kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Информационно-коммуникативные технологии в современной школе (на примере преподавания русского языка и литературы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа познакомит с ролью ИКТ в преподавании.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Информационно-коммуникативные технологии в современной школе (на примере преподавания русского языка и литературы)»

Бобырь Наталья Петровна. Учитель русского языка и литературы, МКОУ СОШ №9 поселок Уралец.

Свердловская область, город Нижний Тагил, поселок Уралец, улица Клубная 10-1.


Информационно-коммуникативные технологии в современной школе (на примере преподавания русского языка и литературы).


Без информатизированного процесса образования уже невозможно представить современную школу. Применение     информационных       технологий    в  преподавании русского   языка    и   литературы  - в наше время это просто необходимость:  они  способствуют совершенствованию   практических  умений  и  навыков,  позволяют  эффективнее  организовать  самостоятельную  работу и сделать индивидуальным процесс обучения, а также позволяют повысить интерес к урокам  словесности и активизируют познавательную деятельность обучающихся. Но все же, некоторые преподаватели гуманитарных дисциплин сомневаются в целесообразности применения информационных технологий. Я полагаю, что такой подход необоснован.

Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы, на мой взгляд, позволяет:

  • развить у учащихся творческие способности, навыки исследовательской деятельности, умение принимать оптимальные решения;

  • расширить возможности предъявления учебной информации;

  • сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности;

  • усилить мотивацию учения;

  • активно вовлекать учащихся в учебный процесс;

  • дать ребенку максимально возможный для него объем учебного материала;

  • расширить наборы применяемых учебных задач;

  • качественно изменить контроль за деятельностью учащихся;

  • позволяют приобщить школьника к достижениям информационного общества и адекватному поведению в нем.

Но согласитесь, достичь этого не так-то просто, потому что только системное применение информационно-коммуникационных средств обучения в образовательном процессе позволяет оптимизировать деятельность учителя на уроке, тем самым повысить качество обучения школьников за счёт улучшения качества деятельности учителя, т.е. преподавания предмета.

Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении ИКТ, отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка и литературы необходимо сформировать орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами русского литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорно, помощником в решении этих задач являются ИКТ.

Безусловно, компьютер не заменит учителя или учебник, но коренным образом изменит характер педагогической деятельности.
Введение ИКТ в учебный процесс дает большие возможности преподавателю, обеспечивает его такими средствами, которые позволяют решать нерешаемые ранее лингводидактические проблемы:

  1. усовершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);

  2. ИКТ могут помочь в ликвидации пробелов, образовавшихся из-за пропуска уроков;

  3. повышение продуктивности самоподготовки учащихся после уроков;

  4. ускорение тиражирования и доступа ко всему тому, что накоплено в педагогической практике;

  5. возможность собрать данные по индивидуальной и коллективной динамикеобразовательного процесса. Информация будет полнее, регулярнее и объективней.

Практика показывает, что учащиеся с охотой идут на уроки с использованием ПК и интерактивной доски, воспринимают их как праздник, у школьников вырабатывается устойчивый интерес к таким занятиям, меньше рассеивается внимание, так как существует обратная связь учителя с учащимися.

Детей привлекает что-то новое, общение с компьютером, интерактивной доской. Из целенаправленного заучивания  процесс обучения превращается в активный процесс, и чем больше умственных усилий прилагает ученик, тем продуктивнее становится его деятельность. Все мыслительные операции учеников сопровождаются практическими действиями.

На уроках с использованием ИКТ каждый ученик работает в индивидуальном темпе и по индивидуальной программе, и здесь можно легко применять принцип дифференциации. Ученик слабее может при желании повторить материал столько раз, сколько требуется, и делает он это с большим желанием, нежели на простых уроках работы над ошибками. Сильные же ученики получают варианты более трудных заданий или консультируют слабых.

К наиболее эффективным формам представления материала например, по  литературе следует отнести мультимедийные презентации. Такая форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в памяти учащихся. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, позволяет наиболее повысить содержание урока, его результативность и вызвать интерес к изучаемому материалу. Кроме того, при наличии принтера результаты деятельности учащихся  легко превращаются в  фактический материал.

Наприме, довольно активно использую в своей работе Интернет-ресурсы. С их помощью можно создать портретные галереи и фонотеку: сделать записи исполнения произведений самими авторами или мастерами художественного слова, подобрать видеофрагменты.

Работа с программой Microsoft Publisher позволяет получить реальный продукт своей деятельности в виде газеты, журнала, книжки-малышки, буклета и т.д. Она используется для оформления результатов групповой работы, выпуска газеты, информационного листка.

Также в своей практике использую экранизированную классику. Считаю, что хороший фильм, вызывающий неподдельный, настоящий интерес, -  это первый шаг к чтению, прямой путь к сердцу ребёнка. Он пробуждает чувства, заставляет переживать, будит воображение.

Довольно часто на уроках и во внеурочной деятельности использую презентационно-иллюстративный материал, который готовлю не только я, но и мои учащиеся. Недавно я предложила учащимся создать презентации по ключевым темам курса литературы. И хотя это было начало, некоторые презентации получились на высоком уровне с включением музыкальных произведений, фрагментов из фильмов. Не у всех все получилось, но ребята приобрели опыт. И мы планируем продолжать эту работу.

Повторюсь, что использование новых технологий на уроке позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности учащихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы. Это приводит к росту качественной успеваемости и сохраняет устойчивый интерес к русскому языку и литературе на протяжении всех лет их изучения.

Итак, применение ИКТ на уроках русского языка и литературы  позволяет мне:

  • наполнить уроки новым содержанием;

  • развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;

  • формировать элементы информационной культуры;

  • прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;

  • поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;

  • идти в ногу со временем.

Современный педагог обязан уметь работать с новыми средствами обучения для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика - право на качественное образование. Использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в материале, который они изучают. Кроме того, владение и использование ИКТ – это отличный способ не отстать от времени и от своих учеников.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бобырь Наталья Петровна

Дата: 14.08.2016

Номер свидетельства: 339338


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства