kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование орфографической грамотности учащихся классов через индивидуально-дифференцированный подход с элементами интерактивного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности технологии   «Формирование орфографической грамотности учащихся 5-9 классов через индивидуально-дифференцированный подход с элементами интерактивного обучения в условиях лицея»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование орфографической грамотности учащихся классов через индивидуально-дифференцированный подход с элементами интерактивного обучения»

,











Особенности технологии 

«Формирование орфографической грамотности учащихся 5-9 классов через индивидуально-дифференцированный подход с элементами интерактивного обучения в условиях лицея»









Концептуальные положения


 В настоящее время в нашем государстве идёт становление новой системы образования. Большое значение в реализации образовательной инициативы придаётся работе с современными информационными технологиями, значение которых позволит ученикам стать более конкурентоспособными в будущем.

 Об этом чётко сказано в главном документе, Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утверждённом Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года. Особое внимание уделяется формированию совокупности универсальных учебных действий, включающих в себя умения владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; выразительно излагать свою точку зрения; соблюдать нормы устной и письменной речи, правила речевого этикета и т.д. Также образовательный стандарт предполагает создание программы развития и функционирования информационно-коммуникативных компетенций обучающихся, представляющей собой комплексную систему, направленную на реализацию требований стандарта к результату освоения Федеральной программы основного общего образования. Причём предполагается, что информатизация образования в сочетании с традиционными методами обучения будет являться одним из обязательных условий, повышающих качество образования в школе.

 И каждый учитель понимает, что данный процесс становления новой системы образования сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. И хотя ещё актуальны традиционные способы передачи информации, но они постепенно уступают место использованию информационно-коммуникативным технологиям. В таких условиях учителю необходимо уметь ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, направлений, так как современное общество ставит перед ним задачу подготовить выпускников, способных ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

  Поэтому теперь целью своей педагогической деятельности ставлю следующее: воспитание такой личности, которая сможет четко осознавать, где и каким образом приобретаемые знания могут быть применены; умеющей грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем), критически мыслящей, видящей возникающие проблемы и ищущей пути рационального их решения, используя современные технологии, самостоятельно работающей над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня и при этом постоянно совершенствующей орфографическую грамотность.

  Основываясь на принципах и методах уже имеющейся и доказавшей своё совершенство и положительные результаты обучения традиционной технологии, стремлюсь в практической деятельности к организации и проведению учебного процесса с обеспечением информационно-коммуникативных технологий с целью создания комфортных условий для мотивирования учащихся к знаниям. Уверена, что интерес должен формироваться к самому процессу учения, познания, а не только к содержанию изучаемого материала.

И, следовательно, определяю следующие задачи:

1. выработать умение обнаруживать орфограмму и осознавать её как задачу;

2. сформировать умение устанавливать тип орфограммы, требующей проверки, понимания необходимости структурного членения слова по составляющим его значимым частям (морфемам);

3. сформировать умение определять способ решения поставленной задачи, обеспечивая успешное выполнение действия, в том числе производить самоконтроль;

4. сформировать умение  запоминания традиционного написания той или иной морфемы.

  Теперь работа над формированием орфографической грамотности будет эффективна при условии обеспечения активной познавательной деятельности учащихся с помощью интерактивных средств обучения, изменения формы, а порой и содержания дидактического материала, типологии упражнений познавательного и развивающего характера. А для этого нужна новая педагогическая технология.

 Создавая технологию формирования орфографической грамотности учащихся на уроках и во внеурочное время с помощью интерактивных средств обучения, я опиралась на опыт ведущих педагогов и своих коллег и строила её на общедидактических принципах и принципах развивающего обучения, способствующих  правильности выбора методов и приёмов содержания образования.

1. Принцип системности и последовательности, используемый мною, предполагает, что изложение учебного материала доводится учителем до уровня системности в сознании учащихся, а знания преподносятся учащимся не просто в определённой последовательности, а взаимосвязанно. Этот принцип также предполагает преемственность в процессе обучения: каждый раз вновь изучаемый материал должен базироваться на материале, усвоенном учащимися ранее. Должны осуществляться межпредметные связи (русский язык, литература, история, музыка, изобразительное искусство и география) и поддерживаться повседневные контакты между учителями (взаимное посещение уроков, совместное перспективное планирование, выделение «сквозных тем»). Необходимо осуществлять «опережающее обучение». При этом на каждом уроке при изучении любого учебного материала необходимо создавать «почву» для изучения последующего. Данный принцип требует постоянного повторения изученного материала, но повторение должно рассматриваться с новых позиций, увязанных с личным опытом, личными наблюдениями и знаниями по другим учебным дисциплинам — повторение должно носить практический характер.

2. Принцип связи теории с практикой,  тоже используемый в моей учительской работе, предполагает следующее: учащиеся прежде всего должны понимать значение теории в жизни человека, в его  деятельности, должны уметь применять усвоенные знания для решения учебных задач, которые возникают перед ними. Также они должны понимать, что теоретические изыскания осуществляются не сами по себе и не ради развития самой науки, а для совершенствования практической деятельности, улучшения жизни людей. Получаемые знания должны опираться хотя и на небольшой, но личный опыт, иначе говоря, учащиеся должны не только воспринимать содержание анализируемого текста, запоминать его, но и переносить на себя происходящее с героями данного текста.

3. Ориентируюсь также на принцип прочности в овладении знаниями, который означает способность учащегося при необходимости воспроизвести изученное и воспользоваться соответствующими знаниями в практической деятельности. Особенность данного принципа состоит в умении воспользоваться тем, чем располагает память. Здесь целесообразна больше логическая память, опирающаяся на элементы рассудочной деятельности учащихся, нежели механическая, которая необходима для запоминания фундаментальных, ключевых понятий. Данный принцип позволяет давать такие установки на запоминание: что, как и для чего надо запоминать, а также «предотвращать забывание». Этому способствуют на моих уроках различного рода опорные схемы, алгоритмы, таблицы, памятки и т.п. Без повторения здесь также не обойтись. Повторять — значит воспроизводить изученное с позиций новой информации.

4. Принцип доступности считаю очень важным в работе. Данный принцип заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития. Если же учащихся вооружить более рациональными приёмами работы по усвоению знаний, то это расширит их познавательные возможности, сделает доступным более сложный учебный материал. Доступность определяется многими факторами: соблюдением принципов дидактики, тщательным отбором содержания, использованием более эффективной системы его изучения, более рациональных методов работы, мастерством и уровнем подготовки самого обучающегося, его умственными и физическими возможностями и др. В процессе обучения стараюсь ориентировать учащихся на понимание изучаемого материала, ставлю учащихся в проблемные ситуации, где бы они могли использовать практические знания, полученные на уроке.

5. Принцип наглядности, который использую в работе, предусматривает опору не только на зрение, но и на все остальные органы чувств. Каждый из них участвует в процессе познания окружающей действительности, и поэтому данный принцип выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Стараюсь применять наглядные и технические средства обучения, которые  не только способствуют эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизируют познавательную деятельность обучающихся; развивают у них способность увязывать теорию с практикой; воспитывают внимание и аккуратность; повышают интерес к учению и делают его более доступным. Наглядность, используемая мною в процессе обучения, имеет свои конкретные особенности и виды: натуральная, или естественная, изобразительная (стенды, экранные средства, графические пособия и т.п.), словесно-образная (описания случаев, явлений, рассказы, различного рода звуковые средства (видео- и аудизаписи)). Наглядные средства считаю эффективными только в сочетании с рассказом учителя. Перед использованием наглядных средств  разъясняю цель и последовательность наблюдения, что вызывает у обучающихся активное мышление, возникновение вопросов и стремление тут же найти ответы.

6. Применяю также принцип научности, главная цель которого состоит в том, что учащиеся должны понимать, что всё в этом мире подчинено законам и что знание их необходимо каждому живущему в современном обществе. Вот основные правила данного принципа: предлагаю учебный материал, который отвечает современным достижениям науки (недопустимо искажение научной сущности), так как познания об окружающем мире с каждым годом обучения всё расширяются и обогащаются, а терминология всегда остаётся единой на протяжении всей учёбы, в процессе обучения знакомлю учащихся с новейшими достижениями в соответствующих науках. В доступной форме знакомлю также и с методами научного исследования, т.е. включаю их в самостоятельные исследования: провожу наблюдения, предлагаю эксперименты, работаю с литературными источниками, выдвигаю соответствующие проблемы.

7. Принцип сознательности и активности. Этот принцип, по моему мнению, способствует сознательному  усвоению материала учащимися, что  во многом зависит от деятельности учителя, который стимулирует внимание учащихся постановкой проблемных ситуаций. В процессе обучения учитываю наиболее общие признаки сознательного усвоения знаний: учащиеся должны уметь облекать свои знания в правильную словесную оболочку (знаю и могу объяснить); сознательность выражается и в положительном отношении учащихся к изучаемому материалу, в их заинтересованности; признаком сознательного усвоения учебного материала является степень самостоятельности — чем она выше, тем сознательнее усваиваются знания. Урок  начинаю постановкой проблемы и веду с опорой на предыдущий опыт учащихся, на имеющуюся у них систему знаний. Чтобы вызвать интерес к проблеме, использую различные приёмы и методы. На таких уроках учащиеся не только усваивают информацию о предметах и явлениях, но и понимают их внутреннюю сущность, закономерности развития.

8. В своей работе применяю принцип индивидуального подхода к обучающимся в условиях коллективной работы. С возникновением и развитием коллективных форм обучения возникла и необходимость принципа индивидуального подхода к учащемуся, так как именно в коллективе появляется потребность самовыражения, потребность в общении и подражании. Индивидуальный подход стараюсь применять к каждому члену данного коллектива, учитывая его место в нём и отношение к нему товарищей. Также стремлюсь учитывать и восприимчивость учащегося к учёбе, т.е. его обучаемость, при этом учитывая признаки обучаемости: запас знаний и навыков, восприимчивость к усвоению нового материала и умение мыслить, умение самостоятельно применять усвоенные знания при решении разнообразных задач, умение обобщать и выделять существенные признаки нового материала.

Этапы технологии

1.Создание условий, необходимых для реализации данной технологии

  В данное время  работаю в лицее, где есть необходимые условия для организации нормального процесса обучения и воспитания учащихся и для реализации данной технологии. В лицее пять кабинетов русского языка и литературы, два из которых оснащёны, компьютерами, мультимедийным оборудованием, видеоаппаратурой, дидактическим и наглядным материалом. И хотя часть уроков приходится проводить в закреплённом за мной кабинете, где пока нет интерактивной доски половину уроков (согласно составленному расписанию) провожу в оснащённых мультимедийным оборудованием, видеоаппаратурой кабинетах. Поэтому в процессе обучения использую различные обучающие программы-тренажёры по русскому языку, самостоятельно разрабатываю тесты, проверочные, контрольные работы, презентации, учу детей выбирать правильные решения, самостоятельно составлять кроссворды, создавать таблицы, строить алгоритмы, способствующие быстрому усвоению учебного материала.

  Работаю по учебному комплексу под редакцией В. В. Бабайцевой  востребованному многими педагогами, так как объектом изучения по данному комплексу является современный русский литературный язык с элементами общих сведений о его истории, диалектах, профессиональных разновидностях. УМК имеет гриф Министерства образования и науки Российской Федерации, а значит, отвечает нормам государственного стандарта.

  Работаю в основной школе и на протяжении многих лет  обучаю детей основному курсу русского языка и литературы, хорошо осознавая свою роль в становлении правильно сформированной, владеющей всеми формами русской речи, востребованной обществом и конкурентоспособной личности. Ведь именно в пятых-девятых классах закладываются основы знаний современного русского литературного языка. Поэтому  тщательно продумываю каждый этап своей работы.

2. Психолого-педагогическое и предметное обследование учащихся

  Начиная своё знакомство с пятиклассниками, обращаюсь к исследовательским работам известных психологов, таких, как А. Любимов, Г.А. Кривонос. Понимая, что в познавательной сфере по сравнению с начальным этапом образования у школьников 5-6 классов происходят следующие изменения: замедляется темп их деятельности (на выполнение определённой работы требуется больше времени; дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется —  у детей появляется особая форма самосознания, определяющая» основные отношения младших подростков с миром), новые научные термины и понятия  ввожу постепенно, разнообразя их практической деятельностью. Оказываю помощь и поддержку в тех случаях, когда самостоятельно школьник ещё не может решить данную учебную задачу. Такой постепенный переход учащихся на самостоятельную  работу обеспечит развивающий эффект обучения. Продвигаясь вперёд из класса в класс, изучаю особенности психологического развития и восприятия учащихся. Ведь обучение, в основном, строится на процессе восприятия и усвоения предложенной информации.

  В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации детей условно можно разделить на три категории: визуалы, аудиалы и кинестетики. Дети, относящиеся к группе визуалов, большую часть информации воспринимают с помощью зрения. Для них зрение и слух — одна система восприятия. Если они не видят, то как бы и не слышат. Их можно и внешне выделить: на вид худощавы, у них тонкие губы, слегка приподнятые брови, обладают высоким голосом, стремятся сесть за первую парту, всегда опрятны, любят всё красивое. Любую информацию воспринимают наглядно: при объяснении учебного материала им желательно показывать графики, таблицы, рисунки, картинки, фотографии, мультимедийные проекты, фильмы, ролики, клипы и даже простую форму жестикуляции. Они легко списывают, неплохо описывают предметы и наблюдаемые явления, любят работать самостоятельно. В своей речи употребляют существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением («на первый взгляд, картина…», «вот видишь…», «смотрите…», «поглядим…», «понаблюдаем…», «как видите, лес прозрачный…»,» обратите внимание, какой насыщенный фоновый цвет, яркий, красочный…» и т.д.). Они послушно откроют дневники и запишут, вернее, перепишут с доски то, что задано на дом. Предпочитают иметь у себя нужную им информацию, чем спрашивать у других. От визуалов  требую быстрое решение задач, им достаточно разрешить иметь под рукой листок, на котором они в процессе осмысления и запоминания материала смогут чертить, штриховать, рисовать, ещё они могут помногу раз переписывать и оформлять свою работу, чтобы было «красиво». Трудолюбивы, хорошие фантазёры и рассказчики, но тяжело переносят стрессовые и дискомфортные ситуации. Хорошо понимают жесты, иногда строго взгляда бывает достаточно, чтобы их утихомирить. В классе таких детей большинство.

  Аудиалы — те, кто в основном получают информацию через слуховой канал, что не мешает им на уроке принимать «телефонную позу» — сидят прямо, подавшись вперёд, голову держат немного набок, ближе к плечу. Разговорчивы порой до такой степени, что упиваются в звуках мелодичности и ритмики своей речи. Любят диалоги, они их могут слышать даже внутри себя и рассказывать окружающим. Это самые сильные ученики в классе, они меньше всего подвержены стрессовым ситуациям, так как слушают больше себя, чем других. Эти дети обычно садятся подальше от доски, учителя, учеников, так как им надо увидеть любую информацию на расстоянии и сразу всю. У них хорошо развита устная речь, но зрительная память развита слабо. Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием («Слушать проще, чем писать…», «послушайте, обсуждать эту проблему не имеет смысла…», «давайте посидим и помолчим в тишине», «какой у тебя громкий голос» и т. д.). Им мешает шум: они не могут заниматься в шумном помещении. Любой материал они запоминают слушая. Со слуха, не глядя на доску, записывают домашнее задание себе в дневник. В процессе запоминания могут издавать звуки, шевелить губами — так им легче справиться с заданием. С любого диспута, дискуссии или чтения вслух они запоминают максимум информации. Общительны, всё время придумывают какие-то истории, пишут стихи или песни. Делают успехи в гуманитарных дисциплинах. Они наши первые помощники на уроках.

3. Кинестетики — дети, большую часть информации воспринимающие через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. Они любят уют, теплые отношения, поэтому таким детям для полного восприятия учебного материала желательно в классе создать комфортную обстановку. Эти дети всегда находятся рядом с учителем, обнимают его, пытаются потрогать украшения, не стесняются при этом выказать своё восхищение. Внешне эти дети, как говорят в народе, «сбитые, плотные и полнокровные». Темп их речи замедленный, голос глухой и низкий. Им трудно успевать за другими детьми. Они медленнее всех соображают, труднее запоминают, их восприятие должно ассоциироваться с хорошо знакомыми им предметами. В памяти таких детей остаётся от увиденного или услышанного общее впечатление. Они запоминают двигаясь. Словарь их в основном включает слова, описывающие чувства или движения («учусь схватывать всё в общем…», «какой у тебя мягкий, теплый шарф…», «у меня на это хороший нюх…» и пр.). Готовясь к уроку, они чаще всего долго роются у себя в портфеле, достают оттуда учебники, находят нужные страницы и прямо в учебниках обводят номера нужных упражнений. Они требуют к себе большего внимания, чем другие дети. Так как запоминание учебного материала у них легче происходит во время движения, посредством мышечной памяти, поэтому их  привлекаю непосредственно к участию в самом процессе объяснения учебного материала в качестве помощников (подержать, подать, записать на доске или проиллюстрировать готовую презентацию). Таким детям очень нужны частые перерывы в занятиях, переменки, чтобы побегать-попрыгать.

  Разумеется, структуирование данных групп я провожу не только визуально по каким-то внешним признакам, но также использую опыт предыдущей технологии, которая будет  представлена на последних страницах моей работы как приложение. В настоящее время не ограничиваюсь рамками работы вышеупомянутой технологии, хотя беру её за основу для данной и иду вперёд, ищу новые, другие пути своего нового исследования. Например, всем даю одинаковое задание, устанавливаю время его выполнения, а затем анализирую (исследую), кто и как из учащихся подошёл к решению данного задания и по результатам своего исследования делаю отбор в ту или иную группу. Чаще даю работу с текстом, так как текст — это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. В нём есть предмет повествования, изображения, исследования, основная мысль и совокупность изобразительных приёмов и средств. Он будет понятен всем группам учащихся: они смогут увидеть, услышать и прочувствовать в нём для себя самое важное. Главное правильно дать задания.

Такое «деление» детей на группы является для каждого педагога индивидуальным и условным и необходимо оно для того, чтобы знать, каким образом каждый учащийся воспринимает учебную информацию. Надо помнить, что нет чёткого  выделения «визуалов», «аудиалов» и «кинестетиков», просто один из признаков может быть в большей степени выделен, а другие — в меньшей, или один ребёнок является носителем отличительных признаков сразу двух групп — смешанная группа. Особенности умственной работы учащихся существенно отличаются. Например, уровень отвлекаемости, особенности запоминания и др. От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит восприятие необходимой информации для освоение многих важных навыков. Поэтому на уроке особенно при усвоении новой информации стараюсь использовать сразу все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого ученика есть шанс усвоить хотя бы часть моего объяснения.

  Чтобы собрать данные об уровне развития интеллектуальных способностей каждого ребёнка, обращаюсь к психологу. С учётом возможностей учащихся только для себя устанавливаю группы детей «высокого», «среднего» и «низкого» уровня подготовленности и развития с тем, чтобы дифференцированно строить свою работу с ними на всех этапах урока и во вне урочной деятельности.

3. Научная основа технологии: методы и приёмы содержания (процесса) обучения

 Основной дидактической категорией считаю урок как структурообразующую единицу учебно-воспитательного процесса, на базе которой раскрывается и реализуется большая часть учебной программы. Поэтому основные умения и навыки освоения изучаемого материала я отрабатываю на уроке. Исходя из принципов и задач урока, а также характера изучаемого материала, уровня подготовленности и индивидуальных особенностей класса, выбираю методы (способы взаимодействия учителя и учащихся, направленные на достижение целей обучения) работы. В связи со становлением новой системы образования с применением новых информационных технологий в традиционном образовании традиционные приемы, методы и средства обучения при переносе в современный урок должны быть соответствующим образом модифицированы, а достижение целей обучения, должно обеспечиваться комплексом новых приёмов обучения:

1). Убеждать учеников не бояться высказывать прямо своё отношение к обсуждаемому предмету, явлению на уроке, по возможности поощрять добрым словом.

2). Чаще задавать вопрос учащимся: согласны ли они с таким мнением их одноклассника? При необходимости приводить доводы учёных по данному вопросу и только в случае, если ученики настаивают, высказывать своё мнение.

3).  Привлекать к обсуждению тех, кто молча отсиживается на уроке. Молчат — значит мыслят иначе, а это уже повод посмотреть на вопрос под другим углом зрения.

В научном сообществе людей, имеющих непосредственное отношение к становлению новой системы образования, сложилась новая классификация методов интерактивного обучения:

•Творческие задания

•Сходства/Различия

•Ранжирование

•Рейтинг

•Классификация

•Обобщение

•Верно/Неверно

•Правильно или требует изменений

•Преимущества и недостатки

•Кейс – метод

•Как вы думаете?

•Исследование и отчет

•Мозговой штурм

•Дискуссия

•Интерактивная лекция

  Естественно, из данного перечня методов и приёмов  использую только те, которые мне понятны, не вызывают у меня недоумения и, на мой взгляд, являются более эффективными для развивающего обучения.

Вот методы (приёмы), которые  использую  в процессе обучения:
1. «Творческие задания». Такие учебные задания требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку содержат элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов, чем и мотивируют учащихся к их выполнению. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего одноклассника, приводят к сотрудничеству, общению всех участников образовательного процесса, включая педагога. Такие задания не должны иметь однозначного и односложного ответа или решения, а должны быть связаны с жизнью учащихся, иметь практическую направленность, вызывать интерес у учащихся, максимально служить целям обучения.

2. «Ранжирование» - это приём интерактивного обучения, в котором от учащихся требуется рассмотреть ряд утверждений и определить относительную важность или ценность каждого из них.

3. «Рейтинг». Само название метода говорит за себя, то есть требует рассмотрения учащимися ряда утверждений и критериев их рейтинга, представленных в виде оценок. Необходимо каждому утверждению присвоить свой рейтинг. Ответы в заданиях такого типа часто основаны, главным образом, на личном мнении и могут вызывать много дискуссий. Они могут быть очень полезны для выяснения, насколько хорошо учащиеся разобрались в данных вопросах.

4. Приём «Верно/Неверно». Учащимся даются уже готовые утверждения, которые внимательно надо рассмотреть и решить, верны они или нет. Это может быть хорошим способом закрепить старые понятия, нацелить учащихся на поиск нужных ответов в исходных документах (материалах статей и т.п.) и проверить их понимание.

5. Метод мозгового штурма мало чем отличается от метода традиционного обучения с таким же названием — это метод помогает мне решить проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагаю высказывать большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Метод мозгового штурма придуман Алексом Осборном (США) в 40-е годы XX века. В России он стал широко использоваться гораздо позже, примерно в 60-80 годы.

6. Приём «Дискуссия». Основная задача дискуссии — выявление существующего многообразия точек зрения участников на вопрос или проблему и при необходимости проведение всестороннего  анализа каждой из них. Этот приём даёт возможность учащимся  не просто пассивно получать знания, а «добывать» их, решая познавательные задачи. Также в процессе дискуссии формируются специфические умения и навыки: умение формулировать мысли, аргументировать их (приёмы доказательной полемики), развивать навыки критического мышления.

7. Интерактивная лекция представляет собой показ необходимого обучающего фрагмента (представления) с применением активных форм обучения: мотивационной речи, дискуссии или беседы, демонстрации слайдов или учебных фильмов.

8. Примерно по такому же принципу, как организация учебной деятельности методом «Верно/Неверно», строится работа методом «Сходства/Различия». Только наряду с готовыми утверждениями даётся возможность  подбора  противоположных признаков сходства или различия сопоставляемых предметов или признаков самим учащимся.

9. «Кейс-метод» —  метод эдукологии1, призванный ускорить процесс обучения путем привлечения обучаемых к анализу, открытому, свободному обсуждению и принятию окончательного решения относительно рассматриваемой ситуации. На практике его ещё называют игровой метод обучения, сочетающий в себе игру с тонкой технологией интеллектуального развития и тотальной системой контроля. Различают  практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации; обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение; научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности. Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Этот метод  позволяет видеть в ситуациях типичное и предопределяет способность анализировать ситуации посредством применения аналогии. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности. Кейс-метод опирается на совокупность определенных дидактических принципов: индивидуальный подход к каждому ученику, максимальное предоставление свободы  в способах выполнения задания,  достаточное количество наглядного материала и минимум теоретического.  Эдукология — одна из наук об образовании, изучающая общие закономерности организации, функционирования и развития сферы образования;   наука о принципах формирования образованного человека и определения фундаментального знания как части общечеловеческой культуры, с одной стороны, и являющейся основой для профессиональной подготовки специалистов – с другой.
10. «Дебаты» (Данный метод обучения будет описан позже)

11.  «Метод обобщения» широко известен каждому педагогу как один из традиционных методов, позволяющий систематизировать  и обобщать полученные знания. В такой трактовке он применяется и при  современном подходе к образованию.

В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано также немало форм, которые применяю в своей работе. Наиболее известные из них – «Большой круг», «Аквариум», «Мозговой штурм», «Дебаты», «Вертушка». Эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у школьников имеются первоначальные представления, полученные ранее на уроках или в житейском опыте. Самая простая форма групповой работы, которую  использую на уроках,  — «Большой круг». При подготовке к уроку выделяю 3 проблемных вопроса, относящиеся к теме урока. Один вопрос на круг. Так удобнее, потому что и рядов в классе три. На уроке предлагаю всем учащимся подойти к столу и выбрать перевёрнутую буквой (словом) вниз карточку (дети, перевернув карточку лицевой стороной, читают (букву) слово, написанное на ней, и отыскивают (её) его в выведенных на интерактивной доске вопросах-проблемах, приготовленных мною заранее. Примерно так на первом этапе урока формирую группы учащихся для работы. Столы в классе расставлены таким образом, что, устроившись на стульях возле них, учащиеся оказываются в большом круге. На втором этапе работы каждый ученик индивидуально на своей карточке или в тетради записывает предлагаемые меры для решения проблемы. На обдумывание мер по решению проблемы (вопроса) даю примерно 10-12 минут. По истечении времени уже на третьем этапе работы предлагаю выслушать предложения учащихся по кругу. После каждого высказывания провожу голосование на предмет согласия или несогласия с данным высказыванием. Большинством голосов принимается общее решение, которое записывается на доске. Этот приём позволяет быстро определять пути решения проблемы (вопроса).

Приём «Дебаты» — это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Цель этой формы — научить учеников высказывать свою точку зрения спокойно, в дружелюбной манере. Проведение дебатов является эффективным средством обучения учащихся умению ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою поддержку. Они также развивают чувство уверенности в своей способности повлиять на общественное мнение. Несомненно, эта форма работы  больше подходит для обсуждения проблем, связанных с интерпретацией литературных текстов, анализа поступков героев, изучения критических статей  или монографий известных литературоведов.

Такой общественный форум, как научно-практическая конференция, вошёл в жизнь творчески мыслящего сообщества людей. Не остаются в стороне и учебные заведения. Готовя к ней своих учеников, мы выбираем метод (приём) «Проектов». Проектные технологии формируют у учащихся мотивацию к познавательной деятельности, направляют на поиск новых знаний, помогают не только сформировать жизненный опыт, необходимый для решения жизненных проблем, но и делают собственную жизнь успешной и значащей для общества. Начинаю работу над проектом с определения той проблемы, которая представляется ученику или группе учеников интересной и решаемой. В первую очередь помогаю определить актуальность выбранной проблемы, сформулировать цели её решения, затем наметить план поисковой деятельности ученика (группы учеников) путей решения проблемы, отобрать необходимую для исследовательской деятельности литературу или другие источники необходимого материала и направляю его (их) деятельность вперёд к намеченной цели. Уже по готовому  проекту  учащиеся сами создают презентацию и  защищают свой проект сначала в классе, затем на школьной конференции  и т.д.

Организация учебно-познавательной деятельности

  Ещё раз подтверждаю, что самой эффективной формой организации учебно-познавательной деятельности учащихся является урок. Урок русского языка сегодня – это не статическая форма организации учебного процесса, в которой нет движения, действия,  а вариативная и личностно-ориентированная деятельность учителя, направленная на развитие творческого, системного мышления учащихся, повышающая  интерес к изучаемому предмету, активизирующая познавательную деятельность учеников, развивающая их творческий потенциал, позволяющая эффективно организовать групповую и самостоятельную работу, осуществляющая индивидуально-дифференцированный подход в обучении, способствующая совершенствованию практических умений и навыков школьников, обеспечивающая надёжность и объективность оценки знаний учащихся, повышающая эффективность обучения, качество образования (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации, разнообразие форм учебной деятельности детей на уроке), включающая школьников и педагогов в современное информационное пространство, способствующая самореализации и саморазвитию личности ученика.

  Учитывая особенности темы, поставленной цели, возможности и способности учащихся, выбираю различные типы уроков как стандартные, так и нестандартные: обучающие (изучение новых знаний и формирование новых умений) и уроки развития речи ( уроки «открытия нового знания»), уроки практического применения знаний, умений  и уроки повторения,  обобщения и систематизации изученного материала (уроки общеметодической направленности), уроки контроля и коррекции знаний, умений (уроки рефлексии) и уроки контрольного тестирования (уроки развивающего контроля ), комбинированные уроки. Цели,  задачи и методы организации и проведения уроков традиционной формы обучения описаны в предыдущей технологии. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться». Поэтому при планировании и организации  уроков  и дачи домашнего задания в соответствии с современными  требованиями, предназначенными для реализации государственного образовательного стандарта, обеспечивающими компетенцию «научить учиться» и   определяющими  уровень подготовки учащихся, планирую описание видов своей деятельности, ориентирующих  учащихся на формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.Для большей эффективности своей деятельности и деятельности учеников при необходимости использую информационные технологии   для всех типов уроков, на которых организую выполнение известных традиционных видов упражнений:  на зрительное восприятие, вставку букв, постановку знаков препинания, графическое обозначение единиц языка разных уровней,  редактирование текстов — словом,  всё, что обеспечивает качественную отработку знаний, умений и навыков. Необходимые материалы для организации работы на таких уроках нахожу в самых различных обучающих программах, от продукции известных фирм до самостоятельно выполненных мною и учениками материалов с использованием универсальных инструментальных комплексов для разработки и редактирования различного рода учебных программ (Power Point – для создания презентаций, текстовые редакторы Word, Excel – для тестов). Использую представленные на дисках словари и энциклопедии, (например: «В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка», «Толковый словарь русского языка (с включением сведений о происхождении слов «, «Большая русская биографическая энциклопедия», В Интернете «Словарь.Ру «(Исторический словарь и  Экономический словарь), методические пособия с электронным приложением.(Например, Методическая лаборатория: «Мастер-класс как рефлексия профессионального мастерства учителя».Издательство «Учитель»; Современная школа: «Русский язык. Уроки развития речи 8-9 классы с применением информационных технологий). Компьютерные тесты, предназначенные для контроля за уровнем усвоения знаний школьников использую на этапе закрепления и повторения пройденного (например, 1С: Репетитор. Русский язык. Программа-тренажер по русскому языку “Фраза”;  2С: Качество обучения. Русский язык 5 класс. Повторение и контроль знаний). Организуя урок с использованием ИКТ, я планирую на уроках как фронтальную, так и самостоятельную работу, сочетаю задания на компьютере с обсуждением и общением с детьми, стараюсь оперативно реагировать на изменение педагогических ситуаций, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса.

В педагогической практике существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов:  урок – исследование , урок — семинар, урок — беседа, урок — диспут , урок – практикум, урок — зачёт,  урок – экскурсия, урок – путешествие, урок — театрализованное представление, урок — КВН, урок — защита проектов и т.п.  И практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизировать учебную деятельность, повышать познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность. Уроки — практикумы с использованием презентации » Как написать сочинение — рассуждение на лингвистическую тему «провожу при  подготовке к  итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе.

   Для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на уроке, даю разнотиповые домашние задания, где у ученика есть возможность проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса. Это может быть и традиционное списывание упражнения с учебника с заданием к нему, и задания творческого и исследовательского характера. Для учащихся «низкого уровня» оставляю перечень заданий, данных к упражнению, учащимся «среднего» уровня усложняю задачу: найдите в Интернете или других средствах массовой информации материал о времени, когда по всей России царствовал «голод» , подготовьте сообщение на тему: «Голод как эпидемия уносил по всей стране десятки жизней детей и взрослых».  Подготовка такого домашнего задания будет способствовать формированию как познавательных универсальные учебных действий при осуществлении  расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, личностно- универсальных  — знание основных исторических событий развития государственности и общества, формирование  гражданского  патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну, коммуникативных  — владение  устной и письменной речью, построение монологического  высказывания, так и  регулятивных — умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Учащимся «высокого» уровня  даю творческое задание — напишите сочинение — рассуждение на лингвистическую тему, раскрывая смысл высказывания профессора, доктора филологических наук Н.С.Валгиной. Грамматическая структура каждого предложения зависит от цели сообщения». Аргументируйте свой ответ примерами. Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении, активизируют мышление, учат обобщать, систематизировать материал по теме.

    Итак, опираясь на методическую систему  по улучшению усвоения орфографического материала и повышения орфографической грамотности,  разработанную ранее, я дополнила её новыми методическими приёмами,  способствующими расширить спектр способов предъявления учебной информации, осуществлять гибкое управление учебным процессом  с применением современных информационных технологий,  что способствует повышению  качества образования, формированию орфографической грамотности и  воспитанию личности, критически мыслящей, видящей возникающие проблемы и ищущей пути рационального их решения, самостоятельно работающей  над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.  Результаты творческих, проверочных, контрольных (текстовых и тестовых)  работ, полугодовых,  итоговой аттестации, предметных олимпиад и турниров (интеллектуальных игр), участие в конкурсе «Русский медвежонок», городских конкурсов, проектные работы на научно-практических конференциях  показывают рост повышения орфографической грамотности  моих учеников.

Организация внеурочной деятельности по предмету

  Чтобы успешнее мои ученики прошли Государственную итоговую аттестацию, обычно в первом полугодии провожу факультативные занятия по одной из уже опробованных мной и доказавших на деле свою целесообразность тем: «Комплексный анализ лингвистического текста» или «Обучение сочинению на лингвистическую тему» (с использованием информационных технологий). В рамках предметной недели организую и провожу интеллектуальные игры не только для своих классов, но и для всей параллели.  Например, интеллектуальная  викторина по русскому языку «Своя игра» для параллели 5-х классов,   интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся  6-х классов «Чтоб не угаснуть сердцем и умом», интеллектуальная игра для учащихся 5-6 классов «Человек всегда стремился объять необъятное, покорить непокорённое» и др. Ко Дню славянской письменности и культуры ежегодно традиционно 24 мая провожу различные внеклассные мероприятия: например, викторину по «Истории, письменности и культуре Древней Руси», разыгрываю мини-спектакли, как например, «Пролог» или провожу интеллектуальную игру » Грамоте учиться – всегда пригодится».  

Вся внеклассная и внеурочная работа, проводимая  мной совместно с деятельностью  учащихся,  была направлена на воспитание и образование ученика как  личности,  креативно мыслящей, самостоятельно работающей над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня и при этом постоянно совершенствующей орфографическую грамотность.





21



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Хажметова Ирина Азировна

Дата: 09.11.2016

Номер свидетельства: 357139


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства