kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО МЕДНЫЙ В РОМАНЕ М.ГОРЬКОГО «ЖИЗНЬ КЛИМА САМГИНА»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первейшее условие верного восприятия текста – понимание каждого его слова. Слово в тексте является не только носителем лексических значений, но и выразителем смысловых ассоциаций.

Значение слова в художественном тексте очень часто не совпадает  с его словарным определением и требует к себе особого внимания.

Данная статья посвящена рассмотрению особенностей функционирования относительного прилагательного медный в романе М.Горького "Жизнь Клима Самгина".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО МЕДНЫЙ В РОМАНЕ М.ГОРЬКОГО «ЖИЗНЬ КЛИМА САМГИНА» »

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО МЕДНЫЙ В РОМАНЕ М.ГОРЬКОГО «ЖИЗНЬ КЛИМА САМГИНА»


Запорожец М.Н.,

кандидат филологических наук, доцент,

учитель русского языка и литературы МБУ СОШ №64

г.о.Тольятти, Россия,

efremaz@yandex.ru


Внимание к функциональной стороне языка, стремление объяснить язык как глобальное средство общения привело к формированию коммуникативного направления в языкознании, закономерным следствием которого явился интерес к коммуникативным единицам языка, и прежде всего к тексту. Кроме функционально-коммуникативного направления, в обращении к тексту большую роль сыграли развитие семантики, интерес к смысловой, содержательной стороне языка, теория речевой деятельности, функциональная стилистика. Текст как целое речевое произведение явился тем фокусом, где скрещивались все названные подходы к изучению языка. Текст стал центральным понятием новой отрасли языкознания – лингвистики текста.

Текст рассматривается не только с лингвистической точки зрения. Процесс создания текста, являющийся, по сути, формой реализации речевой деятельности, - один из основных объектов исследований в психолингвистике. Социолингвистика уделяет внимание тексту как социально-речевому произведению. Теория массовой коммуникации привлекает текст как основной источник информации и общения. Не говоря уже о литературе, где создание художественного образа невозможно вне художественного текста. Таким образом, текст оказывается объектом исследования целого ряда наук: лингвистики, литературоведения, психолингвистики, социолингвистики, семиотики и др. В.А.Звегинцев образно написал в одной из своей статей: «Учёные, приступающие к изучению текста, видимо, и не подозревают, что им придётся иметь дело с объектом, по своей грандиозности не уступающим вселенной, - в сущности, с лингвистической вселенной…». Итак, текст – это «вселенная слов и мысли».

Первейшее условие верного восприятия текста – понимание каждого его слова. Слово в тексте является не только носителем лексических значений, но и выразителем смысловых ассоциаций.

Значение слова в художественном тексте очень часто не совпадает с его словарным определением и требует к себе особого внимания. «Буквальное значение слова здесь обрастает новыми, иными смыслами…В контексте всего произведения слова и выражения, находясь в тесном взаимодействии, приобретают разнообразные дополнительные смысловые оттенки, воспринимаются в сложной и глубокой перспективе целого», - писал В.В.Виноградов о смысловой трансформации языковых единиц в художественном тесте [2].

Целью данной статьи является рассмотрение особенностей функционирования прилагательного медный в романе М.Горького «Жизнь Клима Самгина».

В «Словаре современного русского литературного языка» (БАС) зафиксированы следующие значения прилагательного медный: 1) «сделанный из меди» (медный инструмент); 2) «относящийся к меди; связанный с обработкой меди» (медное литьё); «содержащий в себе медь» (медная руда); 3) «свойственный меди; такой, как у меди» (медный вкус во рту; о звуках: медный звон, медные звуки; о звонком металлическом голосе: медный голос); 4) «цветом подобный меди, красно-жёлтый» (медные волосы). Далее приводится толкование фразеологических оборотов медный век, медный лоб.

Прилагательное медный М.Горький использует в трёх основных значениях. Первое значение, чаще реализуемое в романе, - «сделанный из меди». Например: «Не отрывая глаз от медного ободка трубы, Самгин очарованно смотрел».

Мы согласны с утверждением М.Н.Везеровой и М.П.Мораньковой о том, что «в синтагмах с существительными, обозначающими деньги, семантическая структура слова медный становится более сложной: в неё включается ещё один семантический дифференциальный признак («малой стоимости»), вступающий в причинно-следственные отношения с семантическим признаком «сделанный из меди» [1; с.13-14]. Например, в «Жизни Клима Самгина» словосочетания медные деньги, медные пятаки обычно употребляются в образном контексте или контексте сравнения: 1. «Он [Самгин] был «честен с собой», понимал, что платит за внимание, за уважение дёшево: мелкой, медной монетой». 2. «На медные деньги либерализма в наше время не проживёшь». Таким образом, в данных случаях в семантике прилагательного медный особую роль играет дифференциальный признак «малой стоимости», который, на наш взгляд, может перерасти в отдельное значение.

Второе значение прилагательного медный, используемое Горьким в романе, - «свойственный меди; такой, как у меди»: 1. «В соседней комнате шлёпали тяжёлые шаги, прозвучал медный звон подноса». Прилагательное медный Горький употребляет в сочетании со словами лексико-семантической группы «звук» (звук, голос, смех, зык, рёв, крики, уханье, вопли, вой, бас и др.). Это переносное звуковое значение слова медный – «звонкий и резкий», «напоминающий звук от удара по меди (о голосе)» - фиксируется в «Словаре русского языка» (МАС) как оттенок значения «свойственный меди; такой, как у меди».

В романе на основное значение прилагательного медный наслаивается переносное «звонкий, резкий». Это обусловлено семантикой существительных, называющих явления, непосредственно не связанные с медью. Например: 1. «Из города по озеру, сквозь голубую тишину плывёт музыка, расстояние, смягчая медные вопли труб, придаёт музыке тон мечтательный, печальный». 2. «Полукругом стояли краснолицые музыканты, неистово дуя в трубы, медные крики и уханье труб вливались в непрерывный, воющий шум города».

Третье значение слова медный, реализуемое в романе «Жизнь Клима Самгина», - «цветом подобный меди; красно-жёлтый» (цветовое переносное значение): 1. «Вспыхивали красные огоньки папирос, освещая красивое лицо Алексея, медные щёки Семёна, чей-то длинный, птичий нос». 2. «Одну свечку погасили, другая освещала медную голову рыжего плотника».

Анализируя семантическую структуру прилагательного медный в необычном для него сочетании с существительными, мы можем определить авторское отношение к героям произведения, фактам, явлениям. Например, в сочетаниях с существительным глаза на переносное цветовое значение прилагательного медный наслаивается значение «выражающий холодность, резкость». Это, в частности, наблюдается в портретных характеристиках Марины Зотовой: «Самгину казалось, что он видит её (Марины) медные глаза, крепко сжатые губы…»; «(Безбедов) – Вы знаете, какой она дьявол…Ведьма с медными глазами»; «(Самгин) Медные глаза…Да, было в ней что-то металлическое…».

Наслоение дополнительных оттенков на основную семантику слова часто наблюдается в тех случаях, когда какое-либо слово становится лейтмотивом в произведении. Так, в романе М.Горького «Жизнь Клима Самгина» прилагательное медный становится существенной деталью в портретных описаниях Томилина (медного цвета волосы, медная бородка, медные волосы). При необычных синтагматических связях на основе этого цветового значения у прилагательного медный возникают особые, дополнительные, индивидуально-авторские смысловые нюансы. Например: 1. «Томилин усмехался медной усмешкой». 2. «Слушая спокойный, вдумчивый голос наставника, разглядывая его, Клим догадывался: какова та женщина, которая могла бы полюбить Томилина? Но эти размышления не мешали Климу ловить медные парадоксы и афоризмы». Такие метонимические эпитеты вызывают определённые ассоциации, связанные с чертами характера Томилина, человека чёрствого, жестокого, ограниченного. Таким образом, определённое значение слова (в нашем случае прилагательного медный) является выразителем смысловых ассоциаций.

Проведённый анализ показывает, что относительное прилагательное медный приобретает в произведении М.Горького «Жизнь Клима Самгина» дополнительное осмысление как следствие образного словоупотребления. Писатель определяет эстетическую ценность каждого слова, которое намерен употребить, его стилистическую принадлежность, степень адекватности своему замыслу и в соответствии с этим выбирает единственно нужное слово. Поэтому любое слово, даже самое обычное и ничем не примечательное, становится в художественном тексте «семантически важным и эстетически значимым» [3; с. 86].

Библиография

  1. Везерова, М.Н., Моранькова, М.П. Взаимодействие частных значений многозначного слова в контексте художественного произведения // Функционально-семантический и стилистический аспекты изучения лексики. – Куйбышев, 1989. С.3-19.

  2. Виноградов, В.В. Основные типы лексического значения слова // Вопросы языкознания. – 1953. - № 5.

  3. Новиков, Л.А. Искусство слова. – М., 1991.

  4. Словарь русского языка: В четырёх томах. – М.: Русский язык, 1987.

  5. Словарь современного русского литературного языка: В 17 томах. – М.: АН, 1955-1965.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО МЕДНЫЙ В РОМАНЕ М.ГОРЬКОГО «ЖИЗНЬ КЛИМА САМГИНА»

Автор: Запорожец Марина Николаевна

Дата: 05.11.2014

Номер свидетельства: 126893


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства