Формирование коммуникативных компетенций учащихся на основе текстоцентрического принципа обучения русскому языку и литературе
Формирование коммуникативных компетенций учащихся на основе текстоцентрического принципа обучения русскому языку и литературе
На современном этапе развития общества школа обязана воспитать такую личность, которая способна решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, т.е. сформировать у ребенка коммуникативную компетенцию, как одну из содержательных линий в рамках ФГОС. Текстоцентрический принцип обучения-один из способов речевой культуры учащихся. В совей работе я делюсь опытом и теми результатами, которые достигла за небольшой промежуток времени.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативных компетенций учащихся на основе текстоцентрического принципа обучения русскому языку и литературе »
Формирование коммуникативных компетенций учащихся на основе текстоцентрического принципа обучения русскому языку и литературе
Е.Р.Держинская
МБОУ СОШ с.Субханкулово
Российская Федерация, республика Башкортостан
Туймазинский район, село Субханкулово
«Надо предпочесть такого учителя, который идет новыми путями. Каждое слово его, каждый поступок его несет в себе печать незабываемой новизны. Это отличие создает зовущую мощь. Не подражатель, не толкователь, а мощный каменщик новых руд». Эти слова Николая Рериха стали моим девизом в поиске новых направлений в преподавании русского языка и словесности.
На современном этапе развития общества главной целью учебно-воспитательного процесса является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Чтобы воспитать такую личность, прежде всего необходимо научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, т.е. сформировать у него коммуникативную компетенцию, как одну из содержательных линий в рамках ФГОС.
В своем выступление Владимир Владимирович Путин отметил, что сегодня в нашей стране речевая культура находится на низком уровне. Безусловно, речевая культура связана с общей культурой человека, которую прививают не только в семье, сколько в школе. Эта педагогическая проблема, на мой взгляд, является актуальной на сегодняшний день.
Огромна роль в этом предметов гуманитарного цикла, в частности – русского языка и литературы. Русский язык в школе занимает особое место: он является не только объектом изучения, но и средством обучения, с помощью которого строится изучение других предметов. Язык, как никакой другой учебный предмет имеет все возможности для формирования коммуникативной компетенции. Поскольку основной единицей общения является текст, то именно текст выступает в качестве высшей единицы обучения.
Одним из частных принципов изучения русского языка и литературы в настоящее время признается принцип текстоцентризма- изучение языка на текстовой основе. Доктор педагогических наук Евгения Станиславовна Антонова в своем учебнике «Русский язык и культура речи» указывает, что данный принцип «выдвигает требование изучать родной язык на основе образцового речевого произведения – текста».
Основным в принципе текстоцентризма является развитие связной речи учащихся, а это значит, научить их воспринимать и создавать тексты в процессе трудовой, учебной, бытовой, общественной деятельности, т. е. научить школьника полноценно общаться. Используя данный принцип в своей работе, я планировала получить следующие результаты:
1. сформировать речевую компетенцию в единстве с языковой и прописной;
2. развить универсальные способы мыслительной деятельности и метапредметные
компетенции;
3. воспитать любовь к родному языку, к Родине, уважение к духовной культуре
разных народов.
Если раньше изучение текста предполагало овладение языковыми средствами, т.е. понимание готовых текстов, то сейчас – оно означает еще и способность создавать тексты в процессе обучения. Значит, возникает необходимость перехода на современные формы организации учебного процесса. С целью формирования у учащихся коммуникативной компетенции необходимо проводить плановую, системную работу с текстом как можно раньше. Мною была разработана система текстоцентрических уроков русского языка и литературы, позволяющая формировать познавательный интерес учащихся к учебным предметам. Данная разработка предполагает несколько этапов:
На I подготовительном этапе (2010-2011 уч.год) была проведена диагностика информационных компетенций учащихся, в ходе которой выявлялось умение школьников работать с текстом: определять тему текста и его основную мысль, озаглавливать текст, составлять план и объяснять значение слов и выражений. Результаты диагностики показали, что у учащихся недостаточно сформированы коммуникативные компетенции для определения темы текста и основной мысли. Это позволило мне определить проблему и наметить пути ее решения.
На IIосновном этапе (2011-2013 уч.год) проводился эксперимент по развитию познавательного интереса учащихся к русскому языку и литературе. В этот период применялись методы (беседа, в процессе которой выявляется структура текста) и приемы работы с текстами на уроках русского языка и литературы, велась работа по разработке системы заданий, направленных на формирование познавательного интереса учащихся. Был разработан дидактический материал, который включал в себя задания следующего вида:
Знакомство учащихся с текстом с помощью различных форм: аудирование, обучающее чтение молча, жужжащее чтение.
Выполнение заданий по тексту. По данному тексту учитель предлагает задания, и учащиеся, опираясь на текст, выполняют их.
Формулирование учащимися вопросов репродуктивного характера по материалу текста. По содержанию текста школьники самостоятельно составляют вопросы.
Я предложила составить вопросы по одному тексту в 2х классах: контрольном и экспериментальном. Сравнив характер вопросов , я убедилась в том, что у учащихся экспериментального класса сформировано нетрадиционное мышление, они видят не поверхностную информацию текста. Их вопросы составлены путем исследования, постановки проблемы и творчества.
Данная методика развивает логику, учит глубоко мыслить, анализировать, обобщать и делать выводы, которые отражаются в их сочинениях (слайд с сочинениями)
Создание учащимися связных текстов на заданную тему, которые используются не только на уроках, но и во внеурочной деятельности: статьи в школьной газете «Позитив», выступления в школьном радиоэфире, руководителем которого являюсь я.
Эти приемы просты, и могут стать превалирующими. Они вырабатывают у учащихся внимательное отношение к тексту, прививают навык вдумчивого чтения и готовят к более сложной работе с текстом. Ведь умение работать с текстом – это основной атрибут на уроке по любому предмету. При этом примером для анализа могут служить как учебные тексты (статья параграфа), так и лингвистические (связный текст упражнения).
Процесс организации работы с текстом с использованием информационных технологий позволяет:
- сделать его интересным, разнообразным, увлекательным и ярким;
- способствовать формированию у учащихся потребности в поисковых действиях,
- индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий;
- самостоятельно анализировать, исправлять допущенные ошибки и корректировать
свою деятельность.
III этап(2014-2015 уч.год) должен стать заключительным (контрольным). Проведенная диагностика сформированности познавательного интереса учащихся и их текстовых умений и навыков показала эффективность использования работы с текстами для решения обозначенной педагогической проблемы.
В этом году мои девятиклассники будут проходить Государственную итоговую аттестацию, включающую выполнение творческих заданий частей А и С, направленных на создание собственных текстов на основе выработанных универсальных учебных действий. Я надеюсь, что проделанная работа станет положительным результатом сдачи экзамена.
В своем послании В.В.Путин указывает, что со следующего года в выпускных классах предусмотрено итоговое сочинение. Это значит, что данная методика будет востребована в работе с 10 и 11 классами.
С целью распространения своего опыта, я планирую создание методических разработок с набором тренировочных заданий, размещение методических рекомендаций на сайте «Дневник. ру», участие в дистанционном общероссийском конкурсе «Магистр» и других.
Таким образом, используя текстоцентрический подход в преподавании русского языка и литературы, учитель выбирает нелегкий путь, требующий и творчества, и профессионального мастерства, и немалых знаний, и много времени. Однако, это путь открытий и находок, обретений и радости совместного с учениками творчества вполне оправдает себя и позволит ненавязчиво и надежно формировать основные компетенции школьников.
Свое выступление я хотела бы закончить словами М.М.Бахтина: «Где нет текста, там нет и объекта для исследования и мышления»