kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Индивидуальная работа с детьми ЗПР на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время дети с физическими и умственными отклонениями могут учиться в общеобразовательной школе. Хорошо это или плохо? С одной стороны эти дети перестают чувствовать себя ущербными, отрезанными от всего мира, они могут общаться со своим и сверстниками, найти себе друзей. С другой стороны наличие в классе такого ребенка не совсем удобно для учителя. Для таких детей общепринятые формы урока не всегда подходят, поэтому учителю приходится искать другие методы и формы работы с детьми ЗПР. Зачастую учитель  или просто забывает о таких детях (особенно если в классе есть сильные дети), или, в силу своей занятости, работает с ними по общему плану. Чтобы получить какой-либо результат, надо к такому ребенку подходить индивидуально. Работа с детьми ЗПР требует не только особых методов, но и большого такта со стороны учителя. Конечно, это затрата времени и сил. Несомненно, инклюзивное  образование  только набирает силу в нашей стране, и здесь надо учитывать отношение общества к детям и взрослым с разными отклонениями. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная работа с детьми ЗПР на уроках русского языка и литературы »

Индивидуальная работа с детьми ЗПР на уроках русского языка и литературы

Учитель русского языка и литературы

Москвичева Л.А.

В настоящее время дети с физическими и умственными отклонениями могут учиться в общеобразовательной школе. Хорошо это или плохо? С одной стороны эти дети перестают чувствовать себя ущербными, отрезанными от всего мира, они могут общаться со своим и сверстниками, найти себе друзей. С другой стороны наличие в классе такого ребенка не совсем удобно для учителя. Для таких детей общепринятые формы урока не всегда подходят, поэтому учителю приходится искать другие методы и формы работы с детьми ЗПР. Зачастую учитель или просто забывает о таких детях (особенно если в классе есть сильные дети), или , в силу своей занятости, работает с ними по общему плану. Чтобы получить какой-либо результат, надо к такому ребенку подходить индивидуально. Работа с детьми ЗПР требует не только особых методов, но и большого такта со стороны учителя. Конечно, это затрата времени и сил. Несомненно, инклюзивное образование только набирает силу в нашей стране, и здесь надо учитывать отношение общества к детям и взрослым с разными отклонениями.

Мкртчян Карэн учится в 7»А» классе. Оставался на второй год. У ребенка низкий уровень зрительной памяти, плохо развита речь, речь отличается бедностью словаря и примитивностью грамматических конструкций, рассеянное внимание, очень слабая техника чтения, низкое качество мыслительной деятельности, крайняя неорганизованность. Карэн не может выделить главное, обобщить, повторить. По темпераменту ребенок очень медлительный, вялый. Но добрый, есть у него дефицитное по нашим временам качество- чувство стыда. Конечно, ему почти не угнаться за ребятами даже со средним уровнем развития.

Что делаю я для того, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно на уроке? Заметила, что Карэну особенно тяжело даются диктанты, изложения. Предлагаю заранее познакомиться с текстом изложения, при работе над сочинением предлагаю карточки с опорными словами, с планом, с возможным началом. Так же, для повышения орфографической зоркости даю карточки со словами, которые надо записать с проговариванием, часто практикую игру «Резервуар», когда ребенок в конце урока должен воспроизвести всю накопленную информацию за урок (или часть информации). Морфемный и морфологический разборы предлагаю делать по образцу, прошу сформулировать вопрос по теме, параграфу.

Следует учитывать, что такие дети способны работать всего 15-20 минут, затем наступает утомление, снижение интереса.

При выполнении письменных работ обнаруживаются весьма характерные для детей этой категории просчеты в действиях, необходимых для правильного выполнения задания. Об этом свидетельствуют большое количество ошибок(слитное написание слов с предлогами, вместо чтобы пишет штобы и т.д), частое нарушение последовательности действий и опускания отдельных звеньев задания. Подобные недостатки во многом можно объяснить недостаточной сформированностью их деятельности. Для устранения ошибок и не повторения их предлагаю переписать слова с ошибками с проговариванием. Такие темы как «Причастие», «Деепричастие» трудны для усвоения даже ученику среднего уровня развития. Для слабых учеников раздаю карточки со следующими заданиями: на какие вопросы отвечает причастие (деепричастие), найди по вопросу среди данных слов причастие (деепричастие).

При изучении какой-либо части речи практикую работу с наглядным материалом: работа с картинками, по наглядному образцу, по инструкции учителя. Эти приемы позволяют развивать наблюдательность, внимание, умение сравнивать, обобщать, делать выводы.

Чтобы проследить уровень развития детей ЗПР, можно завести специальную тетрадь для фиксирования даже самых незначительных достижений ребенка. Для Карэна такими достижениями были экзамены. Оба экзамена (казахский язык и биология) были сданы на «хорошо».

Можно сделать вывод, что при соблюдении специфических условий обучения дети этой категории способны овладеть учебным материалом значительной сложности, рассчитанным на нормально развивающихся учащихся общеобразовательной школы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Индивидуальная работа с детьми ЗПР на уроках русского языка и литературы

Автор: Москвичёва Людмила Александровна

Дата: 18.02.2015

Номер свидетельства: 175691


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства