kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Графическое изображение связи слов в предложений. (из опыта использования опорных схем.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из эффективных приемов обучения русской речи,вызывающим  у школьников большой интерес, является  коллективное составление на уроке опорных схем, таблиц,грамматических определений.

Исходным материалом  для них являются выводы, к которым приходят   учащиеся  под руководством  учителя  в результате  обобщения изученных тем.

Для примера опишу опыт составления с семиклассниками  опорных схем при изучений темы:»Виды связи слов в предложений».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Графическое изображение связи слов в предложений. (из опыта использования опорных схем.)»



НуксиеваКуляй Кажибековна

Учитель русского языка и литературы

КГУ «Кызыл -Жулдузская основная средняя школа»

Катон-Карагайский район.В.К.О.



Графическое изображение связи слов в предложений.

(из опыта использования опорных схем.)



Одним из эффективных приемов обучения русской речи,вызывающим у школьников большой интерес, является коллективное составление на уроке опорных схем, таблиц,грамматических определений.

Исходным материалом для них являются выводы, к которым приходят учащиеся под руководством учителя в результате обобщения изученных тем.

Для примера опишу опыт составления с семиклассниками опорных схем при изучений темы:»Виды связи слов в предложений».

На интерактивной доске на левой половине записывается слова:школа, наша,юбилей, торжественно, отмечать ,свой. Задаю вопрос:почему мы записали эти слова через запятую, составляют ли они предложение?Ученики отвечают, что это разрозненные слова, они не связаны между собой, поэтому не являются предложением.Прошу составить из этих слов предложение и записать его.Записывается на интерактивной доске и в тетрадях (слева) предложение:Наша школа торжественно отметила свой юбилей.Прошу учащихся ответить:все ли слова вошли в предложение, и почему полученную конструкцию можно назвать предложением? Учащиеся отмечают, что в предложение вошли все шесть слов.Предложение получилось лишь тогда, когда мы связали все эти слова грамматически (изменив, где нужно, окончания) и по смыслу ( поставив все слова в определенном порядке).

Еще раз уточняю сама, что все слова в предложений связаны между собой, они живут по определенным правилам, как члены одной семьи: у каждого слова свои обязанности.Чтобы разобраться , как могут связываться друг с другом слова в предложений , предлагаю ребятам совместно составить опорную схему на правой половине доски.Вызванный ученик сначала рисует в виде «кружочков-человечков» все слова данного предложения.

Предлагаю показать на следующем рисунке, что все слова в предложений»живут» дружно,они тесно связаны между собой.Делают такоеизображение:



Затем выполняются следующие задания:

1.Назовите главные члены в предложений, подчеркните их, а на рисунке заштрихуйте или обозначьте красным мелком.(Обводятся красным второй и четвертый кружочки).

2.Выпишите подлежащее и сказуемое, нарисуйте эту часть схемы.Объясняю,что подлежащее и сказуемое – это грамматическая основа предложения, которая не является словосочетанием.На правой стороне доски дети рисуют такую часть схемы:

Школа грамматическая основа отметила



Предлагаю выписать из предложения все словосочетания в столбик, отметив в каждом из них главное слово, от которого задаем вопрос,знаком +, а зависимое , к которому ставим вопрос ,знаком-.Получается такая запись



  • +

наша школа

+ -

отметила юбилей


  • +

свой юбилей

+ -

отметила торжественно




Для того, чтобы дети могли понять разницу в характере связи слов и правильно дать графическое изображение этой связи, провожу следующую работу: в первом словосочетаний ( наша школа) меняю форму главного слова и прошу правильно сочетать его с зависимым. Учащиеся сами начинают соответственно менять форму зависимого слова: у школы- нашей, в школу –нашу, школы –наши.

Почему они изменили форму зависимого слова?(Если изменяется форма главного слова, то надо менять и форму зависимого).

Обобщая ответы учащихся, сообщаю, что такая связь слов, когда главное слово согласуется с зависимым в роде, числе, падеже и называется согласованием.Вродном языке тоже существует такая связь(қабысу), слова согласуются в числе и лице: жетінші сынып, жасыл ағаштар.Вид связи графически:

наша согласование

школа



В словосочетаний (отметила юбилей) предлагаю зависимое слово поставить в творительном падеже и прочитать словосочетание.Получилось: отметила юбилеем. Это неверно.Почему? Вывод: при главном слове отметила зависимое слово должно стоять только в винительном падеже. Такая связь называется управлением (меңгеру) үйге келдік,үйден кеттік.И управление существует в казахском языке.Как дать, правильное графическое изображение такой связи,спрашиваю: когда кто-то что-то требует, как ведет себя человек? Он указывает рукой, хмурит брови. Прошу изобразить на рисунке.Появляется изображение.

отметилуправление

юбилей

Разбираем словосочетание : отметила торжественно.Изменяем форму зависимого слова.Учащиеся говорят, что наречия – неизменяемые слова.Как бы мы ни изменяли форму главного слова (отметил, отмечаю, отмечу), зависимое слово наречие- остается неизменным.Оно связывается с главным только по смыслу.Такая связь слов в словосочетаний называется примыканием(жанасу).Примыкать по смыслу к главному слову могут наречия,деепричастия,инфинитив.Почему именно эти части речи? Потомучто все эти части речи являются неизменяемыми.Как мы можем изобразить на рисунке примыкание: к главному слову просто , «по-родственному» тянутся слова.Появляется такой рисунок.



отметила

тожественнопримыкание.





Этот вид работы развивает в учащихся творческие способности,самостоятельность мышления.



































Использованная литература

  1. Учебник для 7 – го класса общеоброзовательной школы с казахским языком обучения. Авторы К.У.Кунакова. З.Ж.Искакова. Р.А.Кыдырбаева Алматы «Атамұра – 2003»

  2. Все предметы школьной программы в схемах и таблицах. Г.А.Богданова. Г.И.Кириченко русский язык,М «Олимп» 1998 г. – 107 стр.

  3. Грамматика русского языка в таблицах и схемах для старших классов автор С.К.Каменова,М, «Лист Нью» 2002 г. – 96 стр.

  4. Справочник школьника 1 том. ©Издательство «Арман – ПВ» Астана – 2009 г. Е.В.Румянцова Русский язык 99 стр.


















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Нуксиева Куляй Кажибековна

Дата: 25.01.2016

Номер свидетельства: 282441


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства