Использование технологии встречных усилий на уроках русского языка для развития ключевых компетенций учащихся
Использование технологии встречных усилий на уроках русского языка для развития ключевых компетенций учащихся
В работе описаны основные этапы урока русского языка,построенного в соответствии с технологией встречных усилей:разминка,контрольно-подготовительный этап,"вызов",сотворчество,рефлексия.Дана характеристика педагогических приемов,позволяющих активизировать и соединить усилия субъектов учебной деятельности в процессе познания.В качестве примеров представлены фрагменты уроков русского языка в 5 классе,описана работа с текстами классической художественной литературы при изучении темы "Однородные члены предложения".Показана групповая и индивидуальная работа,рассказано о подготовке разноуровневых домашних заданий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование технологии встречных усилий на уроках русского языка для развития ключевых компетенций учащихся »
Использование технологии встречных усилий на уроках русского языка для развития ключевых компетенций учащихся
Из опыта работы Дудкиной Оксаны
Викторовны, учителя русского языка и
литературы МБОУ «Лицей №3»
г. Курчатова
Курчатов, 2015
B современной педагогике действуют разные образовательные программы, в центре которых стоит ученик как субъект.
Прежний подход в образовании, когда «учитель говорит - объясняет, а ученик внимательно слушает - воспринимает - воспроизводит!», постепенно и без колебаний заменяется подходом, когда «ученик сам изучает - выявляет - познает - понимает - осмысливает - применяет». Это самый продуктивный путь познания.
В русле поиска современных подходов к обучению заслуживает внимания построение урока, выдержанного в технологии встречных усилий, в которой процесс освоения новых знаний основывается на взаимоподдержке обеих
сторон : учителя и ученика. Это творческо -- поисковый процесс, во время которого учитель является наблюдателем или руководителем, соучастником или организатором, советником или помощником, но в каждой роли
руководствуется лозунгом: «Нельзя преподносить знания готовыми, надо каждое новое открытие делать вместе с детьми».
Чтобы учитель выполнял свои «роли», он должен «больше слушать, чем говорить, больше показывать, чем смотреть, во время работы помогать ученикам, избегая давать конкретные указания» (М. В. Кларин). В таком случае каждый ребенок полностью выявит свои истинные возможности и реализует свои стремления.
Урок, построенный в соответствии с технологией встречных усилий,условно разбивается на пять основных этапов: разминка, контрольно-подготовитель- ный, «вызов», сотворчество, рефлексия. На каждом этапе реализуются свои педагогические приемы, позволяющие активизировать и соединять усилия субъектов учебной деятельности в процессе познания.
Конечно, русский язык – сложный школьный предмет, и первостепенной задачей учителя-словесника является воспитание любви к языку, т.е. воспитание интереса к его глубокому изучению.
Что может способствовать этому? Что необходимо предпринять, чтобы сделать учение увлекательным, а каждый урок продуктивным? Думаю, что я нашла ответ на эти вопросы, познакомившись с технологией встречных усилий.
В основе этой технологии лежат принципы учебного сотрудничества.
Сотрудничество - это совместная деятельность учителя и ученика, основанная на взаимопонимании, доверии, совместном анализе процесса и результатов учебной деятельности.
Стиль взаимоотношений, который складывается в процессе учебного сотрудничества, - демократический: не запрещать, а направлять; не управлять, но соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а реализовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора. Главным содержанием этих взаимоотношений становится принцип учения без принуждения, который характеризуется:
-замене принуждения желанием, которое порождает успех;
-ставкой на самостоятельность и самодеятельность детей и т. д.
Конечно, не всегда мне удается реализовать все эти принципы, так как создание поля совместной деятельности учителя и ученика, как того требует технология встречных усилий, - долгий процесс. Необходимы сонаправленные усилия и учителя, и ученика, и других педагогов, и родителей... Только тогда учебное сотрудничество обретет основное свое значение: сотрудничество, совместный труд.
Сегодня использование этой технологии стало своеобразной для меня потребностью. Благодаря этому испытываю удовлетворенность своей деятельностью, легче решаю проблемы учебно-воспитательного процесса, которые порой у меня возникают. Использование этой технологии помогает мне
решать проблемы учебно-воспитательного процесса, которые порой возникают.
Хочу поделиться тем, как я добиваюсь того, чтобы преподавание было интересным.
Чтобы интересно преподавать, надо самому быть человеком увлеченным, стремиться к тому, чтобы каждый новый урок отличался от другого. Поэтому стараюсь избегать штампов, ищу новые приемы и методы, стараюсь активизировать каждого ученика, следую принципам учебного сотрудничества.
Свой урок условно делю на 5 этапов: "разминка", “контрольно-подготовительный”, “вызов", "со-творчество", "рефлексия". На каждом этапе реализуются свои педагогические приемы, которые способны активизировать, соединять усилия мои и моих учеников в процессе познания.
Начало урока, разминка.
Первый этап урока предполагает своеобразный «разогрев» учебной группы,
настрой на совместную учебную деятельность. Обязательное условие – связь с темой урока.
Некоторые педагогические приемы данного этапа.
• Интеллектуальная разминка-это “пятиминутки” для развития сообразитель-
ности. В течение нескольких минут нужно решить задачу, ответить на воп-
рос кратко, точно, с необходимым пояснением.
• Игра «Да-нетка» - учитель загадывает нечто (часть речи, член предложения,
грамматический термин и др.) Ученики пытаются найти ответ, задавая
вопросы, на которые учитель отвечает только словами “да” или “нет”,
“и да и нет”.
“Отсроченная отгадка” - в начале урока учитель предлагает учащимся задачу, решение которой будет раскрыто в ходе работы над новой темой,
“Эпиграф” - учитель предлагает ученикам осмыслить текст, записанный на доске, и решить, каким образом он связан с темой урока.
“Удивляй!” - учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
Так, в 5 классе, прежде чем объявить тему урока, я прочитала сказку об однородных членах предложения из книги И.Постниковой “Это непростое
простое предложение” и поставила перед ребятами вопрос: “Как эта сказка будет
связана с темой урока?”
Слушаю ответы, прихожу к мысли, что не всеми сказка понята. Тогда беру другой прием: раздаю карточки с тестами по данной теме. Ребята решают их легко. Теперь говорят, что урок связан будет с однородными членами предложе-
ния
Использую и такой прием - "Лови ошибку". Задаю детям 5 вопросов намеренно с ошибками, например: "Я утверждаю, что эти члены предложения отвечают на один и тот же вопрос, являются одной и той же частью речи,поясня-
ют один и тот же член предложения".Или:"Я утверждаю, что этими членами предложения могут быть только второстепенные" и т.д.
Ученики соглашаются или не соглашаются с моим утверждением, начиная свое высказывание-аргумент с фразы: "Я согласен..." или "Я не согласен...", а я не только решаю в это время синтаксические задачи, но и провожу тренинг общения.
Теперь можно продиагнозировать, что знают мои ученики по данной теме, в какой степени материал изучен, на что нужно будет обратить больше внимания, что углубить. Этому помогает следующий этап -"вызов". Раздаю каждому листы с конспектом теоретического материала об однородных членах предложения, который изучается в курсе 5 класса. Учащиеся читают предложенный конспект, расставляя на полях "сигналы": "V" - известные факты,"+" - хотелось узнать поподробнее,"?" -материала не знаю, нужны дополнительные сведения. Таким образом, учащиеся объективно оценивают собственный познавательный опыт, что служит залогом адекватного включения его в учебный процесс. Я же прошу учащихся определить темы, над которыми мы будем работать, коллективно добывая знания, сообщаю им цели урока сегодняшнего, задачи целой темы.
Ребятам нравится делать открытия, они активны. Теперь и мне ясно, с кем больше работать, какому фрагменту темы уделить больше внимания.
Для активизации учащихся нередко использую на этапах "разминка" и "вызов" такие приемы, как "Эпиграф", "Погружение", "Опрос - кроссворд", "Толстый и тонкий вопросы", куда ввожу часть понятий, относящихся к новой теме, которые "срабатывают" и на уроках обобщения материала по русскому языку, и на уроках литературы, особенно после прочтения самостоятельно учениками какого-то произведения.
«Лови ошибку» - обсуждая с учащимися уже изученный материал, учитель намеренно допускает ошибки, ученики должны исправить их.
«Светофор» - это полоска бумаги, с одной стороны красная, с другой зеленая. При опросе ученики сигнализируют о своей готовности к ответу, поднимая «светофор» красной или зеленой стороной.
Блиц-опрос- проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной работы.
Опрос по цепочке - рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа.
Фактологический диктант - диктант проводится по базовым вопросам. Работа ведется в высоком темпе: здесь нет необходимости в размышлени-
ях, должна работать память.
• Программируемый вопрос - ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных ( опрос проводится устно).
Постановка учебной цели, создание ситуации “вызова”.
На этом этапе работы учитель создает проблемную ситуацию, вызывая у своих учеников воспоминания о данной теме, обращаясь к их собственному опыту.
«Цель и цели» - учитель, сообщая тему и основную цель урока, предлагает учащимся сформулировать свои цели учебной деятельности.
«Знаю - не знаю» - каждый учащийся определяет, что он уже знает но теме, чего не знает, что хочет узнать.
«Вопрос к тексту» - перед изучением нового материала ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов.
Сотворчество.
Предполагает соединение воедино усилий всех участников учебного процесса.
Предлагаемые приемы:
«Театрализация» - разыгрывается сценка на учебную тему.
Кластер - это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами или явлениями. В нем записываются основные понятия, о которых идет речь, с помощью стрелок и расположения слов в табличке показывается, как связываются между собой рассматриваемые понятия.
Деловая игра - моделирует реальную производственную, научную «взрослую» деятельность и может воплощаться на уроке в самых неожиданных вариантах.
Проблемный диалог – предполагает поиск самими учащимися новых способов решения, выбор новых материалов, нужных для решения. Учитель выполняет роль помощника.
Этап "сотворчество" - самый главный: необходимо поддерживать активность, интерес учащихся, совместно решать задачи урока, чтобы потом всю информацию по проблеме собрать в совокупное знание. Я не управляю, а только организовываю, координирую деятельность учащихся и только в конце урока могу подвести итоги. Главное - гибкое конструирование информации, учебного материала, что способствует развитию таких качеств во взаимоотношениях, как соучастие, сопереживание, соуправление, сотворчество.
Чтобы и на этом этапе интерес к теме не ослабевал, включаю элементы занимательного материала. Например, на доске записываю предложение:"Всех пальцев у меня двадцать пять на одной руке, столько же на другой да на обеих ногах десять". Задаю вопрос: ”Отчего он оказался таким уродом?”
Ребята ищут ответ в неправильной постановке знака препинания, говорят об обобщающем слове и знаках препинания при нем.
Рефлексивный этап урока - это осмысление результатов своего труда, общая оценка урока, оценки индивидуальные. Как можно увидеть эти результаты? В чем они могут проявиться?
Предлагаемые приемы.
Опрос-итог - в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие учени-
ка к рефлексии урока.
Отсроченная отгадка - необходимо не забыть возвратиться к вопросу, поставленному перед учащимися в начале урока .
«Эссе» - пятиминутное сочинение, в котором учащиеся дают оценку своим знаниям по изучаемой теме, что дает учителю представление о восприятии темы школьниками.
«Синквейн» - стихотворение из пяти строчек, каждая из которых имеет строгое содержание и определенную форму: 1 - существительное, задающее тему стихотворения, 2 - два прилагательных к данному существительному, 3-три глагола к данному существительному, 4 - смысловая фраза, 5 - одно заключительное слово ( предложение),определяющее эмоциональное отношение ко всему сказанному.
Во - первых, это обращение к тем приемам, которые были использованы на первых этапах урока: возвращение к эпиграфу, с просьбой оценить, как он соответствовал теме урока. Можно сравнить предыдущий уровень знаний с новым уровнем, используя такие приемы, как "Знаю - не знаю", "Вопросы к тексту", а также создание "Синквейна" или "Эссе", которые как бы являются итогом работы ученика по данной теме. Эти работы дают возможность и учителю представить, в какой степени ученик тему воспринял (усвоил).
На каждом уроке считаю необходимым обращение к тексту. Важно ведь сформировать такую личность, которая могла бы выразить свои мысли и чувства, раскрыть неповторимость своего характера. Этому нужно учить на высокохудожественных образцах. Поэтому подбираю такие тексты, которые могут вызвать светлые, добрые чувства, дающие ученику возможность ощутить себя в гармонии с окружающим миром, помогут сформировать оптимистическое мироощущение. А главное - познать тайну слова! Но слово приобретает смысл только во фразе, в тексте, поэтому научить понимать текст можно, обращаясь к комплексному его анализу. Недаром говорят психологи, что существуют три ступени понимания текста: первая - прочитал текст и не все в нем понял; вторая - прочитал текст и понял только то, что в нем есть; третья - прочитал текст и понял даже то, чего в нем нет. Вот к этому, третьему, уровню, на мой взгляд, и необходимо поднимать наших учеников. Здесь многое зависит от нас, учителей. Поэтому считаю работу с текстом очень важной, уделяю ей должное внимание на своих уроках.
Например, изучая однородные члены предложения, обратилась к эпизоду из рассказа И.Бунина "Последнее свидание":
"В сырых лунных полях тускло белела полынь на межах. Большекрылые совы бесшумно, неожиданно взвивались с межи, лошадь всхрапывала, шарахалась. Дорога вошла в мелкий лес, мертвый, холодный от луны и росы. Луна, яркая и точно мокрая, мелькала по голым верхушкам, и голые сучья сливались с ее влажным блеском, исчезали в нем. Горько пахло осиновой корой, оврагами и прелой листвою... Вот спуск в разлужья, как будто бездонные, залитые тонким белым паром. Белым паром дышит и мерин, пробираясь среди кустарников, стеклянных от росы. Хруст сучков под копытами отдается на той стороне, в высоком лесу, темнеющем по скату горы... Вдруг мерин насторожил уши. Два плечистых толстогорлых волка стояли в светлом дыму разлужья. Близко подпустив Стрешнева, они взметнулись и неуклюжим галопом пошли в гору, по белой изморози, радужно сияющей траве.
Луна стояла над пустынными серебристо - туманными лугами направо... Осенняя печаль и красота!"
Учащиеся, прослушав текст, должны определить стиль, время года по описанию (у них в тексте пропущено последнее предложение), назвать однородные члены предложения, какими частями речи они выражены, какими членами предложения являются. Ответить на вопросы: Какими вы увидели лес, поля, луга, разлужья, луну? Каким автор видит лунный свет? Почему преобладает белый цвет? Какие звуки слышны в ночном лесу? А запахи? Как писатель описывает кусты? Чем интересен этот образ? Как думаете, какой художествен- ный образ здесь главный?
Ребята называют лес, луну, лунный свет, называют изобразительные средства, обращаются к словарным статьям, определяя значения этих слов, опираются на знание народных преданий.
После такой работы предлагаю сильным ребятам в течение 6-8 минут составить свой небольшой текст на основе бунинского на тему "Осенняя ночь в лесу", употребив однородные члены предложения. Вот что получилось, к примеру, у ученика К.:
"В осеннюю ночь в лесу мертво и холодно от луны и росы. Яркая, словно мокрая, луна стоит над серебристо- туманными полями. Лунный свет, холодный и мертвый, мелькает по верхушкам деревьев, по кустарникам, стеклянным от росы. Все вокруг залито белым паром и радужно сияет в влажном блеске луны. Пар поднимается от меж на полях, в оврагах и разлужьях. Резко пахнет в отсыревшем воздухе прелой листвой и осиновой корой. Тишина и безмолвие. Только изредка услышишь треск обломившегося сучка, шорох неожиданно взвившейся птицы. Печаль и красота!"
Конечно, это не только подражание образцам, но и самонаучение, требующее от ученика не только знания разделов языка, но и определенного языкового чутья. Ведь вдумываясь в смысл текста-образца, ученик сам находит языковые средства, которыми этот текст наделен, и употребляет их в собственном сочинении. Создать текст на основе данного нелегко, но учить этому нужно и полезно. Чем чаще ученик будет к этой работе обращаться, тем совершеннее будут его собственные творческие работы.
Еще одним из принципов технологии встречных усилий является свободный выбор разноуровневых домашних заданий: I -ый уровень соответствует обязательным результатам обучения; 2-ой - предполагает включение дополнительных задач и упражнений из учебника; 3-й - задание творческого характера. Хлопотно, конечно, проверять такие работы, но помню, что не только обязана обеспечить детей общим для всех обязательным минимумом знаний, но и открыть простор для развития творческой индивидуальности каждой личности.
Кроме этого, сочетаю общеклассную работу с групповой и индивидуальной, что на фоне уровня базового стандарта поможет выявить различия в знаниях учащихся. Для этого использую следующие формы работы: в группах (ряд, стол, команда), работа в режиме диалога (постоянные пары, динамические пары). Создается ситуация не только обмена мнениями, но и ролями. Работа в паре, где один учитель, а другой - ученик, уместна при индивидуальной отработке понятий, тренинге учебных умений и навыков. Часто использую такую работу при закреплении усваиваемого материала, так как это лучший способ научиться: попытаться объяснить изученное другому человеку.
Парная работа строится на базе последовательного пересказа друг другу учебного материала или части его, взаимопроверки, работы в режиме интервью (ответы на заранее подготовленные вопросы). В старших классах организую работу в триаде (от слова три). Это интересная деятельность, в которой не просто спорят друг с другом, но и переходят к стадии убеждения, поиска поддержки одного участника спора другими. Здесь есть возможность проверить истинность высказанных предположений.
Учебная дискуссия важна, так как формирует навыки сотрудничества, благотворно влияет на самоощущение, самооценки особенно застенчивых ребят. От работы в паре, триаде легче перейти к другим нестандартным формам учебной работы. Это уроки-конференции, уроки типа КВН, учебные встречи и др.
Обучение и общение... Они самым тесным образом связаны друг с другом, просто нужно, чтобы и учитель и ученик поняли это: нельзя поучать, нужно учить, проживать что-то вместе с учеником, помогать ему, а значит, общаться!
Поэтому задача учителя и состоит в том, чтобы развивать эти две ведущие деятельности: учение и общение.