kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование познавательных учебных действий на уроках русского языка как основа современного урока в свете требований ФГОС второго поколения

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье содержатся методические идеи для уроков русского языка, помогающие сформировать у ребенка познавательный интерес к предмету. Актуальность данных разработок подтверждает то, что в настоящее время, как  отмечают психологи, современные школьники похожи на улиток, которые спрятались в свои «домики»: присутствовать  присутствуют на занятии, а целиком и полностью погружены в свои мысли, подвержены воздействиям СМИ, компьютеризации и т.д. А целенаправленная и систематическая работа в русле описываемых методических приемов способствует формированию у школьников прочных навыков грамотного письма и дает положительные результаты. Таким образом, каждый ребенок на уроке принимает активное участие.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательных учебных действий на уроках русского языка как основа современного урока в свете требований ФГОС второго поколения »

Формирование познавательных учебных действий на уроках русского языка как основа современного урока в свете требований ФГОС второго поколения

«Фундаментальной основой единства страны, безусловно, является русский язык, именно он формирует общее гражданское, культурное, образовательное пространство. И знать его, причем на высоком уровне, должен каждый гражданин России»[1], — заявил глава государства Владимир Владимирович Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям. Сам же он указывал на настораживающую тенденцию: все меньше выпускников средних школ можно относить к грамотным людям, способным продолжать свое обучение в высших учебных заведениях [2]. Данные заявления говорят об актуальности методических разработок, направленных на повышение языковой культуры.

В настоящее время психологи отмечают, что современные школьники похожи на улиток, которые спрятались в свои «домики»: присутствовать присутствуют на занятии, а целиком и полностью погружены в свои мысли, подвержены воздействиям СМИ, компьютеризации и т.д. Как же уйти от такой проблемы?

Известный педагог Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями». Поэтому важно уделять большое внимание на своих уроках формированию познавательных учебных действий. Познавательные действия включают общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблемы. Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее, осуществлять поиск недостающей информации, осмыслять тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; ставить и формулировать проблемы.

Приведу вам несколько своих методических приёмов и средств, которые используются для того, чтобы формировать познавательные учебные действия на уроках русского языка.

1. «Учимся быть грамотными на чужих ошибках».

Ни для кого не секрет, что неотъемлемой частью методики преподавания русского языка является работа над ошибками. Несмотря на то, что ученикам она кажется ненужной. Действительно, ребята разбираются в тексте, за который уже получили оценку, тратят время, вместо того чтобы готовиться к следующим урокам. И видеть свои ошибки, подчёркнутые красным, тоже не очень приятно, даже с психологической точки зрения. Однако делать работу над ошибками необходимо – это поможет заметно улучшить ваши результаты, отлично закрепить материал, сократить возможность появления подобных ошибок в будущем. А также данный вид работы используется с целью формирования у учащихся самоконтроля.

Однако, как известно из народной пословицы, мудрый человек способен учиться не только на собственных ошибках, но и на чужих. Методику «разбора чужих ошибок» очень удачно можно использовать на уроках русского языка. В начале реализации идея данной методики состояла в том, чтобы на любом этапе урока включать в работу объявления, газетные и журнальные статьи, телевизионные репортажи с ошибками. Почему именно этот материал, можете спросить вы? Отвечу: на сегодняшний день каждый учитель с уверенностью может сказать, что школьники находятся под влиянием средств массовой информации. Да и большинство людей ориентируются на язык журналистов и рекламодателей, используют его как образец для подражания. И именно там должна прослеживаться правильная, грамотная речь, но часто мы наблюдаем обратное. А чему они могут научиться, если в журналах, в газетах, в маленьких рекламных проспектах, в огромных рекламных баннерах и даже в школьных учебниках мы встречаемся с многочисленными ошибками?

Данную работу можно применять на любом этапе урока.

Этап постановки темы.

Школьникам даются задания: найти ошибку, допущенную в телевизионной передаче, и назвать орфограмму, знание которой поможет им избежать её в своей письменной и устной речи. Данная орфограмма и будет являться темой занятия.

Этап мотивации и целеполагания.

На уроке «Повторение темы “Безударные гласные в корне слова”» на столах у ребят лежат распечатки рекламных объявлений, где авторы допустили ошибки в словах с безударными гласными. Школьники приходят к выводу о том, что знание этой орфограммы является базовым, обязательным, так как каждый человек в своей жизни будет сталкиваться с необходимостью подачи объявлений. И оттого, как грамотно он его составит, зависит реакция читателя. В необходимости изучения данной темы не было сомнения ни у одного учащегося.

Этап закрепления нового материала.

Учащимся даётся задание исправить ошибки, допущенные на рекламных баннерах, применяя изученное правило.

Хочется также сказать о том, что после включения такой работы в учебный процесс поиском ошибок в средствах массовой информации стала заниматься не только я, но и мои ребята. А это уже опять таки выход на запросы Федерального государственного стандарта, когда ученик — это субъект образования. И представьте, какое удивление было у детей, когда они с каждым разом находили всё больше и больше ошибок практически во всём, что их окружает.

С некоторыми учениками, собравшими огромную картотеку ошибок, мы начали реализовывать проектную деятельность. И она уже принесла свои результаты. Ученица 5 класса не только собрала, проанализировала ошибки, но и выявила основную причину появления ошибок в СМИ Ульяновска – отсутствие в издательствах корректоров. Её проект «Профессия корректора в современном мире» занял 3 место в Областном Фестивале исследовательских работ.

2. «Общение без затруднения» или Грамотное общение в социальных сетях.

Не для кого ни секрет, что ученик целиком и полностью находится под влиянием компьютера, в частности под влиянием социальных сетей. Вы видели, как они там общаются? Так кому же, как ни учителю заострять внимание на этой проблеме. Мы с ребятами организовываем грамотные недели в социальной сети «ВКонтакте». Тот ученик, который на протяжении недели не допустит не одной ошибки в личных сообщениях, общих обсуждениях может получить дополнительную «пятёрку». И, как оказалось, это работает. Ребята смотрят не только на себя, но и исправляют других.

3. «Учить нельзя учиться».

А где бы вы поставили запятую? Современные государственные стандарты диктуют нам: «Ученик – это субъект образования». Дни самоуправления натолкнули меня на мысль: «А почему в обычные дни не позволить ученику вести тот или иной этап урока». Кстати, у них уже очень хорошо получается объяснять материал и подбирать интересные задания.

Здесь также будет уместно сказать о том, что необходимо активно использовать диалог «ученик-ученик». Учащиеся получают следующие задания:

-расскажите товарищу материал заданного на дом параграфа;

-выполните указанное упражнение, предварительно обсудив варианты его выполнения;

-разбейте текст нового параграфа на 2 логические части, распределите их между собой, прочитайте внимательно свою часть, постарайтесь доходчиво изложить материал товарищу (при необходимости обратитесь к учителю или кому-то из одноклассников);

-получив задание, определите, какой из предложенных словарей вам необходим для его выполнения, возьмите нужный словарь, выполните задание.

4. Новые виды привычных заданий.

Как пример – диктант для «шпиона». Этот методический приём позволяет развить зрительную память, тренирует внимательность и ответственность за конечный результат.

Суть: класс делится на 5-6 команд. Текст диктанта тоже делится на столько же частей. Листы с текстом крепятся по периметр класса. Каждый из членов команды становится «шпионом». Он проходит к своему отрывку текста (столько раз, сколько нужно), читает его, запоминает, возвращается к команде и диктует ей свою часть. Побеждает та команда, которая закончит текст раньше всех и не сделает ошибок.

5. Юмор как средство формирование грамотности.

Здесь уместно говорить об использование стихотворений, насыщенных одной орфограммой. Материалы для развития чувства юмора при изучении орфографии и пунктуации в большом количестве встречаются в книгах Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко и А.А.Концевой «Секреты орфографии» и «Секреты пунктуации», а также в книге С.И.Львовой «Там, где кончается слово». Но я даю ребятам возможность придумать свои весёлые стихи.

  Возможности использования юмористического текста на уроке довольно широки. Об этом можно говорить долго. Текст, который читают учащиеся, может иллюстрировать изучаемую тему, помогает вспомнить и повторить ранее изученное, станет материалом для совершенствования различных умений. И в этом поможет юмор. Думается, прав  барон Мюнгхаузен, утверждающий  следующее: «Знаете, в чем ваша беда? Вы слишком серьезны! Серьезное лицо еще не есть признак ума. Половина глупостей на земле совершается с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!»

Итак, формирование  орфографической грамотности учащихся происходит через развитие интеллектуальных способностей и познавательного интереса к предмету.

Опыт показывает, что целенаправленная и систематическая работа в данном русле способствует формированию у школьников прочных навыков грамотного письма и дает положительные результаты. Таким образом, каждый ребенок на уроке принимает активное участие.

Использованная литература:

1.Заседание совета по межнациональным отношениям (URL: http://krasnoyarsk.er.ru/news/2013/2/20/zasedanie-soveta-po-mezhnacionalnym-otnosheniyam/

2. О русском языке замолвил слово президент (URL: http://rusrand.ru/actuals/o-russkom-jazyke-zamolvil-slovo-prezident)

3. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1997. - № 4. - С. 11 - 17.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Королева Маргарита Сереевна

Дата: 04.02.2015

Номер свидетельства: 167374


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства