kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы и русскокого языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реферат, выступление на методических выступлениях

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы и русскокого языка»

«Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Актуальность заключается в развитии умений учащихся принимать взвешенные решения, в развитии таких базовых качеств личности, как критическое мышление, а также рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. Цель: создание условий, способствующих активизации творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством технологии критического мышления. Задачи: спланировать использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы, подобрать инструментарий для диагностики результатов использования данной технологии для активизации творческих способностей учащихся.

1 Ведущая педагогическая идея  

          Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем понимания, восприятия, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

        Как же можно определить критическое мышление? Д. Клустер предлагает пять пунктов, определяющих данное понятие. Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.  

        Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. В своей познавательной деятельности ученики и учителя, писатели и ученые подвергают каждый новый факт критическому обдумыванию. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.

         В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Человеческие существа любопытны по своей природе. Мы замечаем что-то новое – и хотим узнать, что это такое. Однако подлинный познавательный процесс на любом его этапе характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей.

       В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.

           И, наконец, в-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию. Поэтому педагоги, работающие в русле критического мышления, всегда стараются использовать на своих занятиях всевозможные виды парной и групповой работы, включая проведение дебатов и дискуссий, а также различные виды публикаций письменных работ учащихся. В конечном итоге любой критический мыслитель работает в некоем сообществе и решает более широкие задачи, нежели только конструирование собственной личности.



Приёмы.

1.Кластер («гроздь, пучок») - представление информации в графическом оформлении, используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации, связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока «Родина в произведениях русских авторов»). Кластер отлично подходит для любой стадии урока, для любого предмета. Он является универсальным приёмом. Можно использовать при подготовке к итоговому сочинению по литературе в 11 классе (по тематическим направлениям). Кластер учит детей систематизировать знания, логически выстраивать смысловую цепочку, воспитывает социальную ответственность при выборе ответа.

Приём «Корзина» идей, понятий, имён….

Это приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идёт актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске рисуем значок корзины, в который условно будет собрано всё то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

задаю прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

      Сначала ученики  вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по той или иной проблеме, это  строго индивидуальная работа (продолжительность 1-2 минуты). Затем  происходит обмен информацией в парах или группах. Дети делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение предоставляю не более 3 минут. Ученики выясняют, в чём совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляет список идей).

Все сведения кратко записываются в «Корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребёнка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Приём «Логический цепочки»

Использую на уроках русского языка при поведении словарной  работы в качестве игры - мультипликационный фильм.

 Информация, полученная в ходе совместной работы,  выслушивается, записывается, обсуждается.

       На уроках литературы после чтения текста предлагаю учащимся выстроить события в логической последовательности. Данный прием помогает при пересказе текстов.  

Этап осмысления направлен на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой  информацией, постепенно мы вместе с детьми подвигаемся от знаний «старого» к «новому». Этому способствуют методы активного чтения, например, приём «Дерево предсказаний».

        На стрелочках, линиях соединений, школьники записывают объяснения своим версиям,  таким образом они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с  данным текстом. Тему  записываю в стволе. Она обязательно должна  содержать вопрос, адресованный в будущее. При прочтении  произведения  дети высказывают свои предположения с опорой на текст. Им очень нравится составлять «Дерево предсказаний». Этот приём я использую на уроке лишь единожды, и все  версии, которые высказывают дети обязательно  аргументированы, основываются на том тексте произведения, с которым знакомимся, а не на  домыслах и фантазиях детей. После прочтения текста дети возвращаются к своим предположениям и смотрят, какие из них сбылись, а какие нет.

На этапе осмысления – для структурирования учебного материала использую не только кластер, но и приём «Пометки на полях».

Приём «Написание синквейна»

В переводе с французского  слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определённым правилам. В чём

смысл этого методического приёма? Составление  синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию. Это форма свободного творчества, но по определённым правилам. Правила написания синквейна таковы:

на первой строчке записывают одно слово – существительное.

Это есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строке записывают тему глагола, описывающего действия, относящиеся к теме синквейна.

На  четвёртой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик  высказывает своё отношение к теме. Это может быть  крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка  -  это слово резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по-возможности эмоциональной.

 Как учитель-практик хочу сказать, что технология развития критического мышления – стоящее дело, если используешь ее не ради чего-то новенького в своей работе, а для ученика, для того, чтобы приблизить его к процессу познания, чтобы он получил удовольствие.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сидорова Алена Владимировна

Дата: 04.12.2016

Номер свидетельства: 365624


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства