kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игровые приёмы при выработке навыков правописания безударных гласных в корне слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работу над понятием “безударные гласные” я начинаю с первых страниц азбуки. В первом классе проводила постоянную работу над развитием фонетического слуха учащихся, велись наблюдения над словами, написание которых расходится с их произношением (например: котик – коток, сосна – сосны), отрабатывались умения находить в словах ударные и безударные слоги, проговаривались слова, в двусложных словах проверялись безударные гласные путем поставки ударения. Выработка у учащихся умения определить место ударения в слове имеет большое значение для правописания безударных гласных. Самым существенным и постоянным признаком ударного гласного является его длительность (продолжительность звука в единицу времени). Ударный гласный в слове всегда длительнее безударного и по этому признаку противопоставлен ему, например: о - са, ли – са, о – сы, ли – сы. Поэтому для определения ударного гласного в слове я использую такие приемы, как “тянем”, “произносим более протяжно“, “зовем“. Например: ко – сааа, кооо – сы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игровые приёмы при выработке навыков правописания безударных гласных в корне слова »

Введение

Современные образовательные стандарты в начальной школе требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к ценностям отечественной культуры. В связи с этим учителя начальных классов всё более интересуют вопросы, связанные с тем, как воспитывать стремление к знаниям, как выбрать из богатого арсенала методов и приёмов обучения те, которые побуждали бы активно овладевать знаниями и умениями. В.А.Сухомлинский говорил: «Ученик - человек величайшего труда. Облегчайте ему подвиг познания!» Одним из основных направлений реализации поставленных целей является расширение познавательно-мотивационной сферы деятельности учащихся, что требует повышения уровня развития познавательного интереса школьников.

Считаю, что одним из путей решения проблемы развития познавательного интереса является использование дидактических игр на учебных занятиях при обучении младших школьников. Сочетание различных видов деятельности, форм учебной работы, нетрадиционная организация обучения в процессе проведения дидактической игры позволяют учащимся полноценно реализовать личностный потенциал, что неразрывно связано с развитием познавательного интереса. Очень важным средством является занимательность. Элементы занимательности вносят в урок что-то необычное, неожиданное, вызывают у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им легко усвоить любой учебный материал.

Ярчайшим эмоциональным средством формирования познавательных интересов является игра. Используя из урока в урок элементы учебно-познавательных игр, учащиеся поднимаются на ступеньку выше: игра – развлечение превращается в игру – работу. В процессе игры на уроке учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, упражняться, тренироваться. Игра ставит ребенка в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В коллективных играх формируются нравственные качества. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания.

Различные подходы к организации учебного процесса с применением дидактических игр исследовали А.С.Белкин, В.Г.Коваленко, А.Н.Леонтьев, В.А.Крутецкий, Л.М.Фридман, Г.И.Щукина, Л.В.Моисеева, Д.Б.Эльконин и др. Проблема использования игр в обучении анализировалась многими зарубежными и отечественными педагогами и психологами, которые определили психологические основы дидактических игр (А.А.Вербицкий) и место дидактических игр в общей системе игр (В.М.Комаров). По определению А.Н.Леонтьева, «игра характеризуется тем, что мотив игрового действия лежит не в результате действия, а в самом процессе».

Таким образом, наблюдается противоречие между потенциальными возможностями дидактических игр в развитии познавательного интереса учащихся и бессистемно складывающейся практикой их применения, а также отсутствием научно-обоснованной методики их использования на различных ступенях обучения в школе.

Сформулированное противоречие определяет актуальность данного исследования и проблему исследования: как повысить уровень познавательного интереса учащихся при обучении и какое место в этом процессе следует отвести дидактическим играм. Проблема определила тему моего опыта: «Игра как форма обучения младших школьников».

Целью моей работы является теоретическое и практическое обоснование методики применения дидактических игр для развития познавательного интереса в обучении младших школьников.

Для достижения цели я определила ряд задач:

  1. На основе анализа методической и психолого-педагогической литературы выявить теоретико-методологические основы использования дидактических игр с целью развития познавательного интереса школьников в процессе обучения.

  2. Определить роль и место дидактических игр в развитии познавательного интереса учащихся.

  3. Разработать методику планирования и проведения дидактических игр с позиции их влияния на развитие познавательного интереса учащихся на различных уроках.

  4. Провести экспериментальную работу по определению эффективности с использования дидактических игр в процессе обучения младших школьников.




















Основная часть

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В. А.Сухомлинский



В настоящее время главными задачами учителя начальной школы является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умения видеть перспективу применения полученных знаний на практике, легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем. Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся, развивать познавательные особенности. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

К таким технологиям можно отнести игровые технологии. В самых разных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребёнка. Ребёнок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую. Для младшего школьника игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.

Игра является одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов. Занимательность условного мира игры делает положительной, эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации. А эмоциональность игрового действа активизирует познавательную деятельность. Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся всего класса.

Содержание игры – это всегда осуществление ряда учебных задач. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценивать свои знания в действии, привести эти знания в систему. В игре, в той или иной роли, должен участвовать каждый ученик класса. Если у доски работает небольшое число учащихся, то все остальные должны выполнять роли контролёров, судей, учителя.

Характер деятельности учащихся в игре зависит от места игры на уроке, от её места в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа. Недооценка или переоценка игры отрицательно сказывается на образовательном процессе.

Игровая деятельность в образовательном процессе позволяет реализовать дидактические, воспитывающие, развивающие и социализирующие цели. Я использую игры и игровые моменты как на уроках, так и во внеклассной деятельности. И особенно в работе с первоклассниками. Стоит только мне произнести: «А сейчас мы поиграем» - как ученики мгновенно преображаются: у них появляется интерес, стремление быстро выполнять задание.

В процессе изучения и использования на практике дидактических игр у меня сложилась их классификация по уровню деятельности учащихся.

Прежде всего это:

игры, требующие от детей исполнительской деятельности.

С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими понятиями, овладевают счётом, чтением, письмом. В этой группе игр можно использовать такие задания: придумать слова, числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной.

Во-вторых, это игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.

К этой группе относятся игры, способствующие формированию вычислительных навыков, навыков правописания.

В-третьих, игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность.

К ним можно отнести: игры «Я учитель», «Контролёр», в которых ученики выполняют проверку чьей-то работы.

Особое внимание уделяю играм, требующим от детей преобразующей и поисковой деятельности. Ученики очень любят игры данных групп. Им нравится сравнивать, анализировать. Находить общее и различия, интересен поиск недостающего.

Активное внедрение в образовательном процесс разнообразных развивающих игр считаю важнейшей своей задачей. Для развития интеллектуальных способностей, развития логического мышления, внимания и памяти использую в своей работе следующие игры:

игры на комбинирование: логические задачи, шашки, шахматы, головоломки и др., которые предусматривают умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов;

игры на планирование: лабиринты, головоломки, магические квадраты, направленные на формирование умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели. Способность планирования проявляется в том, что ученики могут определить, какие действия выполняются раньше, а какие позже;

игры на формирование умения анализировать: найдите пару, найди лишнее, загадки, продолжи ряд, занимательные таблицы, предусматривающие умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов, умение описывать предмет по принципу «из чего состоит, что делает».

  Обучая детей младшего школьного возраста, я столкнулась с таким фактом: в последние годы среди учеников появилось много детей с ослабленным здоровьем. Этим детям физически и психологически трудно усваивать учебные навыки и умения на протяжении всего урока. Я задумалась над тем, чем увлечь детей, как заинтересовать образовательным процессом. И такой путь я нашла через игру. Именно обучение в игре и через игру позволило каждому ученику поверить в свои силы. А мне дало возможность обучать всех детей на уроке, не перегружая их, а, наоборот, развивая их индивидуальные способности.

Как облечь урок в игровую форму в школьной практике? Здесь великое множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий:

1)соответствие игры образовательным целям урока;

2)доступность для учащихся данного возраста;

3)умеренность в использовании игр на уроках.

Один из способов активизации деятельности учащихся на уроках - это включение в планы уроков следующие этапы-станции:

Р у с с к и й  я з ы к

Проверяйка. Проверка домашних заданий и каких-либо умений.

Вспоминайка. Повторение правописания букв, орфограмм.

Словознайка. Различная работа со словом.

Знайка. На этой станции всегда изучается новый материал, обязательный для усвоения.

Прочитайка. Работа над правилом, закрепление его. При этом на доске вывешивается текст (прозаический или стихотворный) и задание к нему.

Выбирайка. При закреплении материала предлагается несколько заданий на выбор.

Угадайка. Занимательный материал в виде ребусов, загадок и т.п.

Поиграйка. Грамматические игры.

Слушайка. Разновидность слухового, выборочного диктанта.

Наблюдайка. Несколько наблюдений при подготовке к прохождению новой темы.

Составляйка. Работа с деформированным текстом, опорными словами.

Думайка. Задания повышенной трудности, опережение.

Узнавайка ( "Знаете ли вы?"). Знакомство с растительным и животным миром, охрана окружающей среды, любопытные сведения из жизни выдающихся людей и т.п. Краткие сведения в связи с темой урока.

Из перечисленных станций на уроке использую, конечно, не все, а лишь 5-7, в зависимости от изучаемой темы. Но учитель всегда имеет в запасе ту или иную станцию на урок. Названия станций написаны крупными буквами разного цвета на листах ватмана. На доске они держатся с помощью магнитов. Как только мы "проедем" очередную станцию, лист с названием убирается.





М а т е м а т и к а.

На уроках математики многие названия станций совпадают, но виды работ уже другие:

Сосчитайка. Устный или письменный фронтальный счет.

Отвечайка или Повторяйка. Дети дублируют друг друга при проверке знаний по изученным темам.

Помогайка. Работа в паре.

Думайка. Решение задач по выбору, по вариантам.

Соображайка. Опережение, задачи повышенной трудности.

Знайка. Изучение нового материала.

Поиграйка. Математические игры.

Выбирайка. При закреплении материала дети выбирают предложенные задания.

Эти этапы-станции я использую при разработке игр-путешествий с применением транспортных средств и сказочных героев. В играх-путешествиях обогащается словесный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное огромный эффект: ни одного скучающего на уроке! Всем интересно, дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют и доводят до автоматизма знания.

Применение игровых технологий на уроках математики дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правило, которое только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного.

         Эти простые игры позволяют в игровой форме повторить таблицы сложения и вычитания, умножения и деления, внести в урок элемент соревнования, что еще более способствует активизации деятельности учащихся, обязывает их быть более четкими, собранными, быстрыми.

Многие игры и упражнения я строю на материале различной трудности. Это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний. Например, даю самостоятельную работу в виде игры "Кто первый добежит до финиша?". А раз это игра, учащиеся чувствуют себя свободно, поэтому уверенно и с интересом приступают к работе. Хорошо подготовленным учащимся предлагаю решить задачу по краткой записи, составив по ней выражение; слабоуспевающим ученикам - составить задачу по краткой записи и закончить ее решение. Объясняю цель игры: тот, кто решит задачу быстро и правильно, может считать себя спортсменом. На таких уроках ставится цель: привить любовь к математике учащимся с разными математическими способностями.

Для активизации деятельности учащихся на уроках помогают логические игры, которые путем несложных умозаключений дают возможность получить нужный результат. В таких играх принимает участие весь класс или большая часть детей, а остальные контролируют ход игры.

Многие учителя часто задают себе вопрос: "Как можно быстро активизировать школьников во время уроков?". Организацию этого момента я провожу в виде  математической зарядки. Заранее готовлю несколько карточек, на которых записаны несложные примеры с ответами. На одних карточках ответы правильные, на других - нет. Каждое упражнение зарядки состоит из двух движений. Поочередно показываю классу карточки, а ученики делают определенное движение. Например, если ответ верный, то поднимают руки вверх, неверный - вытягивают их вперед. Темп зарядки постепенно увеличивается. Через 2-3 минуты класс готов к работе. Составление комплексов упражнений можно поручать ученикам.

Все мы прекрасно понимаем, как важно научить детей быстро и правильно читать. Эта проблема была и остается одной из главных в обучении. Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. Речевая деятельность осуществляется посредством языка, который усваивается ребенком в ходе общения с окружающими людьми. Усваивая родной язык, ребенок овладевает его фонетическим (звуковым), лексическим(словарным), грамматическим строем. Для этого в своей работе я использую следующие приемы: игра "В слова", игра "Со словами", "Дополни слово" или игра "Кто больше сочинит?".

Учитывая то, что ученики начальных классов очень эмоциональны, острее переживают свои неудачи в овладении навыками чтения, я стараюсь строить отношения с детьми на интересе, использую много игр. Считаю, что можно научить ребенка читать только тогда, когда он испытывает радость от результатов своего труда. Самые лучшие результаты дает воспитание успехом. В этом мне помогла игра, которую дети назвали "Волшебная гора". Будучи увлечены игрой, дети проявляли активность, книга стала их постоянным спутником. В конце года мы поздравили тех, кто преодолел горных вершин (даже если он и был не выше других). Так, преодолевая высоты, дети стали лучше читать, полюбили книги.

Для многих учащихся уроки русского языка достаточно сложные, поэтому не вызывают повышенного интереса. Трудности усвоения предмета ведут к недостаточной грамотности. Чтобы пробудить интерес к занятиям, повысить грамотность письма, ввожу игровые моменты на разных этапах урока. С помощью различных ребусов, кроссвордов на одном дыхании проходит работа над словарными словами. Такие виды заданий развивают у детей логическое мышление, способствуют лучшему запоминанию словарных слов.

Хорошему и быстрому запоминанию слов с непроверяемыми гласными помогают загадки. Дети очень любят такую форму игры. Причём загадки можно использовать при изучении различных орфограмм. Таких, как парные согласные на конце слова, безударные гласные в корне слова и т.д. Загадки помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки и сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума, сообразительность. Можно предложить детям самостоятельно составить загадки о каких-либо известных предметах (мяч, книга, карандаш и другие). С этой же целью провожу игру «Исключи лишнее». Берутся любые три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чём-то сходные предметы, а одно слово «лишнее», исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих «лишнему». Желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.

Очень важно на уроках литературного чтения развивать воображение детей. Воображение ребёнка развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Для развития воображения и творчества детей, необходимо расширять их реальный жизненный опыт. Здесь помогут игры на составление рассказов с использованием отдельных слов. Например: а) девочка, дерево, птица; б) ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. Нужно составить связный рассказ, используя эти слова. Можно предложить завершить рассказ. Детям даётся начало какого-либо рассказа. Например: «стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись…». Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа. Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс учёбы доступным и увлекательным для школьников. Следуя этому процессу, строю уроки чтения. Очень важно научить детей понимать прочитанный текст. Понимание текста зависит от многих факторов: способности сосредоточить внимание, подключить воображение, сохранить в памяти текст, уметь сравнивать и т.д. Предложенные задания могут быть использованы на уроке для проведения пятиминуток чтения, речевых разминок, а также для выполнения тренировочных упражнений в классе и дома самостоятельно.

Также, я практикую целенаправленное установочное чтение. Например, для тренировок в правильности чтения, я использую прием взаимопроверки: ученик читает 1-2 абзаца своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки. Затем роли меняются – другой ученик читает следующие два абзаца. Цель данного упражнения: развитие памяти, внимания, правильного восприятия. Успешное обучение чтению предполагает необходимость определенной подготовки и, прежде всего, воспитания у читателя навыков так называемой пластичности в работе с текстом. Она заключается в умении читающего легко и быстро переключаться на разные режимы чтения – от замедленного к ускоренному и наоборот.

Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как “Игра в прятки” и “Мнимое слово”. Учащимся очень нравятся эти упражнения. “Игра в прятки”: ведущий начинает читать не сначала, а с любого места, называя только страницу, остальные должны найти это место в тексте и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.

Игра “Мнимое слово”. Цель: развитие внимания. Учитель в ходе чтения произносит неправильные слова, учащиеся прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен для учащихся тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет.

Слабо читающим учащимся помогает такой вид чтения, как “чтение за диктором”. Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать грамзапись. Также я практикую хоровое чтение. При таком приеме работают все учащиеся на равных: как быстро читающие, так и читающие медленно. Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, задания на уроках дифференцируются с учетом индивидуальных особенностей ребенка, создавая ситуацию успеха для каждого из них. В учебные занятия включен материал разной степени сложности - от необходимого минимума до возможного максимума.

На учебных занятиях «Человек и мир» я использую три группы игр:

1. Игры с предметами;

2. Настольные (настольно-печатные) игры;

3. Словесные (вербальные) игры.

Игры с предметами предполагают использование муляжей, различных натуральных объектов природы, природного материала (цветов, плодов, листьев, корней, семян, полезных ископаемых). Такие игры могут проводиться непосредственно на экскурсии в лес, парк, сад, поле. При этом не только закрепляются знания об окружающем мире, развиваются мыслительные процессы, но и одновременно воспитывается любовь и бережное отношение к природе. Игры с природным материалом, муляжами («Волшебный мешочек», «Овощи – фрукты», «С какой ветки детки?», «Вершки и корешки», «Что сначала, что потом» и др.), проводимые в классе, помогают уточнить форму, цвет, вкус, запах, назначение, размер объекта. Ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству (признаку), решают задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности.

Настольные (настольно-печатные) игры предназначены как для индивидуальной, так и для групповой и коллективной работы. В этих играх нередко присутствует элемент соревнования. Они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся. Настольные игры чаще применяю на этапе закрепления и повторения изученного.

Игра «Четвертый лишний». На доске или листе бумаги написаны названия (или нарисовано несколько предметов), например, сыроежка, лисичка, поганка, опёнок. Ученик должен назвать лишний предмет, объяснить свой выбор, дать обобщающий термин оставшимся словам.

«Парные картинки». Учащиеся среди различных картинок должны найти картинки с изображением растений, животных, относящихся к одному семейству, отряду, классу. Это игры типа «Где чей детеныш?», «С какого дерева лист?», «Где чей хвост?», «Вершки и корешки», «Во саду ли, в огороде?», «Найди родственников».

«Почта». Ученикам раздаются пустые конверты, покрытые прозрачной пленкой, и набор картинок. Нужно сгруппировать картинки по общему признаку, сложить их в конверт и подписать «адрес» (например, «Злаковые культуры»).

Игра «Зоологическое или ботаническое лото». Большие карты разделены на квадраты (4–6), в которые вписаны слова. Их надо закрыть соответствующими маленькими квадратами с изображением растений или животных. Для сильных учеников вместо слов на больших картах написаны загадки. Можно рекомендовать лото с изображением различных стадий развития насекомых (растений). Например, на большой карте наклеено изображение взрослого насекомого и оставлены 4 пустые клетки. На маленьких карточках нарисованы различные стадии развития насекомых. Вызванный ученик должен сложить их в нужной последовательности и рассказать о развитии насекомых. При коллективной работе вводится элемент соревнования - кто быстрее сложит.

Некоторые виды дидактических игр:

«По порядку».

Задачи: закрепить и классифицировать знания детей о днях недели; развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, анализировать.

Оборудование: карточки с надписями дней недели. Детям раздаются карточки с надписями дней недели. За несколько минут они должны выложить их по порядку как идут дни недели. Выигрывает тот, кто быстрее расставит правильно все дни недели.

«12 месяцев»

Задачи: закрепить представление учащихся о временах года, месяцах и их последовательности; развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать; активизировать двигательную активность детей; развивать умение работать в коллективе.

Оборудование: картинки с изображением природы и надписями месяцев (можно воспользоваться иллюстрациями из календарей природы).На основной доске изображения природы в разные месяцы. Дети разбиваются на две команды. По очереди они должны быстро выходить к доске выбирать картинку, символизирующую определенный месяц и переместить ее на свое крыло доски. Выигрывает команда, которая правильно расставит все 12 месяцев.

«Откуда письмо?» Рассеянный почтальон.

Задачи: сформировать представления учащихся о живой природе разных континентов; развивать умение распределять представителей живой природы и фауны по странам и природным зонам; развивать познавательную активность, умение рассуждать, сравнивать, высказывать свои мысли.

Оборудование: макеты писем, на которых наклеены или нарисованы особенные признаки определенной страны и природной зоны. На доске изображения материков. Письма раздаются детям. Работа в парах. Ученик должен определить в какую страну (континент) или в какую природную зону надо отправить письмо. После того как ученик определит куда надо «отправить» письмо, он должен подойти к доске и прикрепить письмо там, «куда оно должно дойти».

«Что напутал художник» Исправь ошибки.

Задачи: закрепить представления учащихся о профессиях; развивать умение соотносить и классифицировать; развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания; делать выводы, анализировать.Детям раздаются картинки с изображением перепутанных профессий людей. Нужно исправить картинки.

«Объедини виды транспорта»

Задачи: сформировать представление учащихся о видах транспорта; учить классифицировать и находить общие признаки; развивать умение использовать в работе ранее полученные знания; развивать познавательную активность детей; учить делать выводы, мыслить логически.

Оборудование: карточки с изображением разных видов транспорта (на команду можно дать 8–10 карточек).Задание можно дать, поделив детей на 4 команды. Команде дают карточки с разными видами транспорта. Ученики должны из имеющихся карточек выбрать нужный им вид транспорта. Одна команда должна выбрать наземный транспорт, другая выбирает водный, третья - железнодорожный, а четвертая – воздушный. Побеждает та команда, которая быстро и правильно выполнит задание.

«Живая – неживая»

Задачи: сформировать представление учащихся о живой и неживой природе; развивать познавательную деятельность, умение классифицировать, выделять признаки, группировать; развивать умение сравнивать, анализировать.

Оборудование: карточки по 6–10 штук на человека, лист белой бумаги формата А4 разделенный вдоль на две половины. У детей карточки с изображением живой и неживой природы. Детям дается задание распределить картинки таким образом, чтобы в верхней части листа были картинки с изображением живой природы, а на нижней – неживой природы. Подготавливаются карточки с изображениями живой и неживой природы по вариантам, т.е. у детей 1 и 2 варианта карточки не должны совпадать. Проверяется тоже по вариантам. Выигрывают те дети, которые правильно и быстро распределят карточки на листе.

«На полянке» (кто больше узнает и назовет грибов)

Задачи: закрепить полученные знания о грибах; развивать познавательную деятельность; развивать умения анализировать, делать выводы; развивать интерес к природе.

Оборудование: у детей картинка с изображением грибов и лесных деревьев и животных, которые будут служить подсказками для определения названия грибов. На партах карточки – грибы. Работа в группах по 4 человека. На группу дается по 3–4 гриба. Дети должны найти «Свои» грибы на картинке и определить, как они называются. На картинке грибы распределены таким образом, что под березой нарисован подберезовик, под осиной – подосиновик, на пеньке – опята, там где «бежит лиса» – лисички, радом с ежиком – белые, отдельно – мухомор, на самом видном месте – поганки.

«Радуга – дуга». Детям раздают листы с изображением радуги, которая не раскрашена в цвета, и карточки-полоски всех цветов радуги. Предлагают разложить эти полоски так, как идут цвета у радуги. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием. Первый ученик называет, в какой последовательности он разложил полоски, если кто-то сделал неправильно, то ребенку предлагается исправить ошибку. После чего дети разукрашивают радугу.

«Соотнеси загадку с отгадкой». На левой стороне листа напечатаны загадки, а на правой даны изображения отгадок в произвольном порядке. Ребенок должен соединить загадку с отгадкой при помощи карандаша.

«Жучки и паучки» (дорисовать лапки у жучков, крапинки у божьей коровки)

«Вершки и корешки».

Задачи: познакомить с разнообразием растений; развивать умение анализировать, сравнивать; развивать интерес к природе.

Оборудование: у детей листы формата А4 (по количеству детей), на которых изображены наземная и подземная части растений. В два столбика нарисованы в одном подземная часть растения в другом столбике наземная часть растения. Детям надо соединить вершки с нужными корешками. Выигрывает тот, кто быстро и правильно справится с заданием.

«Где растёт?»

Дидактическая задача: знать место произрастания конкретных овощей и фруктов.

Игровые действия: учитель показывает ученикам овощи и фрукты, а учащиеся объясняют. Кто ошибается, читает стихотворение о природе.

«Деревья, кустарники, травы».

Эту игру можно проводить тогда, когда ученики знают признаки деревьев, кустарников и трав.

Дидактическая задача: знать морфологические признаки растений, уметь группировать их по этим признакам.

Игровые действия: учитель показывает берёзу, ель, дуб. Дети отвечают, что это деревья. Жасмин, сирень – показывает учитель, ученики отвечают, что это кустарники. Учитель показывает подорожник, мать-и-мачеху, ученики отвечают, что это травы. После игры желательно провести экскурсию, чтобы дать возможность детям увидеть те растения, кустарники и травы, о которых говорилось.

«Домашние и дикие животные».

Дидактическая задача: знать признаки деления животных на домашних и диких, знать отдельных представителей обеих групп.

Игровые действия: учитель показывает изображение животного, а учащийся говорит, к какой группе оно относится. Для усложнения игры можно использовать загадки. Например, «Посреди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла». (Корова).

«Назови детёнышей».

Дидактическая задача: знать названия детёнышей домашних и диких животных.

Игровые действия: учитель показывает карточку взрослого животного, а учащийся называет детёныша. Лошадь, волк, корова, медведь, коза, барсук, собака, бобр, овца, лось, свинья, заяц, курица, белка, индюшка, олень.

«Съедобное и несъедобное».

Дидактическая задача: учить распознавать по внешним признакам съедобные и несъедобные грибы.

Игровые действия: учитель показывает грибы. Если они съедобные, то ученики хлопают в ладоши, и учитель кладёт съедобные грибы в корзину. Если несъедобные, то дети не хлопают в ладоши.

«Времена года».

Дидактическая задача: формирование представлений о влиянии сезонных изменений в природе на жизнь человека.

Оборудование: набор больших картинок с изображением времён года и 4 набора маленьких картинок с изображением предметов, которыми пользуются люди в то или иное время года (одежда, орудия труда, игровой инвентарь).

Игровые действия: класс делится на 4 команды. Каждой команде даются наборы больших и маленьких картинок. Дети должны разложить предметные картинки на соответствующие изображения времён года. Выигрывает команда, которая быстрее и точнее справилась с заданием.

К словесным играм можно отнести такие, как «Небылицы», «Где ошибся писатель?» и т.п. Например:

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей

«Га-га-га», – пел соловей.

Быстро дайте мне ответ:

Это правда или нет?

Некоторые словесные дидактические игры сопровождаются передачей эстафетной палочки (фигурки животного).

Этот прием регулирует темп игры и часто используется при проведении игр «Кто больше?», «Назови животных (насекомых, птиц, рыб, зверей, цветы)», начинающихся или имеющих в названии заданный звук. Выигрывает тот, кто назвал больше слов.

Дидактические игры, предлагаемые нашему вниманию, не одинаковы по степени сложности. Они должны применяться с учетом индивидуальных и типологических особенностей отдельных учащихся. При коллективной работе выбор игр зависит от подготовленности класса.

Многие игры могут быть с успехом использованы не только в учебной, но и во внеклассной работе: во время проведения вечеров, викторин, конкурсов, природоведческих недель, для выпуска стенгазет, оформления краеведческого уголка и т.д.

Во внеклассной работе применение игровых технологий должно стать основным средством воспитания младших школьников. Особенно игра важна в группе продленного дня, та к как ученики проводят целый день в одном коллективе в условиях достаточно напряженной учебной деятельности, испытывают естественное утомление, напряжение, а порой и раздражение. Например, "Кто скорее?", "Кто больше?", "Угадай-ка!".

Среди интеллектуально развивающих игр особой популярностью у детей пользуются игры-загадки, кроссворды. У них вызывает интерес, как и процесс, так и сам результат. Большим потенциалом в плане воспитания у учеников интеллектуальной активности, любознательности, развития познавательной сферы располагают интеллектуальные игры - аналоги телевизионных программ "Поле чудес", "Что? Где? Когда?" и другие.

Важным средством стимуляции мыслительной деятельности, развивающим речь, корригирующим произвольное внимание, вызывающим положительные эмоции являются шарады, метаграммы, анаграммы.

Шарады – вид словесных игр, в которых несколько букв, слогов или частей слов выделено и описано самостоятельно, по этим описаниям учащиеся должны отгадать все слово. Например:

Первое – крик птицы. Второе – согласная буква. Целое – рыба.

(Карп)

Первый слог – восклицание,

Второй – достоин порицания.

А в целом он на севере далеком обитает,

И жителей тех мест

Он греет и питает.

(Олень)

Крах – мой корень,

Мал – конец.

Как зовут меня, малец?

(Крахмал)

Метаграммы – загадки, в которых из загаданного слова путем замены букв образуется новое слово. Например:

С «Ч» я над водой летаю.

С «Г» навинченной бываю.

(Чайка – гайка)

С «Ё» колючий

С «У» ползучий.

(Ёж – уж)

С «С» я – рыба,

С «Ф» я – птица.

(Сазан – фазан)

Анаграммы – слова, получающиеся при обратном прочтении других слов (кот – ток) или при перестановке слогов, букв (сосна – насос). Например:

Легко дыша в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои

И целый лес ты мною свалишь.

(Липа – пила.)

Использование предложенного материала на уроках естествознания и во внеклассное время значительно облегчает работу учителя по формированию интереса к изучаемому курсу и способствует более полному, активному и сознательному усвоению знаний учащимися. В методических рекомендациях дан «ключ» к самостоятельной разработке учителем аналогичных игр, к их творческой интерпретации. Надеюсь, что умелое использование дидактических игр естествоведческого характера поможет эффективно решать дидактические, коррекционно-развивающие и воспитательные задачи.
































Заключение

Обобщая свой опыт работы, хочу отметить, что включение в урок игры делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.

Участие младших школьников в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

С помощью игр удается углубить и закрепить полученные знания, развить приобретенные детьми навыки. Игры уменьшают степень нервно-психологического напряжения, содействует созданию положительных эмоций у учащихся, помогают результативному овладению знаниями. Любая игра способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, обоснованности суждений, развитию зрительной памяти, привычки к самопроверке, доводить начатую работу до конца.

      Применение игр на уроках обучения младших школьников гарантирует:

-активизацию учебного процесса, учебно-познавательной деятельности младших школьников;

-комфортный и результативный для ученика и учителя процесс обучения;

-высокий и прочный уровень обученности в классах с любой подготовленностью;

-формирование у школьников умения и стойкого навыка учиться.

-полноценное соединение знаний и практических навыков;

-объединение учебной и внеурочной деятельности в единый воспитательный процесс.

Каждый педагог должен иметь свою энциклопедию игр, которые он мог бы предложить ученикам в зависимости от их типологических особенностей и этапа коррекционно-развивающей работы. Правильно подобранную, умело и уместно проведенную игру следует считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и учебное занятие.












Список литературы.



1.  Актуальные вопросы формирования интереса в обучении.
Учебное пособие по ред. Г. И. Щукиной, - М.,1984.

2.  Амонашвили, Ш. А. Здравствуйте, дети! - М., 1983.

3.  Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии,1966.—№6. с.46.

4.  Газман, О. С., Харитонова Н. Е. В школу - с игрой, - М.,1991.

5.  Гобова,Е. С. Зачем ходить в школу? -М.,1997,с.72.

6.  Губанова, О. В., Левкина И. С. Использование игровых приемов на уроках. Начальная школа, 2012. - №6.

7.  Игра как нестандартная форма учета знаний. //Начальная школа, 2005.-№12.

8.  Масловская, Т. А. Дидактические игры на уроках математики.
//Начальная школа. 2009, - №2.

9.  Минский, Е. М. От игры к знаниям, -М., 1982.

10.  Подласый ,И. П. Педагогика начальной школы. Учебное пособие, М.,ВЛАДОС,2001 с. 71.

11.  Смоленцева, А. А. Сюжетно-дидактические игры, - М., "Просвещение" , 2009.

12.  Сухомлинский, В. А. О воспитании, - М., 1985.

13.  Эльконин, Д. Б. Психология игры, - М., 1978.






































































Приложение 1.

Игры на уроках математики

Игра «Составим поезд». Эта игра наглядно показывает, что каждое следующее число образуется путем прибавления единицы к предыдущему числу, а каждое предыдущее получается путем вычитания единицы из последующего. На основе использования этой игры полагается считать число вагонов слева направо и справа налево, и учащиеся делают вывод, что считать можно в любом направлении, но при этом важно не пропустить ни одного вагона и не сосчитать его дважды.

Незадачливый математик.

    Эта игра проводится с целью закрепления вычислительны х приемов

сложения и вычитания в пределах ста.

На доске записываются примеры с пропущенными цифрами и знаками:

       42+6=...                            11 .... 8=19

        . . . - 2 = 38                        7 - ...... = 5

        18 .. . 1 3 = 5                      48 + 1 = ...

Чуть в стороне прикалываются вырезанные из цветной бумаги кленовые листочки с записанными на них цифрами и знаками (2, 8, 10,9, + , -) и рисунок медвежонка. Детям предлагается ситуация:медвежонок решал примеры и ответы записывал на кленовых листах . Подул ветер, и листики разлетелись. Мишутка очень расстроился: как же теперь ем у быть?

Надо помочь медвежонку вернуть листики с ответами на свои места.

По вызову учителя дети выходят к доске , ищут листик с правильными ответами и заполняют ими пропуски.

Глаз-фотограф.

        Эту игру можно использовать при изучении таблиц сложения и вычитания, а также умножения и деления. Учитель при изучении любой таблицы отводит определенное время на запоминание. Чтобы дети были более внимательными, она говорит, что в этой игре сумеет сфотографировать таблицу (ученик должен заполнить ее). Таблица дается с ответами. Через 5-7 минут ответы стираются, и ученики по порядку отвечают, они воспроизводят таблицу в разбивку.

Математические ручейки.

       Дети, сидящие на одном ряду, стоят, повернувшись лицом, друг к другу.

Говорится, что только что прошел необычный дождь - математический. Образовались бурные математические ручейки, которые весело бегут, перегоняя друг друга, с пригорка вниз к озеру. Какой ручеек самый быстрый, какой раньше достигнет озера?

По-моему сигналу первый ученик из каждого ряда (ручейка) называет любой пример: на сложение или вычитание, на умножение или деление, например, 7+2=   и бросает мяч своему соседу по парте. Тот ловит мяч, называет ответ и составляет следующее выражение, используя в качестве исходного числа число ответа, то есть в этом случае число 9. Составил новое выражение 9-4, он бросает мяч стоящему в противоположном ряду товарищу и т.д. Побеждает тот ручеек, который раньше других добежит до озера.

 


Задачи в стихах


Яблоки с ветки на землю упали. 
Плакали, плакали, слезы роняли 
Таня в лукошко их собрала. 
В подарок друзьям своим принесла 
Два Сережке, три Антошке, 
Катерине и Марине, 
Оле, Свете и Оксане, 
Самое большое — маме. 
Говори давай скорей, 
Сколько Таниных друзей?
***
Шесть орешков мама-свинка
Для детей несла в корзинке.
Свинку ёжик повстречал
И ещё четыре дал.
Сколько орехов свинка
Деткам принесла в корзинке?
* * * 
С неба звездочка упала, 
В гости к детям забежала.
Две кричат во след за ней: 
«Не за будь своих друзей!» 
Сколько ярких звезд пропало, 
С неба звездного упало?
* * 
Скоро праздник. Новый Год, 
Встанем в дружный хоровод. 
Звонко песенку споем, 
Всех поздравим с этим днем. 
Приготовим всем подарки, 
Этот праздник очень яркий. 
Кате, Маше и Аленке 
Мы подарим по Буренке, 
А Андрюше и Витюше –
По машине и по груше. 
Саша будет рад Петрушке
И большой цветной хлопушке. 
Ну а Танечке — Танюше –
Бурый мишка в сером плюше. 
Вы, друзья, гостей считайте 
Имена их называйте.
 * * 
В рыбьем царстве к осетру
Приплывают по утру
Три молоденькие щучки,
Чтоб ему почистить щечки,
А четыре чебака
Моют брюхо и бока.
Посчитай-ка, детвора,
Сколько слуг у осетра?
В.Кудрявцева
 * * 
Решила старушка ватрушки испечь.
Поставила тесто, да печь затопила.
Решила старушка ватрушки испечь,
А сколько их надо — совсем позабыла.
Две штучки — для внучки,
Две штучки — для деда,
Две штучки — для Тани,
Дочурки соседа…
Считала, считала, да сбилась,
А печь-то совсем протопилась!
Помоги старушке сосчитать ватрушки.
* * 
Жили-были
у жилета
Три петли
и два манжета.
Если вместе их считать
Три да два, конечно, пять!
Только знаешь,
в чём секрет?
У жилета нет манжет!
Г.Новицкая 
* * 
Три цыпленка стоят 
На скорлупки глядят.
Два яичка в гнезде 
У наседки лежат.
Сосчитай поверней,
Отвечай поскорей: 
Сколько будет цыплят 
У наседки моей?
* * * 
Три зайчонка, пять ежат 
Ходят вместе в детский сад. 
Посчитать мы вас попросим, 
Сколько малышей в саду?
* * 
Пять пирожков лежало в миске. 
Два пирожка взяла Лариска, 
Еще один стащила киска. 
А сколько же осталось в миске? 
* * 
У нашей кошки пять котят, 
В лукошке рядышком сидят. 
А у соседской кошки — три! 
Такие милые, смотри! 
Помогите сосчитать, 
Сколько будет три и пять?
* * 
Семь гусей пустились в путь. 
Два решили отдохнуть.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте, дети, сами.
* * 
Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели 
Пять румяных, наливных,
Два с кислинкой.
Сколько их?























Эффективно концентрирует внимание игра «Звери спрятались». Дается на доске текст. Дети должны найти в нем названия зверей. Попробуйте сами найти всех животных.
Пришли ребята в зоопарк. Возле входа – поленья. И объявление: «Мухомор жареный». Рысью пробежал охранник. Ребята за ним, но по пути заслон. Послышалось рычание. «Принести грабли! – скомандовал охранник. Принесли самые новые. «Велика банка, - почему-то сказал охранник. И добавил:- Зоопарк закрыт». 
Так и не увидели ни одного зверя. А жаль. Их здесь вон сколько. Целых девять, и все на виду. Найдите их!

При изучении частей речи использую стихотворные упражнения.

МЕСТОИМЕНИЯ.
Наберись, дружок, терпения!
Заучи местоимения.
Я и мы, ты и вы, 
Он, она, оно, они.

НАРЕЧИЯ
Всем известно, что наречие – 
Постоянная часть речи.
Оно не изменяется. Можно выучить, друзья:
Где? Откуда? Как? Куда?
Почему? Зачем? Когда?



Игра «Конструктор». 
Если взять большое слово, 
Вынуть буквы, 
Раз и два, 
А потом собрать их снова,
Выйдут новые слова.
- Из слова «грамотей» составьте 10 слов. (Герой, гром, гора, гам, рота, рот, метр, метро, море, тема).


По теме «Слог» использую упражнение «Составь слово по опорным словам». 
Из первого слова бери первый слог, из второго – второй и так далее.
Радость, задумал, коряга - РАДУГА
Сияние, понедельник, поливает – СИНЕВА


По теме «Предложение» с интересом дети выполняют упражнение «Составь предложение из букв слова».

Например, слово «КОТ». Предложение: Катя отмерила ткань».
Составь предложение, в котором все слова начинаются с одной и той же буквы. Постарайся использовать как можно больше слов, можно употреблять предлоги.
Например, Петя пошел провожать папу к поезду. 
Его вопросом без труда

В работе по теме «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова» использую: 

а). Числовые ребусы. 

Например, 100Г, па3от, 100 лб, 3котаж, 3умф, 100рож.


б). Слова наоборот. 

Например, пулут, дурт, залг, зов, генс, гарво, долох, дярто, дебо, дог, игрё.


Можно выучить, друзья:

Где? Откуда? Как? Куда?

Почему? Зачем? Когда?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Игровые приёмы при выработке навыков правописания безударных гласных в корне слова

Автор: Шик Светлана Федоровна

Дата: 13.05.2015

Номер свидетельства: 210756


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства