ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА КАК КУЛЬТУРОСОЗИДАЮЩАЯ СРЕДА СИСТЕМЫ
ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА КАК КУЛЬТУРОСОЗИДАЮЩАЯ СРЕДА СИСТЕМЫ
Дети – наше будущее. Если мы хотим жить в радостной, доброй стране, в которой будут уважать человека, то мы сейчас должны самое главное внимание уделить детскому чтению.
На Руси воспитание всегда было святым долгом, и Церковь веками служила опорой государству и семье в деле воспитания детей и молодежи.
Недостаток или отсутствие доброкачественного воспитания детей и молодежи теперь начинает осознаваться и людьми далекими от педагогики. Если не прилагать усилий к лечению этой страшной социальной болезни общества, то Россия придет не к возрождению, а к еще большему кризису и упадку.
Причина нравственной испорченности детей и молодежи заключается главным образом в том, что сам нынешний общественный уклад жизни далек от добра! А воспитание детей и молодежи неотделимы от общественного уклада жизни. Хватит уже кляуз и ябед друг на друга! Когда же мы услышим слова благодарности детей в адрес добропорядочных родителей, или взрослые расскажут о милосердии детей?
Конечно, есть и родители, педагоги и общественные деятели, которые вопреки господствующему духу времени рискуют плыть против течения и борются с растлевающим влиянием наркотиков, разврата, темного бизнеса, воспринимаемым как что-то неизбежное или закономерное в развитии общества и государства. Но мы не можем быть молчаливыми свидетелями, когда растлевают наших детей, когда пропагандируют блуд и пьянство, когда узаконивают воровство и обман, когда взращивают гениев преступного мира.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА КАК КУЛЬТУРОСОЗИДАЮЩАЯ СРЕДА СИСТЕМЫ
НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ».
Малахова Ольга Алексеевна,
учитель русского языка
и литературы первой квалификационной
категории МБОУ СОШ №23
г. Гуково
г. Гуково
2014
Малахова Ольга Алексеевна,
учитель русского языка
и литературы первой квалификационной
категории МБОУ СОШ №23
г. Гуково
ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА КАК КУЛЬТУРОСОЗИДАЮЩАЯ СРЕДА СИСТЕМЫ
НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ
Чтение выстраивает целые судьбы.
В. Шукшин.
Дети – наше будущее. Если мы хотим жить в радостной, доброй стране, в которой будут уважать человека, то мы сейчас должны самое главное внимание уделить детскому чтению.
На Руси воспитание всегда было святым долгом, и Церковь веками служила опорой государству и семье в деле воспитания детей и молодежи.
Недостаток или отсутствие доброкачественного воспитания детей и молодежи теперь начинает осознаваться и людьми далекими от педагогики. Если не прилагать усилий к лечению этой страшной социальной болезни общества, то Россия придет не к возрождению, а к еще большему кризису и упадку.
Причина нравственной испорченности детей и молодежи заключается главным образом в том, что сам нынешний общественный уклад жизни далек от добра! А воспитание детей и молодежи неотделимы от общественного уклада жизни. Хватит уже кляуз и ябед друг на друга! Когда же мы услышим слова благодарности детей в адрес добропорядочных родителей, или взрослые расскажут о милосердии детей?
Конечно, есть и родители, педагоги и общественные деятели, которые вопреки господствующему духу времени рискуют плыть против течения и борются с растлевающим влиянием наркотиков, разврата, темного бизнеса, воспринимаемым как что-то неизбежное или закономерное в развитии общества и государства. Но мы не можем быть молчаливыми свидетелями, когда растлевают наших детей, когда пропагандируют блуд и пьянство, когда узаконивают воровство и обман, когда взращивают гениев преступного мира.
Традиционная для России система образования всегда была крепка православным укладом воспитания детей в общеобразовательной школе. Отсюда родители учились смотреть на детей, как на дар Божий. Отсюда дети учились с почтением относиться к своим родителям. Отсюда нравственный авторитет педагога и доверие родителей к школе. Традиционное воспитание делает человека патриотом, любящим свой народ и Отечество.
Церковь, семья и школа, помогая друг другу, всегда решали самую трудную на земле задачу - правильного воспитания детей и молодежи. Церковь учила детей чтить отца и матерь, а в школе обучением умножать таланты, данные от Бога. Семья воспитывала чувство благоговения к Церкви, ко всякой святыне и чувство ответственности перед школой, дающей знания, умения и навыки к дальнейшей успешной жизни. А школа, в свою очередь, давая детям религиозно-нравственное воспитание, помогала и семье, и государству воспитывать молодое поколение граждан России добрыми сынами и дочерьми Церкви и Отечества.
Сегодня в автобусе, трамвае, в метро молодежь не уступает место пожилым - это яркий пример молчаливой мести за ущербное воспитание.
А когда-то уроки в школе, как и любое дело, начинались молитвой.
Можно сказать, что в самой молитве перед началом учения содержалась и содержится концепция традиционного российского образования и воспитания. В этой молитве перед учением ребенок молится о том, чтобы Преблагий Господь послал ему дар Святого Духа, укрепляющего его душевные и телесные силы, "дабы внимая преподаваемому учению" он мог возрастать своему Создателю "во славу, родителям - во утешение, Церкви и Отечеству - на пользу". Человеку надо возвратить понятия об истинной цели и смысле жизни: не разгул удовольствий, а знание заповедей - не убий, не укради, чти родителей.
Если государство и школа, литература и публицистика не употребят совместных усилий к духовно-нравственному оздоровлению общества, то проблемы воспитания будут только усугубляться, так как зло стремится захватить всех людей, а особенно поработить всех детей. Свободное общество дает равные возможности добру и злу. Но зло более активно и агрессивно, использует методы, которыми добро не может воспользоваться.
Святейший Патриарх Алексий сказал: "История последних лет вновь показала нам, что образование и воспитание должны идти рука об руку. Жизненно необходимо развивать в детях и подростках нравственное чувство, приверженность к исконным духовным ценностям, любовь к отечеству, его истории, культуре и языку, заботу о его будущем. Это неразрывно связано с целенаправленным раскрытием перед юными согражданами разрушительности и пагубности пороков, преступлений, морального нигилизма, вражды, розни, гражданской безответственности. От воспитания новых поколений россиян зависит будущее страны - зависит не в меньшей мере, чем от политики или экономики. Вот почему создание обновленной системы воспитания должно стать не только государственной, но и общенародной заботой".
Впервые за многие годы и десятилетия российской школы ее первейшими задачами провозглашено духовно-нравственное развитие обучающихся и опора на воспитание здорового образа жизни, а не только усвоение учащимися в школе определенной суммы знаний.
Понятно, что такая позиция не по душе тем, кто во что бы то ни стало желает сохранить антирелигиозную парадигму образования и воспитания в Российской школе, кто желает, чтобы хэллоуин стал главным праздником наших детей и молодежи, кто желает, чтобы по телевизору и впредь беспрепятственно показывалось и говорилось то, что служит не к созиданию, а к разрушению детских душ.
Лучшее наследство, которое родители могут дать своим детям - это доброе воспитание. Оно имеет большую ценность, чем все материальные богатства мира.
Лучшее образование, которое может дать детям и молодежи школа - это образование в них доброго и благого нрава, воспитания в духе преданности родителям и Отечеству, в духе жертвенной любви к страждущим.
Воспитывать надо так, чтобы человек избирал добро, даже если в данный момент ему это невыгодно. Это ещё один постулат, который давно уже забыт нами.
Лучшее, что можем мы дать детям и молодежи - это чистота совести, милующее сердце и спасение души, как залог вечного спасения человека. Со времён великого князя Киевской Руси Владимира Мономаха – патриотическое воспитание понималось, прежде всего, как воспитание защитника и радетеля родной земли, своего Отечества, жизнь во благо которого представляется высшей добродетелью и основой нравственного самосознания.
Мы живём в Ростовской области, особенностью нашего края является многонациональный состав населения.
На сегодняшний день наиболее острыми социально значимыми проблемами для нашего края являются
- миграция коренного населения;
- демографический кризис;
- утрата семейных ценностей и девальвация института семьи;
- рост численности молодого поколения с ориентацией на внешние рынки труда.
Поэтому содержание образования для наших детей ориентировано на формирование воспитательного идеала, который принимает судьбу своей Родины как личную, понимает собственную ответственность за настоящее и будущее своего Отечества.
Мы, учителя литературы, осознаём высокую значимость учебного предмета «Литература» для формирования основ гражданственности. Действительно, урок литературы – особый урок, важный для развития личности читателя. Он помогает сориентироваться школьникам в огромном количестве книг, произведений и авторов; формирует представления о мире, культуре, этических понятиях, добре и зле, нравственности; закладывает основы этноидентичности и толерантности по отношению к другим культурам; воспитывает чувство сопричастности тем историческим событиям, которые составляют историю государства, формирует гражданское самосознание.
Любовь к Родине присуща человеку на всех этапах взросления и проявляется по-своему: сначала это неосознанное чувство единства с отцом и матерью, в начальной школе – это привязанность к друзьям, родной улице, селу, городу; взрослея, набираясь знаний и опыта, – это постепенное осознание своей принадлежности к Отечеству.
Уже младшие школьники знают, кто такие казаки. Наши дети должны понять, что казаки – прежде всего воины, люди, состоявшие на государевой службе и охранявшие южные рубежи России. Главными качествами казака всегда были преданность своей православной вере, царю, Отечеству, смелость и мужество, умение быть настоящим другом и верным боевым товарищем. Эти личные качества воспитывались у казаков с самого раннего детства. Это может стать примером в воспитании современных школьников.
Конечно, за годы безбожной власти многое было утеряно, казачество уничтожалось как сословие, потому что власть видела в правдолюбивых и отважных казаках угрозу для советского строя.
Тем отраднее наблюдать, как в настоящее время прилагаются большие усилия для возрождения традиций казачества, в том числе и через воспитание и образование подрастающего поколения.
Патриарх Кирилл во время посещения столицы донского казачества сказал: «Казак без веры – не казак: снимай форму и иди с миром. Как не может быть без веры священника или монаха, так не может быть без веры и казака. Казак без веры оскверняет традицию предков и тяжело согрешает пред Богом, потому что, становясь казаками, вы приносите присягу, в том числе и на верность Церкви Христовой. Поэтому для того, чтобы хранить веру в сердце, нужно жить этой верой, посещать Божий храм, исполнять посты, причащаться Святых Христовых Таин, воспитывать так своих детей и внуков. Тогда с легкостью вы понесете славное, почетное бремя казачьего служения».
Традиционно наибольшее воплощение казачий компонент находит в таких предметах, как история, география, литература, музыка и изобразительное искусство. На уроках чтения в начальной школе и уроках литературы изучаются произведения донских писателей и поэтов – Шолохова, Закруткина, Калинина и других. Особо выделяются донские мотивы в произведениях русских писателей и поэтов, таких, как Пушкин, Чехов, Блок, Лермонтов.
На уроках русского языка используются тексты, в которых отражена культура Донского края, обычаи донских казаков, их быт. Изучается лингвистическая специфика Дона. На уроках и внеклассных мероприятиях изучается казачий фольклор – донские пословицы, поговорки, казачьи песни, донские сказания.
Вспомним в этой связи образы врачей в творчестве А. П. Чехова – доктора Астрова и Ионыча, какое внимание уделялось христианскому пониманию сущности здоровья и болезней человека, смерти и бессмертия, оказанию милосердной помощи больным и страждущим.
Антон Павлович немало потрудился на ниве просвещения и благотворительности. Писатель часто переезжал с места на место и везде находил свободное время для того, чтобы принять несчастных и страждущих.
Так дети понимают, как важно быть добрым и милосердным. Так ты не только другим облегчаешь жизнь, но, главное, делаешь свою более осмысленной и полезной, увеличиваешь добро на земле и злу ограничиваешь просторы.
Говоря с детьми о языке, нужно напомнить, что в языке в каждый момент истории отражаются вся нация, каждый из нас. Еще язык – это имя Бога, как мы читаем в Евангелии: «В начале было Слово», то есть Христос.
И каждый раз, призывая защищать и беречь язык, спасать его, понимаешь, что это он, язык, нас спасает и сберегает. А еще сохраняет нацию и веру. А мы должны служить языку. Не предавать его. Блюсти чистоту собственной души, а через это чистоту языка.
Мы не знаем, какой словарный запас был у святых, многие из которых были молчальниками. Но они личности с большой буквы!
Увы, мы часто воспринимаем язык как устную речь. Если святые не произносили слов, то это не значит, что у них внутри не звучала речь. А молитвы? Просто мы не слышим эту речь. Разве глухонемые люди не являются носителями языка?
Безмолвие – это божественная тишина. Вот этот феномен, когда человек постоянно с Богом. Но мы утрачиваем это состояние.
Безбожных языков нет, но в мире полно безбожных людей, которые могут быть даже лауреатами Нобелевской премии, выдающимися писателями, абсолютно не осознавая, что этот талант им дал Бог. Святые говорят, что талант – это поручение от Бога.
Каждый язык дан Богом. Есть племена, у которых язык состоит из 400 слов. Но там есть все, что необходимо для их жизни. И даже в таком скудном языке есть понятие Бога.
Речь человека – это показатель его истинной культуры. Сегодня утрачен первоначальный смысл слова «культура», а это все-таки миссия. Поэтому когда человек приходит в православный храм, то самую высокую культуру он видит там, потому что там самая высокая миссия.
Раньше носителем языка были книги, и советские люди считались самыми читающими в мире, а сегодня носителем языка является телевизор, откуда ругаются матом.
Раньше был «железный занавес», который, по сути, был санитарным кордоном. Какие-то вещи не проникали в страну, но и зараза не проникала. А зараза она и есть зараза: есть духовная, есть микробная.
То, что люди во всем мире перестали читать, надо принять как факт. Это данность. И есть понятие картинки, которая востребована. В одиночку не спасаются, поэтому есть только один выход – исправлять телевидение. Телевизор должен стать миссионером и катехизатором. Вот пример хорошего телеканала «Радость моя» (обычное для Серафима Саровского обращение к человеку). А есть еще телеканалы «Союз», «Спас».
Часто наши дети говорят с нами на другом языке и сами это чувствуют. Наша задача – показать им самих себя.
Бог, Который все создал, не назвал животных. Называл Адам по Его повелению. Как пишет в своем трактате отец Павел Флоренский, дача имени – это символ власти. Родители дают имя ребенку, и очевидно, что они властвуют над ним. И Господь возжелал, чтобы человек все полюбил, а это возможно только будучи хозяином всего. Это, выражаясь современным языком, очень «экологичное» решение. Вот страстотерпец Николай II в своей анкете в графе «Род занятий» написал: «Хозяин земли русской». Хозяин – это крест. Если я хозяин стада, и началась буря, то не смогу спать спокойно, пока не спасу стадо. Поэтому человек не только наследовал землю, но и через наречение имен тварям должен был полюбить ее.
Мы часто следуем западной моде называть человека просто по имени, а не так, как у нас принято – по имени-отчеству.
У нас никогда так не называли раньше людей. Вот пример атаманов. Есть Пугачев, есть Разин, а есть Ермак. Первый либо просто Пугачев, либо Емельян, либо Емелька; Разин – это Стенька. Единственный, кого народ называет по имени-отчеству – это Ермак Тимофеевич. Отчество связывает человека с отечеством. Кто из них любил отечество по-настоящему? Народное самосознание четко определило, кто пекся, прирастив его Сибирью, а кто хотел растащить его.
Отчество – это привилегия. Мне так обидно, что в современной России люди называют друг друга, как крепостных: Димон, Вован и т.д. Огрубление этих имен похоже на лагерный жаргон, который романтизируют. А если ты хочешь привить порок, то для этого его нужно именно романтизировать.
Часто напоминаю детям: «Каковы ваши слова, такой будет и ваша жизнь. Берегите чистоту и красоту русского языка».
Литература:
Шестун Е. Православная педагогика: Исторические психолого-педагогические очерки. Самара, 1998.
Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.
Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании. СПб., 1894; Собр. соч. М., 1988.
Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения М., 1993.
Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1996.
Педагогическая деятельность о. Иоанна Кронштадского. Опыт православной педагогики. М., 1993.
ЗАЯВКА
Ф.И.О. автора (полностью) – Малахова Ольга Алексеевна.
Название доклада – «Язык и литература как культуросозидающая среда системы нравственно-эстетических ценностей.»
Ученая степень, ученое звание, почетное звание .
Населенный пункт – город Гуково, Ростовской-на-Дону обл.
Представляющая организация - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23 (МОУ СОШ № 23) имени В.А.Шеболдаева.
Адрес организации, e-mail - индекс 347 879 Россия, г.Гуково, Ростовской обл., ул.Молодежная 17, ИНН 6144006163, Регистрационный № 525,