Инновационные технологии преподавания литературы: театр импровизации
Инновационные технологии преподавания литературы: театр импровизации
Изучение художественной литературы может помочь студенту или ученику в самопознании, развитии эмоциональной сферы, творческих способностей, коммуникативных навыков, познавательного интереса к предмету. Для этого преподавателю необходимо владеть адекватными способами обучения, методикой преподавания.
Актуальной проблемой современной науки и практики является разработка и реализация содержания и методов образования и воспитания, адекватных современной социокультурной ситуации, возрастным особенностям учащихся. Особенно остро стоит эта проблема в переходном подростковом возрасте, требующем таких новых подходов в образовании, которые опираются на характерные особенности противоречивого, сложного подросткового развития, его формирующееся чувство взрослости и обеспечивают свойственные подростку потребности в самопознании и самореализации.
Театрально-импровизационная деятельность относится к числу тех интерактивных средств, возможности использования которых в обучении и развитии подростков на уроках и во внеурочное время изучены недостаточно. Особенный интерес для практики представляют средства психо - и социодрамы, в которых наиболее полно проявляются возможности театрально-импровизационной деятельности применительно к образованию. Как показал многолетний практический опыт, реализация данной методики помогает ученику пережить критический этап подросткового возраста и развить творческие способности, коммуникативные навыки, познавательный интерес к предмету.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии преподавания литературы: театр импровизации »
Андрушко Виктория Владимировна
«Центрально азиатский технико-экономический колледж» г. Алматы
Преподаватель русского языка и литературы
Инновационные технологии преподавания литературы: театр импровизации.
Изучение художественной литературы может помочь студенту или ученику в самопознании, развитии эмоциональной сферы, творческих способностей, коммуникативных навыков, познавательного интереса к предмету. Для этого преподавателю необходимо владеть адекватными способами обучения, методикой преподавания.
Актуальной проблемой современной науки и практики является разработка и реализация содержания и методов образования и воспитания, адекватных современной социокультурной ситуации, возрастным особенностям учащихся. Особенно остро стоит эта проблема в переходном подростковом возрасте, требующем таких новых подходов в образовании, которые опираются на характерные особенности противоречивого, сложного подросткового развития, его формирующееся чувство взрослости и обеспечивают свойственные подростку потребности в самопознании и самореализации.
Театрально-импровизационная деятельность относится к числу тех интерактивных средств, возможности использования которых в обучении и развитии подростков на уроках и во внеурочное время изучены недостаточно. Особенный интерес для практики представляют средства психо - и социодрамы, в которых наиболее полно проявляются возможности театрально-импровизационной деятельности применительно к образованию. Как показал многолетний практический опыт, реализация данной методики помогает ученику пережить критический этап подросткового возраста и развить творческие способности, коммуникативные навыки, познавательный интерес к предмету.
В программах по литературе в качестве основной цели литературного образования выделяется постижение сущности художественной литературы как вида искусства и одновременно формирование культуры читательского восприятия. Очень важно создать условия для творческого самоопределения учеников-подростков, а также развить умение встать одновременно и на «внешнюю», и на «внутреннюю» (сопереживание герою и даже временное отождествление с ним) точку зрения по отношению к литературному персонажу. Театрально-импровизационная деятельность, позволяет подростку спонтанно, учитывая только свои чувства «здесь и сейчас», побывать в различных ролях, «прожить» разные ситуации, соотнести свой внутренний мир с внутренним миром персонажа литературного произведения. В отличие от инсценировки при этом не требуется точно повторять действия героя произведения – напротив, «надев на себя маску» литературного персонажа, можно совершать спонтанные поступки. При этом сюжет, как правило, не совпадает с авторским. Подросток вживается в героя, проигрывая для себя множество ролей и психологических ситуаций, что способствует развитию самосознания – определяющему фактору формирования личности подростка – а, следовательно, и познавательному интересу к изучаемому предмету. Предлагаемая нами импровизационная игра дает подростку реальную возможность такого спонтанного проигрывания и отделения себя от персонажа. Если же предлагать ученикам готовую интерпретацию произведения или поведения каких-либо персонажей, они воспроизводит такое толкование не осознавая смысла и не испытывая интереса к происходящему.
Часто возникает вопрос о том, какой литературный материал применяется для импровизационных игр. В работе со студентами лучше использовать те произведения, структура и роли персонажей в которых повторяются (географические и исторические романы путешествий и приключений и пр.). В том числе проводится работа с произведениями зарубежной литературы. В театрально-импровизационной деятельности заложен немалый потенциал для развития эмоциональной сферы подростка, проживания ролей и ситуаций с постепенным переходом к пониманию авторского смысла произведения. Импровизационная игра дает возможность, используя литературный материал, самостоятельно «примерять на себя» роли-«маски», в которых соединяются литературный образ и особенности внутреннего мира подростка. Возвращаясь после игры-импровизации к книге, ученик сравнивает свой сюжет, рожденный в процессе игры, с авторским, а значит, имеет возможность взгляда и «внешнего», и «внутреннего», что способствует развитию познавательного интереса и читательских умений. Создание своего произведения, последующее его обсуждение и сравнение с оригиналом дает возможность постепенного проникновения в текст, осознания авторского замысла, развития познавательных интересов, литературно-творческих и коммуникативных способностей подростка.
Элементы психодрамы при изучении литературы на уроках и во внеурочное время возможно использовать следующим образом:
Театрально-импровизационная деятельность учащихся на уроке обычно осуществляется в виде диалогов литературных персонажей. После цикла таких уроков-диалогов по произведениям определенного жанра во внеурочное время по желанию проводится литературная импровизационная игра, в которой участвуют только желающие. Использование приемов специального «разогрева» (разминки) помогает ученикам снять напряжение и войти в игровую реальность. Следующим этапом игры может стать сочинение «по кругу» собственной истории с использованием характерных жанровых особенностей изученных литературных произведений. Затем участники игры выбирают роли, , что помогает подросткам разобраться в своих внутренних предпочтениях.
На этапе появления завязки сюжета преподаватель должен останавливать рассказ и предложить свою помощь построить художественное пространство. Участники делятся на несколько групп, каждая выбирает свою сцену. На следующем этапе игры происходит коммуникация уже внутри каждой группы. Спустя некоторое время учитель просит членов групп рассказать о происходящем. Для завершения игры участникам предлагается написать и нарисовать, что из происшедшего они хотят «взять с собой», а что «выбросить»; рассказать, что им понравилось и не понравилось в игре, что помогает ученикам выйти из условного пространства игры и перейти к этапу осмысления произведения.Как правило, получившийся сюжет не совпадаетс авторским. Проводящийся через какое-то время совместный просмотр видеозаписи помогает ученикам обратить внимание на сходства и различия того, что было создано в игре, с авторскими замыслом, сюжетом, характерами, вызывает стремление повторно внимательно перечитать текст.В процессе спонтанной драматизации перед учеником открывается возможность самостоятельной и творческой деятельности, закрепления литературного материала, осознания своих внутренних ролей. Сравнивая свои произведения с авторскими, ученики имеют возможность глубже понять особенности изучаемого жанра, характеров литературных персонажей, логику сюжета, авторскую позицию в произведении. Кроме того, улучшается взаимопонимание учеников и преподавателя.
Положительный эффект театрально-импровизационной деятельности имеет не кратковременный, а пролонгированный характер. Учащиеся, приходя на игры-импровизации, испытывают чувство ожидания нового, а после игр – интеллектуальной радости, успеха;
Таким образом, по моему мнению, применение элементов психодрамы в обучении гуманитарным предметам и проведение литературных импровизационных игр имеет смысл и может быть эффективным в работе как с подростками, так и с взрослыми людьми.