Интегративное изучение темы «ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ» с помощью профессионально ориентированных текстов
Интегративное изучение темы «ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ» с помощью профессионально ориентированных текстов
Представленный материал является примером интегративного изучения русского языка на 1 курсе колледжа с помощью использования профессионально ориентированных текстов для специальности 190701 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам). В данной работе представлен материал для самостоятельной работы студентов, связавших свою профессию с железнодорожным транспортом. Студенты с первых дней обучения в колледже знакомятся с лексикой профессии, получают дополнительные знания из истории создания железной дороги, видят железную дорогу не только в цифрах и фактах, но и в произведениях поэтов, писателей, что добавляет мотивации в обучении по специальности и расширяет кругозор, способствует формированию профессиональных компетенций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Задание. Напишите в парах взаимодиктант, озаглавьте текст.
Отметьте устаревшие слова.
Выполните взаимопроверку.
Начальник дистанции сел на круглый стул у выпуклого окна, откуда он управлял всей работой паровоза и снегоочистителя, а Пухов стал у балансира.
Рабочие тоже встали у своих мест, у больших рукояток, посредством которых по балансиру быстро перекидывался груз — и балансир то поднимал, то опускал снегосбросный щит.
Метель выла упорно и ровно, запасшись огромным напряжением где-то в степях юго-востока.
В вагоне было не чисто, но тепло и как-то укромно. Крыша вокзала гремела железами, отстегнутыми ветром, а иногда этот скрежет железа перемежался с далеким артиллерийским залпом.
Фронт работал в шестидесяти верстах. Белые все время прижимались к железнодорожной линии, ища уюта в вагонах и станционных зданиях, утомившись в снежной степи на худых конях. Но белых отжимали бронированные поезда красных, посыпая снега свинцом из изношенных пулеметов. По ночам — молча, без огней, тихим ходом — проходили броневые поезда, просматривая темные пространства и пробуя паровозом целость пути. Ночью ничего не известно; помашет издали поезду низкое степное дерево — и его порежут и снесут пулеметным огнем: зря не шевелись! (160 слов). (По А. Платонову)
Выборочный диктант.
Задание. Выпишите профессиональные слова из диктуемого текста.
Запишите их лексическое значение.
Отметьте устаревшие термины.
Первой русской железнодорожной магистралью стала дорога Петербург — Москва длиной 650 километров. Ее строили почти девять лет. Про нее пишут, что это было чудо, технический шедевр своего времени - и технический, и архитектурный, и, если можно так выразиться, социальный, потому что пользоваться ею могли все сословия тогдашнего русского общества.
Вся дорога изначально строилась двухпутной, позволяющей двигаться поездам одновременно в оба направления - то есть была рассчитана на дальнюю перспективу, на большой рост перевозок. Почти на всем протяжении она действительно совершенно прямая, проведенная по линейке.
С размеренностью николаевской эпохи хозяйство дороги было строго разделено на шесть одинаковых участков: через каждые 70-90 километров - большая станция (невзирая на размеры близлежащего населенного пункта), основательный вокзал, фундаментальные водонапорная башня и депо-ротонда. То есть самобытный, от всего на свете отличимый ансамбль строений.
Все сооружения дороги выполнены в едином стиле с художественным подходом к оформлению фасадов. Инженер Дмитрий Журавский удивил мир великолепными, невиданными ранее мостами через большие реки и овраги, в то время лучшими в мире по техническому совершенству. Все здания, начиная с дворцов вокзалов, водонапорных башен и мостов, выполненных с древнеримской величавостью, и кончая жильем для сторожей, были выстроены из кирпича. И такая это была кладка, что сии прадедовские монументы выдержали даже страшные бомбежки Великой Отечественной войны.
Отлично помню старые, первозданные будки обходчиков — стояли они на полянах у полотна вдоль дороги одна за одной, абсолютно одинаковые, из розового кирпича, с садочками и стандартными витыми оградками, как декорации детского сказочного спектакля. Ночью, бывало, мелькают эти будки за окном электровоза полузаметными застенчивыми пятнами абажуров и желтых ламп в узких окошках почти на каждом километре, дружным рядком идут справа по ходу движения от Москвы на Питер - ныне их почти вовсе нет, брошены, разрушены, растасканы на кирпич. Мы, бывало, вздыхали по каждой порушенной, проезжая, пока не сбились со счета потерь. Смотрелись они неброско — а ведь совсем не того облика стала дорога, утратив их… (304 слова).
Вульфов А. Б. «Повседневная жизнь
российских железных дорог».
Выборочный диктант.
Задание. Выпишите из диктуемого текста слова по теме «Железная дорога».
Выпишите слова- профессионализмы, употреблённые как в прямом, так и в переносном значении.
На железной дороге.
Мчится, мчится железный конек! По железу железо гремит. Пар клубится, несется дымок; Мчится, мчится железный конек, Подхватил, посадил да и мчит. И лечу я, за делом лечу, — Дело важное, время не ждет. Ну, конек! я покуда молчу.. . Погоди, соловьем засвищу, Коли дело-то в гору пойдет.. . Вон навстречу несется лесок, Через балки грохочут мосты, И цепляется пар за кусты; Мчится, мчится железный конек, И мелькают, мелькают шесты.. . Вон и родина! Вон в стороне Тесом крытая кровля встает, Темный садик, скирды на гумне; Там старушка одна, чай, по мне Изнывает, родимого ждет. Заглянул бы я к ней в уголок, Отдохнул бы в тени тех берез, Где так много посеяно грез. Мчится, мчится железный конек И, свистя, катит сотни колес. Вон река — блеск и тень камыша; Красна девица с горки идет, По тропинке идет не спеша; Может быть — золотая душа, Может быть — красота из красот. Познакомиться с ней бы я мог, И не все ж пустяки городить, — Сам бы мог, наконец, полюбить.. . Мчится, мчится железный конек, И железная тянется нить. Вон, вдали, на закате пестрят Колокольни, дома и острог; Однокашник мой там, говорят, Вечно борется, жизни не рад.. . И к нему завернуть бы я мог.. . Поболтал бы я с ним хоть часок! Хоть немного им прожито лет, Да немало испытано бед.. . Мчится, мчится железный конек, Сеет искры летучие вслед.. . И, крутя, их несет ветерок На росу потемневшей земли, И сквозь сон мне железный конек Говорит: «Ты за делом, дружок, Так ты нежность-то к черту пошли».. . (250 слов).
Яков Полонский , 1868
Взаимодиктант.
Задание. Напишите в парах взаимодиктант по афоризмам.
Проведите взаимопроверку.
Сформулируйте лексическое значение каждого афоризма.
Железнодорожный билет возбуждает больше надежд, чем лотерейный. Поль Моран.
Сначала вбивают столб с табличкой опоздания поездов, потом к нему пристраивают железнодорожную станцию. Влада Булатович-Виб.
Во всех странах железные дороги для передвижения служат, а у нас сверх того и для воровства. Михаил Салтыков-Щедрин.
Следующий поезд отошел десять минут назад. Журнал «Панч», 1871г.
Обратный билет должен стоить дороже: можно, в конце концов, не поехать, но нужно вернуться. Альфонс Алле.
Поезда ночами свистят так жалобно, словно заблудились в пути. Рамон Гомес де ла Серна.
…В борьбе против Каренина Анна выбрала единственно возможный для себя путь – железнодорожный… Михаил Генин. (95 слов).
Выборочный диктант.
Задание. Выпишите слова разговорной лексики из диктуемого текста.
Устно объясните целесообразность их использования в данном тексте.
Озаглавьте текст.
В наши дни железнодорожникам тоже хватает работы. Шутка ли - перевозить грузы и пассажиров в таком огромном государстве. Нельзя не упомянуть об организации и внедрении высокоскоростного движения: поезда "Сапсан" и "Аллегро" уже "летают" по нескольким направлениям.
В нелегкой работе железнодорожников случаются и курьезные случаи. Один раз родители сошли на станции и забыли в поезде своего трехлетнего ребенка. Малыш проехал в кабине машиниста до следующей остановки, где его передали дежурной, чтобы отправить его обратно рассеянным родителям.
А лет десять назад, еще в период существования Министерства путей сообщения, на железной дороге появился фальшивый ревизор. Мужчина, облаченный в форму замминистра, приезжал на станции якобы с проверкой, обещал всевозможную поддержку. Ясное дело, что такого "высокого гостя" встречали с размахом. Неизвестно, сколько станций он объехал и на скольких из них успел постоловаться, но на одной из них мошенника вычислили. Пока вызванный на станцию милиционер "пробивал" информацию о нем, позвонив в местное отделение, хитрецу все же удалось скрыться.
А еще железная дорога - это судьба. Она соединяет сердца людей, образует целые династии. У некоторых из них общий железнодорожный стаж приближается к отметке 500 лет.
А в жизни одного мужчины - не железнодорожника по профессии - стальная магистраль сыграла роль свахи. Так уж получилось, что со всеми тремя женами он знакомился в поездах. Еще одного человека железная дорога преследует с детства. Сколько ни менял он в своей жизни мест жительства, все равно селился в непосредственной близости от "железки". (227 слов.)
http://bergs.mybb.ru/viewtopic.php?id=59
Предупредительный диктант.
Зарождение и развитие железнодорожных войск.
Н. С. Мордвинов ещё в 1841 г., предвидя военное значение железных дорог, писал: «…усиление войска в случае чрезвычайной надобности в нём может удобно вознаграждаемо быть быстрыми переездами по железным дорогам от одного до другого края России из того состава армии, которая признана будет для государства нужною». Эти слова оказались провидческими. После завершения строительства магистрали практически всю работу по её эксплуатации выполняли воинские подразделения. От обслуживающего персонала требовались высокая дисциплина и неукоснительное выполнение инструкций по приёму, отправлению и пропуску поездов. Считалось, что таким требованиям наилучшим образом могут отвечать люди, привыкшие к чёткому армейскому порядку. Для эксплуатации дороги было сформировано 14 отдельных военно-рабочих рот, 2 кондукторские и 1 телеграфическая роты. На них возлагались обязанности по организации работы станций, охране мостов и переездов.
В 1858 г. военное ведомство совместно с Главным управлением путей сообщения создали специальные железнодорожно-строительные бригады. Первая из них использовалась при сооружении Петербурго-Варшавской железной дороги. Бригады образовывались на период работы на том или ином строительстве, а по завершении его расформировывались.
В 1876 г., накануне русско-турецкой войны, в Москве сформировали первый железнодорожный батальон. Затем образовали и отправили в район военных действий ещё два батальона. Они в исключительно короткий срок (за 100 дней) построили новую железную дорогу широкой колеи Бендеры — Галац протяжением 303 км. Проект линии демонстрировался на Всемирной парижской выставке. Дорога была признана «одним из наиболее выдающихся современных сооружений по быстроте постройки».
Военные железнодорожники успешно противостояли и стихийным бедствиям. В ночь на 15 апреля 1877 г. из-за размыва дамб вода затопила железнодорожное полотно…длиной 10 км. В нескольких местах полотно оказалось размытым. Работая по пояс в воде, солдаты восстановили движение за двое суток вместо двух недель. (268 слов).
http://wiki.nashtransport.ru
Выборочный диктант.
Задание: выписать из диктуемого текста слова, относящиеся к теме «Железная дорога».
Объяснить (устно) их значение и правописание.
Транссиб.
Транссиб на перевале двух веков – это не просто рельсовая дорога через весь огромный сибирский материк, который в XIX веке знали почти так же мало, как в XVIII и XVII, но это еще и дорога из столетия в столетие. Только с прокладкой этой дороги, только с «прошивом» Сибири из конца в конец она была наконец-то подтянута к европейской части России накрепко, в одно целое. И только зацепившись этим «арканом» за причальный бок нового столетия, Россия могла чувствовать себя в нем уверенно, и даже обрушившиеся на нее в первые два десятилетия XX века потрясения не столкнули ее в могильную яму, и еще через полтора-два десятилетия она снова встала в строй великих держав. Что было главной опорой страны в Отечественную войну, когда большая часть европейской территории оказалась в руках врага?
Огромные пространства на востоке, великий дух народа и Транссиб. По Транссибу в декабре 1941-го пошли под Москвой в бой сибирские дивизии, по нему выходили из цехов танки и по нему же взлетали в воздух самолеты. А всего-то рельсовая нитка в два ряда, двухпутка, примитивное сооружение, когда на каком-нибудь негромком километре в степи или тайге прикорнет оно на несколько минут в покое, ничем не обремененное, в сторонке от своего хитроумного технического и электронного оснащения, от голосов и сигналов, от пульсирующего беспрерывно пульта управления, – до того простое и древнее, как дважды два, с потеками пота на шпалах, что невольно хочется его приласкать. Но налетит с грохотом состав, тяжелый и длинный, с промелькивающим грузом самого разнообразного сорта, оглушит, обдаст порывом скомканного воздуха – и обомрешь да и выдохнешь в торжественном испуге: да-а, непрост ты, брат дважды-два! Экая силища, экое чудородье борзое! Что бы мы без тебя делали?! Промчится состав, заглохнет, уже и бесшумно изовьется красиво вдали членистым телом, подразнит всегда манящими пространствами, а уж навстречу другой состав, еще более длинный, еще более торопливый, врывается со свистком – и накроет рельсы, дробно застучит по ним, выбивая чечетку, и, подобрав хвост, даже как бы отпрыгнет с дерзостью от избытка сил. Поневоле начнешь представлять: сколько же их сейчас, в эту минуту, оседлав рельсовый путь, мчится по Транссибу из конца в конец – тысячи, а может, десятки тысяч! Сколько же всего перемещается, какая клокочет жизнь! И какая таинственная тяга, наподобие генетической, влечет нас с боковых окраин по ту и другую сторону пути, из любых далей влечет к станциям, где тормозят поезда. (378 слов).
(По В. Распутину)
Контрольный диктант.
Женщины на железной дороге.
Железная дорога с самого момента своего существования была сугубо мужской сферой деятельности. По легенде, Николай I велел «и на пушечный выстрел баб к чугунке не подпущать». Вначале неофициально, а потом и официально женщины наравне с мужчинами работали на железной дороге. Единственная должность, на которую принимали женщин практически с самого начала эксплуатации железных дорог, это «переездная сторожиха» ‒ дежурный по переезду.
8 февраля 1875 года Департамент железных дорог установил, что женщины на железных дорогах могут привлекаться к труду в качестве телеграфистов. Принимались на работу исключительно девицы и вдовы.
После революции женский вопрос уже не стоял так остро, все больше и больше представительниц слабого пола приходили работать на железную дорогу, причем на такие должности, о которых раньше и мечтать не могли.
Своего «расцвета» женские железнодорожные специальности достигли в 1930-х годах: мужчины всё в больших количествах требовались для растущей армии, поэтому, начиная со второй половины десятилетия, женщины, при активной поддержке пропаганды, начали осваивать сугубо мужскую специальность ‒ машинист паровоза.
Сегодня роль женщин в стабильной работе железных дорог трудно переоценить. Заботливый женские руки обслуживают сложнейшие технические средства, осваивают современные технологии, создают уют на вокзалах и в поездах. Никого не удивляют высокие посты, занимаемые женщинами в служебной иерархии, ‒ заместителей начальника дороги, начальников департаментов, дирекций и служб ...
В компании трудятся тысячи женщин. Их более 35% от общего количества сотрудников ОАО «РЖД». Почти 55% должностей руководителей и специалистов занимают женщины. (229 слов).
http://www.rzd-expo.ru/history/railwaywomen/
Грамматическое задание.
Выпишите профессионализмы и определите способы их словообразования.