Просмотр содержимого документа
«Групповая работа как один из инновационных подходов в преподавании русского языка»
Иванова С.И.
учитель русского языка и литературы.
Средняя школа №12, г. Житикара.
Групповая работа как один из инновационных подходов
в преподавании русского языка
Современный учащийся, находящийся в центре постоянно меняющегося мира, реализовать себя может только в действии и во взаимодействии с окружающими его людьми. Применение инновационных подходов в обучении и воспитании позволит частично решить эти проблемы т.е. поможет активизировать мыслительную деятельность учащихся, повысит мотивацию к учебе, будет способствовать развитию критического мышления, коммуникационных навыков учащихся. Одним из инновационных подходов является обучение в сотрудничестве, а именно организация групповая работа на уроке, которая позволит для достижения поставленных задач внедрить в практику преподавание активных форм обучения.
Обучение в сотрудничестве - образовательный подход в преподавании и обучении, который представляет собой группы учащихся, работающих вместе для решения проблемы, выполнения задания или создания какого-либо продукта. Обучение в сотрудничестве основано на понимании обучения как естественного социального действия, в котором участники беседуют между собой, и посредством подобных разговоров осуществляется обучение.
В педагогике имеется достаточное количество подходов обучения в сотрудничестве, но эффективным совместный процесс обучения будет тогда, когда:
1. Обучение является активным процессом, согласно которому учащиеся усваивают информацию и связывают ее усвоение со знанием, которым они обладают.
2. Обучение требует решения задач, которые возможны при условии активного участия его/ее сверстников, обработки и обобщения информации, а не механического запоминания и повторения.
3. Учащиеся получают пользу от знакомства с точкой зрения разных людей.
4. Обучение совершенствуется в условиях социальной среды, в которой учащиеся беседуют. Во время этой интеллектуальной гимнастики, учащиеся создают основу и смысл рассуждений.
5. В коллаборативной среде обучения, учащиеся развиваются и в социальном и эмоциональном плане, так как они слушают различные точки зрения, и вынуждены выражать и защищать свои идеи. При этом учащиеся начинают создавать свои собственные уникальные концептуальные рамки, а не полагаться только на экспертов или рамки текста.[1]
Учащиеся обучаются эффективнее при активном участии в процессе обучения. Исследователи утверждают, что, независимо от предмета, ученики, работающие в небольших группах, как правило, больше узнают о том, что преподается и сохраняют дольше полученные в результате знания, нежели ту же самую информацию, представленную в других учебных форматах. [2]
Главным критерием возможности использования групповой работы на уроках, является мнение самих учащихся, поэтому с целью выявления отношения учащихся к использованию групповой работы проведенна диагностика, которая показала: (рис. 1)
В опросе приняло участие 3 возрастные категории. (6,8,9 классы)
60 респондентов
Как тебе нравится работать на уроке
у доски
4%
самостоятельно, сидя за партой
-
в паре с одноклассником
47%
в группе
80%
с учителем
10%
Как ты относишься к групповой работе на уроках
мне нравиться работать в группе
80%
в группе я чувствую себя уверенней
64%
я не принимаю участие в групповой работе
-
Что дает тебе групповая работа на уроке
учусь слушать других
9%
мне нравиться, что прислушиваются ко мне
5%
я учусь у своих одноклассников
91%
ничего не дает
-
Часто ли на уроках используется групповая работа
нет не используется вообще
используется почти на всех уроках
используется только на таких уроках как (история, рус.яз, химия, биология, каз.яз)
Хотел бы ты, чтобы на всех уроках применяли групповую работу
да
93%
нет
7%
мне всё равно
-
(рисунок 3)
Взаимопонимание, столь необходимое для развития личности, может достигаться только в результате общения. И школа, как образовательное учреждение, должна научить своего выпускника умению общаться, работать в группе, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее доказательно. Эта задача может быть решена посредством групповых форм взаимодействия между учителем и учащимся, а также между самими учащимися на уроках.
При использовании активного метода групповой работы на уроках у учащихся:
– возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
– меняется характер взаимоотношений детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность;
– сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
– растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;
– учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе.
Анкетирование учащихся показало, что групповая работа на уроках русского языка способствует возможности общаться со сверстниками, представлять и защищать идеи, обмениваться разнообразными убеждениями, ставить под сомнения другие концепции, и принимать активное участие в учебно - образовательном процессе (рис.4)
Говоря о целях организации совместной учебной работы детей, учитель должен дать каждому ребенку:
– эмоциональную поддержку, без которой многие дети не могут добровольно включиться в общую работу класса;
– возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах; – опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться: цель – планирования – рефлексия.
Сам же учитель при этом получает дополнительные мотивационные средства для вовлечения детей в содержание обучения; возможность сочетать на уроке обучение и воспитание; строить человеческие и деловые отношения с детьми.
Анкетироание среди педагогов показало, что: (рис.5)
При использовании на уроках групповой работы у обучающихся формируются умения:
* работать в микрогруппе, самостоятельно находить нужную информацию
* доступно доносить нужную информацию до членов группы.
* творчески интерпретировать имеющуюся информацию
* развивать смелость и уверенность в себе.
Все эти качества необходимы обученной и воспитанной личности для успешной социализации в современном, постоянно меняющемся обществе.
Поставив масштабные задачи по обучению учащихся работать на уроках русского языка кооперативно с другими, развитию любознательности, учитель строит урок так, чтобы учащиеся могли учиться поисковым стратегиям и стратегиям по освоению знаний, и последовательно реализовываются поставленные задачи, демонстрируя вместе с детьми умение усваивать новый материал на основе эффективного применения стратегий.
Литература:
Smith and MacGregor, 1992г.
Источники: Beckman, 1990; Chickering and Gamson, 1991; Collier, 1980; Goodsell, Maher, Tinto, and Associates, 1992; Johnson, Johnson, and Smith, 1991;
Павлова Л.П. Инновационные обучающие технологии как фактор создания единого образовательного стандарта // Инновационные образовательные технологии. – Мн.: МИУ. – №1 – 2008.– 12-16с.
Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 35-38.