Данная игра предназначена для обучающихся 8-9 классов. Используется при подготовке к написанию сочинения – рассуждения 9.3 ОГЭ по русскому языку. Одной из сложнейших задач при написании сочинения, является та, что нужно дать верное толкование того или иного определения, например, внутренний мир человека, жизненные ценности и другие. Современные дети читают мало, словарный запас невелик и им крайне трудно верно истолковать значение таких сложных для них понятий.
На помощь придет данная игра. Играть нужно в паре. На каждую пару можно сделать несколько вариантов с разными определениями и их значениями. За основу я взяла материалы с сайта ФИПИ и Словарь понятий по текстам открытого банка ФИПИ Беспаловой Т.В.
Считаю, что подобная игра позволит обучающимся запомнить слово и его значение, что значительно облегчает детям задачу при составлении тезиса и его комментария.
Из предложенных в словаре определений можно составить огромное количество вариантов карточек. Ниже приведены примеры, как можно это сделать.
№ | Понятие | Толкование понятия | Темы сочинений по текстам ОБЗ сайта ФИПИ |
1 | Авторитет | - общепризнанное значение, влияние, признание выдающихся достижений, знаний, умений, навыков, способностей. | Как завоевать авторитет? |
2 | Бескорыстность | - отсутствие стремления к личной выгоде, наживе. | Как характеризует человека бескорыстность? |
3 | Благодарность | -чувство признательности за сделанное добро, а также различные способы выражения этого чувства. | Как характеризует умение быть благодарным? |
4 | Взаимовыручка | - взаимная, обоюдная помощь, выручка в каком-либо деле, поддержка. | Почему нельзя бросать человека в беде? |
5 | Взаимопонимание | - согласие, взаимное понимание, единодушие во мнениях и поступках. | Что значит понять другого человека? |
6 | Воображение | - способность воображать, творчески мыслить, фантазировать | Для чего человеку нужно воображение? |
7 | Внутренний мир человека | - некое психическое пространство, в котором помещается вся духовная жизнь личности. Внутренний мир обеспечен нашими мыслями, эмоциями, переживаниями, чувствами. | Как раскрывается внутренний мир человека? Как может раскрыться внутренний мир человека? Как поступки характеризуют внутренний мир человека? |
8 | Выбор | - главный этап процесса принятия решения, отбор одного варианта из нескольких возможных. | Почему важно сделать правильный выбор? |
9 | Драгоценные книги | - книги, которые становятся путеводной звездой читателя, на всю жизнь определяют его идеалы, формируют его мировоззрение, укрепляют фундамент духовной жизни человека. | Как книги влияют на человека? Какое влияние книги оказывают на человека? |
10 | Дружба | - бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение. Настоящий друг – человек, близкий по духу, по убеждениям, на которого можно во всем положиться; | В чём заключается настоящая дружба? В чём основа настоящей дружбы? Что может разрушить дружбу? Какими качествами должен обладать настоящий друг? Какими качествами обладает настоящий друг? Какого человека можно назвать настоящим другом? Кого можно считать настоящим другом? Каким должен быть настоящий друг? |
11 | Доброта | - проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь. | В чём может проявляться доброта? Что значит быть добрым? Какого человека можно считать добрым? Какие поступки характеризуют доброго человека? |
12 | Жизненные ценности | - набор крайне важных для человека аспектов, которые служат эталонами в его жизни и определяют его действия. Для кого-то важны материальные ценности: деньги, предметы роскоши, власть. А для других приоритетное место имеют духовные ценности: долг, честь, патриотизм, здоровье, творческое саморазвитие. | Что такое жизненные ценности? Что в жизни человека по-настоящему важно? Какие жизненные ценности наиболее важны в жизни человека? Какими должны быть жизненные ценности? Какие жизненные ценности формируются в детстве? |
13 | Забота о людях | - внимание, поддержка, оказание помощи, защита. | Что значит проявлять заботу о людях? |
14 | Зависть | - чувство досады и разочарования, которое связано с собственными неудачами или малыми достижениями в сравнении с другими людьми. | Чем опасна зависть? |
15 | Красота | - совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение | Какое значение в жизни человека имеет красота? Что даёт человеку красота? |
16 | Любовь к жизни | - наслаждение каждым прожитым днем, закрывая глаза на все проблемы и неудачи. | Что значит любить жизнь? |
17 | Любовь к родителям | - глубокая привязанность, способность поддержать, найти тёплое, душевное слово, поблагодарить за то, что они для нас делают. | Как нужно относиться к родителям? |
18 | Материнская любовь | - самая сильная, постоянная и бескорыстная, наиболее священная изо всех эмоциональных связей. | Как проявляется материнская любовь? В чём проявляется материнская любовь? Почему в жизни человека важна мама? |
19 | Мечта | - заветное желание, созданное воображением. | Что даёт человеку мечта? |
20 | Настоящее искусство | Искусство – это образное осмысление действительности, выражение мира в художественном образе. Произведения настоящего искусства побуждают думать и чувствовать, влияют на состояние человеческой души. | Каковы признаки настоящего искусства? В чём ценность настоящего искусства? Что даёт людям настоящее искусство? Почему необходимо ценить произведения искусства? Для чего людям нужны произведения искусства? |
21 | Неуверенность в себе | - низкая самооценка, отсутствие веры в себя, свои силы, свои возможности. | Как влияет на поступки человека неуверенность в себе? |
22 | Нравственные ценности | - этические идеалы, общепринятые правила поведения, обусловленные человеческими принципами. | Как характеризуют человека его нравственные ценности? |
23 | Нравственный выбор | - ситуация, в которой человеку приходится принимать или не принимать трудные для себя решения во благо другой личности или в соответствии со своими взглядами и убеждениями. | В чём заключается нравственный выбор человека? |
24 | Общее дело | - совместная работа, выполняемая командой, которая стремится к хорошему результату. | Какое общее дело было в годы войны у всех людей нашей страны? |
25 | Ответственность | - необходимость отвечать перед кем-либо за свои действия и поступки | В чём заключается ответственность за свои поступки? Что значит отвечать за кого-нибудь? |
26 | Память сердца | - запас чувственных впечатлений, то, что оставило очень глубокий след в душе, запомнилось навсегда. | Что называется памятью сердца? |
27 | Понимание | - постижение и осознание чужой проблемы. | Что значит понять человека? |
28 | Признать свои ошибки | - понять свою неправоту, признак мудрости. | Почему важно уметь признавать свои ошибки? |
29 | Прийти на помощь | - поддержать, протянуть руку помощи, прийти на подмогу | Что значит прийти на помощь? |
30 | Прощение | - помилование, извинение. Прощать – не помнить о нанесенных обидах, извинять кого-то, не ставить ему в вину ошибки. | Нужно ли уметь просить прощения? |
31 | Проявлять внимание к человеку | - заботиться, окружать вниманием, проявлять заботу. | Почему важно проявлять внимание к людям? |
32 | Решимость | - отсутствие боязни в принятии и осуществлении своих решений; смелость, твердость, непоколебимость. | В чём заключается решимость человека? |
33 | Сила духа | - деятельная решимость человека идти к цели, преодолевая любые препятствия. Это его высокая духовная, душевная стойкость. Сила духа складывается из формирования воли, стойкости, упорства. | В чём проявляется сила духа? Что значит быть сильным духом? Что помогает человеку справиться с жизненными трудностями? Как в годы войны народ проявил силу духа? |
34 | Слава | - почетная известность, всеобщее уважение, признание заслуг, таланта. | Как можно прославиться? |
35 | Счастье | - состояние души человека, высшее удовлетворение жизнью. | Что такое счастье? Когда человек чувствует себя счастливым? Что даёт человеку ощущение счастья? Что может сделать человека счастливым? |
36 | Творчество | - создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. | Что даёт человеку творчество? |
37 | Уважение к человеку | - признание достоинств личности. | Что значит уважать человека? |
38 | Фантазия | - выдумка, неправдоподобное, невозможное. | Нужна ли фантазия человеку? Зачем человеку нужна фантазия? |
39 | Цель в жизни | - предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить. | Почему у человека должна быть цель в жизни? |
40 | Чудо | - нечто небывалое, необычное, то, что вызывает удивление. | Можно ли делать чудеса своими руками? |