Просмотр содержимого документа
«Формирование проектно-исследовательских умений и навыков на уроках русского языка в начальной школе»
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Афанасова В.И.
МОУ «Красненская СОШ»
В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает проектно-исследовательская деятельность. Эта деятельность ставит учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в современных системах развивающего обучения.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным этапом развития творческих способностей ребёнка, его самореализации.
Специфика проектно-исследовательской работы в начальной школе заключается в направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и «заразить» детей, вселить уверенность в своих силах.
Реализуя стандарты второго поколения, перед учителем начальной школы стоит задача: воспитывать и развивать думающих, мыслящих людей, полезных обществу.
Работая по программе «Начальная школа XXI века» под руководством профессора Н.Ф.Виноградовой, я пришла к выводу, что данная программы позволяет в рамках урока обучать детей проектно-исследовательской деятельности. В качестве примера приведу уроки рус.яз.
При поступлении в школу ребенок испытывает активную нехватку лексических средств. Бедность словаря мешает и успешной работе в области орфографии. Для того, чтобы словарный запас учащихся начальной школы действительно обогатился, работа со словом должна проводится систематически и на метапредметном уровне.
Так возникла идея создания проекта «Мой словарь», над которым мы работаем уже второй год.
Проект «Мой словарь»
Идея проекта:
Обогащение словарного запаса младшего школьника, развитие его интеллекта.
Повышение активности учащихся при исследовании слова.
Эффективное усвоение учащимися слов с непроверяемыми написаниями.
Цели проекта:
- формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивать общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- развитие познавательного интереса учащихся.
При выполнении проекта школьник учится:
1) работать с первоисточниками;
2) наблюдать явления, факты;
3)обобщать материал и представлять его в виде текста.
Что представляет собой проект «Мой словарь».
Учащимся дается задание, объяснить значение слова ворона, составить предложения с этим словом, записать их. И здесь возникает проблемная ситуация: как же пишется это слово? Дети высказывают свои предположения, далее за помощью обращаются к орфографическому словарю, записывают придуманные предложения в тетрадь, а слово в словарь. Так исследуется слово из словаря. Домашним заданием может быть создание вот такой мини газеты. Ребята могут выполнять эту работу самостоятельно, в группах, парами.
Особое внимание и интерес вызывает у учеников работа по исследованию значения слова. Надо суметь дать толкование, т.е. объяснить значение слова.
Из каких же частей состоит толкование слова?
1) само слово.
2) какая часть речи.
3) объяснение значения (толкование).
4) употребление слова в речи, предложении.
Образцы толкования слов:
Озимый. Имя прилагательное. Высеваемый осенью, зимующий под снегом. В конце сентября зазеленели поля озимых хлебов.
По этой схеме исследуются слова.
Но дети настоящие исследователи и они не удовлетворяются одним значением, ведь многие слова многозначны.
При работе со словом «свежий» дети определяют несколько значений этого слова.
Вкусно пахнет свежим хлебом. (Только что испеченным)
К утру подул свежий ветер. (Холодный)
Подай мне свежую газету. (Новую)
Отдельные учащиеся готовы выполнить и с удовольствием готовят рисунки, подбирают иллюстрации и картинки предмета, обозначающего это слово. Очень часто родители, старшие дети приходят на помощь. Иногда бывает много желающих выполнить такое творческое задание, все рисунки рассматриваем и в каждом находим, что- то интересное.
Еще одним из видов является работа над подбором однокоренных слов, подбор стихов, загадок, песенок, пословиц и поговорок с этим словом. Это очень увлекает ребят, они вспоминают детские стихи, уже прочитанные произведения, ищут в книгах, посещают библиотеки, некоторым помогает компьютер, интернет.
В результате таких мини проектов накапливается богатый дидактический материал, который является интеллектуальной ценностью и становится очень значимым продуктом.
Дети учатся грамотно излагать прочитанное, чётко формулировать поставленные цели и задачи, приобретают навыки развития устной речи. Учатся отстаивать свою точку зрения, учатся слушать мнения других людей. Замкнутые дети в ходе работы раскрепощаются, становятся увереннее.