Данная статья рассказывает о формировании этнокультурной компетенции в сельской школе
Просмотр содержимого документа
«статья компетентность»
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОГО СОЦИУМА
«Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающую ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации», - написано в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
К.Д.Ушинский справедливо утверждал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью». Народные традиции являются хранилищем коллективной памяти и проявляют себя в различных формах: устных и письменных произведениях народного творчества, диалектной речи, художественно-прикладном искусстве. Воспитание ребенка посредством народных традиций не только желательно, но и крайне необходимо. Здесь лежат истоки того, что называется этническим самосознанием, национальным характером.
Таким образом, неиссякаемым источником воспитания молодого поколения на современном этапе является этнокультура. В передаваемых из поколения в поколение поговорках, пословицах, сказках, легендах, в прикладном искусстве, в традициях, обычаях народа нашло свое отражение богатство педагогической культуры народов.
Для этого в школе имеются все условия. В школе есть творчески работающий коллектив педагогов, накоплен огромный опыт учебной, внеклассной и внешкольной работы по использованию этнокультурных традиций в обучении и воспитании подрастающего поколения. Возникла необходимость в систематизации, теоретическом обосновании наработанного опыта педагогов, координации сил и действий всех составляющих социума.
Сегодня в большинстве сельских регионах происходит сложный и противоречивый процесс смешивания и переплетения культур. Перепись населения 2010 года ещё раз подтвердила, что Вейделевский район многонационален. Русское население является самым многочисленным и составляет 93,3%. Второе место по численности в районе занимают украинцы (2,8%). Третье место с 2002 года занимают турки (0,8%). Наша школа тоже многонациональна: преобладают в ней русские учащиеся: 117чел. - 93,6%, второе место уже на протяжении десятилетий по численности занимаю турки: 6чел. - 4,8% (2012 г. - 7,1%), и третье место украинцы и белорусы: по 1 - 0,8%. Данная ситуация ставит перед педагогами задачу реализации в сельском социуме этнокультурного образования, которое обеспечивает становление этнокультурной компетентности сельских школьников, формирует у молодого поколения знаний и опыта сотрудничества с людьми разных национальностей, культур и вероисповеданий. Научить людей жить вместе - одна из важнейших задач нашей школы, и она решается на основе концепции этнокультурного образования. Этнокультурное образование призвано решать двоякую задачу: освоение школьниками своей национальной культуры и воспитание уважения к ценностям других культур. Так на уроках православной культуры учащиеся знакомятся с представителями разных духовных концессий, с 2012 года в учебный план школы введён элективный курс в 4 классе «Основы светской этики и религиозной культуры». Развитие этнокультурной компетенции по возможности представлено на всех учебных предметах.
Этнокультурная компетенция - умение ориентироваться и адекватно вести себя в ситуациях межкультурного общения.
Наши школьники с первых дней обучения общаются друг с другом на равных. Они осознают многомерность мира, обилие культур и традиций. А педагоги школы делают всё для воспитания всесторонне развитой духовно богатой личности. Развитие этнокультурной компетенции происходит на контрасте между своей и чужой культурой или в результате размышлений о своей и чужой культуре.
Интерес к прошлому своего народа, его традициям естественен у каждого человека в зрелом возрасте. Но когда ребёнок уже с малых лет знакомится духовным наследием своего народа, изучает историю, культуру родного края, он и сам растёт духовно богатым, и мы должны ему в этом помочь.
Прокопенко Ольга Ивановна, заместитель директора по ВР, учитель русского языка и литературы