Формирование положительной учебной мотивации на уроках в правоохранительном колледже
Формирование положительной учебной мотивации на уроках в правоохранительном колледже
Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование положительной учебной мотивации на уроках в правоохранительном колледже»
Ларченко Н.С., преподаватель русского языка и литературы
Формирование положительной учебной мотивации на уроках в правоохранительном колледже
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего, люди.
Из них на первом месте — родители и педагоги. Воспитатель
должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало,
и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он
не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?
Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так,
чтобы он был счастливым, можно. Антон Макаренко
Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя студент в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у студента интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.
Развитие студента будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным.
Виды мотивации:
1. Мотивация, лежащая вне учебной деятельности
• «Отрицательная» – это побуждения студента, вызванное сознанием неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться.
• «Положительная» в двух формах:
1. Определяется социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, близкими)
2. Определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.д.
2. Мотивация, лежащая в самой учебной деятельности
• Связанная непосредственно с целями учения
• Заложено в самом процессе учебной деятельности, (преодоление препятствий, интеллектуальная активность реализация своих способностей)
Мотивационная основа учебной деятельностистудентасостоит из следующих элементов:
сосредоточение внимания на учебной ситуации;
осознание смысла предстоящей деятельности;
осознанный выбор мотива;
целеполагание;
стремление к цели (осуществление учебных действий);
стремление к достижению успеха (осознание уверенности в правильности своих действий);
самооценка процесса и результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности).
Зная тип мотивации, преподаватель может создавать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации. Обучение будет успешным, если внутренне принято обучающимся, если опирается на него потребности, мотивы, интересы, т. е. имеет для него личностный смысл.
Весьма полезно понимать общую структуру мотивации к учению
а) Познавательная мотивация
Человек обогащается знаниями только тогда, когда эти знания для него что-то значат. Одна из задач колледжа– преподавать предметы в такой интересной и живой форме, чтобы самом студенту захотелось изучать их и запомнить. Изучение только по книгам и при помощи бесед довольно ограничено. Предмет постигается гораздо глубже и быстрее, если его изучают в реальной обстановке.
б) Мотивация достижения успеха.
У студентов с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. На первых курсах эта мотивация нередко становится доминирующей. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, — наиболее ценный мотив, ее следует отличать от престижной мотивации.
в) Престижная мотивация
Престижная мотивация характерна для студентов с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает студента учиться лучше одногруппников, выделиться среди них, быть первым.
Если престижной мотивации соответствуют достаточно развитые способности, она становится мощным двигателем развития отличника, который будет на пределе своей работоспособности и трудолюбия добиваться наилучших учебных результатов. Индивидуализм, постоянное соперничество со способными сверстниками и пренебрежительное отношение к остальным искажают нравственную направленность личности.
Если же престижная мотивация сочетается со средними способностями, глубокая неуверенность в себе наряду с завышенным уровнем притязаний приводят к бурным реакциям в ситуациях неуспеха
г) Мотивация избегания неудачи.
У неуспевающих студентов престижная мотивация не развивается. Мотивация достижения успеха, а также мотив получения высокой оценки характерны для начала обучения в колледже. Но и в это время отчетливо проявляется вторая тенденция — мотивация избегания неудачи. Студенты стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка.
д) Компенсаторная мотивация .
У неуспевающих студентов возникает и особая компенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием и т.п. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится исходной. В ходе индивидуального и возрастного развития структура мотивов изменяется.
Формирование устойчивой мотивации достижения успеха необходимо для того, чтобы размыть «позицию неуспевающего», повысить самооценку и психологическую устойчивость студента. Высокая самооценка слабо успевающими студентами отдельных своих качеств и способностей, отсутствие у них комплекса неполноценности и неуверенности в себе играют положительную роль, помогая таким студентам утвердиться в посильных для них видах деятельности, являются базой для развития учебной мотивации.
Как развивать у студентов интерес к предмету?
Одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учебы – Щукина Г.И. считает, что интересный урок можно создать за счет следующих условий:
личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);
содержания учебного материала (когда просто нравится содержание данного предмета);
методов и приемов обучения.
Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя.
Вспомним некоторые требования к современномууроку.
С позиций современной педагогической науки следует обратить внимание на следующее:
По возможности стараться на уроке обратиться к каждому студенту не по одному разу, а не менее 3–5 раз, т. е. осуществлять постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое.
Ставить оценку студенту не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла.
Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя – не только научить, а развить мышление студента средствами своего предмета.
Стараться, когда это, возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса, как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор студента.
.Можно сделать следующие выводы:
1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;
2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;
3) через мотивацию формируется определённое отношение студентов к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;
4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.
Таким образом, учение только тогда станет радостным и привлекательным, когда студенты сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.