Формирование и развитие УУД на уроках русского языка и литературы Павлова А.А. 2014 год
Формирование и развитие УУД на уроках русского языка и литературы Павлова А.А. 2014 год
Формирование и развитие УУД на уроках русского языка и литературы Павлова А.А. Введение ФГОС – это революционный этап модернизации российского образования. В концепции ФГОС осуществляется «перенос акцента с изучения основ наук на обеспечение развития универсальных учебных действий на материале основ наук». Педагог и психолог В. В. Давыдов писал: «Давно уже пора сменить цель образования – не просто давать практические навыки, а учить учиться». Таким образом, неотъемлемой частью ядра нового стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
* действия смыслообразования и нравственно – этического оценивания;
* ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные УУД:
Целеполагание
Планирование
Прогнозирование
Контроль
Коррекция
Оценка
Саморегуляция
Познавательные УУД:
Самостоятельное формулирование познавательной цели
Поиск и выделение необходимой информации;
Структурирование знаний
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Рефлексия
Смысловое чтение
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Коммуникативные УУД:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Постановка вопросов
Разрешение конфликтов
Управление поведением партнера
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
В соответствии с ФГОС ООО учитель должен строить урок так, чтобы он (урок) учил решать проблемы.
Следовательно,
современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование УУД,
является проблемно–диалогическим уроком.
При подготовке к уроку необходимо:
четко определить, какое новое знание должно быть открыто на уроке.
2. хорошо продумать проблемную ситуацию и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса .
На этом этапе работы чаще всего использую сравнительный анализ фактов, мнений, предположений.
3. В процессе сравнения стараюсь добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое вызывает у них удивление и приводит к формулировке проблемы урока.
Например, на уроке русского языка при изучении темы«Чередующиеся гласные в корне»ученики видят на доске слова с одинаковыми корнями, но разными гласными в них. Это вызывает недоумение, и многие считают, что я допустила ошибки при написании. Возникает диалог, в процессе которого формулируется проблема и планируются пути ее решения.
Так на данном этапе урока происходит формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД. Формируются и личностные универсальные действия (адекватная позитивная самооценка, самоуважение) у тех детей, которые правильно отвечали на вопросы и сумели сформулировать проблему самостоятельно.
Особый интерес у учеников на уроках русского языка вызываетигра «Светофор», которая способствует формированию не только познавательных и регулятивных УУД, но и коммуникативных (можно работать индивидуально, в паре или в группе).
Сначала проводится предварительная работа: готовят необходимый для игры материал (кружки красного, желтого, зеленого цветов и 10 маленьких треугольников).
В начале урока каждый ученик получает конвертик с 3 кружками и 10 треугольниками.
Данный вид работы можно проводить на любом этапе урока, но лучше тогда, когда надо проверить знания учащихся, потому что сразу становится видно, кто и как усвоил изученный материал.
Например, уверенно озвучиваю утверждения по теме«Спряжение глаголов»:
1)глаголы борются, колышутся относятся к первому спряжению (надо поднять зеленый кружок, потому что утверждение верно);
2)глаголы таять, сеять относятся ко второму спряжению (надо поднять красный кружок, потому что утверждение неверно);
3)в окончаниях глаголов пишет, дышит пишется буква и (надо поднять желтый кружок, потому что утверждение не совсем верно) и т.д.
По ходу выполнения заданий ученики комментируют свои действия, затем оценивают, подсчитывая количество треугольников, полученных за правильные ответы.
Таким образом, в результате игры «Светофор» у учащихся формируются
*логические учебные действия,
*пятиклассники учатся осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,
*учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, *учатся формулировать собственное мнение и позицию.
На уроках русского языка и литературы для формирования познавательных и регулятивных УУД часто использую задание « Докажи, что…» .
Например, используя 5 грамматических признаков, докажи, что слово синева является именем существительным.
« Знаю – хочу узнать – узнал – научился»
Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока;
«Хочу узнать» - формулирование цели;
«Узнал» - соотношение старой и новой информации;
«Научился» - осознание результативности деятельности .
Работа с текстом
Составление плана
Составление граф-схемы
Тезирование
Составление сводной таблицы
Комментирование
Чтение с остановками
Чтение с пометами
Составление кластера
Составление кластера
на уроке литературы в 5 классе во время изучения рассказа И.С. Тургенева «Му-му» создается такой кластер:
Портрет
Отношение к Татьяне
Герасим
Описание каморки
Отношение с дворовыми
Отношение к Му-му
Отношение к барыне
Проектная и исследовательская деятельность
формирует
коммуникативные
регулятивные
познавательные
личностные
Таким образом, при подготовке к уроку следует помнить, что
* задания должны носить проблемный характер;
*нацеливать ученика на поисковую и исследовательскую деятельность;
*предполагать индивидуальную или групповую работу, то есть способствовать формированию универсальных учебных действий.
Однако главной задачей учителя, по моему мнению, остается позитивное общение с детьми, стремление к диалогу, желание найти альтернативный выход, всегда быть терпимым и вежливым.
Список литературы
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
4. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ-Медиа, 2008.
5. Мячина, Н.Г.Использование новых технологий на уроке русского языка / Н.Г. Мячина. [Режим доступа]: http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=312207
7. Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. – М.: 2008.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
9. Фундаментальное ядро содержания основного общего образования /Рос. акад. Наук, Рос. Акад.; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.