kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование лингвокраеведческого материала как средства развития познавательной активности обучающихся на уроках русского языка в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В активизации процесса обучения кроются возможности преодоления обострившихся противоречий между требованиями общества к начальному образованию и массовым опытом преподавания, между педагогической теорией и школьной практикой.

Просмотр содержимого документа
«Использование лингвокраеведческого материала как средства развития познавательной активности обучающихся на уроках русского языка в начальной школе»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Управление образования Администрации г. Екатеринбурга

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 72















Аналитический отчет по теме

«Использование лингвокраеведческого материала

как средства развития познавательной активности обучающихся

на уроках русского языка в начальной школе»













Автор: Мячкова Елена Анатольевна Должность: учитель







Екатеринбург

2016

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....3

Глава I. Использование лингвокраеведческого материала на уроках русского языка в начальной школе…………………………………………………………6

§1. Ономастика (топонимия и антропонимия) на уроках русского языка……………………………………………………………………………..…...8

§ 2. Художественное творчество уральских писателей и поэтов на уроках русского языка………………………………………………………………………………..13

Глава II. Анализ практической деятельности по развитию познавательной активности обучающихся на уроках русского языка……………………………………………………………………………….15

3.1. Констатирующий этап…………………….…………………...…………..….15

3.2. Формирующий этап …………………………..…………………………….....17

3.2.1. Тематика уроков с использованием лингвокраеведческого материала…………………………………………………………………….……19

3.3. Контрольный этап.………..…………………………………………….……..29

Заключение.................................................................................................................30

Список литературы….……………………………….……………………….........33

Приложение……………………………………………………………………….36










Введение

Современное школьное образование предполагает выявление и развитие познавательного интереса каждого обучающегося. Эта мысль нашла отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения, где говорится о том, что задача учителя − развивать любознательного, активно и заинтересованно познающего мир ученика. Сформировать познавательные универсальные учебные действия у обучающихся – значит «научить учиться!».

Однако на сегодняшний день наиболее актуальной проблемой школы стало отсутствие у учащихся желания учиться, резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выражать мысль.

Активизация познавательной активности учащихся – одна из главных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики.

 В активизации процесса обучения кроются возможности преодоления обострившихся противоречий между требованиями общества к начальному образованию и массовым опытом преподавания, между педагогической теорией и школьной практикой.   

Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Обучающиеся включаются в процесс учебной деятельности с разной степенью активности.

Исходя из требований ФГОС по развитию познавательной активности, учитель должен создать такую обучающую среду, которая мотивирует учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. В связи с вышесказанным, выбрана тема работы − «Использование лингвокраеведческого материала как средства развития познавательной активности обучающихся на уроках русского языка в начальной школе».

Выбранная тема определила цель работы − создание условий для повышения уровня познавательного интереса и уровня качества обучения учащихся на уроках русского языка в начальной школе.

Для реализации цели были определены следующие задачи:

− изучить педагогическую, психологическую, лингвистическую и методическую литературу по данной проблеме;

− ознакомиться с опытом практической деятельности педагогов по данному направлению;

− разработать комплекс заданий и упражнений по русскому языку с использованием местного языкового материала;

− апробировать задания на уроках русского языка, интегрированных уроках;

− провести мониторинг проделанной работы.

Объектом исследования явился процесс развития познавательных интересов младших школьников на уроках русского языка в начальной школе.

Предмет исследования: лингвокраеведческий материал как средство развития познавательных интересов младших школьников.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за учебно-воспитательным процессом, эксперимент.

В соответствии с целями и задачами была разработана программа, включающая три этапа (констатирующий, формирующий и контрольный), каждый из которых отражал происходящие изменения и предполагал анализ их содержания. Реализация данной программы эксперимента предусматривала позитивные изменения ведущих характеристик познавательного интереса школьников.

Глава I. Лингвокраеведческий материал на уроках русского языка

Родная речь, родной язык передают реалии национальной жизни, имеют многовековую историю. Это культурное наследие, запечатленное в фольклоре и произведениях мастеров слова, имеющее устные и письменные языковые традиции, разные формы существования.

Краеведение помогает учителю осуществить комплексный подход: сочетание исторического, литературного, географического и биологического направлений.

Интеграция предметов на основе краеведения − одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, ключ к решению проблемы эффективности урока, на таком уроке легко создаются условия для формирования универсальных учебных действий.

Межпредметная интеграция с использованием краеведческого материала активизирует познавательную активность, вызывает большой интерес к истории города, села; происхождению фамилий, имён, названию городов, сёл, рек; углубляет лингвистическое образование школьников; совершенствует речевую культуру учащихся; развивает коммуникативные навыки общения; воспитывает нравственные и эстетические качества обучающихся.

Учебный предмет «Русский язык» является мощным источником приобщения учащихся к национальной культуре и, в первую очередь, к культурным традициям своего края. Вот почему одной из задач современного преподавания русского языка является формирование культуроведческой компетенции учащихся.

Проведённый анализ учебника «Русский язык» под редакцией С.В. Иванова, М.И. Кузнецовой, Л. В. Петленко обусловил следующий вывод: текст как хранитель ценностного социокультурного опыта народа в современных учебниках по русскому языку представлен крайне скупо. Это  свидетельствует о необходимости специального отбора дидактического материала социокультурной тематики, лингвокраеведческой направленности с целью развития у учащихся языковой, лингвистической, коммуникативной, культуроведческой компетенций в единстве с формированием их ценностных ориентаций и последующим развитием познавательного интереса к предмету.

О необходимости изучать родной край, использовать местный материал в обучении и воспитании учащихся, приобщать их к серьезным исследованиям писали К.Д. Ушинский, Д.С. Лихачев, В.А. Малаховский. «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре…, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать», − справедливо отмечал академик Д.С. Лихачев.

Лингвокраеведение предполагает осмысление учащимися языковых фактов, специфичных для того или иного региона России, и заключается в изучении слов, семантика которых отражает миропонимание и мироощущение людей, историческую ономастику, топонимию, антропонимию, языковые и произносительные особенности произведений местных поэтов, писателей.

Кроме того, необходимость поиска и выделения нужной информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, способствуют формированию информационно – коммуникативной компетентности, а в результате – развитию универсальных учебных действий (УУД), порождающих широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Элементы занимательности лингвокраеведческого материала выступают как важнейшее средство активизации познавательной активности учащихся на уроках.

Работая над материалами лингвокраеведения и используя их на уроках, важно придерживаться определенных принципов: системность, доступность, наглядность, разнообразность материала. Местный топонимический материал можно использовать лишь в том случае, если он соответствует теме урока.

Для реализации краеведческого компонента в преподавании русского языка используются следующие методы:

  • основной эвристический;

  • репродуктивный;

  • проблемный;

  • проектно-исследовательский;

  • объяснительно-иллюстративный.

Объектами лингвистического краеведения в школе могут выступать:

― диалектная лексика и фразеология (выявление истории слов и фразеологических оборотов),

― фонетические и грамматические особенности местного говора,

― местная ономастика,

― язык произведений устного народного творчества,

― язык художественных произведений писателей, которые биографически были связаны с местным краем (использование местных языковых особенностей в художественной литературе),

― язык местных исторических документов,

― словарь местных промыслов, развитых в далеком прошлом и существующих теперь.

Работая с материалами лингвистического краеведения у обучающихся возникают проблемы, выдвигаются гипотезы, относительно происхождения того или иного географического названия. Здесь многое проясняют сведения из истории и географии. Работа по изучению происхождения географических названий как раздел краеведения не получила пока широкого распространения. Данный раздел языкознания (топонимика) изучается сейчас на уроках русского языка.

§1. Ономастика (топонимия и антропонимия)

на уроках русского языка

Имена собственные являются неотъемлемой частью любого языка и культуры. Устойчивый интерес к различным группам имен собственных объясняется той важной ролью, которую они играют в жизни каждого человека и в жизни общества в целом. Последнее время имена собственные привлекают все большее внимание языковедов, историков, географов, краеведов.

Функциональное и языковое своеобразие собственных имен привело к тому, что их стали изучать в особой отрасли языкознания ― ономастике. Ономастика (от греч.― onomastike) ― «искусство давать имена». «Ономастический материал составляет значительную часть лексики любого высокоразвитого языка и заслуживает того, чтобы его изучали, как изучают язык, географию, историю и другие общественные и естественные науки» ― пишет В.Д. Бондалетов.1

Вопрос о собирании ономастического материала звучит актуально и в настоящее время. Т.М. Майорова в статье «Ономастика в лингвокраеведческой работе» рассказывает о необходимости сбора ономастического материала, об организации такой работы в школе и предлагает программу по данному вопросу.

Она утверждает, что «лингвокраеведческая работа в школе и других учебных заведениях, частью которой как раз и является обработка ономастического материала, имеет не только познавательный, но и педагогический аспект, так как воспитывает у детей внимание и бережное отношение к родному языку».2 Ономастика включает в себя несколько разделов в зависимости от характера объектов и специфики изучаемых слов.

При знакомстве учащихся с ономастическим материалом следует обратить внимание и на различные виды имен собственных, которые изучаются разделами ономастики: топонимию, антропонимию.

Топоним (греч. topos ― «место») ― собственное имя любого географического объекта (название страны, реки, города, деревни, леса, холма). Топонимия ― совокупность топонимов. Наука, изучающая топонимию ― топонимика. По аналогичным моделям образованы названия других имен собственных и разделов науки, изучающих эти слова. Например, антропонимы (греч. аntropos ― «человек», onuma ― «имя, название») ― имена людей, прозвища, фамилии. Наука, изучающая антропонимиюантропонимика. Этнонимы ― названия племен, народов.

В зависимости от того, какие объекты называют топонимы, их делят на группы:

ойконимы (от греч.oikos ― «жилище, обиталище») ― имена собственные любых поселений (Екатеринбург, п. Садовый, г. Среднеуральск). Ойконимы теснее, чем названия природных объектов связаны с общественными факторами;

гидронимы (от греч.hydor ― «вода») ― имена собственные любых водных объектов (р. Исеть, о. Шарташ, о. Таватуй). Гидронимы более устойчивые и редко бывают образованы от имен людей;

оронимы (от греч.oros ― «гора») ― названия гор (гора Белая, гора Шунут). Как и названия других физико-географических объектов, они более долговечны.

Следует заметить, что изучение ономастики на уроках русского языка способствует развитию речи, мышления, познавательных интересов учащихся, открывает перспективы интеграции широкого круга дисциплин.

1.1. Топонимия в лингвокраеведческой работе

Многие методисты и учителя одной из составляющих в работе с краеведческим материалом отмечают занятие топонимией. Именно через топонимы можно проследить связи с историей, географией, литературой, с жизнью и деятельностью людей.

Топонимика, как наука, изучает происхождение, развитие и современное состояние географических названий, их смысловое значение, лексический состав и грамматическое оформление и произношение. Топонимы часто несут в себе уже исчезнувшие из активного употребления слова нашего языка, давно забытые, и в этом случае ценность таких наименований становится еще больше.

Любой географически объект обладает множеством характеристик, но назван бывает, как правило, только по какой-то одной из них. Выделяются группы топонимов по принципам номинации (называния):

названия по свойствам и качествам самих именуемых объектов:

― реки с грязной и мутной водой: Грязнуха, Грязнушка, Мутная;

― реки с песчаным дном: Песчанка, Песьянка;

― реки с холодной водой: Студеная;

― реки с каменистым дном: Каменка, Каменушка;

― реки с незамерзшей водой: Талица, Сылва (сыл- в языке коми ― «талый, незамерзший», -ва вода, река;

3) названия, образованные по связи именуемого объекта с человеком (например, Макаров лог ― «живет Макар Ильич»).

В каждом языке географические названия разных видов образуются по определенным моделям. Изучение структуры топонимов помогает объяснить их значение и языковую принадлежность. В топониме можно выделить топонимическую основу и топонимический формант (сочетание одного или нескольких суффиксов и окончаний).

Знакомство с топонимическим материалом начиналось со сбора названий улиц, площадей, переулков г. Екатеринбурга; изучения названий рек, прудов Свердловской области. Продолжением работы был анализ топонимов. Начиналась лингвокраеведческая работа по изучению топонимов на уроках русского языка, а продолжалась во внеклассной работе.

Важно отметить, что использование топонимического материала на уроках русского языка вызвал интерес учащихся, их стремление расширить свои знания в области краеведения, добавив к ним знания лингвистического характера. Кроме того уроки с использованием краеведческого материала научили школьников не только приобретать навыки работы со словарями и справочниками, но и общаться с родственниками, жителями населенного пункта.

Топонимия служит прекрасным средством стимулирования познавательного процесса школьника к изучению прошлого своего края через географические и исторические связи, расширяет кругозор, углубляет знания по географии, истории, лингвистике. Ведь многие из этих слов названий имеют для истории и культуры, для нашего самосознания не меньшее значение, чем архитектурные памятники, рукописная книга или старая былина.

1.2. Антропонимия в лингвокраеведческой работе

Ономастика как раздел лексикологии, изучающий собственные имена, в школьном курсе русского языка не значится. Между тем разговор об имени собственном можно начать уже при первой встрече с учащимися и продолжать едва ли не на каждом уроке. Уважение к имени, умение видеть за ним человека, осознание имени как неотъемлемого признака личности отчетливо звучит в языке: именной ― личный, собственный, только данному лицу принадлежащий; именитый ― значит знатный.

Интересно посмотреть, каким образом имя входит в состав устойчивых сочетаний. Можно выделить следующие виды устойчивых сочетаний с антропонимами:

1) общерусские, отмеченные в словарях литературного языка: «таким Макаром» (таким образом), «любопытная Варвара» (о любопытном человеке);

2) диалектные, преобразованные из общерусских: «куда Макар коров не пас» (из литературного языка «Куда Макар коров не гонял»);

3) собственно диалектные, или местные: «банна Катерина» (о любительнице бани);

4) сочетания со вторым рифмующимся компонентом (чаще всего детские или применяемые к детям дразнилки и приговорки): «Зинка-глинка».

Самое важное при изучении имен ― выявление местных вариантов. При анализе местной антропонимии также необходимо рассматривать и топонимы, образованные от антропонимов.

Обратимся к следующему виду антропонимов ― прозвищам. Прозвище ― это неофициальное именование человека, данное ему по внешнему виду, характеру, образу жизни, случайному обстоятельству и т.д. По количеству именуемых прозвища делятся на индивидуальные, даваемые одному человеку, и коллективные, даваемые группе людей.

При именовании одного лица возможно наличие словообразовательных вариантов. Например, человека по фамилии Дербенев называют «Дербень» или «Дербяш»; человека по фамилии Шишкин ― «Шиш» или «Шиша».

Рассмотрим морфологические модели прозвищ. Они достаточно просты: 1) обычно это существительные ед.ч., реже мн. ч. (Каблуки ― прозвище молодого человека, который ходит в обуви на каблуках); 2) прилагательные (Косой ― прозвище школьника по фамилии Косовских); 3) словосочетания «существительное + прилагательное» (Лихо Одноглазое ― прозвище одноглазого человека) и наоборот, «прилагательное + существительное».

Реже прозвища могут быть выражены звукоподражаниями, например, Ку-ку ― прозвище человека, который постоянно все забывает и теряет.

По соотнесению с другими объектами существуют прозвища, образованные путем антономизации, когда свойства широко известного человека переносятся на носителя прозвища (Шрайбикус ― прозвище школьника по ассоциации с корреспондентом Шрайбикусом из учебника немецкого языка)

Существуют прозвища, в основе которых нет оценки. К ним относятся отфамильные прозвища: Акула (Акулов), Али-Баба (Аликин).

Таким образом, анализ антропонимиии в лингвокраеведческой работе дает возможность учащимся не только установить связи между именами, но выявить принципы их называния.


§ 2. Использование художественного творчества уральских писателей и поэтов на уроках русского языка

Используя лингвокраеведческий материал на уроках русского языка, необходимо обратить внимание на художественные произведения местных писателей и поэтов. При подготовке к проведению конкретного урока можно воспользоваться связным текстом или отрывком из поэтического произведения, взятого из творчества местных авторов.

Использование художественного текста на уроках русского языка имеет огромные преимущества:

− во-первых, развивает речь учащихся – умение свободно выражать свои мысли в устной и письменной форме, правильно находить нужную конструкцию предложений;

− во-вторых, закрепляет знания литературных жанров, с которыми школьники знакомятся на уроках литературного чтения. Наконец, расширяет представление учащихся о местных писателях, исторических событиях, связанных с родным городом и краем.

Работа с текстом на уроках русского языка создает условия:

– для осуществления функционального подхода при изучении лексики, морфологии, синтаксиса;

– для формирования представлений о языковой системе, реализации межпредметных связей курсов русского языка и литературы;

– для нравственного воспитания школьников, для развития их творческих способностей.

Поэтому в своей работе использую краеведческий материал, в первую очередь, на уроках развития речи, в контрольных диктантах и в самостоятельной работе учащихся.

С учащимися 3-4 классов можно работать по плану анализа текста:

1) определить тему текста;

2) определить тип текста (описание, повествование, рассуждение);

а) указать синтаксические особенности текста: количество предложений; преобладающие типы предложений;

4) прокомментировать орфограммы и пунктограммы.

Дополнением к вышеописанной работе с текстом может быть проведение какого-либо творческого задания на основе проанализированного литературного образца (например, составить свое речевое высказывание по аналогии, сохраняя структуру описания).

Уместное обращение к отрывкам из произведений местных писателей и поэтов, их анализ может сопровождать и традиционную орфографическую работу. Это может быть обучающий диктант любой разновидности (выборочный, объяснительный и т.п.), формирующий определенный навык правописания.

Для лингвистического анализа использовались не только поэтические тексты, но и пословицы, поговорки, бытующие в регионе. Школьниками анализировались тексты, раскрывающие природные особенности данной местности, ее историю.








Глава III. Результаты практической деятельности по развитию познавательной активности обучающихся на уроках русского языка

3.1. Констатирующий этап

Приступая к констатирующему эксперименту, следует отметить, что познавательная активность имеет отчётливые внешние проявления. Опираясь на эти проявления, можно судить о её содержании и характере её организации: чем заинтересован ребёнок, какова интенсивность его стремлений к знакомству с определёнными явлениями.

Уже по тому, как ребёнок организует процесс своего знакомства с окружающим, можно судить о его готовности преодолевать трудности и препятствия на пути к познанию сути предмета. Поэтому разные уровни активности можно увидеть в поведении ребёнка в новой и трудной для него познавательной ситуации.

На основе первичной диагностики познавательной активности, педагогического наблюдения был выявлен познавательный интерес к предмету «Русский язык» на начало исследования; была определена цель и подготовлено методическое обеспечение исследования.

Констатирующий этап практической деятельности проводился среди обучающихся 3Б класса школы 72 г. Екатеринбурга в марте 2013 г.

Целью констатирующего эксперимента явилось изучение стартового уровня сформированности познавательного интереса у младших школьников к обучению.

Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами учащихся.

Для констатирующего эксперимента применялась шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Ксензовой Г.Ю.) Методика представляет собой шкалу с описанием поведенческих признаков, характеризующих отношение ученика к учебным задачам и выраженность учебно-познавательного интереса. Шкала предъявляется учителю с инструкцией отметить наиболее характерные особенности поведения при решении задач для каждого ученика.

Критерии оценивания представлены в таблице 1 (см. Приложение 1)

Шкала позволяет выявить уровень сформированности учебно-познавательного интереса в диапазоне шести показателей. В таблицу заносятся данные: если обучающийся отслеживается по 1 или 2 показателям – низкий уровень, 3,4 показателям – средний, 5-6- высокий.

Из таблицы и диаграммы сформированности учебно-познавательного интереса на этапе исследования (Приложение 1,3) видим, что из общего числа учеников (25человек):

− высокий уровень выраженности познавательно интереса – 4 человек (21%);

− средний уровень выраженности познавательно интереса – 13 человек (48%);

−низкий уровень выраженности познавательно интереса – 8 человек (31%).

По данным исследования, 4 человека (21%) имеют выраженную познавательную активность, часто отвечают на уроках, самостоятельно находят и работают с дополнительным материалом. Основной уровень учебно-познавательной активности учащихся – средний (Приложение 2). Таким образом, результаты диагностики, проведенной в начале исследования, показали, что сформированность познавательного интереса к предмету у многих детей находится на низком уровне, основной уровень - средний, лишь некоторые учащиеся проявляют интерес к уроку русского языка.




3.2. Формирующий этап

Цель данного этапа сводилась к использованию лингвокраеведческого материала на уроках русского языка по формированию познавательных интересов младших школьников.

Активизации познавательной активности обучающихся на уроках русского языка проходила по следующим направлениям: факты (историческая информация, примеры), иллюстрации и демонстрационные средства. Создание проблемной ситуации на уроке. Ситуация неожиданности на уроке. Индивидуальная и групповая работа на уроке.

Использовались различные методы коллективной работы и групповой: работа с карточками, построение схем и таблиц, этимологические комментарии к диалектным словам; сопоставление общеупотребительных русских слов со словами диалектных наречий, подбор синонимов, антонимов, сравнение антропонимов, паронимов и омонимов; расширенная работа с фразеологией, с пословицами. Изучение художественного творчества уральских писателей и поэтов.

На данном этапе прорабатывались следующие задачи:

− подобрать дидактический материал;

− включить лингвокраеведческий материал в уроки русского языка;

− обучить младших школьников рациональным способам умственной работы;

− организовать домашнее задание по принципу самостоятельности и возможности использования полученных знаний;

− обсудить результаты деятельности совместно с детьми;

− стимулировать и поощрять сами акты познавательной активности учащихся со стороны педагога (эмоциональное стимулирование; формирование ответственности и обязательности; развитие творческих способностей и личных качеств учащихся).

Начав работать над формированием познавательных интересов учащихся на уроках русского языка в начальной школе, была разработана схема этапов работы с лингвокраеведческим материалом.

Схема включает в себя три этапа:

1. «Любопытство и удивление» - эмоциональная мотивация.

Цель этапа: вызвать у учащихся    чувство удивления, живой интерес к процессу познания. На первой стадии       возникает ситуативный интерес, проявляющийся   при   слушании   рассказа   из   истории   предмета   или   от необычного   применении   изучаемого   материала.   Этот   интерес   быстро исчезает при изменении ситуации на уроке. Но нельзя пренебрегать этой первой возможностью вызвать ростки интереса к учению.

2. «Активная любознательность, стремление узнать» - мотивационно-целевой этап.

Цель этапа: обеспечить восприятие учебного материала с увлечением, вовлечь  учащихся   в   активную   деятельность,   помочь   овладеть   новыми формами    учебной    деятельности.    На    этой    стадии    учащиеся спрашивают, спорят,   стараются   самостоятельно   найти   ответы   на   свои  вопросы и вопросы товарищей. На данном этапе определялись такие    способы   учебно-предметных    действий,    которые обеспечивали   бы   восприятие   материала   с   увлечением.

3. «Прочные знания»  познавательная мотивация.

Цель этапа: стремление к прочным знаниям по предмету и применение.

Каждый новый этап возникает на основе предыдущего и на определенный период становится приоритетным: управляющим и подчиняющим себе другие.  В зависимости от учебной ситуации один этап может дополнять другой. Так эмоциональные проявления младших школьников становятся мотивом поведения, ориентированного на достижение познавательной цели параллельно у ребенка формируются такие качества, как инициативность, любознательность.

 


3.2.1. Тематика уроков по использованию лингвокраеведческого материала

Работа над активизацией словаря (2,3,4 класс)

Активизация словаря – одно из важнейших направлений словарной работы на уроках. Влияние этой практической задачи осуществляется на каждом уроке русского языка. Работа со словом сложна и многообразна. Я использую различные приемы ознакомления с новыми словами и их значениями: выяснение значения путем показа картинки, уточнение значения по толковому словарю, подбор синонимов, антонимов, словообразовательный анализ, включение нового слова в словосочетание или предложение. И здесь использую различные занимательные материалы, обращаясь к творчеству уральских поэтов и писателей.

При первом изучении словарного слова обращаю внимание детей на признак, который присущ только этому слову, и затем связываю этот признак с орфограммой, которую надо запомнить. Например, изучаем слово апрель. Говорим о месяце, выделяем признак, который отличает апрель от других месяцев. Дети сразу выделяют этот признак: солнечный апрель. Разбираем слово в написании. И сразу вводим употребление слова «апрель» в речи, но подбираем примеры из поэзии свердловских поэтов:

Принёс фиалки солнечный апрель,

Раздаривает щедрые веснушки,

И пахнет смолкой голубая ель

У лесниковой старенькой избушки.

Артемий Подогов

На этом этапе изучения слова с безударной гласной, которую нельзя проверить ударением, очень важно, чтобы внимание детей было максимально сконцентрировано на изучаемой орфограмме. Для этого на доске пишу изучаемое на уроке слово, выделяя цветным мелом нужную орфограмму.



2 класс

Тема урока «Ударные и безударные гласные в слове»

Задание: прочитайте башкирскую поговорку, объясните написание безударных гласных, проверяемых ударением.

Не поседеет борода - не поумнеет голова.


Тема урока «Вспоминаем правило написания прописной буквы»

На данном уроке учащимся предлагается выполнить упражнения по антропонимии. Задание: письменно ответьте на вопрос «Что приходит к нам сразу после нашего рождения, сопровождает всю жизнь и остается в миру после нашей смерти?».

Результаты работы:

Приведем примеры ответов, которые были даны учащимися: имя (80 %); имя, фамилия (15 %); имя, фамилия, отчество (5 %). Как видим, ответ на вопрос не вызвал затруднения у школьников, все ученики справились с заданием.

Домашнее задание: напишите небольшое мини-сочинение, опираясь на следующие вопросы:

Как меня зовут?

Почему меня так назвали?

Что означает мое имя?

Какие имена считаете популярными в наше время?

Какие имена были «модными» во времена ваших бабушек и дедушек?

Результаты работы:

Ученики назвали от 1 до 6 вариантов своего имени. Наиболее интересные уменьшительные имена: Настюша, Настена (Анастасия); Лизуня, Лизунчик (Елизавета); Дашута, Данюся (Дарья).

На вопрос «Что означает мое имя?» ответили всего 30 % школьников. Ответы были следующими: Дмитрий ― «садовник»; Юлия ― «покровительница»; Алексей ― «защитник» и т.д. Остальные учащиеся затруднялись ответить на этот вопрос.

По мнению обучающихся 2 класса, самыми распространенными именами сейчас являются: Анастасия (76 %); Даниил (61 %); Диана (62 %); Карина (51 %). Также были названы имена, которые давали прабабушкам и прадедушкам: Валентина (49%); Иван (35%); Валентина (47%); Евдокий (61%); Матрена (64%).


Тема урока «Большая буква в именах и фамилиях»

Задание (коллективная работа): образовать фамилию от исходных слов из уральского диалекта:

1) Абакша ― «малоподвижный человек, лежебока»;

2) Бажен ― русское нецерковное имя, значение «желанный, сердечный»;

3) Веселко ― «веселый человек»;

4) Гореин ― «горемыка»;

5) Завороха ― «сумятица, беспорядок»;

6) Закоптелый ― «покрытый копотью человек»;

7) Култыш ― «беспалый человек».

Тема урока «Образование слов при помощи суффиксов»

(Образование населенных пунктов от имени человека).

Задание (письменная работа в парах по составлению схемы): образуйте название населенного пункта Свердловской области от имени. Какая часть слова участвует в образовании новых слов. (Суффикс-к-)


топоним

антропоним

Агаповка

Агапов

Александровка

Александр

Алексеевка 

Алексеев

Барановка 

Баранов

Васильевка

Васильев

Тема урока «Несклоняемые имена существительные»

Задание: найти и подчеркнуть названия населенных пунктов Свердловской области, которые нельзя изменить: Васильевка, Николаевка, Аносово, Варламово, Новоандреевка.


Тема урока «Фразологизмы»

Задание: прочитайте фразеологизмы Урала, объясните их значение. Замените фразеологизмы близкими по смыслу словами.

Дать улочку (прогуляться);

Глаз да глазоньки (нужен тщательный досмотр);

Как с печи пал (неожиданно);

Картовна душа (любит картофель);

Растворено-не замешано (не начато дело)


3 класс

Тема «Имя существительные собственные и нарицательные»

Задание 1 (распределительный диктант): распределить и записать имена существительные в две группы: в первую имена существительные собственные, во вторую — нарицательные.

Город Первоуральск, речка, деревня Ручьи, река Исеть, ручей, девочка Маша, город, мальчик Сережа, собака Жучка, село, улица, козленок Тишка.


Задание 2: образуйте названия озер, рек и населенных пунктов от исходных слов:

- обилие рыб: карасей (о. Карасье);

- в озере водилось много щук (о. Щучье);

- местность, где в давние времена водились лебеди (д. Лебяжка)

- река, которая получила название оттого, что человек увидел на речке утиную стаю (р. Утка).

улицы идеологического характера

улицы, названные именем героев

улицы, названные именами писателей, поэтов

улицы, названные по местоположению






Задание 3 (домашнее задание исследовательского характера): определить, с чем связано возникновение названия улицы.

Калинина, Пушкина, Машиностроителей, Гоголя, Камчатская, пер. Верхний, Ильича, Орджоникидзе, Кировградская, 40-лет Октября.



Задание 4: прочитайте, объясните поговорку, найдите собственное имя существительное.

Не было фарту, залез в долги к Уркварту, — говорили старатели. Если им не везло на добыче золота, они шли за кабальным займом в контору концессионера-англичанина Уркварта, пользовавшегося недрами Урала в районе Карабаша-Кыштыма, Челябинской области; Октябрьская революция лишила этого хищника уральских богатств.

Делов-то у него, как у Поклевского. Заводчик и помещик Поклевский-Козелл имел в Талице, Свердловской области, винокуренный, дрожжевой и конный заводы, асбестовые и золотые прииски в разных местах Урала и Зауралья.


Тема урока «Имена прилагательные»

Задание: найдите в стихотворении уральской поэтессы Елены Хоринской «Песня о родном городе» слова, отвечающие на вопросы какой? Какая? Какие? Какие слова они поясняют?


Ждет у ворот меня моя березка,
У проходной, вечернею порой…
Пройдем, пройдем по улицам Свердловска
Июльской ночью, ночью голубой.
На белом свете городов немало,
Но лучше тот, где мы с тобой живем.
Недаром сердцем горного Урала
Мы наш Свердловск, родной Свердловск зовем!
Елена Хоринская «Песня о родном городе»


Тема урока «Правописание имен прилагательных»

Задание: отгадайте камень по его описанию, вставьте окончания имен прилагательных, найдите слово, с которым согласуется данное прилагательное.

Камень темно-зелен.. цвета с черн.. проточинами, добывается на Урале ниже уровня грунтов.. вод, часто этот камень упоминается в Бажовск.. сказках, например, цветок сделан из этого камня, (малахит).


Тема урока «Диктант «Серебряное копытце»» с последующим грамматическим заданием.

Была ясная ночь. У избушки стоял козёл. Он ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит. Прыгнул козёл на крышу и давай серебряным копытцем бить. Из-под ножки ка  мешки дорогие посыпались. Вернулся Кокованя домой и не узнал избушки. Вся она была в дорогих камнях. Камни горели, переливались разными огнями. К утру выпал большой снег. Все камни засыпало. Там, где козёл скакал, люди камешки дорогие находить стали

 (По П.Бажову)

Грамматическое задание

  • Закончи рассказ с помощью одного предложения.

  • Покажи в тексте 8 любых ловушек (орфограммы).


Тема урока «Второстепенные члены предложения. Определение»

Задание: прочитайте текст уральских поэтов. Есть ли в предложениях второстепенные члены предложения, какие? Подберите синонимы.

1)Полюбил я суровые зимы,
Грусть берёзы,
Что клонится вниз,
И
грачей, пролетающих мимо,
На прощанье стучащих в карниз
.

Н. Куштум


Тема урока «Текст и его заголовок»

Задание: выразительно прочитайте отрывки из произведений. О чем говориться в тексте? тип текста (описание, повествование, рассуждение); укажите синтаксические особенности текста: количество предложений. Как можно озаглавить текст.

О каком географическом объекте говорят авторы? Какую роль в каждом тексте играют топонимы? Как образованы эти топонимы?

1) «Раньше у нас тут платину воровали, часть сдадут скупщику, а часть себе оставят. Скупщик Тима Ерохин поедет из Висим, а платину в Тагил сдавать братьям Треуховым, а Кривенко подкараулит; платину отберет, убийств не было…Демидов первый в России сделал ружье, с этого их государь шибко полюбил и дал здесь поместье. Говорит, будто бы в Перми жил, а главное управление было в Тагиле».

П.М. Петров

Тема урока «Работа с текстом»

Задание: определить тему текста; определить тип текста (описание, повествование, рассуждение); указать синтаксические особенности текста: количество предложений; преобладающие типы предложений; прокомментировать орфограммы и пунктограммы.

Бабушка Августа про наше уральское золото сказку одну мне сказывала. В давние времена на одной из гор возле Тургояка стоял Золотой дворец. Вокруг дворца леса непролазные шумели. Тянулся этот лес, чисто уремный, далеко по всему камню - Уральским горам.

Жил в Золотом дворце царь всех змей - Полоз. Был он тридцати аршин длиной и в три аршина толщиной. Охраняли Полозов дворец десять страшных гадюк, а кругом разные змеи ползали.

Власова, С. К. Полозов дворец


4 класс

Тема урока «Имена существительные собственные и нарицательные»

Задание 1: отгадайте название населенного пункта нашей местности:

1) Второй слог "тус" в переводе с манси значит - "рот", или в переносном смысле - "устье". Первый же слог, возможно, имя собственное (Уктус)

2) сары - "жёлтый", таш - "камень" (Шарташ)

3) переводе с татарского означает «Спокойная» (есть татарское пошмас – «неторопливый, медлительный»), но это очень сомнительная версия, ва – «вода» из коми-пермяцкого языка. (Пышма).


Задание 2: Рассмотрев прозвища, определить причину их образования:

Дербяш, Каблуки, Косой, Лихо Одноглазое, Луковое горе, Барсик, Гусишка.


Тема урока: Образование имен существительных.

Задание 1: найдите сложные слова в тексте. Назовите способ образования слов.

Прославлены уральцы - камнерезы

Хранители волшебного огня.

Чеканщики по стали и железу-

Уральцев знаменитая семья.

Эдуард Асадов

Задание 2: Выписать слова, которые употребляются в вашей семье. Подчеркнуть слова, которые являются нормой.

Помидора, помидор, грибовница, губница, грибной суп, вехотка, мочалка, подосиновик, красноголовик, шоркать, тереть, с ночевой, с ночевкой, так, дак.


Задание 3: «Словарь семейных слов». Творческое домашнее задание: Составьте «Словарь семейных слов», возникших и употребляемых только в отдельной семье. Приведем пример «Словаря семейных слов» ученицы 4б класса Владыкиной С.:

«грабли» ― руки;

«жарка» ― сковорода;

«кумпол» ― голова;

«полежка» ―кровать;

«хомячить»− есть;

«Пух» ― толстый человек (Винни-Пух);

«трубка» ― сотовый телефон.

Констатируем тот факт, что в каждой семье есть слова, которые понятны только определенной семье, но непонятны другим. Каждое отдельно взятое слово занимает определенное место в речевой культуре семьи.


Тема урока: Знаки препинания в предложении.

Задание 1 (работа в группах): разделите текст на предложения, обозначьте границы предложений, поставьте знаки препинания.

   В лесу всегда была тишина на солнце опушек в птичьем голоске над полянами и в кукушечьей глухоте боров и в неясном веянии ветра, в его вздохах и шорохах, непонятных, как чей-то невидный полет, но приятно ясный уху ветер был и не был шелестели и молкли листья и всегда стоял вечный шум-шорох сосен, и всегда была тишина тиши на клонила голову венчиком сон-травы открывалась в немом полыхании зорь на росах в малиновом звоне неслышной заутрени, в цветном хоре первых играющих над лесом лучей…

Н. Никонов «След рыси»


Задание 2: найдите однородные члены предложения, поставьте знаки препинания в выражении. Есть ли в тексте топонимы? Что вы о них знаете?

Загадка: Живу в Мадриде, работаю в Пентагоне, а отдыхаю на Кубе.

Мадрид – красивое здание на площади 1ой пятилетки, на Уралмаше. Здание построено в 1937г. во время военных событий в Испании. Свердловск, наблюдавший за событиями также как и вся страна, предложил свою помощь испанцам. В здании гостиницы планировалось разместить испанских беженцев. После этих событий за домом прочно закрепилось имя «Мадрид».

Пентагон – серое семи этажное здание, ограниченное улицами Мамина-Сибиряка – Малышева – Луначарского. Хоть здание и не имеет 5 углов, как у американского брата, но за его закрытый внутренний двор и внушительные размеры (110м на 210м) его стали называть Пентагоном. Официальное название у здания Дом Промышленности.

Кубой в местной топонимике обозначили  жилой массив, расположенный на полуострове Большеконный, на берегу Верх-Исетского пруда. Район этот образовался при строительстве в 1920-х годах водокачки и электростанции. Топоним возник из-за географической оторванности этого участка от основной части города.


Тема урока «Работа с текстом».

Задание: прочитайте текст. В чем особенность выделенных слов. Как образовались данные слова. Сделайте вывод о языке писателя.

Ушел Кокованя. Осталась Даренка с Муренкой. Днем-то привычно было без Коковани сидеть. Как темнеть стало,  запобаивалась. Только глядит- Муренка лежит спокойнехонько.  Даренка и повеселела. Села к окошечку, смотрит в сторону покосных ложков и видит – по лесу какой-то комочек катится. Как ближе подкатился, разглядела - это козел бежит. Ножки тоненькие, головка легонькая, а на рожках по пяти веточек.


Тема урока «Правописание глаголов».

Задание: прочитайте текст. Ответьте на вопросы:

― С помощью каких слов и словосочетаний автор передает состояние природы?

― Какие слова придают отрывку художественное звучание?

― С какой целью автор использует в тексте большое количество прилагательных и?

― Найдите слова, с помощью которых поэт олицетворяет природу, и укажите их значения в данном тексте.

― Выпишите глаголы и определите их время.

Земля ликует соком горьковатым,

Стекающим слезами со ствола.

А в небе росчерком пера витиеватым

Проносятся скворцы. Весна пришла!

Вчерашняя листва шуршит устало.

Колдует солнце золотом волос

Над каждой почкой, над былинкой малой,

И гладит кожу молодых берез.

Вячеслав Бураков

3.3. Контрольный этап

Завершающим этапом исследования было проведение повторного диагностирования уровня сформированности познавательных интересов младших школьников. В ходе контрольного исследования в апреле 2015 г. по шкале выраженности учебно-познавательного интереса (по Ксензовой Г.Ю.) наблюдаем повышение интереса обучающихся к предмету (Приложение 5). Таким образом, из таблицы и диаграммы уровня познавательной активности (Приложение 6,7) видим, что из общего числа учеников (25человек):

− высокий уровень выраженности познавательно интереса – 7 человек (27%);

− средний уровень выраженности познавательно интереса – 14 человек (52%);

−низкий уровень выраженности познавательно интереса – 4 человек (21%).

Сравним результаты диагностики сформированности познавательной активности у обучающихся на март 2013г. и на апрель 2015г. (Приложение 10).

Количество обучающихся с выраженной познавательной активностью, которые с интересом и удовольствием выполняют домашнее задание, берутся за учебную деятельность, возросло: с 4 до 7 чел., с 21% до 27%. Понизилось количество обучающихся с низким уровнем познавательной активности: с 8 до 4 человек, с 31% до 21% (Приложение 11, 12).

На контрольном этапе наблюдаем, что уровень развития познавательной активности младших школьников повысился, следовательно, в ходе формирующего исследования, в результате использования местного языкового материала на уроках русского языка происходит положительная динамика.

Таким образом, применение материалов лингвистического краеведения на уроках русского языка вызывает познавательный интерес к языку. Местный языковой материал дает целостное восприятие окружающего мира, толчок к самостоятельной деятельности ребят и наглядно утверждают их личностный рост. Наблюдалась постоянная работа над расширением и уточнением словарного запаса учащихся, которая проводилась на любом этапе урока (объяснение значений слов, этимология слова, отработка произношения в ходе написания, словарно-грамматическая работа, подбор синонимов и антонимов – т.е. постоянная лексико-семантическая, грамматическая, орфографическая, словообразовательная работа).

По результатам анализа результатов исследования можно утверждать, что элементы лингвистического краеведения, применяемые на уроках русского языка, повысили уровень познавательного интереса, что привело к повышению качества обучения. Можно говорить о том, что цель работы достигнута, задачи выполнены полностью.      


Заключение

Предметом познавательной активности для школьников являются новые знания о мире, которые будут связывать учащихся с окружающей действительностью: с чем-то близким и знакомым. Необходимо показать обучающимся, что родной край является носителем языка, который нужно изучать. Изучая языковой материал региона, у школьников повышается интерес к родному языку.

Включение элементов краеведения на уроках − лучшая пища для детского ума и воображения, средство развития памяти, интереса, внимания. На уроках русского языка с применением элементов лингвокраеведения создаются благоприятные условия для развития логического мышления детей. Ученик, опираясь на конкретно-образное мышление, возникающее в процессе наблюдения, приходит к умозаключениям, обобщениям, применяя доступные для его возраста логические операции: сравнения и аналоги, анализ и синтез, обобщение и конкретизацию.

Главное при изучении лингвокраеведения для учащихся состоит в том, что это дает возможность понять своих соотечественников, приобщиться к исторической судьбе народа, совершенствовать речевую культуру и свободное владение речью.

Изучение родного края и использование краеведческого материала на уроках русского языка является важным аспектом в воспитании у школьников чувства патриотизма, в формировании системы нравственных ценностей. В условиях, когда расшатаны нравственные идеалы, лингвокраеведческий материал служит мощным средством воспитания духовности, этической и нравственной культуры.

Современному обществу нужны образованные, коммуникабельные, нравственные люди. Перед школой стоит задача воспитать личность, владеющую культурой общения, с уважением относящуюся к духовным ценностям. Чтобы воспитать такую личность, необходимо научить школьника решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения. Поэтому выявлено следующее  противоречие: между общим снижением уровня культуры речи учащихся и требованием общества – развитие личности, способной создавать собственное речевое высказывание, анализировать информацию, содержащуюся в тексте. Считаю, что текст в условиях классно-урочной системы, с одной стороны, должен стать стимулом для решения учебных задач, с другой стороны, должен предоставить необходимые факты и языковой материал для создания собственного речевого высказывания.

В связи с этим, сформулирована тема на следующий межаттестационный период − «Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка».

Целью педагогической деятельности по данной технологии является формирование коммуникативной компетенции через работу с текстом.

Задачи:

  1. изучить педагогическую литературу и опыт педагогов по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка;

  2. выявить эффективные условия для формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка в начальной школе при работе с текстом;

  3. разработать комплекс заданий и упражнений практической работы с текстом, направленных на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц;

  4. внедрить в образовательный процесс комплекс заданий и упражнений практической работы с текстом, направленных на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц.

Список литературы

1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пос. для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008.

2.Бахвалова  Т.В.  Лингвокраеведческая  составляющая  в  подготовке  будущего  учителя  /  Т.В.  Бахвалова  //  Педагогическое  образование  и  наука  —  2010  —  №  7  —  С.  21—26.

3. Бабайцева В.В. Комплексный анализ текста (на уроке русского языка). // Русская словесность. ― 1997. ― № 3. ― С. 57

4. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников.- Изд. 2-е, испр. и доп. - Ростов-на-Дону, 2000.- 505 с.

5. Бондалетов В.Д. Русская ономастика. ― М., 1983 ― С.3

6. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании русского языка // Рус. язык в школе. - 1996. - №

 7. Быстрова Е.А. Культуроведческий аспект преподавания русского языка в национальной школе // Рус. словесность. - 2001. - № 8.

8. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А.Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.]; под ред. А. Б. Воронцова.- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 176 с. – (Стандарты второго поколения).

9. Величко Л.И. Работа над текстом на уроке русского языка. - М., 1983.

10. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: учебное пособие. - М., 1998.

11.Кадоло  Т.А.  Региональный  лексический  компонент  на  уроках  русского  языка  /  Т.  А.  Кадоло  //  Вестник  ТГПУ  —  2012.  —  №  2  (117)  —  С.  126—130.

11. Кисаев И.А., Паукова Л.Н. Информационно-аналитическое сопровождение процесса развития общеобразовательной школы: диагностический аспект. Екатеринбург. Издательство Дома учителя, 2004г.

12. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 2001. - 85 с.

13. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. - Воронеж, 1998. - 226 с.

14. Лебедева Е.С. Уроки ономастики: научный поиск и творчество учащихся.

// Русский язык в школе. ― 2000. ― № 2. ― С. 48-49.

15. Лосева А.М. Как строится текст. - М., 1980.

16.  Львов М.Р. Роль родного языка в становлении духовного мира личности. РЯШ №4, 2001.

17. Львова С.И. Русский язык в школе: состояние, проблемы и пути их решени

/ О.М. Александрова // Русский язык в школе.― 2003. ― №4 ― С. 3-6.

18. Львова С.И. Осторожно: художественный текст. (Анализ мини-фрагментов художественных текстов на уроках русского языка). // Русская словесность. ― 1997. ― № 3. ― С. 51-56.

19. Львова С.И. Использование региональной лексики при обучении морфемике и словообразованию / С.Н. Ляпина // Русская словесность. ― 1999. ― № 2. ― С. 43-46.

20. Майорова Т.М. Лингвокраеведческая работа в школе.// Русский язык в школе.― 2000. ― № 4 ― С.43

21. Настольная книга учителя русского языка: Справочно-методическое пособие / Сост. Е.Т.Романова. М., 2002.

22. Никитина Е.Н. Основы методики развития речи учащихся Е.В. Архипова // Русский язык в школе. ― 2006. ― № 1. ― С. 99-103.

23. Никонов В.А. Введение в топонимику. ― М., 1965.

24. Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. // Русский язык в школе. ― 2000.―№ 4. ― С.3

25.Программно-методические материалы. Русский язык/Сост. Л.М.Рыбченкова. Дрофа, М., 2002.

26. Пахнова Т.М. В пространстве текста... РЯШ №2, 2008.

27. Пахнова Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре. РЯШ №4,2003.

28. Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика. М., «Ладога-100», 2002.

29. Рухленко Н.М. Заметки с уроков русского языка, или как сделать обучение русскому языку интересным. РЯШ №1, 2008.

30. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – Самара: Учебная литература, 2004.

31. Савенков, А.И. Психология исследовательского обучения / А.И. Савенков. –

М. : Академия, 2005.

32. Савенков, А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы / А.И. Савенков // Одарённый ребенок. – 2003. – № 2.

33. Семёнова, Л.В. Дополнительная образовательная программа “Я – маленький исследователь” / Л.В. Семёнова. – МОУ.

34.Степанова Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. М.:ТЦ Сфера, 2003.

35.Узденова  Х.Т.  Лингвистическое  краеведение  как  средство  формирования  гражданской  позиции  будущих  педагогов  в  условиях  университета  /  Х.Т.  Узденова  //  Научные  проблемы  гуманитарных  исследований  —  2011.  —  Выпуск  1  —  С.  171

36. Фалькович Т.А. и др. Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. М., «Вако», 2006 г.

37. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).

30. Шенкман В. И. Лингвокраеведческая работа в школе // http://www.pspu.ru.

http://www.rus.1september.ru/2004/37/1.htm

http://www.moi-ural.ru/

http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mnum












1 Бондалетов В.Д. Русская ономастика. ― М., 1983 ― С.3



2 Майорова Т.М. Лингвокраеведческая работа в школе.// Русский язык в школе. ― 2000. ― № 4 ― С.43




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мячкова Елена Анатольевна

Дата: 10.11.2016

Номер свидетельства: 357373

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства