kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Мы живем  в эпоху,  когда  расстояние   от самых  безумных  фантазий до совершенно реальной  действительности  сокращается  с невероятной  быстротой», -  писал в свое время М. Горький.  И  сейчас, в  век  сплошной компьютеризации,  в век, когда техника шагнула вперед,  особенно актуально   звучат  слова М. Горького: «В  карете  прошлого никуда  не уедешь…».

Сегодня  приоритетными задачами образования  является не только формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, но и развитие у школьников познавательной активности, умения самостоятельно приобретать знания и оперировать ими, готовности к свободному выбору, способности к успешной социализации и адаптации на рынке труда.

Актуализация этих задач стимулирует научный поиск новых технологий, включающих способы, обеспечивающие развитие интересов и способностей школьников, учет их индивидуальности, уникальности, субъектности. В связи с этим проблема развития интересов становится в последнее время одной из ключевых в современной педагогике, что отражено в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, где особо подчеркивается значение способов развития  познавательных интересов учащихся.

  Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации, поэтому использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования,  что  и способствовало выбору   темы  педагогического проекта: «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы».

Применение информационно-коммуникационных технологий в  преподавании  русского языка   и  литературы   на данном этапе  модернизации образования -  это не дань моде,   а необходимость,   так как  они  способствуют совершенствованию практических  умений  и навыков;  позволяют эффективнее  организовать    самостоятельную   работу  и индивидуализировать   процесс обучения;  повышают интерес  к  урокам,  активизируют познавательную деятельность  учащихся.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     В Послании Президента народу Казахстана «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации!» образование выделено как один из главных разделов социальной политики государства. «Конкурентоспособность нации, в первую очередь, определяется уровнем ее образованности», - отмечается в Послании. Таким образом, видим, что сегодня, как никогда, образование находится в центре внимания казахстанской общественности.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы »

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН










Доклад




Использование информационно-коммуникационных технологий

на уроках русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы Северной СОШ Айтуарова Гулнар Бекболатовна
















Павлодар , 2014 г.




ВВЕДЕНИЕ





«Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», - писал в свое время М. Горький. И сейчас, в век сплошной компьютеризации, в век, когда техника шагнула вперед, особенно актуально звучат слова М. Горького: «В карете прошлого никуда не уедешь…».

Сегодня приоритетными задачами образования является не только формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, но и развитие у школьников познавательной активности, умения самостоятельно приобретать знания и оперировать ими, готовности к свободному выбору, способности к успешной социализации и адаптации на рынке труда.

Актуализация этих задач стимулирует научный поиск новых технологий, включающих способы, обеспечивающие развитие интересов и способностей школьников, учет их индивидуальности, уникальности, субъектности. В связи с этим проблема развития интересов становится в последнее время одной из ключевых в современной педагогике, что отражено в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, где особо подчеркивается значение способов развития познавательных интересов учащихся.

Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации, поэтому использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования, что и способствовало выбору темы педагогического проекта: «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы».

Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка и литературы на данном этапе модернизации образования - это не дань моде, а необходимость, так как они способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам, активизируют познавательную деятельность учащихся.














В Послании Президента народу Казахстана «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации!» образование выделено как один из главных разделов социальной политики государства. «Конкурентоспособность нации, в первую очередь, определяется уровнем ее образованности», - отмечается в Послании. Таким образом, видим, что сегодня, как никогда, образование находится в центре внимания казахстанской общественности.

В контексте принятой Концепции Республики Казахстан до 2015 года особое внимание уделяется качеству образования как обеспечению социального заказа общества, как социально определенной категории.

Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно-ориентированного образования. Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

Сегодня в школьную практику широко внедряются информационные технологии. Под информационными технологиями понимаются проекты конструирования, процессов накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств. Информационная технология обучения – процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер.

Обучение на основе информационных технологий отвечает следующим принципам:

  • принцип модульности обеспечивает дифференциацию и индивидуализацию в обучении, самостоятельность учащихся, ступенчатость, вариативность, структуризацию, блоковость учебного материала;

  • принцип системного квантирования предполагает дозированность учебного материала, системность работы с ним, экономию учебного времени, генерализацию обучения;

  • принцип проблемности включает конгломерацию следующих составляющих: рефлексия, корректировка действий при применении правил в новых условиях письма, мотивация, сознательность, прочность, логичность выводов при столкновении с противоречивыми и рассогласованными фактами из области орфографии;

  • принцип когнитивной визуализации содержит требования принципов доступности, наглядности, познавательной активности, эстетической и эмоциональной направленности обучения.

Внедрение информационных технологий в практику обучения осуществляется путём использования программно-педагогических средств.

Компьютер как средство обучения в силу своей универсальности помогает решить задачу развития личности ученика:

  • увеличивается скорость овладения учебным материалом;

  • наблюдается положительная динамика движения детей из групп со слабой и средней успеваемостью в группы со средней и высокой успеваемостью.

  • становится более качественным пооперационный самоконтроль учащихся при решении учебных задач;

  • в исполнительной основе действий наблюдаются положительные сдвиги, что сказывается на уровне общей грамотности (уменьшается количество орфографических ошибок, реже применяются исправления);

  • модельное вариативное обучение, составной частью которого являются компьютерные игры, создаёт положительный эмоциональный фон; растёт уровень орфографической зоркости; повышается мотивация учебной деятельности.

С использованием системы программных средств эффективно реализуются наиболее значимые с позиции дидактических принципов методические цели:

  • индивидуализация и дифференциация процесса обучения (За счёт возможности поэтапного продвижения к цели по маршрутам различной степени сложности);

  • осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;

  • осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся;

  • высвобождение учебного времени.

Если учесть, что информация должна быть учебной, специальным образом обработанной, помещённой в некую программную среду и только затем представленной обучаемому, то становится очевидным, что работа учителя в условиях компьютерного обучения не только не упрощается, а, наоборот, усложняется:

  • учитель должен обладать большими знаниями, нежели содержит в себе компьютерная программа;

  • реальное достижение результатов при компьютерном обучении возможно только при использовании различных методик изложения учебного материала;

Существующие современные средства обучения должны быть включены в учебный процесс не случайно, не изолированно друг от друга, а в определённой системе.

Задачи модернизации образования не могут быть решены без оптимального внедрения информационных технологий во все его сферы. Использование информационных технологий даёт толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности, что ведёт к их осуществлению на более высоком уровне. Работа с компьютером должна быть организована так, чтобы с первых же уроков она стала мощным психолого-педагогическим средством формирования потребностно-мотивационного плана деятельности школьников, средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к изучаемому предмету. Правильно организованная работа учащихся с компьютером может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению русским языком, как на уроке, так и во внеурочное время.

Надо отметить, что широкая компьютеризация школьного обучения идёт нарастающими темпами. Это не только современные технические средства, но и новые формы преподавания, новый подход к процессу обучения. Перед современным учителем встаёт проблема поиска нового педагогического инструмента. В связи с этим возрастает потребность в учителях-словесниках, владеющих информационными технологиями, умеющих проектировать, моделировать новые идеи и направления в школьной практике преподавания.

В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьёзную заинтересованность учащихся информационными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках русского языка. Сам факт проведения урока русского языка в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется внешняя мотивация. Ребенок чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше. Из внешней мотивации «вырастает» интерес к предмету. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень компетенций, навыки профессионального общения. Использование ПК на уроках русского языка показало, что меняется отношение учащихся к предмету, ребята не боятся проявлять свою инициативу в решении предлагаемых заданий, высказывать свое собственное мнение, стремятся овладеть программным материалом на более высоком уровне, чтобы справиться с заданиями теста на компьютере.

Задача каждого учителя–словесника - сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным. Однако, как показала практика, используя информационные технологии в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе они не повлияют на результаты обучения. Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе не должно заменять традиционные методы и приемы обучения.

Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по осмыслению орфографического (пунктуационного) правила. В обучающих программах могут быть использованы разнообразные формы наглядности, которые способствуют различные способы организации и предъявления теоретического материала в виде таблиц, схем, опорных конспектов и так далее. И демонстрирует не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций и так далее (это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения). Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности. С помощью мультимедийного проекта демонстрирую слайды, созданные в программе Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет:

  1. Значительно сэкономить время на уроке .

  2. Повысить уровень наглядности в ходе обучения.

  3. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность учащимся наглядно представить результат своих действий. Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному:

  1. при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);

  2. закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);

  3. система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);

  4. самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);

  5. тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление).

Изменяется содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.

Благодаря наличию обратной связи, при компьютерной форме обучения существенно меняется характер самоконтроля в процессе обучения. Каждый учащийся, отвечая на вопросы или решая учебные задачи. Может сравнивать собственные ответы, способы решения задач с правильными, а в случае ошибки прийти с помощью компьютера к верному ответу.

Актуальность использования компьютерных программ для учителя и ученика состоит в том, что:

  1. Программы можно использовать как на уроке с помощью учителя, так и самостоятельно в компьютерном классе или дома;

  2. Задания, предлагаемые в программе, могут являться как тренажерными, так и контрольными;

  3. Есть возможность для повторения материала и ликвидации пробелов по конкретному разделу русского языка;

  4. В любое время учащийся может вспомнить теоретический материал, узнать незнакомый термин, воспользовавшись системой "Справочник";

  5. Программы дают возможность ознакомиться с примерами, иллюстрирующими языковое явление или подобрать примеры к теме урока;

  6. Помогают научиться делать фонетический, словообразовательный, морфологический и синтаксический разборы;

  7. Программы дают возможность познакомиться с биографиями выдающихся ученых-лингвистов;

  8. Имеются различного рода демонстрации, которые можно применять в качестве наглядного материала при объяснении нового материала, при объяснении новой темы на уроках русского языка, для удобства их использования существует Альбом. Есть возможность распечатать данный материал;

  9. В работе могут быть использованы поддерживающие "Учебник", "Словари примеров", собранные в "Справочных материалах", сами статьи "Учебника";

  10. Имеются индивидуальные консультации по любой форме экзамена по русскому языку: сочинение, диктант, изложение, русский устный.

Компьютер в урочной деятельности используется на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; закреплении; повторении; контроле знаний, умений и навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.

С какой целью применяется компьютер на уроках?

Во-первых, для того, чтобы решать практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:

  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

  • обогащение словарного запаса;

  • овладение нормами литературного языка;

  • знание лингвистических и литературоведческих терминов;

Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся использую обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить, знает или не знает предмет обучающийся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.

В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы и учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе. Их в настоящее время создано достаточно много.

Учителю-словеснику прежде всего необходимо разработать методику изучения той или иной темы, того или иного раздела, а затем определить роль и место ПК в учебно-воспитательном процессе. При составлении плана работы с ПК надо стремиться к тому, чтобы были реализованы все взаимосвязанные функции обучения (образовательная, развивающая, воспитательная) и чтобы могли проявиться самостоятельность, инициатива, творчество учащихся. Создавать положительные мотивы учения и стимулировать познавательный интерес в учении помогают проблемные ситуации, которые следует предусматривать учителю.

При планировании необходимо также максимально использовать наглядно- иллюстративный материал, стремясь к тому, чтобы учащиеся, усваивая содержание новой темы или нового правила и способы оперирования новыми знаниями на практике, прежде всего уяснили принципы построения этого учебного материала. Тогда будет обеспечено глубоко осмысленное восприятие и запоминание учебной информации.

Необходимо также включать учебные задачи, которые обеспечивают необходимость практического применения знаний, формирование умений и навыков. Школьники должны не только правильно решать учебные задачи, но и усвоить способ их решения. Поэтому очень важно, подбирая учебные задачи, учитывать те типичные затруднения, с которыми сталкиваются учащиеся при выполнении упражнений.

Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

Обучение родному языку в школе именно та область, где компьютеризация может принципиально изменить и методы работы, и что самое главное, её результаты. Совершенствование методики преподавания русского языка с использованием компьютера позволяет интенсифицировать процесс обучения: повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся. Кроме того, учитель может проверять усвоение учащимися новых теоретических знаний и степень отработки практических умений и навыков по изучаемой теме на каждом этапе обучения, вести дифференцированную работу с каждым учеником в его индивидуальном темпе. В практике применения компьютера в учебном процессе особо подчёркивается его обучающая функция, а также, компьютер является инструментом, который организует самостоятельную работу обучаемых и управляет ею, особенно в процессе тренировочной работы.


представить схемой:

Поиск дополнительной информации

Чтение критических статей, рефератов

Общение в форумах

Электронные учебники словари и энциклопедии

Видеоматериалы, аудиозаписи , DVD, CD

Тренажеры, обучающие программы, мультимедиа уроки































Презентации




Разработка уроков, памяток


Тесты, тренажеры







Дидактические материалы






Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учёбе, но и даёт возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, обусловленный непониманием материала или пробела в знаниях. Обучаемому предоставлена возможность использовать различные справочные пособия и словари, которые можно вызвать на экран при помощи одного лишь щелчка по мышке. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести упражнение до конца, опираясь на необходимую помощь. Он может создавать оптимальные условия для успешного освоения программного материала: при этом обеспечивается гибкая, достаточная и посильная нагрузка упражнениями всех учеников классе. Кроме того трудно переоценить роль компьютера как средства осуществления контроля над деятельностью учащихся со стороны учителя, а также как средства формирования и совершенствования самоконтроля. В затруднительных случаях компьютер позволяет ученику получать необходимые сведения справочного характера за короткий промежуток времени, предъявлять ему те или иные «ключи» для успешного решения поставленной задачи.

Использование новых технологий на уроке, базирующихся на применении компьютера - это не дань моде, а необходимость, т.к. они способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; контролировать деятельность каждого, значительно увеличить темп работы ( за небольшой промежуток времени учитель может проверить как теоретические знания учащихся по данной теме, так и практические), решить сразу несколько задач: изучить новый материал, закрепить, выполняя практическую работу, включающую разные виды упражнений, углубить знания, провести контроль. Очень важно, что учащиеся работают с увлечением на любом этапе урока, и это поддерживает интерес к предмету в целом, активизируют познавательную деятельность учащихся. Компьютер позволяет усилить мотивацию учения и улучшить усвоение учебного материала, он потребует от учащихся применения знаний на практике, что так необходимо для выработки умений и навыков. Наконец, использование компьютера даёт возможность качественно изменить самоконтроль и контроль за результатами обучения, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом, а также своевременно корректировать и обучающую деятельность и деятельность учения.

Одним из преимуществ использования новых информационных технологий является переакцентирование с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности. Информационные технологии можно использовать для всех типов уроков:

  • изучение новых знаний и формирование новых умений;

  • практического применения знаний, умений;

  • обобщения и систематизации изученного;

  • контроля и коррекции знаний, умений;

  • комбинированные (смешанные);

Используя компьютер, мы можем организовать выполнение всех известных традиционных видов упражнений, а именно:

  • на зрительное восприятие;

  • вставку букв;

  • постановку знаков препинания;

  • графическое обозначение единиц языка разных уровней;

  • редактирование текстов.

Правильная организация уроков с использованием ПК способствует максимальной интенсификации процесса обучения, так как за ту же единицу времени учащиеся успевают выполнить большее количество разнообразных упражнений, что в конечном итоге обеспечит качественную отработку знаний, умений и навыков.

Когда следует применять ПК? Ответ однозначен - тогда, когда другие средства оказываются менее результативными. При этом надо сразу подчеркнуть, что эффективность компьютерного обучения целиком и полностью зависит от качества обучающих программ.

Правильная организация уроков с использованием ПК требует, чтобы каждый ребенок был занят решением посильной для него задачи, так как при этом условии можно поддержать у него интерес к учению. Поэтому перед учителем стоит задача: видеть в уроке не только учебно-воспитательную проблему, но и определить пути разрешения этой проблемы применительно к каждому ребенку. Дифференцированный подход необходим на всех этапах усвоения знаний и умений. Эффективность таких уроков невозможна без переосмысления основ процесса обучения. В первую очередь изменения затрагивают характер взаимодействия ученик – учитель. Учитель из организатора учебной работы становится своеобразным и часто незаметным помощником обучаемого. Это изменение влияет на отбор и организацию содержания обучения, на определение метода и форм обучения. Компьютерное обучение становится катализатором передовой педагогической теории, ориентированной на развитие личности обучаемого.

А еще применение компьютера помогает осуществлять разноуровневое обучение. Дифференцированный подход на уроках организационно состоит в сочетании индивидуальной и групповой форм работы. Необходимость организации групповой дифференцированной и индивидуально дифференцированной форм деятельности учащихся следует из требований развивающего характера обучения и принципа индивидуального подхода к каждому ученику с целью максимального его развития.

Таким образом, суть дифференцированного подхода заключается не в облегчении содержания материала, а в нахождении пути, по которому должен ученик прийти к конечной цели, то есть к самостоятельному выполнению задания. Обучение с помощью компьютера даёт возможность организовать работу каждого ученика, позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным. При этом компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его. Роль учителя здесь не менее важна. Он подбирает компьютерные программы к уроку, дидактический материал и индивидуальные задания, помогает учащимся в процессе работы, оценивает их знания и развитие.

Основные преимущества ИКТ: позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.

ИКТ интенсифицирует процесс обучения: повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся, позволяет проверить усвоение теории у всех учащихся, углубить степень отработки практических умений и навыков, вести дифференцированную работу с каждым учеником.

ИКТ целесообразно использовать при изложении нового материала (демонстрационно - энциклопедические программы), закреплении изложенного материала (тренинг - разнообразные обучающие программы), в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы), для самостоятельной работы учащихся (обучающие программы, энциклопедии, развивающие программы), при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, для тренировки конкретных способностей учащихся (внимание, память, мышление).

Использование информационных технологий является одной из актуальных проблем современной методики преподавания филологических дисциплин. Я считаю применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка, литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся, осовременивают урок.

Учитывая особенности преподавания русского языка и литературы в школе применяю компьютерные технологии в обучении этих предметов по нескольким направлениям как в урочной, так и во внеурочной деятельности: как банк справочного материала, как средство управлением учением ученика, динамическое средство условной наглядности, средство организации проблемной ситуации, способствующее исследовательской работе учащихся. Компьютерные технологии способствуют научной организации труда ученика и учителя, самостоятельной исследовательской работе учеников для подготовки к уроку, научно - практическим конференциям, семинарам.

Хочу поделиться опытом внедрения информационных технологий на своих уроках. У меня в кабинете русского языка установлены компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, создана медиатека по изучаемым предметам, имеется постоянный доступ к сети Internet. Я по-разному применяю компьютер в работе: на уроках, на факультативных занятиях, во внеклассной работе по предметам, в исследовательской работе, при обмене информацией с учащимися с помощью электронной почты и т. д. Компьютер использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу), наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций), индивидуальное информационное пространство, тренажер, средство диагностики и контроля.

Я применяю компьютер на уроках, во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, обогащение словарного запаса, овладение нормами литературного языка, знание лингвистических и литературоведческих терминов, формирование общеучебных умений и навыков.

Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающегося. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.

В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много. Они позволяют повысить интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, сэкономить время на опрос, дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, помогают и учителю повысить уровень своих знаний.

Применение интерактивной доски в процессе обучения

Активно использую интерактивную доску и мультимедийный проектор. Использование доски позволяет учитывать возрастные и психологические особенности учащихся разных классов, создавать благоприятный психологический климат на уроке, сохранять интерес детей к предмету, поддерживать условия для самовыражения учащихся. Один из классиков сказал: "Лучший отдых - это смена деятельности". Использование интерактивной доски позволяет разнообразить работу на уроке, применять научную организацию труда учащихся, а также использовать такой немаловажный элемент обучения, как игра. Яркие образы, впечатляющие краски, безграничные возможности для фантазии позволяют ученикам средних классов в форме игры легко усвоить учебный материал. Так, например, на уроке пишут на доске различными цветами, используют библиотеку ресурсов и рисунков. Зная возможности интерактивной доски, учитывая индивидуальные особенности учащихся конкретного класса, я готовлю весь необходимый текстовый и графический материал заранее и в нужном темпе использую его на уроке. В несколько раз повышается эффективность урока, исчезает монотонность в преподавании. То, что ученик видит на большом экране подчас с музыкальным сопровождением и визуальными эффектами, надолго остаётся у него в памяти. Учащиеся перестают отвлекаться от темы урока, концентрируют свое внимание на отрабатываемом материале.

Использую следующие формы работы с интерактивной доской:

  • работа с текстом и изображениями;

  • создание заметок с помощью электронных чернил;

  • коллективный просмотр электронных энциклопедий и хрестоматий;

  • коллективная работа с заданиями электронных образовательных программ "1С: Репетитор. Русский язык", "Фраза" и др.;

  • коллективная работа с электронными образовательными ресурсами;

  • создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий;

  • демонстрация и нанесение заметок поверх образовательных видеоклипов;

  • демонстрация презентаций, созданных учащимися;

  • использование электронных интерактивных образовательных ресурсов.

Как и любое техническое средство, интерактивная доска не может использоваться весь урок и, согласно санитарно-гигиеническим нормам, с ней разрешается работать не более 20 минут. Остальное время на уроке используется по усмотрению учителя. Согласно мнению родителей и наблюдению учителей, у учащихся сократилось время на выполнение домашнего задания. Это объясняется тем, что ребенок лучше усваивает материал на уроке. Улучшается внимание и память учащихся, снимается стрессовая ситуация и эмоциональное напряжение. В связи с тем, что на уроке выполняется больший объём работы чем раньше, то для отработки материала дома тратится гораздо меньше времени. Это немаловажный фактор в оздоровлении детей.

Использование тестовой технологии

В школе компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником. Он позволяет организовать процесс обучения по индивидуальной программе. Ученик, обучающийся за пультом компьютера, может сам выбирать наиболее удобную для него скорость подачи и усвоения материала. В этом проявляется главное преимущество компьютера в процессе обучения: он работает с каждым учеником в отдельности.

Индивидуализация обучения улучшает качество подготовки. Это достигается за счет живой обратной связи, которая устанавливается в процессе диалога школьника с персональным компьютером. В зависимости от характера ответов на контрольные вопросы компьютер может предложить наводящие вопросы, подсказать или замедлить темп обучения. При проведении контрольных работ, тестов, самостоятельных работ каждый ученик отвечает на данные задания и самостоятельно получает на экране результат своего ответа. Происходит открытая, объективная оценка знаний учащихся. Это очень важно для ребёнка. Он видит, что отметка не зависит от желания учителя, а оцениваются его реальные знания и умения. Снимается страх получения оценки. Ученик может посмотреть процент и качество своих знаний.

Электронное тестирование позволяет проверить умение ответственно, сосредоточенно и внимательно работать, применяя приемы самоконтроля.

Тесты провожу в качестве текущего и промежуточного контроля преимущественно на уроках русского языка. На основе полученных данных выстраиваю коррекционную работу для более успешного овладения материалом. Электронное тестирование позволило выявить не только количественный объем знаний, но и их качественный состав. В текущем контроле использую в основном корректирующую функцию, а в промежуточном или итоговом контроле знаний - контролирующую функцию, которая дает четкое представление о знаниях, навыках и умениях учеников и позволяет оценить степень их подготовленности. В приведенном примере итогового электронного тестирования явно просматривается контролирующая функция.

Предложенные ученикам 24 вопроса по теме "Стилистика" (10 класс) были выполнены за 30 минут с качеством знаний -83% - это хороший показатель систематического и целесообразного использования информационных технологий в учебном процессе. Очевидно, что компьютерные тестовые программы являются значимой частью обучения, а их достоинства - конкретность, четкость, большой объем материала, оперативный контроль, существенно повышают уровень обучения.

Не всегда готовый набор программ удовлетворяет потребности учителя. Владение ИКТ на должном уровне позволяет мне самостоятельно создавать учебно-методические материалы: учебные видеоролики по курсу "Развитие речи", мультимедийные презентации (программа Microsoft Producer), интерактивные презентации, тесты (программа Adobe Captivate), тесты, кроссворды с использованием интерактивной доски (Hot Potatoes), для проведения сетевого тестирования, предметных олимпиад использую программу Конструктор тестов.

В организации занятий по литературе мы применяем следующие методы:

- творческого чтения художественного текста, позволяющего активизировать художественное восприятие произведения, формирующего средствами искусства художественные переживания ученика, что особенно важно для понимания и усвоения художественных особенностей текста;

- проблемного обучения, позволяющего создать проблемные ситуации;

- исследовательский, когда учащимся предлагаю интересные темы для семинарских занятий, ряд аспектов определённой проблемы разрабатывается индивидуально или группами учащихся; школьники исследуют интересные для них темы докладов.

Главное в познании литературы - восприятие художественного текста. Никакое произведение не может быть понято, если ученик самостоятельно в своём сознании не пройдёт путь, намеченный автором.

В организации работы с учащимися мы используем элементы образовательных технологий: проблемного, дифференцированного обучения, тестовый контроль. В настоящее время это актуальный фактор приобщения учащихся к тексту художественного и лирического произведения, позволяющий рациональным способом получить большое количество информации. Это стимулирует активность при усвоении содержания художественного текста:

- активизирует восприятие произведения;

- активизирует работу воображения.

В раскрытии новых аспектов изучаемого произведения использую исследовательский метод, позволяющий ученикам самостоятельно анализировать отдельные части произведения, эпизоды, сопоставлять в проблемно - идейном, историко – литературном плане два или несколько произведений, анализировать образ героя с обоснованием своего мнения, сопоставлять эпизоды произведения с его экранизацией.

Некоторым учащимся общеобразовательных классов трудно в полном объёме воспроизвести материал домашнего задания. Для нас важно заинтересовать каждого школьника в изучении литературы, поэтому на своих уроках использую информационно- коммуникационные технологии: презентации на уроках- лекциях, уроках объяснения и закрепления материала, уроках повторения пройденного. Это способствует повышению познавательной деятельности учащихся, активизирует интерес к предмету, улучшает мыслительную деятельность. Такие уроки надолго остаются в памяти ученика.

Видеоматериалы помогают провести заочную экскурсию по местам, связанным с жизненным творчеством писателя. Для увлечённых литературой учеников предлагаю кроссворды по творчеству А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева.

Уроки литературы – это особые уроки. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением иллюстрированного материала. Всем этим подготовку учителя к уроку обеспечивает компьютерная техника с мультимедийными возможностями, которые позволяют видеть мир глазами живописцев, услышать актёрское прочтение стихов, прозы, классическую музыку, посмотреть в историко - бытовой словарь, где можно найти значение незнакомого слова, увидеть предмет, который его обозначает, например: лапти из стихотворения Н.А.Некрасова «На Волге». Портреты классиков, иллюстрации к произведениям, тесты - всё это позволяет разнообразить урок. После чтения соответствующей темы из главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» учащиеся слушают арию Ленского, дуэт Татьяны и няни, наслаждаются романсом «Я помню чудное мгновенье».

В классах профильного обучения подбираю более сложные проблемные вопросы. Чем теснее связь художественных впечатлений школьника с научным пониманием сущности художественной литературы, тем совершеннее художественная культура ученика, тем выше его литературное развитие.

Основным средством контроля и оценки образовательных результатов учащихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный, итоговый. Это позволяет более эффективно использовать время, отведённое на опрос. С нашей точки зрения, при такой форме обучения формируется самостоятельность учащихся в получении необходимых знаний. Роль учителя – объяснить задание и определить направления поиска информации.

При использовании на уроках ИКТ у учащихся формируются важнейшие в современных условиях навыки:

- осмысление информации;

- выделение главного в информационном сообщении;

- систематизация и обобщение материала.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы даёт возможность:

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- обеспечить высокую степень дифференциации обучения;

- увеличить объём выполняемой на уроке работы;

- совершенствовать контроль знаний;

- обеспечить доступ к различным справочным системам.

Учащиеся, работающие с компьютером, имеют высокий уровень самообразовательных навыков, они ориентируются в большом потоке информации, умеют анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Применение компьютерных программ на уроках русского языка вызывает повышенный интерес у учащихся интересной работой с компьютером, творческими заданиями, возможностью без учителя (для себя) проверить свои знания в конкретном разделе русского языка и получить квалифицированный совет по дальнейшему обучению.

При использовании данной компьютерной программы у ученика вырабатывается навык работы с тестами, которые в последнее десятилетие приобрели особый статус контрольных материалов. Таким образом, использование ПК на уроках позволяет учащимся получать знания, повышая качество и собственную ответственность за результат.

Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учётом особенностей детей, их уровня обученности, использование ПК на уроках дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом. Применение компьютерной техники позволяет осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Каждый ученик хочет, чтобы его не просто любили, а чтобы он купался в этой любви, чтобы его не просто учили, а чтобы он погружался в мир знаний с большим интересом. В условиях обновления содержания и структуры современного образования проблема развития познавательных интересов учащихся приобретает новое звучание и требует дальнейшего осмысления. Наше время - время перемен. Компьютер сегодня проникает во все сферы жизни, становясь инструментом решения многих проблем. Поэтому ИКТ на сегодняшний день являются одним из средств развития познавательного интереса учащихся.

Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения, поэтому развитие познавательного интереса к русскому языку и литературе столь важно в работе учителя. Для решения этой задачи необходимо использовать на уроках ИКТ, так как огромные возможности ИКТ (систематизация, красочность, занимательность, мобильность предлагаемой информации), безусловно, повышают интерес учащихся к уроку и к предмету, а значит, повышается и качество усвоения знаний.

Считаю применение ИКТ на уроках эффективным, так как это повышает мотивацию учащихся к изучению предмета, развивает внимательность. Уроки получаются более интересными и насыщенными, проходят в хорошем темпе.

Информационно-коммуникационные технологии действительно являются одним из средств развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы. Широкое применение ИКТ при изучении большинства предметов даст возможность реализовать принцип «учение с увлечением», и тогда любой предмет будет иметь равные шансы стать любимым детьми.


В информационном обществе современные информационные технологии на уроках литературы делают обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащихся любого возраста, формируют постоянное внимание, способствуют глубокому освоению учебного материала, что немаловажно в данный период времени, учитывая стремительное повышение требований к подготовке современного школьника. Важно организовать учащихся на самостоятельное пополнение своих знаний, правильное ориентирование их в стремительном потоке научной и другой информации.






Литература
  1. Концепция образования в Республике Казахстан до 2015 года. - Астана, 2005.

  2. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., 1994.

  3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.

  4. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. Дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994.

  5. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М., 2005.


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Айтуарова Гулнар Бекболатовна

Дата: 19.11.2014

Номер свидетельства: 132640


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства