Просмотр содержимого документа
«Формирование поликультурной компетенции на уроках руского языка»
Формирование поликультурной компетентности на уроках русского языка.
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Донецкой народной республики; средство межнационального общения, консолидации и единения; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе. Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Русский язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества.
Целями изучения русского языка в контексте формирования поликультурной компетентности школьников являются:
1)воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
2)овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
3) освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Новый государственный образовательный стандарт основного и среднего общего образования, в контексте формирования поликультурной компетентности, устанавливает определенные требования к освоению основной образовательной программы в области личностных результатов образования:
1)совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного общения;
2)формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
3)обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
4)овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобщение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию[16].
В области метапредметных результатов:
1) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
2) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;
2) овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
3)представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества.
В области предметных результатов:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Донецкой народной республики, средстве межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание определённой роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
3) способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
5) осознание эстетической функции русского языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Урок, как основная форма организации обучения учащихся, является непосредственным элементом в системе поликультурного образования школьников. В курсе изучения русского языка наиболее продуктивными в плане формирования поликультурной компетентности учащихся считаю уроки по следующим темам:
в 5 классе:
«Язык и общение. Язык и человек».
Содержательный компонент урока даёт учащимся представление о «мёртвых» языках, языках исчезнувших народов, о духовных ценностях, которые дошли до наших дней благодаря письменным источникам, что позволяет формировать ценностные ориентации, социокультурную идентичность учащихся.
«Развитие речи. Обращение. Письмо».
В рамках урока учащиеся узнают о правилах речевого и письменного этикета в межкультурном общении, что позволяет повысить их компетентность в способах организации межкультурного взаимодействия.
«Этимология».
В рамках урока использую материал о топонимике родного края, например, сообщения о происхождении таких названий, как: Донецк, парк имени Щербакова, что позволяет развивать интерес к истории своей малой родины, формирует у учащихся патриотические чувства, социокультурную компетентность.
В 6 классе:
«Русский язык - один из развитых языков мира».
В рамках урока даю учащимся представление о богатстве русского языка, которое выражается в звуках, интонации, лексике, синтаксических конструкциях; о связи русского языка с культурой и историей России и мира. Учащиеся приходят к выводу, что необходимо беречь наш родной язык, соблюдать языковые нормы и передать потомкам красивый, звучный, богатый язык, которым мы владеем. На занятии формируется этническая идентичность и социокультурная компетентность.
«Исконно русские и заимствованные слова».
Учащиеся узнают, что культурные, экономические, политические связи России с другими странами способствуют взаимодействию культур, в результате чего происходит их взаимообогащение, в том числе и в форме заимствования слов.Так создаются условия для формирования социокультурной идентичности и поликультурной компетентности учащихся.
«Повторение изученного по теме «Имя числительное».
В рамках урока учащиеся узнают об арабском и римском происхождении чисел, что позволяет сделать вывод о важности взаимосвязи культур и взаимообогащении в разных направлениях жизнедеятельности. Подобная работа формирует поликультурную компетентность.
В 7 классе:
«Развитие речи. Изложение с элементами сочинения».
В рамках урока учащиеся при изучении текста «Величайшие открытия в области связи» получают от меня информацию об известных изобретателях России, Англии, США и их известных изобретениях, которые являются неотъемлемой частью материальной культуры любой страны. Ребята подводятся к выводу о том, что, заимствуя изобретения, пользуясь ими, мы вступаем во взаимосвязь с другими культурами.
«Русский язык как развивающееся явление».
Содержательный компонент урока позволяет показать учащимся развитие и совершенствование русского языка как отражения изменений в сложной и многообразной жизни народа, связанных с расширением экономических и культурных связей с другими странами.
В 8 классе:
«Простое предложение».
В рамках урока использую лексический материал поликультурной проблематики (события в мире, названия городов, национальностей) для составления предложений. Данный приём позволяет формировать поликультурную компетентность.
«Главный член односоставного предложения».
Данный урок строится на материале сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Ключевым моментом является анализ предложения:«Мы в ответе за тех, кого приручили». В процессе работы учащиеся подводятся к выводу, что для настоящей дружбы необходимы терпение и терпимость, подбирают к этим словам синонимы. Таким образом, на основе анализа произведения всемирно известного французского писателя развиваются ценностные ориентации учащихся, что создаёт условия для формирования поликультурной компетентности.
«Односоставное предложение».
В рамках данной темы для составления предложений можно использовать материал поликультурной проблематики. Например, рассказ о трагических событиях, произошедших в Армении в 1988 году, и международной солидарности в оказании помощи армянскому народу. В процессе урока ребята подводятся к выводу о важности солидарности культур в решении различных проблем.
В 9 классе:
«Международное значение русского языка».
В процессе урока формируется представление учащихся о русском языке как одном из официальных языков ООН, об интересе к русскому языку в других странах, о вкладе русского языка в развитие мировой культуры (на русском языке созданы шедевры мировой культуры: произведения А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского.Л.Н. Толстого, А. П.Чехова и т.д.).
«Развитие речи. Сочинение-рассуждение».
Используя краеведческий материал о культуре, традициях, обычаях народов, населяющих Донецкую Народную Республику, учащиеся пишут сочинение – рассуждение, в котором рассматривают проблему важности сохранения традиций своего народа. Данная работа способствует формированию этнической идентичности учащихся.
« Развитие речи. Эссе на военно-патриотическую тематику тему».
Совершенствую этот вид работы, подбирая материал во время посещения митингов, приуроченных ко Дню Победы. Привлекаю учащихся к оформлению стенда» По дороге войны шли мои земляки« и участию в поисковой работе по сбору материала для школьного музея.
Эта работа развивает у учащихся потребность в речевом самосовершенствовании. Задачей при написании эссе является не передача фактов, а умение донести до читателя свою точку зрения по данной теме .
Учащихся этот вид работы заставляет задумываться о своем месте в жизни и развивает потребность соблюдения культуры речи при создании собственного текста.