kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование и развитие УУД на уроках русского языка и литературы Павлова А.А. 2014 год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование и развитие УУД на уроках русского языка и литературы Павлова А.А.   Введение ФГОС – это революционный этап модернизации российского образования. В концепции ФГОС осуществляется «перенос акцента с изучения основ наук на обеспечение развития универсальных учебных действий на материале основ наук». Педагог и психолог В. В. Давыдов писал: «Давно уже пора сменить цель образования – не просто давать практические навыки, а учить учиться». Таким образом,  неотъемлемой частью ядра нового стандарта является формирование  универсальных учебных действий (УУД).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование и развитие УУД на уроках русского языка и литературы Павлова А.А. 2014 год »

учитель русского языка и литературы Павлова А. А.  октябрь 2014 год

учитель русского языка и литературы Павлова А. А. октябрь 2014 год

Социальный заказ

Социальный заказ

Личностные УУД:  * жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; * действия смыслообразования и нравственно – этического оценивания; * ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

Личностные УУД:

* жизненное, личностное, профессиональное самоопределение;

* действия смыслообразования и нравственно – этического оценивания;

* ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные УУД: Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Саморегуляция

Регулятивные УУД:

  • Целеполагание
  • Планирование
  • Прогнозирование
  • Контроль
  • Коррекция
  • Оценка
  • Саморегуляция

Познавательные УУД: Самостоятельное формулирование познавательной цели Поиск и выделение необходимой информации; Структурирование знаний Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Рефлексия Смысловое чтение Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Познавательные УУД:

  • Самостоятельное формулирование познавательной цели
  • Поиск и выделение необходимой информации;
  • Структурирование знаний
  • Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
  • Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
  • Рефлексия
  • Смысловое чтение
  • Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Постановка вопросов Разрешение конфликтов Управление поведением партнера Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Коммуникативные УУД:

  • Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
  • Постановка вопросов
  • Разрешение конфликтов
  • Управление поведением партнера
  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

В соответствии с ФГОС ООО учитель должен строить урок так, чтобы он (урок) учил решать проблемы. Следовательно, современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование УУД, является проблемно – диалогическим уроком.

В соответствии с ФГОС ООО учитель должен строить урок так, чтобы он (урок) учил решать проблемы.

Следовательно,

современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование УУД,

является проблемно диалогическим уроком.

При подготовке к уроку необходимо: четко определить, какое новое знание должно быть открыто на уроке.  2. хорошо продумать проблемную ситуацию и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса . На этом этапе работы чаще всего использую сравнительный анализ фактов, мнений, предположений.

При подготовке к уроку необходимо:

  • четко определить, какое новое знание должно быть открыто на уроке.

2. хорошо продумать проблемную ситуацию и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса .

На этом этапе работы чаще всего использую сравнительный анализ фактов, мнений, предположений.

3. В процессе сравнения стараюсь добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое вызывает у них удивление и приводит к формулировке проблемы урока.  Например, на уроке русского языка при изучении темы « Чередующиеся гласные в корне » ученики видят на доске слова с одинаковыми корнями, но разными гласными в них. Это вызывает недоумение, и многие считают, что я допустила ошибки при написании. Возникает диалог, в процессе которого формулируется проблема и планируются пути ее решения.  Так на данном этапе урока происходит формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД. Формируются и личностные универсальные действия (адекватная позитивная самооценка, самоуважение) у тех детей, которые правильно отвечали на вопросы и сумели сформулировать проблему самостоятельно.

3. В процессе сравнения стараюсь добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое вызывает у них удивление и приводит к формулировке проблемы урока.

Например, на уроке русского языка при изучении темы « Чередующиеся гласные в корне » ученики видят на доске слова с одинаковыми корнями, но разными гласными в них. Это вызывает недоумение, и многие считают, что я допустила ошибки при написании. Возникает диалог, в процессе которого формулируется проблема и планируются пути ее решения.

Так на данном этапе урока происходит формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД. Формируются и личностные универсальные действия (адекватная позитивная самооценка, самоуважение) у тех детей, которые правильно отвечали на вопросы и сумели сформулировать проблему самостоятельно.

Особый интерес у учеников на уроках русского языка вызывает игра «Светофор» , которая способствует формированию не только познавательных и регулятивных УУД, но и коммуникативных (можно работать индивидуально, в паре или в группе).   Сначала проводится предварительная работа: готовят необходимый для игры материал (кружки красного, желтого, зеленого цветов и 10 маленьких треугольников).

Особый интерес у учеников на уроках русского языка вызывает игра «Светофор» , которая способствует формированию не только познавательных и регулятивных УУД, но и коммуникативных (можно работать индивидуально, в паре или в группе).

Сначала проводится предварительная работа: готовят необходимый для игры материал (кружки красного, желтого, зеленого цветов и 10 маленьких треугольников).

В начале урока каждый ученик получает конвертик с 3 кружками и 10 треугольниками.  Данный вид работы можно проводить на любом этапе урока, но лучше тогда, когда надо проверить знания учащихся, потому что сразу становится видно, кто и как усвоил изученный материал.

В начале урока каждый ученик получает конвертик с 3 кружками и 10 треугольниками.

Данный вид работы можно проводить на любом этапе урока, но лучше тогда, когда надо проверить знания учащихся, потому что сразу становится видно, кто и как усвоил изученный материал.

Например, уверенно озвучиваю утверждения по теме « Спряжение глаголов » : 1)глаголы борются, колышутся относятся к первому спряжению (надо поднять зеленый кружок, потому что утверждение верно); 2)глаголы таять, сеять относятся ко второму спряжению (надо поднять красный кружок, потому что утверждение неверно); 3)в окончаниях глаголов пишет, дышит пишется буква и (надо поднять желтый кружок, потому что утверждение не совсем верно) и т.д.

Например, уверенно озвучиваю утверждения по теме « Спряжение глаголов » :

1)глаголы борются, колышутся относятся к первому спряжению (надо поднять зеленый кружок, потому что утверждение верно);

2)глаголы таять, сеять относятся ко второму спряжению (надо поднять красный кружок, потому что утверждение неверно);

3)в окончаниях глаголов пишет, дышит пишется буква и (надо поднять желтый кружок, потому что утверждение не совсем верно) и т.д.

По ходу выполнения заданий ученики комментируют свои действия, затем оценивают, подсчитывая количество треугольников, полученных за правильные ответы. Таким образом, в результате игры «Светофор» у учащихся формируются *логические учебные действия,  *пятиклассники учатся осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, *учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, *учатся формулировать собственное мнение и позицию.

По ходу выполнения заданий ученики комментируют свои действия, затем оценивают, подсчитывая количество треугольников, полученных за правильные ответы.

Таким образом, в результате игры «Светофор» у учащихся формируются

*логические учебные действия,

*пятиклассники учатся осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,

*учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, *учатся формулировать собственное мнение и позицию.

На уроках русского языка и литературы для формирования познавательных и регулятивных УУД часто использую задание « Докажи, что …» .  Например, используя 5 грамматических признаков, докажи, что слово синева является именем существительным.

На уроках русского языка и литературы для формирования познавательных и регулятивных УУД часто использую задание « Докажи, что …» .

Например, используя 5 грамматических признаков, докажи, что слово синева является именем существительным.

« Знаю – хочу узнать – узнал – научился» Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» - формулирование цели; «Узнал» - соотношение старой и новой информации; «Научился» - осознание результативности деятельности .           

« Знаю – хочу узнать – узнал – научился»

  • Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока;
  • «Хочу узнать» - формулирование цели;
  • «Узнал» - соотношение старой и новой информации;
  • «Научился» - осознание результативности деятельности .           

Работа с текстом Составление плана Составление граф-схемы Тезирование Составление сводной таблицы Комментирование Чтение с остановками Чтение с пометами Составление кластера

Работа с текстом

  • Составление плана
  • Составление граф-схемы
  • Тезирование
  • Составление сводной таблицы
  • Комментирование
  • Чтение с остановками
  • Чтение с пометами
  • Составление кластера

Составление кластера на уроке литературы в 5 классе во время изучения рассказа И.С. Тургенева «Му-му» создается такой кластер:                Портрет  Отношение к Татьяне Герасим  Описание каморки  Отношение с дворовыми  Отношение к Му-му Отношение к барыне

Составление кластера

  • на уроке литературы в 5 классе во время изучения рассказа И.С. Тургенева «Му-му» создается такой кластер:

   

 

 

 

 

 

Портрет

Отношение к Татьяне

Герасим

Описание каморки

Отношение с дворовыми

Отношение к Му-му

Отношение к барыне

Проектная и исследовательская деятельность  формирует коммуникативные   регулятивные  познавательные  личностные

Проектная и исследовательская деятельность

формирует

  • коммуникативные
  • регулятивные
  • познавательные
  • личностные

Таким образом, при подготовке к уроку следует помнить, что * задания должны носить проблемный характер;   *нацеливать ученика на поисковую и исследовательскую деятельность;  *предполагать индивидуальную или групповую работу, то есть способствовать формированию универсальных учебных действий.  Однако главной задачей учителя, по моему мнению, остается позитивное общение с детьми, стремление к диалогу, желание найти альтернативный выход, всегда быть терпимым и вежливым.

Таким образом, при подготовке к уроку следует помнить, что

* задания должны носить проблемный характер;

*нацеливать ученика на поисковую и исследовательскую деятельность;

*предполагать индивидуальную или групповую работу, то есть способствовать формированию универсальных учебных действий.

Однако главной задачей учителя, по моему мнению, остается позитивное общение с детьми, стремление к диалогу, желание найти альтернативный выход, всегда быть терпимым и вежливым.

Список литературы 1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. 4. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ-Медиа, 2008. 5. Мячина, Н.Г.Использование новых технологий на уроке русского языка / Н.Г. Мячина. [Режим доступа]: http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=312207 7. Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. – М.: 2008. 8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. 9. Фундаментальное ядро содержания основного общего образования /Рос. акад. Наук, Рос. Акад.; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.  и др. источники.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.

2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

4. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ-Медиа, 2008.

5. Мячина, Н.Г.Использование новых технологий на уроке русского языка / Н.Г. Мячина. [Режим доступа]: http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=312207

7. Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. – М.: 2008.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

9. Фундаментальное ядро содержания основного общего образования /Рос. акад. Наук, Рос. Акад.; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.

и др. источники.

СПАСИБО ЗА  ВНИМАНИЕ

СПАСИБО

ЗА

ВНИМАНИЕ


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование и развитие УУД на уроках русского языка и литературы Павлова А.А. 2014 год

Автор: Павлова Анна Анатольевна

Дата: 26.10.2014

Номер свидетельства: 122850


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства