kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игровые технологии – средство активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В связи с особенностями развития дети с нарушениями интеллектуальной деятельности нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии педагога. Спонтанного усвоения общественного опыта у них практически не происходит. Учащимся с интеллектуальными нарушениями для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся ребенку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии – средство активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка.»

Игровые технологии – средство активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями на

уроках русского языка.

В связи с особенностями развития дети с нарушениями интеллектуальной деятельности нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии педагога. Спонтанного усвоения общественного опыта у них практически не происходит. Учащимся с интеллектуальными нарушениями для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся ребенку.

Педагогу необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношения к учебной деятельности. Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. И здесь неоценимы дидактические игры, которые должны привлекать внимание, заинтересовывать. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры - помочь серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся.

Основная задача дидактических игр состоит в том, чтобы развить у детей с нарушением интеллектуальной деятельности поисковые способы ориентировки при выполнении задания, а на этой основе создать интерес к свойствам и отношениям предметов, к их использованию в деятельности и, таким образом, подвести их к подлинной зрительной ориентировке.

Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационального использования имеющихся знаний в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.

Кроме того, дидактические игры способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, вносят элементы занимательности в учебный процесс, помогают снять усталость и напряжение на уроке. Ребенок всегда ждет на уроке чего-то интересного, необычного, нового, непонятного, загадочного. Задача учителя – создать этот непонятный, загадочный мир, заинтересовать ребенка, вместе с ним отправиться в мир знаний. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть собранными, находчивыми, четко выполнять задания, учатся оказывать помощь товарищам, у них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля, характер.

Дидактические игры могут быть различной целевой направленности:

- игры, развивающие внимание, память, наблюдательность;

- игры, способствующие совершенствованию слухового восприятия, развитию навыков звукового анализа и синтеза;

- игры, развивающие творческие способности учащихся;

- игры-соревнования и другие.


1. Игры, развивающие внимание, память, наблюдательность.

ИГРА «МИНУТКА» дает возможность учащимся за одну минуту выполнить разные задания, запомнить определенное количество слов, текст, записать его.

ИГРА «ДЕНЬ И НОЧЬ». Команда «День» и «Ночь» дает возможность учителю преобразовать записанное на доске, детям быстро запомнить и записать текст по памяти. Игра способствует развитию оперативной памяти.

ИГРА «ЗАБЛУДИЛСЯ».Ведущий (учитель и ученик) объясняют условия игры и выполняют задание, при этом допускает ошибку. Дети при объявлении игры предельно внимательны, стараются как можно быстрее исправить ошибку, допущенную ведущим.

2.Игры, развивающие творческие способности учащихся.

«ВОЛШЕБНАЯ ЯБЛОНЯ». Закрепляя изученный материал, можно предложить не просто диктант, а игру «Волшебная яблоня», на которой растут волшебные яблоки с буквами. Сорвать яблоко может тот ученик, который правильно называет букву в слове на то или иное правило.

«ИЗМЕНИ СЛОВА». Убрать один слог так , чтобы получилось новое слово: смородина, волки, забор, лесник, бабочки, стрекоза , баранка и т.д.

Выделить 1-й слог из названий картинок и записать его. Объединить слоги в слова, слова в предложение и записать его. Например: улей, домик, машина, лужа, жаба (У дома лужа).

«ЦЕПОЧКИ СЛОВ». Придумать ряд слов так, чтобы последний слог первого существительного, глагола и т.д. стал первым слогом второго.

Также данные игры можно проводить с целью закрепления правильной артикуляции, слушать звучащую речь. Играя со словами, ученики развивают свой артикуляционный аппарат, речевое дыхание, совершенствуют фонематический слух.

С интересом учащиеся разыгрывают в лицах, инсценируют сказки, рассказы, басни, стихи.

3.Игры-соревнования дают возможность закрепить ранее изученный грамматический и орфографический материал.

«АУКЦИОН». Дети должны подобрать как можно больше слов по схеме за 5 минут.

Работа проходит в малых группах, что обычно активизирует детей и повышает результативность учебного труда.

«КОНКУРС». Задание- кто больше подберет слов на изучаемое правило, кто больше подберет синонимов, антонимов.

«ЭСТАФЕТА». Работа проводится в малых группах. Предлагается задание: в кратчайшее время предложенный корень «одеть», т.е. подобрать как можно больше однокоренных слов. Однокоренные слова дети называют или записывают по очереди, передавая эстафетную палочку. Если в группе кто-то называет слово неверно, следующий ученик исправляет ошибку, и игра продолжается до победы, одной из играющих команд.

При проведении игр необходимо учитывать, что игра содержит 2 элемента – познавательный и игровой. В работе очень важно, чтобы ни один из них не был упущен, иначе эффективность игры может быть сведена к нулю.


БАНК ИГР ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.


Дидактическая игра «Убери лишний вагон».

Цель игры: создать условия для закрепления состава слова, учить видеть слово, отличающееся от остальных по своему составу.

Теперь ребята немножко поиграем. На станцию прибыло три поезда. Каждый поезд состоит из четырех вагонов. Когда вагоны присоединяли к поезду, совершили ошибку, присоединив лишний вагон, не подходящий к этому составу  (на доске появляются три поезда). Вам, ребята, необходимо найти этот лишний вагон. Сделать это вам помогут слова, написанные на каждом вагоне.

Подсказка. Лишние слова отличаются от других слов, написанных на вагонах, по своему составу.

Каждому ряду достается свой поезд, прежде чем принять решение, обсудите его вместе со своим рядом, определите человека, который будет выражать общее мнение.

Поезд № 1.

забег, заплыв, закон, запуск.

Слово, на каком вагоне здесь лишнее?

Лишнее слово закон, на третьем вагоне?

Почему?

Слова, написанные на остальных трех вагонах, имеют приставку, а у слова закон нет приставки.

Верно ребята, молодцы. Лишний вагон убран из состава поезда. Поезд может продолжать свой путь. Теперь запишите все слова, кроме слова закон, и выделите в них приставки.

Поезд № 2.

чайник, кофейник, молочник, веник.

Какое слово лишнее.

Лишнее слово веник, так как оно, в отличие от остальных слов не имеет суффикса.

Запишите слова с суффиксами.

Поезд № 2 может продолжать путь. Молодцы, ребята.

Поезд № 3.

посмотреть, победить, подумать, погрустить.

Какой вагон, здесь лишний.

Вагон со словом победить, так как в этом слове нет приставки.

Запишите слова с приставками.



Дидактическая игра «Мостик».

Цель игры: создать условия для повторения суффиксального способа словообразования, правописания суффиксов -ик-, -ек-.

Ребята, у нас в стране «Словообразование» случилось несчастье.

На пути к Суффиксному полю разрушился мостик через речку. По одну сторону оврага остались суффиксы по другую – слова, чтобы восстановить мостик надо присоединить суффиксы к словам, с которыми они могут сочетаться.

Оформление доски. На доске изображена река, мостик через которую разрушен. По одну сторону реки находятся суффиксы: -к-, -н-, -ик-, -ек-, -ник- – по другую сторону – слова: замок, палец, дом, гном, ель, ключ, ягода, трава, вода, листок.

Ребята, сегодня вы будете работать в парах, побеждает та пара, которая образует наибольшее количество новых слов. Образовывая новые слова, вы, ребята, поможете построить новый мостик через реку.

Ребята прочитайте слова, которые у вас получились.

Учащиеся читают слова: домик, ключик, замочек, ягодка, ключник, елка, листочек, гномик, травка, травник, водный, ельник, пальчик и т.п.

Молодцы, ребята, вы составили много слов. Теперь объясните, почему вы написали в слове ключик суффикс –ик-, а в слове замочек суффикс -ек-.

Чтобы правильно написать суффиксы -ек-, и -ик-. Нужно изменить форму слова. Если при склонении гласный «убегает», то пишется суффикс -ек-. Например, замочек (замочка). А если гласный « не убегает», то пишется суффикс -ик-. Например, ключик (ключика).

Молодцы. Мы с вами вспомнили не только правило, но и, посмотрите внимательно на доску, построили новый мостик. Теперь слова  снова могут образовываться с помощью суффиксов.

Ребята, а возникли ли у вас какие либо трудности, при образовании новых слов.

Некоторые согласные чередовались, например, к/ч  в слове замок – замочек.







Дидактическая игра «Чудо – дерево».

Цель игры: создать условия для комплексного повторения способов словообразования.

Сегодня, ребята, мы должны с вами вырастить  дерево. Посмотрите оно еще совсем маленькое. А чтобы деревце выросло красивое, большое и крепкое. Нам нужно, ребята, образовать новые слова и записать их в свою тетрадь. Подсказка у вас уже есть. Вам даны словообразующие части слова, и корни, от которых нужно образовать новые слова. Разделимся с вами на 3 команды. Первая команда образовывает слова с корнем шум, вторая команда образовывает слова с корнем зверь, а третья команда рассказывает нам, какой способ словообразования использовался при получении новых слов. Каждый член команды образовывает по одному слову. (слова, которые должны получиться у учащихся: бесшумно, шумный, пошуметь, зашуметь, шумок, звереть, зверюшка, зверек, звериный.

Ребята, прочитайте, какие слова у вас получились.

Слова с корнем шум: бесшумно, слово образовано с помощью приставки и суффикса, способ словообразования приставочно-суффиксальный, шумный, слово образовано с помощью суффикса, способ словообразования приставочно-суффиксальный и т.д. аналогичная работа со словом зверь, например, зверюшка, звериный. Третья команда рассказывает о способе словообразования.

Молодцы ребята! Посмотрите, какое дерево мы с вами вырастили. Красивое дерево у нас получилось, потому что мы работали все вместе, дружно и конечно хорошо усвоили материал. За работу вы получаете жетончики: первая и вторая команда, награждается за то что, они образовали много новых слов, а третья команда как лучшие эксперты в области словообразования.

Дидактическая игра «Бартер».

Цель игры: создать условия для закрепления структуры текста, для раскрытия понятий дефицит и бартер, для развития психических процессов школьников: памяти, речи, мышления, воображение и личностных качеств.

Сегодня на уроке мы выяснили, что текст должен иметь окончание, также у текста есть заголовок. Сейчас, ребята, я вам предлагаю поучаствовать в игре, которая называется «Бартер». А что такое бартер вы узнаете в процессе игры. Ребята, вам необходимо получить цельный текст, имеющий заголовок и окончание, подходящие по смыслу к исходному, но не законченному тексту.

Учащиеся делятся на три команды. Первая команда получает три варианта исходного текста на различные темы, вторая команда получает, окончания для всех текстов, третья команда получает заголовки для текстов.

Учащиеся определяют, что для решения поставленной задачи не хватает определенных элементов; выясняют, что недостаток, нехватка чего-либо характеризуется понятием дефицит. Ребята, видят, что некоторые элементы текста у них в избытке. При работе в группе учащиеся должны понять, как им можно достать элементы текста,  которые находятся в недостатке, и как избавится от ненужных элементов.

Учащиеся приходят к выводу, что им необходимо совершить обмен между группами. Учитель поясняет, что безденежный обмен характеризуется понятием бартер.

Учащиеся обмениваются элементами текста с группами. Получают верно структурированный текст.

Ребята читают тексты, которые они получили в результате бартера.


Дидактические игры на уроках русского языка в

работе с безударными гласными в корне слова.


Все слова, используемые в играх, содержат орфограмму: безударная гласная в корне слова проверяемая ударением.


  1. РЕБУСЫ.


ДА



Г (гроза) (вода)


  1. КРОССВОРД. 2 класс. Непроверяемые безударные гласные. Словарные слова.

  1. То он блин, то он клин, на небе один. (месяц).

  2. Самый бойкий я рабочий в мастерской, колочу я что есть мочи день-деньской. (молоток).

  3. Растёт на грядке зелёная ветка, а на ней-красные детки. (помидор).

  4. Без рук, без ног, а рисовать умеет. (мороз).

  5. Всегда шагаем мы вдвоём, похожие как братья, мы за обедом под столом, а ночью под кроватью. (тапочки).

  6. В лесу кланяется, придёт домой-растянется. (топор).



























  1. ВИКТОРИНА ПОСЛОВИЦ.


По двум словам нужно отгадать всю пословицу. За каждую отгаданную пословицу команда получает 1 очко. Команда, составившая пословицу поднимает флажок.


1. Дело-мастер. 2. Труд-лень.

1. Дело мастера боится. 2. Труд человека кормит, а лень портит.


  1. “СОСТАВЬТЕ ТЕЛЕГРАММУ !”


Из слова “сумка” составить предложение со словом с безударной гласной. Сегодня убежал медведь. Караул, администрация.

“Кто отгадает?”

  1. ОТГАДАТЬ ЗАГАДКИ. (+ с коллективным ответом)


На шесте дворец Лежит верёвка,

В дворце певец Шипит плутовка.

А зовут его …….(скворец) Брать опасно-

Укусит, ясно?


Отгадать и сказать, какая безударная гласная в корне отгадки и как её проверить.


  1. ИГРА “ТИПОГРАФИЯ”.


Составьте из букв слова “грамотей”другие слова (герой, море, гром, рот, маг, торг, тема).


  1. ЭСТАФЕТА “ПОМОГИ НЕЗНАЙКЕ”


На доске записаны 3 столбика слов с безударными гласными:

моря -…….. старик -…….. дома -……..

столы -…… коса-………. роса-…...…


Каждый член команды должен подчеркнуть безударную гласную и написать проверочное слово, поставить ударение.


  1. ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ЛОТО.


Карточки для каждого игрока 15х9 см., разделённые на 9 клеток. В средней клетке написано правило: “Безударную гласную в корне проверяй ударением.” В остальных 8 клетках записаны слова с пропущенными безударными гласными в корне. Для закрывания клеток у каждого ученика должны быть фишки из плотной бумаги. Водящий достаёт из мешочка по одной карточке, читает написанное на ней проверочное слово, а игроки закрывают фишками клеточки с родственными словами. Игра продолжается, пока 2-3 человека не закроют свои карточки. Они выходят к доске, читают свои слова, объясняют, какие гласные в них пропущены, и доказывают проверочным словом. На карточках: бежать, года, дома, зверьки………..

Проверочные слова: бег, год, дом, зверь………..


  1. “СМОТРИ В КОРЕНЬ!”


На доске записывается столбик проверочных слов с ударением на гласной корня, а рядом с каждым проверочным пишется по 2 родственных слова с пропущенными безударными гласными в корне:

бег - б…жать - б…гуны,

пар – п…ровой – п…ровоз…

Дети списывают с доски, обозначают ударение, вставляют пропущенные безударные гласные. Победители 3 ученика которые правильно выполнят задания и объяснят написание безударных гласных.





  1. “ЧЕЙ РЯД ЛУЧШЕ?”


У каждого ученика набор сигнальных карточек с буквами А,О,Е,И,Я. Все результаты (ошибки) каждой команды отмечаются на доске.

Ведущий называет слова: трава, роса, длина, трясти… . дети поднимают карточку с нужной буквой, которую нужно написать в этих словах.


  1. КОНКУРС ЗНАТОКОВ.


На столе обратной стороной вверх разложены карточки со словами, в которых пропущены безударные гласные в корне: кр…снеть, сл…за, м…хать, г…сить, в…зить, ч…рнеть. Участники игры выбирают карточку, читают слова, говорят, какую гласную нужно вставить в каждое слово и как проверить. Класс оценивает работу знатоков и выбирает победителей.


  1. “БЫСТРЫЙ ОТВЕТ”.


Класс-2 команды. У ведущего список слов с безударной гласной в корне: ночной, словарь, тр..пинка, м…рской. Ведущий называет слово и указывает на игрока, который должен отвечать. Отвечающий быстро называет гласную, которую нужно писать в корне, и подтверждает проверочным словом, например: “Конец, пишем О, кончить”. В случае задержки или неправильного ответа команда получает штрафное очко. Выигрывает команда с наименьшим числом штрафных очков.




ИГРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.


СИГНАЛЬЩИКИ.

ОБОРУДОВАНИЕ: цветные карточки – сигналы.

Вначале педагог рассказывает детям о том, какие функции выполняют на кораблях сигнальщики, как сложна и важна их работа. Далее он предлагает детям на некоторое время стать сигнальщиками и испытать себя, Для этого необходимо внимательно слушать произносимые педагогом звуки, слоги, слова и просигналить – поднять руку или цветную карточку – только тогда, когда прозвучит заданный звук.

По окончании игры определяются лучшие сигнальщики – ученики, не допустившие ни одной ошибки.


У КОГО ХОРОШИЙ СЛУХ?

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки.

Педагог, показывая картинку, называет её. Дети хлопают в ладоши, если слышат в названии заданный звук.

По результатам игры определяется победитель – ребёнок, не допустивший в игре ошибок.

Вариант .Педагог молча показывает картинку, дети проговаривают её название про себя и хлопают в ладоши, если в её названии есть заданный звук.



НАЙДИ СВОЮ КАРТИНКУ.


ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки, в названиях изображений которых есть звуки Л и Р.

Педагог сначала предлагает детям разбиться на две команды. Одна команда будет искать среди картинок, расположенных в беспорядке на столе ( наборном полотне) те, в названии которых есть звук Л, другая – картинки со звуком Р. По сигналу учителя из каждой команды выходит ребёнок, выбирает картинку в соответствии с заданием и, повернувшись к классу, чётко произносит её название. Затем он быстро возвращается к своей команде, дотрагивается рукой до стоящего впереди, а сам становится в конец. Тот, кто оказался первым, идёт за следующей картинкой.

Если допущена ошибка, команда платит фант. Побеждает команда, уплатившая меньше фантов.

ПРОДОЛЖАЙ!


Сначала ученики делятся на две команды. Педагог называет несколько слов, которые начинаются с определённого звука ( например : астра, армия, Анна ), а представители каждой команды по очереди продолжают подбирать слова. Повторять уже названные слова нельзя.

Побеждает команда, придумавшая последнее слово.


ПОЙМАЙ И НАЗОВИ!


Оборудование: мяч.

Дети встают в круг ; в середине круга - ведущий (педагог или ребенок). Ведущий

называет какой- либо звук и бросает мяч одному из игроков. Тот, поймав мяч, должен без промедления назвать слово, содержащее этот звук. Повторять слова, уже названные другими детьми, нельзя.

Победителем в игре становится тот, кто быстро и правильно подбирал слова в соответствии с заданиями ведущего.

Вариант .По договоренности можно перед игрой определить ,в какой позиции (в начале, в конце, середине ) должен находиться в слове заданный звук.



ГДЕ СПРЯТАЛСЯ ЗВУК ?


Оборудование: у учителя набор предметных картинок; у каждого из детей -карточка, разделенная на три квадрата, фишка.

Педагог показывает предметную картинку, дети называют изображенный на ней предмет. Далее каждый из игроков на своей карточке фишкой закрывает один из трех квадратов в зависимости от того, где находится звук- в начале, середине, или в конце слова. Игрок, неправильно выполнивший задание, платит фант.


КАЖДОМУ СВОЕ МЕСТО.


Оборудование: у каждого игрока – набор предметных картинок и три карточки , разделенные на три квадрата. На первой карточке закрашен первый квадрат, на второй- второй , на третьей третий.

Педагог предлагает игрокам рассортировать картинки, положив их под той или иной карточкой в зависимости от места заданного звука в слове ( в начале, середине или конце). Выигрывает тот, кто первым правильно расположит все картинки .


ТВЕРДЫЙ – МЯГКИЙ.

Дети делятся на две команды. Каждая из них придумывает себе название : у одной команды оно начинается на мягкий согласный звук, у другой – на твердый ( например, « Заря» и « Зенит» ). Команда « Зенит» называет слова, начинающиеся на мягкий согласный, команда « Заря» - на твердый. За каждое правильно названное слово команда получает фишку. Выигрывает команда, набравшая большое количество фишек.


ЗАГАДКИ


Сначала игры педагог подбирает загадки. Суть игры заключается в том, чтобы не только отгадать загадку, но и правильно выделить в слове – отгадке первый звук. Каждый правильный ответ поощряется фишкой, по окончании игры по количеству фишек определяется победитель.


ЖАДНЫЙ КОТ

Проводится на игровой площадке или в школьной рекреации. Перед началом игры выбирается водящий – кот, остальные дети – мыши. Кот садится в угол и говорит:

Я ужасно жадный кот,

Всех мышей ловлю – и в рот!

Дети – мыши проходят мимо кота и дважды шепчут:

Тише, тише,

Кот всё ближе!

С последним словом кот выскакивает и ловит мышей, кто попался коту в лапы – платит фант ( называет слово со звуком Ш или Ж ); только после этого он может снова принять участие в игре. По окончании игры определяется самая ловкая мышка.

ЗАГАДКИ ПЕТРУШКИ


Педагог читает письмо, которое дети « получили» от Петрушки: « Дорогие ребята! Я, ваш друг Петрушка, сейчас отдыхаю за городом, на даче. Здесь я гуляю в лесу, собираю грибы и ягоды – нынче очень хороший урожай. Отгадайте, какие это грибы, если в их названиях есть звук Р ( рыжики, сыроежки, боровики ), звук С (сыроежки, маслята, лисички ). .? Какие я собрал ягоды, если в их названиях есть звук К ( костяника, черника, земляника ). .?

ЦЕПОЧКА

Первый игрок ( педагог или ребёнок ) называет слово, следующий игрок подбирает своё слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Игру продолжает третий ребёнок и т.д. Повторять слова, названные другими игроками, нельзя. Главная задача игры – на разорвать цепочку; игрок, допустивший ошибку, по окончании игры ( например, придумывает несколько слов на заданный звук ).



ВСЕ СЛОВА – НА ОДИН ЗВУК.


Педагог предлагает детям не просто подобрать как можно больше слов, начинающихся на заданный звук, но и попытаться составить из них предложения или даже короткий рассказ. При подведении итогов этой игры – соревнования должно оцениваться не только количество слов в предложении или рассказе, но и наличие в них определённых логической связи и смысла.

1.Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. М. ВЛАДОС, 2004.

2. Степанова О.А.Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями.

М.: Академия. 2003.

3. Ахметова Н. Грамматические игры //Начальная школа.2004. № 34.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Югова Наталья Ивановна

Дата: 06.11.2016

Номер свидетельства: 356028


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства