kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Язык как средство выражения национальных добродетелей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Язык -  это своеобразное хранилище культуры русского народа, его истории, отражение его представлений о добре и зле, смысле жизни… Язык – это святыня народная, которую каждый должен знать и беречь.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Язык как средство выражения национальных добродетелей.»





Язык как средство выражения национальных добродетелей (любовь, смирение, миротворчество, послушание, жертвенность, милосердие, целомудрие)





Выполнил учащийся 9а класса

Носов Андрей





Руководитель : Белашова Е.В., учитель

русского языка и литературы





ст. Исправная

2016





 Язык -  это своеобразное хранилище культуры русского народа, его истории, отражение его представлений о добре и зле, смысле жизни… Язык – это святыня народная, которую каждый должен знать и беречь. Профессор, доктор филологических наук В.Ю. Троицкий писал: «Одухотворенный русский язык — душа России, ее святыня, предметное воплощение высших духовных ценностей, нерушимое духовное достояние, без которого человек (и народ!) теряет свое лицо, при поругании которого народ испытывает ущерб своего достоинства и духовной самостоятельности, оттесняется, становится нравственно уязвимым и духовно бессильным. Мы, как зеницу ока, должны беречь родное слово. Слово дано для стремления к истине. Судьба наша — в словах, нами произносимых».

Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах. Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях. Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков. Издание русских пословиц, собранных на протяжении нескольких десятилетий прошлого века диалектологом и писателем В. И.Далем, послужит великому и благородному делу изучения неисчерпаемых богатств нашей отечественной культуры, великого и могучего языка нашего.

У России во все времена была задача перед всем миром — задача сохранения на планете культурного слоя. Так что весь мир всегда ждет от нее не просто сопротивления мировому злу, но сопротивления посредством сохранения этого слоя культуры.

Язык- это сокровище народной культуры, средство трансляции народного опыта и средство выражения мировоззрения народа, его национальных добродетелей, таких как любовь, смирение, жертвенность, милосердие и др.   Огромное богатство таит в себе лексика русского языка. В ней существует множество слов для обозначения не только чувств или действий, но даже и для их оттенков. Словарный запас русского языка постоянно расширяется.     Язык – это целый мир. «Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни»,-утверждал Константин Ушинский. Писатели постоянно напоминают нам и своим творчеством, и прямыми высказываниями, что нужно очень бережно обращаться с этим сокровищем. Мы называем свой язык родным, потому что говорим на нём с детства, думаем, мечтаем, на нём говорят наши родственники. Это язык нашей родины, в котором есть и решительное, твёрдое слово «борьба», и мягкое, нежное – «любовь», и доброе, успокаивающее – «сочувствие», тёплое, ласковое – «мама». 

Ни у одного народа в мире нет такой великой литературы, каковой является русская словесность. Конечно, есть множество народов, литература которых насчитывает не одно столетие и даже тысячелетие, но дело не в возрасте. Хотя по историческим меркам русская словесность еще достаточно молода в силу юности нации, главное ее отличие от всех иных — прежде всего, в том, что в творениях ее классиков, как ни в какой иной литературе, показана вся глубина, все неуловимые оттенки движения души человеческой, и ее ангельские, лучезарные взлеты, и тяжкие мрачные падения. Никогда и нигде не ставились доселе так властно и с такой пронзительной любовью и болью «проклятые вопросы» человеческого бытия. А потому, отмечая то огромное влияние, которое она неизменно оказывала на весь строй души русского человека, на его умонастроения и в конечном итоге на судьбы нации, находившийся в эмиграции Иван Бунин в 1925 году горько констатирует: «Нынешнему падению России... задолго предшествовал упадок ее литературы».

Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие совестливость, доброту, целомудрие, жертвенность.

Практически в каждом произведении литературы подняты проблемы любви и целомудрия.  Любовь — высокое, чистое, прекрасное чувство, христианская добродетель: любовь без основания, причины, корысти, способная покрыть любые недостатки, проступки, преступления Если возводить некий литературный пьедестал любви, то, несомненно, на первом месте окажется любовь Сонечки Мармеладовой, пожертвовавшей собой во имя любви к своим родным. Это еще и яркий образец смирения и жертвенности.
    Впрочем, любовь бывает разной — нежной, расчетливой, жестокой, неразделенной... Вспомним героев романа Тургенева “Отцы и дети” — Базарова и Одинцову. Столкнулись две одинаково сильные личности. Но способным любить по-настоящему оказался, как ни странно, Базаров. Любовь для него стала сильным потрясением, которого он не ожидал, и вообще до встречи с Одинцовой любовь в жизни этого героя не играла никакой роли. Все человеческие страдания, душевные переживания были для его мира неприемлемы. Базарову трудно признаться в своем чувстве в первую очередь себе. 
    Другой пример — герои произведения Булгакова “Мастер и Маргарита”. Их любовь так же жертвенна, казалось бы, как и любовь Ромео и Джульетты. Правда, здесь жертвует собой ради любви Маргарита. 
    Именно она спасает их любовь. Ее чувство к герою преодолевает все препятствия, встающие на пути к счастью. 

Не менее распространенная проблема русской литературы – проблема сострадания и милосердия нашла свое отражение в произведениях Ф. М. Достоевского и М. Горького.Их волновал человек, его поступки, его нравственный и духовный облик. И вопросы милосердия, сострадания, любви к людям не остаются без внимания. Что несет милосердие людям? Помощь и освобожденное из-под власти обстоятельств или лишь кратковременное облегчение, а затем новый удар, разбитую жизнь и снова «дно»? Может, человек только тогда «собственно человек», когда он стоит выше обстоятельств, выше чьего-либо мнения и не зависит от него, равно как не зависит и ни от чьего милосердия? Или человек слаб, и милосердие и сострадание ему просто необходимы, чтобы выжить в этом жестоком мире и не потерять надежды?  Тема милосердия звучит уже в ранних романтических произведениях А. М. Горького. Она неразрывно связана с идеей любви к человеку. В образ Данко Горький вложил идею о человеке, который все свои силы отдает служению народу. Чтобы вывести свой народ к свету, счастью, он приносит в жертву самого себя. Непонимание людей, их враждебное настроение причиняют Данко боль и обиду. Но вместе с тем он видит их страдание, их вечный страх, неспособность что-либо предпринять самим — и милосердие, и любовь к людям в Данко побеждают. Он осветил людям путь к свободе своим горящим сердцем во имя любви к ним! Данко ничего не требовал за свой поступок, ибо милосердие бескорыстно. Но запомнили ли люди этот урок на будущее? В последнем эпизоде Горький наталкивает нас на вопрос: достойны ли эти «осторожные» люди той жертвы, которую принес ради них Данко? Чему научились они, что осталось в их душах, вспомнят ли они Данко, когда пройдет эта радостная минута освобождения? 
 Горький считает, что человек не может чего-либо достигнуть, все время принимая чужую помощь, уповая на чье-то милосердие. Эту идею Горький продолжает и в пьесе «На дне».   
В ужасные, жестокие условия помещает своих героев и Ф. М. Достоевский. Человек удивительной моральной чистоты и любви к окружающим, князь Мышкин ,герой романа «Идиот», человек необыкновенно высокой духовности. Он посвятил свою жизнь борьбе за «восстановление» поруганного человека. Но достигает ли он своих целей? Ведь женщина, спасению которой посвятил себя герой Достоевского, погибает. Моральная проповедь человека, его служение людям остаются, кажется, безрезультатными, бесплодными, да и могло ли быть иначе, мог ли один человек своей любовью и стремлением помочь людям изменить мир? 
 Жертвенность,готовность к самопожертвованию – это одна из добродетелей ,представленная в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Страшную жертву приносит Соня Мармеладова. И опять возникает вопрос о необходимости милосердия: оправдывается оно или нет? Соня погубила себя, но спасла ли она кого-нибудь? Нет, отвечает Раскольников. «Вечная Сонечка, пока мир стоит», жертва, ужас которой в том, что она бессмысленна, не нужна, ничего не меняет, — так понимает судьбу Сони Р. Раскольников. Но Достоевский видит в судьбе Сони нечто иное.  Автор убеждает нас, что в отличие от Раскольникова жизнь для Сони — в ее служении людям. Соня действительно отдает все. И эта жертва, на первый взгляд, действительно может показаться напрасной: ведь гибнет Мармеладов, умирает Катерина Ивановна.  Но она поддерживает падших и в первую очередь Раскольникова на грани их окончательного падения, вносит свет в их жизнь. Можно сказать, что это именно Сонечка Мармеладова спасает Раскольникова, хотя он и сам шел навстречу своему спасению. Раскольников начинает новую жизнь. И, конечно, свой будущий подвиг он сможет совершить только на пути «ненасытимого сострадания» к человеку, открытого ему Соней. Будущий подвиг может быть только подвигом человеколюбия, а не ненависти. 

Так писатель посредством языка дал уроки любви и самопожертвования не одному поколению читателей как в нашей стране, так и за рубежом. 

Ярчайший пример жертвенности человека в наши дни – подвиг российского военнослужащего Александра Александровича Прохоренко, воспитанного на произведениях русской литературы, вобравшего в себя все коренные добродетели русского человека. Герой вызвал огонь на себя с целью уничтожения боевиков. Нам, нынешнему поколению ,остается пронести сквозь жизнь память о таких героях, равняться на них и в любой момент быть готовыми отдать жизнь за свою Родину, за своих близких, за мирное небо над голой.  

Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык и те национальные добродетели, которые формировались на протяжении многих веков. Мы все так же умеем горячо любить дорогих нам людей, гневно ненавидеть врагов, учимся послушанию и милосердию, идем на малые и большие жертвы во имя процветания нашей Родины.

Необходимо уверовать каждому из нас, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы,наше страдание . Наши предки умели жить честно. Помни это. Будь человеком.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Язык как средство выражения национальных добродетелей.

Автор: Носов Андрей, Белашова Евгения Васильевна

Дата: 29.08.2016

Номер свидетельства: 341349


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства