kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование мнемотехнических приёмов для запоминания на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мнемотехнические приёмы для лучшего запоминания на уроках русского языка

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование мнемотехнических приёмов для запоминания на уроках русского языка»












Использование

мнемотехнических приёмов для запоминания на

русского языка











































Знание русского языка является необходимым условием общекультурного развития современного человека. Между тем правил правописания много, а запомнить их не так-то просто. Существуют разные приёмы запоминания: рисунок, игра, опорные схемы, различные виды диктантов и т. д. Мы остановимся на применении такого приёма, как мнемотехника.



Разряды мнемотехники

Мнемотехника, или мнемоника, или мнемонические приемы (мнемоприемы), - признанное средство наиболее легкого, быстрого и прочного запоминания, усвоения.

БЭС дает такую трактовку этому понятию: «Мнемоника (греч. Mnemonіka – иск – во запоминания) (мнемотехника), совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций».

Мнемонические приемы основаны на ассоциативных, но не причинно – следственных связях. Эти искусственные связи по смежности делят на два вида: внешние и внутренние. Для школы приемлемы внутренние искусственные связи по смежности, основанные на ассоциативных связях между запоминаемыми объектами. Среди элементов запоминания выделяются признаки, грани, стороны, которые легко сопрягаются с определенными сторонами или признаками других предметов.

В этой работе мы вкратце остановимся на естественных связях мнемоники. Смысловые ассоциации с мнемоническими целями нетрудно закрепить при соответствующей группировке слов, морфем, словоформ. Сюда относятся следующие группы (классификация по М.Б.Успенскому):

1. Объединение единиц одного семантического поля. Пример. При написании сочинения – описания комнаты можно давать учащимся такую семантическую подборку: диван - кровать, абажур, занавески, сервант, пианино, портьера, трельяж, шифоньер, телевизор и т.п.

2. Мнемоническая группировка по синонимическим гнездам. Другими словами, подбор синонимов. Например: большой, гигантский, колоссальный, громадный, огромный. Или другая подборка: словесник, филолог, лингвист, языковед.

3. Мнемоническая группировка по антонимическим связям.

Например: он шел неспешно, медленно (быстро, скоро).

Думаем, что к естественным связям «с натяжкой» можно отнести и использование сведений о происхождении словарных слов. Если речь заходит о явлениях грамматики, то для мнемонического запоминания можно применять этимологический анализ слов.

Пример. Жилет. Жиль – шут, носивший одежду без рукавов, по имени шута назвали одежду. Жил Жиль, носил жилет.

Другой пример. Корабль (сейчас все слово корень). В древние времена корабль, корка, корыто, короб, коричневый были родственниками, поскольку у них единый исторический корень –кор- (от значения кора у дерева). Коричневый корабль –короб, он сделан из коры.

К способам объяснения словарных слов можно также отнести:

1) связь с миром вещей

Например, снегирь появляется около человеческого жилья зимой, в большие морозы, когда снег в лесу скрывает корм. В представлении людей эта птица связана со снегом – и вот снегирь.

2/ этимологические экскурсы

Например: «Морковь – это современное название овоща, а в древнерусском языке исходной формой были моркы.

3/ однокоренными словами

Например, канарейка завезена в Европу с Канарских островов.

Очень ценно умение находить в образе неповторимые черты и в то же время «схватывать главное». Ученику 5 класса, не освоившему в течение всего курса начальной школы порядок падежей, одной фразы было достаточно, чтобы запомнить их на всю жизнь. Она проста: Иван родил девчонку, велел тащить пеленку. Почти случайная, смешная и очень красочная ассоциация позволяет поверить в свои силы, вызвать интерес.

Мы уже говорили о том, что при желании можно набрать целый арсенал мнемоприемов: рифмованные правила, правила – помощники, сказки – ассоциации. Поскольку нет единой классификации мнемотехники, то мы предлагаем свою версию.

Классификация приемов мнемотехники

1) Буквенно-звуковая мнемоника (Наличие одинаковых букв и звуков, частичное сходство).

2) Рифмовки. Общность ударений.

3) Отнесенность к одному словообразовательному типу.

4) Сказки – ассоциации.

5) Схематично – рисуночная мнемоника.

6) «Материальная», «пальчиковая» мнемотехника

Покажем на примерах отличие вышеперечисленных групп.



1) Буквенно – звуковая мнемоника

Интересным примером первой группы – наличие одинаковых букв и звуков – может служить мнемоприем из нового учебника под редакцией М.В.Панова. Мы сами порой путаем глаголы одеть – надеть, не говоря об учениках. «Запомним: одеваем Надежду – надеваем одежду», т.е. одевать кого – то, а на себя надевать. Или : « На себя надену, Олечку одену».

Наверное, все учителя – практики пользуются при изучении совершенного и несовершенного вида глагола маленьким, но очень действенным мнемоприемом: если в вопросе есть буква с (что сделать?), то глагол совершенного вида. Отсутствие в вопросе с указывает на то, что глагол несовершенного вида.

2) Рифмовки. Общность ударений

Как известно, для рифмовок важны ритм и рифма.

Рифмовки хорошо справляются с функцией запоминания ударений в словах:

1) Надеваю шо'рты, чтобы кушать то'рты

2) Нефтепрово'д сломал бегемо'т.

Одним из широко известных примеров рифмованных строчек может служить ритмизация глаголов – исключений из 1 спряжения:

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Слышать, дышать и ненавидеть.
И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.
Вы запомните, друзья, их на е писать нельзя.
Это исключение из первого спряжения.

Мы знаем: родительный падеж множественного числа существительных вызывает у ребят, как правило, огромные сложности, а предложенные мнеморифмовки значительно упрощают усвоение материала.

Уважают человека у туркмен, татар, узбеков,

У таджиков и армян, у монголов и цыган,

У якутов и тунгусов, у башкир и белорусов,

У киргизов и грузин, у бурят и осетин.

******************

На наш взгляд, интересная рифмовка придумана для запоминания корней –зар -, -зор-:

Заря, зарница, озаренный, озарять –

По слову зарево я буду проверять.

Различного рода рифмовки печатает газета «Русский язык» в своей рубрике «Полезные мелочи». Вот один из примеров:

Не кто иной, как

Не что иное, как

Не раздельно пишет всяк,

Если дальше – слово как.

3) Отнесенность к одному словообразовательному типу

Третья группа – отнесенность к одному словообразовательному типу.

Сюда мы можем отнести всем известное «правило окна». Известно, что наречия, образованные с помощью приставок из-,до- ,с- и в-, на-, за- «проверяют» с помощью падежных форм слова окно с такими же предлогами. Оканчиваются и те и другие на одни и те же буквы. В основу ассоциации мнемоприема легло научное обоснование. Из истории языка известно, что когда - то краткие прилагательные склонялись так же, как слова среднего рода. И в суффиксах наречий, образованных от кратких прилагательных с помощью из-, до-, с-, в-, на-, за-, по- пишется тот же гласный, что и в падежном окончании слова окно. (Хотя вместо данного существительного можно использовать любое существительное среднего рода, например, сено, небо, решето и пр.).

4) Сказки – ассоциации

Следующая группа – сказочные правила с элементами мнемоники. Казалось бы: в последнее время нет недостатка в литературе такого рода. Всевозможные сказки, шуточные мини – рассказы, фантастические истории и пр. более десятка лет широко тиражируются, занимая определенную нишу в методике русского языка. Разного рода лингвистических сказок в избытке, но зачастую в них нет и элемента мнемоники. По этой причине мы вынесли в название группы слово «ассоциации». Относящиеся к этой группе мини – сказки должны крепкими канатиками образов, ассоциаций крепиться к правилу, при этом сюжет, кульминация, развязка не так важны.

Говоря об этой группе приемов, можно вспомнить известного польского педагога Януша Корчака. Известно, что когда он учил грамматике детей варшавской бедноты, он рассказывал им сказки. Так в одной из них повествуется о том, что когда – то очень давно все слова были свалены в одну кучу, где ничего нельзя было разобрать. Но прошла Грамматика и разложила все по ящикам: в один – все существительные, в другой – все прилагательные, в третий – все глаголы. В другой сказке, посвященной местоимениям, Корчак рассказал о малыше кто – слове, помогающем спросить о любом человеке на свете.

Многие учителя охотно используют для оживления уроков русского языка замечательные сказки писателя Феликса Кривина. Многие его сказки только занимательного характера, но есть сказки с элементами мнемотехники. Одна из них – это сказка «Сила любви», способствующая запоминанию темы 5 –го класса «Написание не с глаголами». Проверено уже не одним уроком: равнодушных не бывает, интерес повышается необычайно. Вот эта сказка.

Сила любви

Гордую и упрямую Частицу не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю». Частица не никогда не подходила близко к Глаголу и писалась от него отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятьях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, Но и сама Частица не жить друг без друга не могут.

Словесникам хорошо известно, какие трудности вызывает орфограмма «не с причастиями». Даже если поиск зависимого слова отработан хорошо, то определение результата (слитно – раздельно) не всегда верно. На этапе объяснения нового можно проиллюстрировать правило: «Его Величество причастие изо всех сил рвется к частице не, но слуги (зависимые слова и главный вельможа – союз а) за царскую мантию оттягивают его от любимой частицы.

Не вызывает сомнений факт: грамматическое понятие, прощупанное не только через логическое мышление, но и через воображение, фантазию, усваивается более прочно.

Сказочные правила уже заняли определенное место в нашей педагогической практике (сказки В.В.Волиной, В.М.Бурмако, Б.Т.Панова, Е.Г.Бурлака, И.Н.Прокопенко, А.П.Паниной и др.). Бесспорно, это хорошее подспорье для учителя, оно поможет детям и понять, и запомнить, и главное, полюбить предмет русский язык. Но основная масса «сказочного материала» не всегда удовлетворяет требованиям урока при работе в среднем звене. Во – первых, большая часть сказок носит не ассоциативный, а занимательный характер, т.е их нельзя отнести к мнемотехнике. Во – вторых, мнемонические сказки чаще всего адресованы дошкольникам, младшим школьникам и учащимся пятых классов. В – третьих, многие грамматические сказки большие по объему, в них много персонажей и «размытые» ассоциации. При написании собственных сказок мы пытаемся учитывать все эти «минусы».

Сказки – ассоциации и схематично – рисуночную мнемонику можно назвать внутренней наглядностью.

5) Схематично – рисуночная мнемоника

Схемы, таблицы, различные модели алгоритмов – все это эффективно для ребят с логическим типом мышления, а для школьников с наглядно – образным мышлением восприятие таких моделей подчас чрезвычайно сложны. Поэтому схематично – рисуночная мнемотехника – это альтернатива.

6) «Материальная», «пальчиковая» мнемотехника

Если правило мы можем «подержать» в руках, «пощупать» его, «попробовать на зуб», то речь идет о «пальчиковой» мнемотехнике. Например, мнемоприем, ставший уже давно классикой, позволяющий запомнить исключения из правила н и нн в суффиксах прилагательных. Надо «пощупать окно»: деревянную раму, стеклянные части, оловянные ручки. А если ребят попросить понаблюдать за макушками деревьев (они, как правило, всегда качаются), то можно говорить о четвертом исключении слове ветреный. Хорошим наглядным мнемоприемом при изучении написания отрицательных местоимений является гармошка из бумаги. Если гармошка сжата, то не (ни) и местоимение пишется в одно слово, когда гармошка растянута, то частица, предлог и местоимение пишется в три слова.

Говоря о классификации приемов мнемотехники, следует понимать, что это деление на группы условно. Конечно, есть мнемоприемы хорошо вписывающиеся в границы той или иной группы, но иногда в одном мнемоприеме содержатся элементы нескольких групп.

Требования к мнемотехническому приему

Мы должны четко осознавать, что применять мнемотехнику ученики будут только в том случае, если она эмоционально заряжена, легко запоминается, легко воспринимается и вспоминается.

Естественно, при работе над созданием мнемоприема мы придерживаемся определенных требований. У каждой из предложенных шести групп есть свои особенности, особенно у рифмовок, но есть и общие принципы:

1 Небольшой объем, предельная лаконичность, отсутствие ненужных, второстепенных деталей.

2 Максимальная эмоциональность, образность, ассоциативность, единство которых должно вызывать интерес, позитивный настрой, положительные эмоции, потрясая воображение.

3 Особый настрой класса и учителя, т. е. хороший психологический климат. Должны быть условия эмоционального благополучия, доброжелательного отношения к классу . Мнемоприем должен быть озвучен эмоционально, пробуждая работу внутренней наглядности.

4 Мнемоническое правило должно представлять собой краткий, четкий алгоритм проверки орфограммы. Ариаднина нить мнемоприема не является поэзией, ее суть – удержать правило в памяти. Иначе говоря, «костяк» мнемоприема – это простота запоминания, удобность, надежность в применении. Обладай он такими качествами – отпадает необходимость навязывать правило ученику волевыми усилиями. Никто не хочет учиться плохо – другое дело – не у всех получается хорошо. Кто же откажется воспользоваться услугами мнемоники, если она кратчайшим путем приведет к правильному решению.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Волина В. Весёлая грамматика. - М., 1995.

  2. Интернет–версия изданных на CD–дисках психологического справочника ”Психология — идея, ученые, труды“ и ”Психология 2000“ [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — 2000. — Режим доступа:http://psi.webzone.ru/st/058400.htm, свободный. — Загл. с экрана.

  3. Интернет-школа мнемотехники Mnemonikon (искусство памяти).  [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — Автор и ведущий сайта В.Козаренко. - М., 2002. — Режим доступа: http:// mnemotexnika.narod.ru, свободный. — Загл. с экрана.

  4. Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка» [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М.: «1 сентября», 2002. — Режим доступа: http://rus.1september.ru/urok/, свободный. — Загл. с экрана.

  5. Справочно-информационный интернет-портал ГРАМОТА.РУ [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М.: Справочно-информационный интернет-портал ГРАМОТА.РУ, 2005. — Режим доступа:http://www.gramota.ru, свободный. — Загл. с экрана.

5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование мнемотехнических приёмов для запоминания на уроках русского языка

Автор: Герасимова Галина Васильевна

Дата: 31.08.2019

Номер свидетельства: 518846


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства