«Использование игровых технологий на уроках чтения в младших классах школы-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
«Использование игровых технологий на уроках чтения в младших классах школы-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития у детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие речи умственно отсталых учащихся – одна из важнейших задач, которая решается в процессе обучения чтению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Использование игровых технологий на уроках чтения в младших классах школы-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»»
ГБОУ «Ново-Кинерская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
учитель Ибатуллина Айгуль Фаттаховна
«Использование игровых технологий на уроках чтения в младших классах специальной (коррекционной) школы
-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. А. М.Горький
Чтение – это один из видов речевой деятельности. Оно помогает ученику постичь окружающий мир. Поэтому так важно с детских лет прививать ребёнку любовь к чтению, интерес к книгам, и показать не только её роль в жизни человека, но и вооружить умением читать. От умения читать зависит успешное обучение учащихся и по другим предметам: хорошо читающий ученик грамотно пишет, умеет выразительно и увлекательно рассказать прочитанный текст. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры - помочь серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся. В игре дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игра помогает им сделать любой учебный материал доступным увлекательным, интересным, создает радостное настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Она стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Кроме этого игры развивают у ребят произвольность таких процессов, как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Главное, чтобы игра органически сочеталась с серьёзным, напряжённым трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а наоборот, способствовала интенсификации умственной работы.
«Только, то обучение хорошо, которое стимулирует развитие, «ведёт его за собой», а не служит просто обогащению ребёнка новыми сведениями, легко входящими в его сознание».
Л. С.Выготский
Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития у детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие речи умственно отсталых учащихся – одна из важнейших задач, которая решается в процессе обучения чтению. Речь неразрывно связана с мышлением, она служит формой существования мысли. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. В младшем школьном возрасте «весьма существенным приобретением речевого развития ребенка является овладение им навыком чтения, который имеет большое значение для умственного развития ребенка. Обучаясь чтению, ребенок учится по-новому — связно, систематически, продуманно, строить и свою устную речь.
Уроки чтения являются действенным средством нравственного, эстетического и экологического воспитания учащихся с интеллектуальной недостаточностью. На уроках чтения значительно повышается общее развитие учащихся, расширяются их представления о мире. Эффективность дальнейшего обучения школьника с ограниченными возможностями здоровья по всем другим предметам напрямую зависит от того, как сформированы у него навыки чтения. При формировании навыка чтения необходимо учитывать принцип активности ребёнка в процессе обучения, как одним из основных в дидактике.
У проблемных детей без специального коррекционного воздействия психические процессы развиваются медленно. Выполняя то или иное задание, ребенок не может ориентироваться в его условиях, не знает, на какие свойства и отношения предметов нужно опереться, а потому он не в состоянии достичь положительного результата.
Целью коррекционно-развивающей работы является исправление (доразвитие) психических и физических функций ребенка с особенностями в развитии, в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду. В процессе специального обучения перестраиваются психические и физические функции, формируются механизмы компенсации дефекта, им придаётся новый характер. В ходе коррекционного развития накапливаются и изменяются состояние и свойства личности по мере того, как происходит усвоение ею социального опыта.
Современные технологии обучения обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:
- тренируют память;
- помогают учащимся выработать речевые умения и навыки;
- стимулируют умственную деятельность учащихся;
-развивают внимание и познавательный интерес к предмету; - способствуют усилению работоспособности всех учащихся;
Игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая — игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели.
Сущность игры, заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребёнком, воображаемы, но чувства переживаемые им реальны.
С. П. Рубинштейн подчёркивает, что «…ребёнок, играя ту или иную роль, не просто переносится в чужую личность; входя в роль, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность». На этом отношении личности ребёнка к его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и самой личности ребёнка в целом.
Значение игры в коррекции и развитии коммуникативной и познавательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья очень велико и выполняет следующие функции:
— коммуникативная (помогает овладеть навыками общения, развивает важнейшие социальные навыки и умения, способность к сопереживанию, разрешению конфликтов путем сотрудничества, учит человека видеть ситуацию глазами другого);
— терапевтическая функция игры (игра, как средство преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении);
Игра должна быть ведущей деятельностью, обеспечивающей зону ближайшего развития, оказывающей развивающие воздействия на психологию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Поставленные задачи:
· корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания);
· коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной, способы запоминания и воспроизведения);
· коррекция и развитие зрительного восприятия, слухового восприятия, тактильного восприятия;
· коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений);
· коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления);
· коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства;
· воспитывать интерес к учебе, предмету;
· воспитывать умение работать в паре, в команде;
· воспитывать положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию;
· воспитывать самостоятельность;
· воспитывать нравственные качества.
Кроме того, игра способствует созданию позитивного эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность:
· игровые элементы (занятия должны быть разнообразны, эмоционально и наглядно насыщены);
· объем заданий должен быть умеренный;
· совмещение элементов игры и учения; переход от игр забав к учебно-познавательной деятельности;
· постепенное усложнение обучающих задач и условий игры;
· использование имеющихся сильных сторон личности;
· терпение, спокойный тон, доверие;
· не сравнивать ребенка с другими;
· предоставление возможности хоть в чем-то реализовать себя;
· по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка и поощрять хорошее поведение.
В результате игровой деятельности у учащихся формируются обобщённые учебные и трудовые умения, которые отражают уровень самостоятельности учащихся при решении новых учебных задач.
Практически любая игра познавательна. Однако существует особый вид игр, основанных на целенаправленном развитии, обогащении интеллекта, передаче важных сведений, информации о мире, игр, осмысленно ориентированных на обучение ребёнка.
Игры, можно использовать в готовом или изменённом виде на уроках чтения. Здесь великое множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий:
· соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
· доступность для учащихся данного возраста;
· умеренность в использовании игр на уроках.
Игра – это незаменимый инструмент в развитии личности детей с ограниченными возможностями здоровья, с помощью которого можно повысить интерес к чтению и сделать этот предмет более увлекательным. Игра позволяет воспитывать желание и умение учиться, создаёт такой эмоциональный фон урока, который помогает детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Игра позволяет создать рабочую, развивающую атмосферу, а также развивать личностные качества школьника, например: взаимопомощь, взаимовыручку, поддержку, чувство товарищества. Игра развивает и психические процессы, такие как: память, мышление, внимание, речь, воображение. Опираясь на выше изложенное, можно сделать вывод, что игры необходимы на уроках чтения, их надо использовать на разных этапах урока, включать в них разные виды деятельности школьников, применять игры при изучении нового материала. Необходимо разрабатывать целые комплексы игр по определённым темам, для более эффективного их использования.