Игровые приёмы на уроках русского языка при изучении темы "Правописание гласных после щипящих"
Игровые приёмы на уроках русского языка при изучении темы "Правописание гласных после щипящих"
Данная методическая разработка включает в себя теоретическую часть, раскрывающую роль дидактической игры в учебном процессе; и практическую часть, включающую в себя: различные дидактические игры и игровые приёмы на уроках изучения и закрепления, урок проверки знаний с презентацией по теме "Правописание гласных после щипящих"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игровые приёмы на уроках русского языка при изучении темы "Правописание гласных после щипящих"»
Методическая разработка на тему:
«Игровые приёмы на уроках русского языка при изучении темы: «Правописание гласных после шипящих»
Содержание
1. Введение
2. Теоретическая часть
«Роль дидактической игры в коррекционно-обучающем процессе»
3. Практическая часть
Дидактические игры и игровые приёмы
Урок проверки ЗУН по теме: «»Правописание гласных после шипящих»
Презентации к урокам
4. Вывод
Цель методической разработки:
разработать дидактические игры и игровые приёмы обучения учащихся правописанию гласных после шипящих.
Введение
Как сделать урок русского языка интересным, занимательным и любимым предметом для учеников коррекционных школ?
Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.
Ведь то, что игра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное – стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.
На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятие русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма. Перечитала достаточное количество литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.
Как всем нам известно, у детей с интеллектуальной недостаточностью нарушено фонематическое восприятие. Поэтому часто встречаются ошибки при правописании гласных после шипящих. В связи с этим считаю актуальным применение дидактических игр и приемов при изучении темы «Правописание гласных после шипящих».
Теоретическая часть
РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННО-ОБУЧАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ.
Основной формой воздействия на ребенка в специальных учреждениях являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен понимать и о возрастных особенностях детей, о тех отклонениях в развитии, которые характерны для умственно отсталых. Как правило, умственно отсталые дети инертны, неэмоциональны. Поэтому необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. Умственно отсталые дети пассивно и не проявляют желание активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служит дидактические игры.
Дидактические игры – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели. Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводиться на занятиях как учителем- дефектологом (индивидуальных и групповых), так и воспитателем, а также включаться в музыкальные занятия, быть одним из занимательных элементов на прогулке, может представлять собой и особый вид деятельности.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для умственно отсталых детей, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.
Умственно отсталому ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся ребенку. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.
Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе специального учреждения определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.
При отборе дидактических игр я, прежде всего, преследовала коррекционные цели и учитывала особенности развития умственно отсталых детей.
При поступлении в специальные учреждения умственно отсталые дети с трудом контактируют со взрослыми, не умеют общаться со сверстниками, не владеют способами усвоения общественного опыта. Если нормально развивающиеся школьники уже прекрасно действуют по подражанию, по образцу и по эмоциональной словесной инструкции, то умственно отсталых надо научить этому. Благодаря дидактическим играм можно так организовать деятельность умственно отсталого ребенка, что она будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные практические, но и не сложные проблемные задачи. А полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно - образной и даже словесном плане. В играх, способствующих формированию мышления, выделяются два направления: от восприятия к мышлению и от наглядно - действенного к наглядно – образному и логическому мышлению.
Важное условие результативного использования дидактических игр в обучении – это соблюдение по последовательности в подборе игр. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий. Все эти принципы предусмотрены в системе расположения игр.
3. Практическая часть
Приведу некоторые дидактические игры и игровые приёмы, которые я применяю на своих уроках. Так же разработала серию уроков и презентаций на тему «Правописание гласных после шипящих».
«Выбери три слова» (Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)
Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.
Подбор слов зависит от изучаемых или пройденныхтем.
На карточках записаны слова:
й набор: чулок, чаща, чучело, ручьи, чудо.
й набор: жимолость, животное, чулан, чашка, чижи.
Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первым окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму.
Игра « Шифровальщики»
Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смыслоразличительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.
Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.
Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений: жыил ишмы ижритс у
Он — я.
Цель. Закрепление правописания слов с сочетаниями чу — щу. Оборудование. Слова, записанные на доске в три столбика.
Ход игры. Класс делится на три группы, каждой предлагается столбик глаголов. По сигналу учителя от каждой группы выходят по порядку ученики и записывают по одному слову со значением «я делаю» соответственно данному, например: стучит — я стучу. Выигрывает та группа, члены которой первыми закончили работу, не сделав при этом ошибок.
Цель. Активизация слов с изучаемыми орфограммами и закрепление их правописания (ча — ща, жи — ши, чу — щу).
Оборудование. У каждогоиграющего семь слогов жи и набор других слогов, которые
в сочетании с этим слогом образуют слова: но, лы, у, чи, лу, ли, риф.
У каждого играющего восемь слогов ши и набор следующих
слогов: гру, ер, кры, мы, лы, на, у, пит.
У каждого играющего шесть слогов ча и слоги да, ку, ту,
сы, ща, шка.
У каждого играющего четыре слога ща и набор слогов ро, пи, ча, вель.
У каждого играющего семь слогов чу и четыре слога щу, а также слоги дак, жой, гун, лок, лан, ка, кри, пла, та, чи, про.
Ход игры. Слоги с изучаемой орфограммой (один из вариантов) раскладываются столбиком. Затем к ним приставляются слева или справа другие слоги, так, чтобы получилось слово. Выигрывает тот, кто первый сложит в слова все имеющиеся слоги.
Угадай последнееслово и запиши.
Цель. Активизация словаря; закрепление правописания слов на изучаемое правило.
Ход игры. См. игру с таким же названием в теме «Мягкий знак на конце и в середине слова» на с. 52.
Ты к обеду положи
Не поедет без бензина Ложки, вилки и ... (ножи).
Наша быстрая ... (машина).
Стали звездочки кружиться,
Стали на землю ложиться,
Нет, не звезды, а пушинки,
Я от досады чуть не плачу —
Не решается ... (задача).
Не пушинки, а ... (снежинки).
Захотели малыши
Поточить ... (карандаши)
Наша Мурка спит и слышит,
Как в углу скребутся ...
(мыши).
Я только нитки Отыщу
И змея в небо ... (запущу )
Рыболову, вот так штука, Слоник хоботом, как душем,
На крючок попалась ... Моет спину, моет ... (уши).
(щука).
Удивляется наш Сашка:
— Блюдце есть, а где же ...
(чашка)?
Игровые приемы
Найди «лишнее слово»
Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний жи-ши, ча-ща. чу-щу.
В лесу рос __десный куст. Он цвёл боль__ми яркими цветами.Это был __повник. Хоро__ ду__стые розы! Стала Маша рвать розы. А там __пы. У Ма__ заноза. Надо идти к вра__.
Роща.
За рекой дубовая ро__. Мы __сто гуляем в роще. Звонко поют чи__. Цветут ланды__. Как они ду__сты! Берегите эти __десные цветы. Не рвите их.
Щука.
__вёт в пруду __ка. Там же плавают ер__ и лещи. Прячутся рыбы от __ки. Но __ка хитра. Она караулит свою добы__. __ка - рыба хитрая.
Дятлы.
Тре__т морозы. В лесу ти__на. Только дятлы сту__т по стволам. Они и__т пи__ под корой. Дятлы любят долбить __шки. Там они и__т вкусные семена.
КАРТОЧКА 14.
Спиши, подчеркни орфограммы "жи-ши, ча-ща, чу-щу"
В живом уголке жили ежи и ужи.
У Маши и Миши в чулане жили мыши.
У Ильича удача, есть машина и дача.
У грача грачата пищат.
У врача свеча горяча.
Тема урока: ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ (жи-ши, ча-ща, чу-щу)
Цель урока:
Образовательная:
обобщение и повторение темы;
формирование навыков правописания и самоконтроля;
совершенствование навыков письма.
Воспитательная:
привитие детям любви к литературному творчеству
Развивающая:
расширение словаря учащихся, знакомство с новыми словами;
развитие речи, мыщления, познавательных интересов, интеллекта и эмоций.
Тип урока:
1. Систематизация и обобщение знаний
2. Структура урока:
3. Комбинированный урок.
Ход урока.
1) Орг. момент.
Рот, ребята, на замок. Начинается урок. В путешествие пойдём, В страну сказок попадём. Слушай, думай, наблюдай
Сказку нашу отгадай. В сказку эту попадёте На ковре, на самолёте. Глазки дружно закрывайте, Сказку в душу пропускайте.
За горами, за лесами, За широкими морями, В чудном домике своём Живут гномы в семером. С ними поселилась я. Ну-ка, открывай глаза! Появляется Белоснежка.
-Я рада приветствовать вас в сказочной стране. Ребята, а как её зовут, кто знает? (Белоснежка). -А из какой она сказки? («Белоснежка и семь гномов»).
2) Постановка цели и задач урока.
Отгадали вы меня, Вы правы, Белоснежка, я. Живу у гномиков своих, Мои гномы – шалунишки, Поиграть они хотят. Никогда им не встречалось, Столько умненьких ребят! - Ребята, поиграем с гномами?
-Тогда отправляемся к 1-ому гному. А зовут его Пишичитай. Он нам предлагает своё задание.
-Да это же гномик Тихоня. Он никак не может вспомнить как зовут детёнышей?
Волк –
Заяц –
Галка –
Кролик –
6) Закрепление правописаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Гномик Повторялка.
-Ой, как жарко, пить хочется. А вот и волшебный колодец. И поджидает нас здесь гномик Повторялка. Давайте у него спросим, можно ли из него пить?
Выбери себе ведёрце. Размести его в оконце. Если верно разместить, Из колодца можно пить.
Лыж_ рощ_
щ_ка ж_раф
мыш_ ч_до
ч_йник ш_шки
-Напишите эти слова, вставляя пропущенные буквы. Почему гласную букву в этих сочетаниях надо запомнить?
Проверка
Итог.
-Вот наше путешествие и подошло к концу. Я вас всех благодарю.Мне очень понравилось как вы работали, отвечали, писали. Вы справились со всеми заданиями, которые предложили вам гномы. Но чтобы лучше запомнить правило написания слов с сочетаниями жи – ши, ча –ща, чу – щу, давайте прочтём такие стихи:
В сочетаниях Жи – ши
Только и всегда пиши!
Прошуршали камыши:
«Только с и пиши те ши!»
Им ответили ежи:
«Только с и пишите жи!»
Плавником бьёт Чудо – Щука:
«Буква У нужна! А ну – кА!»
И шумит лесная ЧАЩА:
«В правило смотри поЧАще,
Там волшебные слова:
ЧА и ЩА пишите с А!»
-Понравилось вам путешествие?
Закрываем снова глазки, Улетаем мы из сказки. 1, 2, 3, 4, 5 в класс вернёмся мы опять.