе формирования познавательной деятельности учащихся, что, безусловно, сужает возможности самостоятельного детского познания и ограничивает школьников в способах познания, так как со временем они закрепляются и становятся стереотипами. Поэтому по результатам анализа сильных и слабых сторон известных методик и на основе собственного понимания сущности познавательной деятельности в рамках личностно-ориентированной модели нами были определены требования к работе с семантическим образом:
- образ должен быть создан ребенком самостоятельно, имея образцы других школьников или учителей в качестве примеров; - образ должен как можно более тесно быть связан с предметным содержанием; - образ должен однозначно отражать запоминание наиболее сложных фрагментов предметного содержания; - образ должен иметь особый личностный смысл, по возможности связываться с индивидуальными переживаниями, эмоциями, событиями, нетрадиционным пониманием конкретного содержания; - образ должен быть простым для его исполнения, красочным и вызывать положительные эмоции; - образ должен наиболее просто воспроизводиться, а для этого он должен быть исполнен как можно в более редко встречающейся форме. Конечно, работа с семантическими образами может быть полезной в рамках любой школьной дисциплины. Ниже приведен пример семантического образа, созданного учеником на уроке химии:
Ассоциативные рисунки (или графический способ)
К запоминанию правописания каждого слова стоит подходить творчески. Например, сложные слова можно … рисовать (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Вместо непроверяемых гласных и согласных – буквы-рисунки, подобранные на основе ассоциаций. Поступив таким образом, мы используем главное правило эффективного запоминания — для того чтобы запомнить, нужно установить связь!
Звуковые ассоциации (или метод ключевых слов)
Для того чтобы запомнить правописание трудного слова с помощью метода фонетическихассоциаций, надо:
1. Убедиться в правильности написанного слова, а также в том, что буква или буквы, которые вы хотите запомнить, действительно непроверяемые.
2. Подобрать к запоминаемому слову созвучное (ключевое) так, чтобы оно содержало некоторую часть запоминаемого и чтобы в нем «проблемная» буква слышалась отчетливо (лучше, чтобы на нее падало ударение, если речь идет о гласных буквах). Если запоминаемое слово длинное или же если необходимо запомнить две (три) буквы, то к нему надо подобрать два созвучных слова. В редких случаях даже три.
3. Из слова-созвучия и запоминаемого надо составить сюжет. Сюжет, естественно, должен быть ярким, смешным, необычным, может быть, даже нелепым.
4. Совпадающие с запоминаемым части созвучного слова можно как-то выделить на письме (размером, курсивом, цветом), запоминаемые буквы желательно подчеркивать или тоже выделять. Это необходимо делать для того, чтобы ваша зрительная память тоже принимала участие в работе над словом (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
, занимаясь мнемоникой словарных слов, удачно описывает механизм работы этого приёма. Сначала связывается необходимое слово с другим, затем обыгрывается ассоциативная связь, и у словарного слова появляется «приемный родственник», который помогает выделить и прочно запомнить нужную орфограмму. «Чем такая связь между словами, - пишет , - неожиданней, смешней и абсурдней, тем выше эффективность запоминания
Комбинированный метод
Этот метод нужен лишь для тех слов, в которых надо запомнить две и больше букв. Заключается он в комбинировании графического и фонетического методов. То есть для запоминания одной буквы используется метод фонетических ассоциаций, а для запоминания другой (других) — графический метод. Комбинированный метод удобно применять для слов, в которых, кроме гласной, надо ещё запомнить удвоенную согласную (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
Метод списка
Предположим, вы сомневаетесь в написании слова «стеллаж»:
1. Открываете словарь и убеждаетесь, что в этом слове пишутся две л.
2. Вспоминаете какое-нибудь слово (с удвоенной л), в написании которого не сомневаетесь («холл»).
3. Строите ассоциативные связи между запоминаемым словом и словом, в написании которого вы уверены («в холле на стеллажах…»).
Теперь предположим: вам надо запомнить, что в слове «доллары» тоже надо писать две л. Остается только продолжить начатый сюжет (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).
Возможности применения этого способа запоминания правописания достаточно широки. Вы сможете запомнить, в каких словах пишется одна или две буквы: Н или НН, Л или ЛЛ, М или ММ, С или СС, П или ПП.
Рифмовки
Связь между словами может усилить рифма, ритм стихотворения. Для того чтобы запомнить, на каком слоге надо делать ударение в том или ином слове, необходимо подобрать к нему созвучное, в котором на этот слог ударение падает без сомнения. Или же слово должно рифмоваться с запоминаемым, причем так, чтобы рифма попадала на запоминаемый слог (ПРИЛОЖЕНИЕ 5).
Не только акцентологическая, но и морфологическая норма вызывает, как правило, огромные сложности, а предложенные мнеморифмовки значительно упрощают усвоение материала (ПРИЛОЖЕНИЕ 6).
Таким образом, несмотря на то, что мнемоприёмы не являются высокой прозой или поэзией, они стимулируют познавательный интерес; повышают успеваемость; создают позитивный настрой, положительные эмоции; способствуют активизации мышления, развивают память.
В своей «педагогической копилке» (такие «копилки» есть у каждого учителя) собраны приемы легкого запоминания материала, которые интересны детям. Вот некоторые приемы мнемотехники, используемые чаще всего при изучении русского языка.
* ЖОКЕЙ (можно прочитать английское слово «ОК!» («Все в порядке!»)
* Правило ЮЛИ - дефисное написание слов с –пол (Ю-заглавная, Л- л, И-гласная, например, пол-Москвы, пол-лимона, пол-апельсина)
* Мнемонические рифмовки ( В трудном словеРАССЧИТАТЬБудем мыдве ССписать. АРАСЧЕТЛИВЫЙ, РАСЧЕТ - Одна буква Ссойдет.)
* В словарном слове спряталось другое слово (Взгляни скорей наГОРИЗОНТ: Там междуГОРувидишьЗОНТ! ФИОЛЕТОВЫЙ (в этом словарном слове «спрятались» сразу и ФАМИЛИЯ, и ИМЯ, и ОТЧЕСТВО человека, а сокращенно ФИО. МИЛЛИОН (в этом слове, можно «прочитать» вопрос: «МИЛ ЛИ ОН?». «Опали листья в садике» –это предложение облегчает запоминание словарного слова ПАЛИСАДНИК)
* Сказочные истории, сюжет которых вызывает у школьников определенные ассоциации и помогает запомнить написание соответствующего словарного слова или правила («Сказки о стране «Орфографии»).
Заучивание словарных слов – исключений из орфографических правил – путем включения их в связный рассказ (Ростовщик Ростислав приехал в Ростов, купил росток и занялся отраслью. Цыган на цыпочках подошел к цыпленку- цыкнул: « Цыц!». Слышишь ШОРОХ? Это ОБЖОРА в куртке с КАПЮШОНОМ с аппетитом ест КРЫЖОВНИК. Шофер ехал по ШОССЕ и ел ШОКОЛАД.
* Прием дробления словарного слова на значимые части позволяет подобрать интересную ассоциативную фразу ( В-ОК-ЗАЛ = ОКоло ЗАЛа ожидания есть здание; все, что при-легает к этому залу ожидания, называется вокзалом. ИНТ-ЕЛ-ЛИ-ГЕНТ = ЕЛ ЛИ голодный ИНТЕЛЛИГЕНТ?)
* Корни Лаг-лож
- Гуси, гуси!
- Га,га,га!
- Перед Г пишите А
* Наверно, есть мало людей на свете, говорящих по-русски и ни разу не допустивших ошибки в употреблении глаголов одеть и надеть. Простой прием для запоминания:
Одевать Надежду – надевать одежду
* Примеры буквенно-звуковой мнемоники
Багаж – носильщик на вокзале говорит: «Ага, тяжёлый багаж!».
* Фраза, способствующая запоминанию букв, соответствующих глухим согласным русского языка.
«Степка, хочешь шец?» «Фу!»
* Родительный падеж множественного числа существительных
Мы знаем: родительный падеж множественного числа существительных вызывает у ребят, как правило, огромные сложности, а предложенные мнеморифмовки значительно упрощают усвоение материала.
Уважают человека у туркмен, татар, узбеков,
У таджиков и армян, у монголов и цыган,
У якутов и тунгусов, у башкир и белорусов,
У киргизов и грузин, у бурят и осетин.
В детской сказке колобок по траве катится мог
Без ботинок, без сапог, без носок и без чулок.
Шесть гектаров апельсинов, яблок, груш и мандаринов,
Баклажанов – грядок пять, помидоров – не собрать.
* Если в вопросе есть буква с (что сделать?), то глагол совершенного вида. Отсутствие в вопросе суказывает на то, что глагол несовершенного вида.
* Этимологический анализ слов (Корабль (сейчас все слово корень). В древние времена корабль, корка, корыто, короб, коричневый были родственниками, поскольку у них единый исторический корень –кор- (от значения кора у дерева). Коричневый корабль –короб, он сделан из коры)
* Порядок падежей (Иван родил девчонку, велел тащить пеленку).
По мнению психологов, гораздо лучше запоминаются факты, имеющие положительную окраску, хуже – отрицательную и ещё хуже – не имеющие никакой окраски. Поскольку сами правила не имеют никакой эмоциональной окраски, то мнемоприем как нельзя лучше компенсирует этот «недостаток». Поэтому школьникам проще запомнить коротенькие фразы («Поклонился своему творению загорелый мальчик на заре», «К выращенному урожаю предложили не прикасаться до скачек», «Промокнув снова под дождём, обмакнул в варенье бублик»), нежели объёмные правила по теме «Чередующиеся гласные» из учебника по русскому языку.
Мнемонические приемы вспоминаются моментально, потому что составление «правил - для себя» – это ключик к запоминанию и последующему припоминанию.
Мнемотаблицы
Мнемоиллюстрации
Закончи строчку
Требования к универсальным образам словарных слов: - семантический образ должен быть связан именно с лексическим значением данного слова; - в семантическом образе слова трудность написания должна быть вписана в буквенное маркирование (например, как со словами палатка, шатер, крыжовник, корзина) так, чтобы ребенок мог легко и однозначно вспомнить визуальное кодирование; - семантический образ должен быть редким, чтобы обеспечить избирательность запоминания. Редкость употребления картинки-образа может достигаться цветовым кодированием или изображением детали, подчеркивающей особое эмоциональное настроение (например, для написания слова корова может использоваться образ веселой коровы, у которой смешные очки в виде -ОрО-). В настоящий момент на основе этих требований создаются совместно с детьми школьные словари с картинками словарных слов. Семантические рисунки являются одним из наиболее эффективных методов работы с субъектным опытом школьников. Создание словарей может использоваться в работе над любыми теоретическими и практическими темами из курса русского языка и литературы. Например, изучая текстоведение, ученик такие типы текстов, как описание, повествование и рассуждение, изображает на рисунке в виде трех могучих ветвей дуба. Другой ученик, рассказывая о стилях речи, создает ментальную картинку в виде человеческой руки: большой палец в сторону - разговорный стиль; остальные пальцы - книжные стили - располагаются рядышком: художественный, публицистический, научный и самый дальний, мизинец, - официально-деловой. Такой семантический рисунок отражает и логику, и личное восприятие учащегося. Во время словарно-орфографической работы на уроке (а словарные слова можно давать тематическими блоками: квартира, музей, театр, цирк, осень, океан и т. п.) детям предлагается игра в ассоциации. Они занимаются внутренней визуализацией, обсуждают и решают, какая из внутренних картинок способна стать символом их "тематических" ассоциаций (океан - рыба-кит, цирк - жизнерадостный клоун, зима - мороз и т. п.). Каждый учащийся рисует в тетради свою собственную картинку, раскрашивая ее любимыми цветами. В зависимости от типа урока, времени, отведенного на словарную работу, данный процесс может упрощаться: без игры в ассоциации ребятам предлагается заготовленная на доске картинка со словарными словами и работа начинается сразу с придумывания внутренних образов. Применение учениками в тетрадях фломастеров или цветных ручек, как известно, улучшает работу памяти, а использование рисунков ведет к ликвидации разрыва между словом и образом, что не только увеличивает продуктивность запоминания, но и облегчает восприятие предметного содержания, повышает эффективность процесса мышления, и, конечно же, познавательная деятельность начинает носить творческий и субъектно-личностный характер. После некоторой практики учащиеся включаются в процесс творческого создания семантических образов, и у них возникает желание, а затем и потребность, выразить себя на более сложном уровне, не просто рисуя букву-орфограмму или целое словарное слово, а, например,
иллюстрируя какую-либо авторскую мысль, заинтересовавшую в процессе чтения художественного произведения. Так, в тетрадях по литературе появляются сначала цветные схемы (всевозможные кружочки и квадратики, окруженные и соединенные стрелочками), а затем картинки-символы, показывающие, как ребенок понял текст, воспринял его, и насколько близок ассоциативный символ, созданный учеником, художественному миру писателя и т. п. Для формирования читательских умений, развивающих интеллектуально-образное мышление, в процессе подготовки творческих работ учащиеся получают разные задания: графически показать основные сюжетные линии произведения и их элементы или взаимосвязь содержательных компонентов композиции (портрета, пейзажа, внесюжетных элементов, художественной детали и т. п.); найти в тексте художественную деталь-символ и ассоциативной картинкой объяснить ее участие в эпизоде (в произведении) или создать визуальный образ, включающий в себя художественную деталь текста, объясняющую основную мысль эпизода (идею произведения); через визуальный образ выразить тему, проблему, идею произведения и т. п. Итогом такого творческого процесса, как правило, является не просто картинка-иллюстрация, а ассоциативный рисунок, сопровождаемый выдержками из текста и комментариями автора работы (или только цитаты, или собственное высказывание).
Нередко родители не могут понять, почему их ребёнок, хорошо знающий все правила правописания, пишет безграмотно. Это объясняется рядом причин.
Даже хорошо выученные ребёнком правила не всегда бывают до конца им поняты.
Усвоенные правила часто бывают не доведены путём специальных упражнений до почти автоматического их применения.
Применению грамматических правил нередко мешает недостаточное владение ребёнком морфологическим анализом слов.
Трудности могут быть связаны с недостаточным уровнем речевого развития.
Усвоению правил часто мешает недостаточно совершенное владение грамотой.
Нередко учащиеся плохо заучивают слова, не проверяемые грамматическими правилами.
Для устранения всех названных причин, очень важно дать детям как можно больше однотипных и достаточно наглядных примеров на каждое из правил.
Приемы мнемотехники используются и на уроках литературы, в частности, схематично-рисуночная мнемоника. При использовании данной техники создаются мнемотаблицы, которые особенно эффективны при разучивании стихотворений. Ни для кого не секрет, что у современных детей короткая, «файловая» память, и то, что вчера он и без запинки рассказывали дома, до урока благополучно забылось.
Однажды один ученик принес на урок листок со схематическими изображениями и попросил разрешения подглядывать в него при чтении наизусть. Стихотворение он прочитал неплохо по сравнению со всеми предыдущими результатами. Некоторым ученикам этот метод заучивания наизусть понравился, теперь они нередко к нему прибегают, и у некоторых уже очень интересно получается. Иногда детям довольно увидеть ключевое слово четверостишия, и они вспоминают забытые строчки.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы
Организовать стихотворение удобнее в виде таблицы.
Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одной строчке или целой фразе из стихотворения. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить рифмы.
Схематические рисунки могут быть самые разные в зависимости от уровня развития подопечных. Дети с большим интересом воспринимают такую деятельность, легко воодушевляются.
Для обучающихся старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Мнемоиллюстрации - это использование мультимедийной презентации, в которой используются иллюстрации к каждой строчке или фрагменту, или столбцу стихотворения при знакомстве с ним, изучении и разборе. После ознакомления со стихотворением, словарной работы по нему, самостоятельного и коллективного прочтения следует задание: к каждому слайду найдите строчку в стихотворении. На экране появляются демонстрированные ранее слайды, обучающиеся ищут соответствующие им строчки в стихотворении, а затем под слайдом возникает эта строчка. И так с каждым фрагментом стихотворения.
После знакомства с подобной образовательной технологией школьники с удовольствием выполняют домашние задания, связанные с придумыванием собственных ассоциативных образов, помогающих облегченному запоминанию правил. Использование приемов мнемотехники на уроках русского языка способствует развитию у учащихся одной из универсальных базовых способностей – способности воображения, запоминания, а, следовательно, соответствует задачам современного филологического образования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Память человека и мнемотехника неразрывно связаны друг с другом. Тренированная память всегда опирается на мнемотехнику, ведь она является неотъемлемой частью нашей умственной деятельности. Каждый из нас постоянно пользуется каким-либо мнемоническим средством: устанавливает при запоминании связь (ассоциацию), выделяет главную мысль в тексте для запоминания его содержания и т. д. Однако всегда стоит помнить о том, что приёмы мнемотехники — это не подмена собственно запоминания, а лишь средство для сокращения времени на запоминание. Природная память, данная нам с рождения, всегда участвует в работе. Приёмы — это помощь ей, их нельзя переоценивать и нужно подстраивать под природную память.
Мы убеждены, что использование мнемотехники на уроках русского языка необходимо, но совершенно не обязательно при изучении всех разделов.
В своей работе мы рассмотрели отдельные способы и приёмы запоминания трудных для написания и произношения слов. Постарались создать копилку эффективных мнемонических приёмов, которые были апробированы на уроках русского языка (задания для апробации и результаты представлены в ПРИЛОЖЕНИЯХ 7, 8). Освоение этих приёмов не отнимет много сил, но сэкономит время на подготовку к урокам, экзаменам и централизованному тестированию по русскому языку. Мнеморазработки помогут расширить и систематизировать знания по отдельным темам: «Непроверяемые написания», «Морфологическая и акцентологическая нормы», помогут выявить и устранить пробелы в знаниях, при этом создадут позитивный настрой, положительные эмоции, превратят учёбу в увлекательный процесс. А хорошее настроение в процессе работы – залог успеха в обучении!
Библиографический список:
«Русский язык. Правила в стихах». Издательство «Дельта» 1999 год.