kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование поликультурной компетенции на уроках руского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная теоретическая разработка направлена на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование поликультурной компетенции на уроках руского языка»

  1. Формирование поликультурной компетентности на уроках русского языка.

Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Донецкой народной республики; средство межнационального общения, консолидации и единения; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе. Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Русский язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества.

Целями изучения русского языка в контексте формирования поликультурной компетентности школьников являются:

1)воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

2)овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;

3) освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни. 

Новый государственный образовательный стандарт основного и среднего общего образования, в контексте формирования поликультурной компетентности, устанавливает определенные требования к освоению основной образовательной программы в области личностных результатов образования:

1)совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного общения;

2)формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;

3)обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;

4)овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобщение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию[16].

В области метапредметных результатов:

1) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;

2) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;

2) овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

3)представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества.

В области предметных результатов:

1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Донецкой народной республики, средстве межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание определённой роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;

3) способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета;

4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

5) осознание эстетической функции русского языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


Урок, как основная форма организации обучения учащихся, является непосредственным элементом в системе поликультурного образования школьников. В курсе изучения русского языка наиболее продуктивными в плане формирования поликультурной компетентности учащихся считаю уроки по следующим темам:


в 5 классе:

«Язык и общение. Язык и человек».

Содержательный компонент урока даёт учащимся представление о «мёртвых» языках, языках исчезнувших народов, о духовных ценностях, которые дошли до наших дней благодаря письменным источникам, что позволяет формировать ценностные ориентации, социокультурную идентичность учащихся.

«Развитие речи. Обращение. Письмо».

В рамках урока учащиеся узнают о правилах речевого и письменного этикета в межкультурном общении, что позволяет повысить их компетентность в способах организации межкультурного взаимодействия.

«Этимология».

В рамках урока использую материал о топонимике родного края, например, сообщения о происхождении таких названий, как: Донецк, парк имени Щербакова, что позволяет развивать интерес к истории своей малой родины, формирует у учащихся патриотические чувства, социокультурную компетентность.


В 6 классе:

«Русский язык - один из развитых языков мира».

В рамках урока даю учащимся представление о богатстве русского языка, которое выражается в звуках, интонации, лексике, синтаксических конструкциях; о связи русского языка с культурой и историей России и мира. Учащиеся приходят к выводу, что необходимо беречь наш родной язык, соблюдать языковые нормы и передать потомкам красивый, звучный, богатый язык, которым мы владеем. На занятии формируется этническая идентичность и социокультурная компетентность.

«Исконно русские и заимствованные слова».

Учащиеся узнают, что культурные, экономические, политические связи России с другими странами способствуют взаимодействию культур, в результате чего происходит их взаимообогащение, в том числе и в форме заимствования слов.Так создаются условия для формирования социокультурной идентичности и поликультурной компетентности учащихся.

«Повторение изученного по теме «Имя числительное».

В рамках урока учащиеся узнают об арабском и римском происхождении чисел, что позволяет сделать вывод о важности взаимосвязи культур и взаимообогащении в разных направлениях жизнедеятельности. Подобная работа формирует поликультурную компетентность.


В 7 классе:

«Развитие речи. Изложение с элементами сочинения».

В рамках урока учащиеся при изучении текста «Величайшие открытия в области связи» получают от меня информацию об известных изобретателях России, Англии, США и их известных изобретениях, которые являются неотъемлемой частью материальной культуры любой страны. Ребята подводятся к выводу о том, что, заимствуя изобретения, пользуясь ими, мы вступаем во взаимосвязь с другими культурами.

«Русский язык как развивающееся явление».

Содержательный компонент урока позволяет показать учащимся развитие и совершенствование русского языка как отражения изменений в сложной и многообразной жизни народа, связанных с расширением экономических и культурных связей с другими странами.


В 8 классе:

«Простое предложение».

В рамках урока использую лексический материал поликультурной проблематики (события в мире, названия городов, национальностей) для составления предложений. Данный приём позволяет формировать поликультурную компетентность.

«Главный член односоставного предложения».

Данный урок строится на материале сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Ключевым моментом является анализ предложения:«Мы в ответе за тех, кого приручили». В процессе работы учащиеся подводятся к выводу, что для настоящей дружбы необходимы терпение и терпимость, подбирают к этим словам синонимы. Таким образом, на основе анализа произведения всемирно известного французского писателя развиваются ценностные ориентации учащихся, что создаёт условия для формирования поликультурной компетентности.

«Односоставное предложение».

В рамках данной темы для составления предложений можно использовать материал поликультурной проблематики. Например, рассказ о трагических событиях, произошедших в Армении в 1988 году, и международной солидарности в оказании помощи армянскому народу. В процессе урока ребята подводятся к выводу о важности солидарности культур в решении различных проблем.


В 9 классе:

«Международное значение русского языка».

В процессе урока формируется представление учащихся о русском языке как одном из официальных языков ООН, об интересе к русскому языку в других странах, о вкладе русского языка в развитие мировой культуры (на русском языке созданы шедевры мировой культуры: произведения А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского.Л.Н. Толстого, А. П.Чехова и т.д.).

«Развитие речи. Сочинение-рассуждение».

Используя краеведческий материал о культуре, традициях, обычаях народов, населяющих Донецкую Народную Республику, учащиеся пишут сочинение – рассуждение, в котором рассматривают проблему важности сохранения традиций своего народа. Данная работа способствует формированию этнической идентичности учащихся.

« Развитие речи. Эссе на военно-патриотическую тематику тему».

Совершенствую этот вид работы, подбирая материал во время посещения митингов, приуроченных ко Дню Победы. Привлекаю учащихся к оформлению стенда» По дороге войны шли мои земляки« и участию в поисковой работе по сбору материала для школьного музея.

Эта работа развивает у учащихся потребность в речевом самосовершенствовании. Задачей при написании эссе является не передача фактов, а умение донести до читателя свою точку зрения по данной теме .

Учащихся этот вид работы заставляет задумываться о своем месте в жизни и развивает потребность соблюдения культуры речи при создании собственного текста.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование поликультурной компетенции на уроках руского языка

Автор: Маркушева Зоя Антоновна

Дата: 14.02.2019

Номер свидетельства: 499771


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства