Формирование речевой культуры обучающихся старших классов на основе компетентностного подхода к преподаванию русского языка
Формирование речевой культуры обучающихся старших классов на основе компетентностного подхода к преподаванию русского языка
Возрастающий интерес и повышенные требования к форме речи знаменуют собой новый этап в культурном развитии нашего общества. Школа – один из основных каналов воздействия на речевую практику обучающихся.
В этих условиях приобретает особую актуальность опыт работы по теме «Формирование речевой культуры обучающихся старших классов на основе компетентностного подхода к преподаванию русского языка».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование речевой культуры обучающихся старших классов на основе компетентностного подхода к преподаванию русского языка»
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ПРЕПОДАВАНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА
Нигметжанова А.Т.
ГУ «Средняя школа № 26», Усть-Каменогорск, Казахстан
В условиях развития конкурентоспособного государства жизнь требует от выпускника школы высокого уровня мышления и нравственных качеств личности, обладающей социально-коммуникативными навыками, способностью оценивать себя, сообразно относиться к окружающим и использовать профильные знания в дальнейшей жизни.
Возрастающий интерес и повышенные требования к форме речи знаменуют собой новый этап в культурном развитии нашего общества. Школа – один из основных каналов воздействия на речевую практику обучающихся.
В этих условиях приобретает особую актуальность опыт работы по теме «Формирование речевой культуры обучающихся старших классов на основе компетентностного подхода к преподаванию русского языка».
В ходе работы над данной темой мною были выявлены следующие противоречия:
между недостаточным уровнем развития речевой культуры обучающихся и возросшей потребностью в правильной и красивой речи как важнейшем средстве успешной самореализации личности;
между ограниченным тематическим наполнением курса русского языка в старших классах по изучению нормативного и коммуникативного аспектов культуры речи и высокими требованиями к соблюдению норм современного литературного языка в содержании Единого государственного экзамена;
между стремлением эффективно строить работу по изучению этой области знаний и недостаточностью научно-методического обеспечения данного вопроса.
Выявленные противоречия позволили определить основную проблему моей исследовательской деятельности – развитие и совершенствование языковой, лингвистической, коммуникативной, культуроведческой компетенций в целях повышения уровня речевой культуры обучающихся старших классов.
«Оздоровление» речи обучающихся, определение путей и способов её обогащения и совершенствования – ведущая идея моего опыта.
Цель – сформированность высокой речевой культуры, позитивной коммуникативности, способности к речевому самосовершенствованию каждого выпускника общеобразовательной школы.
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
повышение собственной профессиональной компетентности;
создание условий для полноценного и грамотного использования школьниками богатых ресурсов родного языка;
развитие у обучающихся умения контролировать и корректировать собственную речь;
научно-методическое обеспечение процесса повышения речевой культуры старшеклассников.
Реализацию основных идей технологии рассмотрим на примере одного класса. Период наблюдений за динамикой развития обучающихся – 2 года (10, 11 классы).
Дать исчерпывающую оценку уровня сформированности речевой культуры школьников непросто. Начинаю свою работу с анализа текущей и итоговой успеваемости за предыдущий год обучения. В октябре (10 класс) провожу контрольную диагностическую работу по орфоэпии, тестирование по теме «Языковые нормы», включая следующие задания:
1. Укажите слово с верно выделенной буквой, обозначающей ударный гласный звук
А) упрочЕние
В) сливОвый
С) щавЕль
Д) дОлжностей
Е) зЕмля
2.Укажите слово с ударением на предпоследнем слоге
А) документ
В) повторить
С) ненависть
Д) принял
Е) любовь
3. Укажите слово с ударением на 2 слоге
А) алфавит
В) апостроф
С) бытие
Д) плато
Е) статуя
После выполнения контрольной работы учащимся предлагается
подготовить публичное выступление по самостоятельно выбранной теме. ( Кто такой интеллигентный человек? Почему планету надо спасать?)
Оно должно быть рассчитано не более чем на 5 минут, в качестве слушателей выступают одноклассники.
( Примерное выступление учащихся
Сейчас над всем миром нависла экологическая проблема. Выхлоп влияет на атмосферу, истощается озоновый слой, мусор в лесах тоже влияет на экологию, например, там, где пролилось машинное масло, растения не вырастут ещё несколько лет. Некоторые люди выбрасывают мусор прямо на улице. Худшая ситуация в мегаполисах, таких как Нью-Йорк, Рио-де-Жанейро, Москва и так далее. К мегаполисам относится и Усть – Каменогорск , где тоже ситуация не из лучших. Заводы выбрасывают отходы в реки, а потом из этой воды ловят рыбу. Люди, выезжающие на пикник, могут забыть что-нибудь убрать, а могут и вообще ничего не убирать. Неприятная ситуация сложилась на наших озерах.
Экологию надо спасать, наказывать её нарушителей, разрабатывать экологически чистый транспорт.
Мир нужно сохранять!
Диагностические работы показали недостаточный уровень владения языковыми нормами: 32,7% обучающихся допустили орфоэпические ошибки; 28% нарушили лексические нормы; 20.9%- морфологические нормы, 17,7 – синтаксические нормы.
Анализ устных выступлений выявил отдельные ошибки в выборе речевой тактики, а также в выборе языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации.
«Замер» реального уровня речевой культуры школьников позволил спрогнозировать развитие обучающихся в плане совершенствования речевой культуры. Были определены основные направления работы:
усвоение языковых норм;
обогащение словарного запаса обучающихся;
изучение выразительных возможностей слова;
формирование коммуникативных умений и навыков;
формирование культуры общения.
Основные идеи технологии:
углубление знаний о языке и совершенствование на этой основе речевой культуры обучающихся;
вооружение школьников ясным представлением об основных критериях хорошей речи;
использование богатейшего потенциала художественной литературы, способствующей речевому совершенствованию обучающихся;
усиленное внимание к этическому аспекту культуры речи;
развитие потребности в речевом самосовершенствовании, в творческом самовыражении.
Целенаправленная работа, которая велась в течение двух лет, позволила достичь определенных положительных результатов в развитии речевой культуры старшеклассников.
Повторное тестирование (апрель 2008 года) показало, что вырос уровень владения орфоэпическими нормами на 6,1%, лексическими - на 19%, морфологическими - на 8,2%, синтаксическими - на 6,8%.
Повысилась творческая активность обучающихся. Они выступили организаторами многочисленных школьных мероприятий, трое из них стали победителями и призерами городских конкурсов. 60% выпускников класса сдали ЕНТ на «4» и «5».
Двухгодичная работа высветила основные проблемы и позволила спланировать деятельность в других классах с учетом полученного опыта.
Из вышесказанного следует, что приоритетным должен стать когнитивно-коммуникативный, деятельностный подход к формированию речевой культуры обучающихся.
Литература
1. Горшков А.И. Русская словесность. – М., 2001. 2. Михальская А.К. Основы риторики. От мысли к тексту. – М., 2001. 3. Никитина Е.И. Русская речь: 8-9 классы. – М., 2000. 4. Новиков Л.А. Искусство слова. – М., 1991. 5. Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 1993. 6. Солганик Г.Я. Стилистика. – М., 1997. 7. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1998. 8. Энциклопедический словарь юного филолога. – М., 1984.