«ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ»
«ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ»
Ориентация на максимум усвоения учебного материала привела к заметной перегрузке школьников. Уровень требований для большинства из них стал просто непостижимым. Как следствие – пропал интерес к учебе и уверенность ученика в себе. В какой-то мере выходу из создавшейся ситуации поможет уровневая дифференциация знаний и умений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ»»
«ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ»
А.С.Каппасова, учитель русского языка и литературы
СОШ № 37,
г.Павлодар
Ориентация на максимум усвоения учебного материала привела к заметной перегрузке школьников. Уровень требований для большинства из них стал просто непостижимым. Как следствие – пропал интерес к учебе и уверенность ученика в себе. В какой-то мере выходу из создавшейся ситуации поможет уровневая дифференциация знаний и умений.
На начальном этапе передо мной стояла задача разработать методику дифференцированного обучения русскому языку на различных этапах урока Дифференциация обучения предполагает различные формы работы: коллективную (все учащиеся выполняют одно задание), групповую (каждая из трех групп получает задание), индивидуальную (отдельные учащиеся получают персональный вариант задания). Некоторые учителя боятся, как бы в процессе разделения по группам к ученикам не приклеились навечно ярлыки “сильный”, “средний”, “слабый”. Но учащиеся и сами осознают, кто есть кто. Цель разделения состоит как раз в том, чтобы привести требования к учащимся в соответствие с их возможностями, создать оптимальные условия для обучения и способствовать систематическому росту школьника, переходу его из одной группы в другую.
Понятно, что такой подход позволяет абсолютному большинству школьников добиваться без ущерба здоровью, не подавляя других интересов и склонностей. С 2012-2013 учебного года тема по самообразованию приобрела несколько другое звучание: “Индивидуально-дифференцированный подход в образовательном процессе как основное средство здоровьесберегающей технологии”.
В чем сущность инновационного опыта?
1. Проведение психолого-педагогическая диагностики, позволяющей определить уровень сформированностиобщеучебных умений и навыков, а, следовательно, предусмотреть роль учителя в оказании индивидуальной помощи учащимся.
2. Отслеживание результатов каждого ученика, фиксация полученных данных.
3. Применение разноуровневых учебных заданий для индивидуального формирования и развития общеучебных умений и навыков учащихся с учетом результатов диагностики.
4. Систематическая работа с разноуровневыми учебными заданиями всех учащихся с последовательным переходом от простого к сложному.
5. Индивидуальная коррекция и контроль знаний и умений учащихся. Планируемый результат: развитие навыков самостоятельной работы на базовом, а для некоторых учеников – на повышенном уровне.
Мониторинг индивидуальных особенностей учащихся позволил мне разделить класс на три группы по уровню развития учеников.
В первую группу вошли дети с уравновешенными нервными процессами возбуждения и торможения. Это дети, которые обладают высоким уровнем аналитико-синтетической деятельности, им доступны обобщения и абстрагирования. У этих детей ровная, выразительная речь, достаточно велик словарный запас.
Во вторую группу вошли дети с преобладанием в нервных процессах возбуждения над торможением. Такие дети не могут сконцентрировать своё внимание и в работе могут допустить ошибки. Им необходимо систематическое повторение ранее усвоенного.
Третью группу образовали ученики с замедленной реакцией на вопрос или задание учителя, с медленной речью, бедной по составу и эмоционально. Этим ученикам требуется значительно больше времени на усвоение правила, чем другим.
Учитывая индивидуальность каждого ученика, и то, что ученики одной и той же группы могут показать разный результат по данной теме, эти три группы подвижны по своему составу.
В настоящее время передо мной стоит задача формирования пакета разноуровневых заданий по темам курса “Русский язык”.
Проведенные среди учащихся исследования позволили сделать вывод, что 72% учащихся обладают комбинированной памятью, 23 % - зрительной, 5 % - слуховой.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Уроки по каждой учебной теме составляют четыре типа, которые следуют друг за другом:
1) уроки общего разбора темы;
2) комбинированные занятия с углубляющейся проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы учащихся;
3) уроки-практикумы;
4) уроки обобщения и систематизации знаний (так называемые тематические зачёты).
Критерии, которые позволяют анализировать деятельность учителя на уроке, следующие:
наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;
использование проблемных творческих заданий;
применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала;
создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока;
обсуждение с детьми в конце урока не только того, что “мы узнали” (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому;
стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибся;
отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности;
при задании на дом называется не только тема и объем задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
В процессе обучения учителю необходимо определять меру дозированной помощи для каждого ученика. В связи с этим, для учителя важно учитывать индивидуальные показатели сформированностиобщеучебных умений и навыков на основе анализа результатов предварительной психолого-педагогической диагностики.
ПРОВЕДЕНИЕ ИМИТАЦИОННОЙ ИГРЫ
Тема: “Однородные и неоднородные определения”
Знакомство с новым материалом. Наблюдение
Вывод. Определения считаются однородными, если характеризуют предмет с одной стороны: по цвету, размеру, вкусу, форме и т.д.
Анализ предложения
Первичное закрепление нового материала
Контроль за темой (цифровой диктант)
5. Разноуровневые задания
Первый уровень. Творческая работа: распространите данный текст однородными и неоднородными определениями.
Второй уровень. Распространите словосочетания однородными / неоднородными определениями. Составьте предложение с одним из них.
Третий уровень. Коллективная работа под руководством учителя.
МОДЕЛИРОВАНИЕ
Тема урока: “Способы передачи чужой речи”
Учителя – ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера
Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею.
Мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия.
РЕФЛЕКСИЯ
Разноуровневые задания необходимы для оценки индивидуальных учебных возможностей школьников, а также для дальнейшего развития их общеучебных умений и навыков. Систематическое применение таких заданий позволит ученикам впоследствии самостоятельно решать, какие умения им необходимы в типовых учебных ситуациях, как осуществлять перенос знаний в новые условия. При этом развитие навыков самостоятельной работы осуществляется на уровне, характерном для каждого ученика. Роль учителя в этом процессе – оказание индивидуальной помощи учащимся.
Данный опыт имеет общеметодический уровень практической значимости. Его результаты имеют большую практическую значимость при организации учебно-воспитательного процесса. Его использование способствует максимальному развитию творческого потенциала каждого ученика.
Использованная литература:
1.Инновационная культура преподавателя ВУЗа // Труды международной научно-практической конференции «Проблемы духовного развития, науки и образования Казахстана на стыке столетий». – Шымкент: КАУ, 2004. - С.194-196.
2. Актуальные проблемы преподавания русского языка в школе // Труды международной научно-практической конференции молодых ученых ЮКИЮ и ФП КазГЮУ. – Шымкент, 2005. – С. 84-86.
3. К вопросу о дидактическом обеспечении уроков русского языка в школе // Вестник КарГУ, серия «Педагогика». - 2005. - №3(39). – С. 142-145. (в соавт. со Шкутиной Л.А.).
4. Проблемы вузовской подготовки учителя русского языка // Вестник КарГУ, серия «Педагогика». - 2005. - №4 (40). – С. 33-36. ( в соавт. со Шкути ной Л.А.).
5. К вопросу об организации интерактивного обучения в педвузе // Научный мир Казахстана. – 2006. - №3(07) - №4(08). - С. 99-106. (в соавт. со Шкутиной Л.А.). 6. «Методика преподавания русского языка в современной школе с казахским языком обучения». Методические рекомендации к проведению семинарских занятий. – Шымкент, 2006. – 30 с. 7. Дидактическое обеспечение подготовки будущих учителей русского языка для школ с казахским языком обучения к использованию инновационных технологий // Научный мир Казахстана. – 2007. - № 2 (12). – С. 159-164.
8. О проблеме подготовки будущих учителей русского языка для школ с казахским языком обучения к использованию инновационных технологий // Научный мир Казахстана. – 2007. - № 3 (13). – С.136-140.