Формирование орфографической зоркости у младших школьников как методическая проблема и пути ее разрешения
Формирование орфографической зоркости у младших школьников как методическая проблема и пути ее разрешения
Проблемой современного преподавания русского языка считается поиск новых способов обучения школьников письму. Обучение, грамотность, способность усваивать родной язык на письме зависит от того, насколько правильно сформированы навыки орфографии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование орфографической зоркости у младших школьников как методическая проблема и пути ее разрешения»
Формирование орфографической зоркости у младших школьников как методическая проблема и пути ее разрешения
Проблемой современного преподавания русского языка считается поиск новых способов обучения школьников письму. Обучение, грамотность, способность усваивать родной язык на письме зависит от того, насколько правильно сформированы навыки орфографии.
Для каждого класса предусмотрена своя программа по изучению орфографии во время уроков. Но как научить ребенка грамотно писать, волнует каждого учителя, родителя. Содержание и построение курса русского языка определяется программой. Действующие программы по русскому языку для начальной школы ориентированы на приобретение первоначальных сведений по всем разделам науки о языке. Формирование орфографической грамотности учащихся программа предусматривает по следующим направлениям:
Звукобуквенные написания;
Слитно-раздельное написание;
Прописные, строчные написания.
Учебники русского языка для начального звена обучают правописанию чаще всего на примерных текстах с пропущенными буквами.
Получается, что автор ставит перед собой задачу, правильно донести до детей правила орфографии. А школьники должны лишь решить поставленную задачу, и они качественно с этим справляются. Такая форма обучения становится механической. А при написании диктанта школьники делают ошибки по причине, что не могут увидеть, где стоит применить правило. Из-за этого в диктантах и изложениях, творческих работах у школьников получается большое количество ошибок.
В УМК «Школа России» орфографические навыки рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики и синтеза.
По данной программе на базе Азбуки учащиеся обучаются грамоте на основе формирования универсальных учебных действий. В процессе овладения навыками чтения и письма первоклассники осуществляют действия анализа и синтеза, сравнения и классификации, что позволяет заложить базу для дальнейшего формирования познавательных учебных действий с различными языковыми единицами. Курс позволяет заложить основы успешной учебной деятельности при изучении систематических курсов русского языка и литературного чтения.
В учебниках 1-4 класса по программе «Школа России» реализованы коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно-ориентированный подходы и всему курсу придана деятельностная основа. Такие особенности курса как пошаговая подача учебного материала, использование схем, алгоритмических предписаний, комплексный характер заданий к упражнениям способствуют системному формированию у младших школьников универсальных учебных действий. Задания в учебниках и рабочих тетрадях представлены как учебные задачи (лексические, фонетические, фонетико-графические и т.д.), решение которых связано с последовательным осуществлением целого ряда учебных действий. Выполняя задание, ученики анализируют, объясняют, сопоставляют, группируют явления языка, делают выводы. Деятельностному характеру курса также отвечает включение в учебники заданий для работы в парах, группах, проектных заданий.
Основополагающим свойством в системе орфографического опыта являются умение обнаруживать и распознавать орфограммы. Поэтому одной из главных причин высокой безграмотности школьников является их неумение «видеть» орфограммы.
Львов М.Р. пишет что «эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять: ученик не видит орфограмм в процессе написания» [25].
Развитие орфографической наблюдательности – это один из способов повышения грамотности.
С первого класса на уроках русского языка нужно вводить понятие «орфограмма». Объяснение для школьника следует такое: если имеется выбор букв, значит это орфограмма.
Орфограмма - (с греческого обозначает opthos – правильный и gramma – буква) правильное письмо, которое нужно выбрать из всех возможных.
После того как школьники усвоили понятие «орфограмма», начинаем работу над развитием орфографической наблюдательности. Орфографическая зоркость означает способность (или умение) как можно быстро определить в тексте орфограммы и определять их типы. Орфографическая зоркость показывает также умение обнаруживать ошибки, допущенные учеником.
Главной причиной допущения ошибок является отсутствие орфографической зоркости или ее слабое развитие. Таким образом, при хорошем знание правил и их применение ученик не видит орфограммы на письме.
Орфографическая наблюдательность развивается постепенно в ходе уроков. Общий способ решения орфографической задачи можно представить в следующем виде:
произношение слова и распознавание орфограммы,
запись слова,
определение места орфограммы в слове,
проверка
определение способа проверки,
контроль.
Для решения данной задачи нужно формировать в себе следующие умения, как считает П.С. Жедек [16, с.12]:
умение качественно находить орфограмму,
умение правильно подобрать орфограмме орфографическое правило,
умение применить это правило.
М.Р. Львов, в качестве действий при решении орфографической задачи младшего школьника выделяет следующие [25]:
- способность увидеть орфограмму в слове, словосочетании, тексте;
- способность определить её вид: проверяемая или нет; если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится;
- способность вспомнить правило;
- способность определить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы, от соответствующего правила;
- сформированность умения определить «шаги», ступени решения и их последовательность;
- способность решить задачу, не пропустив ни одного действия последовательного алгоритма и не совершив ошибки ни на одной из ступеней;
- умение получить результат;
- сформированность умения совершить самопроверку.
Он так же выделяет условия успешного овладения решением задач [25]:
- наличие достаточной основы грамматических и других языков знаний, достаточный уровень речевого развития, сформированность богатого и активного словаря;
- сформированность высокого уровня аналитико-синтетических умений в области фонетики, графики, словообразования, грамматики;
- сформированность необходимого уровня орфографической зоркости;
- наличие быстроты выполнения умственных операций.
Одним из главных условий создания орфографической зоркости у школьников является развитый фонематический слух, в ходе которого выполняется следующее условие: вооружение детей знаниями тех опознавательных признаков, по которым они могли бы, ещё не владея орфографическими правилами, обнаруживать подавляющее большинство орфограмм.
Есть несколько опознавательных признаков, которые изучают школьники, уже начиная с самого 1 класса. С другими признаками знакомятся во 2 и 3 классах.
Первыми опознавательными признаками считаются несовпадение буквы и звука, написания и произношения. Обнаружению и запоминанию таких совпадений способствует звуковой и буквенный анализ слов и синтеза речи. Этот признак используется успешно в тех случаях, когда ученик может прочитать слова, т.е. зрительно воспринимать их. Такая работа нацелена на создание речевого слуха школьников.
Следующим, вторым распознавательным признаком орфограмм служат буквы и буквосочетания, звуки и звукосочетания, которые создают опасность ошибок. Нужно стараться с самых первых дней обращать внимание школьников на «опасные» буквы и звуки в словах: на такие как: парные звонкие и глухие согласные; гласные а-о, и-е; сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу чк-чн,.
В результате в памяти у детей постепенно откладывается набор тех звуков и различных звукосочетаний, которые представляют собой орфограммы и приводят к орфографической ошибке. В результате многочисленных упражнений у школьников вырабатывается определённый автоматизм - основа орфографической наблюдательности. Работа со второй группой признаков ориентирует на запоминание. В результате процесса этой работы у детей формируется внимательность, тем самым можно назвать «бдительностью» в случае орфограмм.
Третьим опознавательным признаком орфограммы являются морфемы в различных словах. Умение пользоваться этим признаком дается морфемным анализом слов. Ученик ищет орфограмму, целенаправленно зная, в какой морфеме: приставке, суффиксе, корне, или окончании.
Работая над третьей группой опознавательных признаков орфограмм, учащиеся подготавливаются к использованию грамматической основы в проверке орфограмм, т.е. в решении орфографических задач.
Приведем характеристики важнейших орфограмм, изучаемых в начальной школе. (см. таблица 1)
Таблица 1
Орфограммы, изучаемые в начальной школе
№ п/п
Название орфограммы
Опознавательные признаки
(общие и частные)
1
Безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые)
а) отсутствие ударения;
б) гласные а, о, и, е; в) место в слове
2
Звонкие и глухие согласные
а) парные согласные б—п, г—к, в—ф, д—т, з—с, ж—ш;
б) место в слове (в корне, в абсолютном конце слова или перед согласным)
3
Непроизносимые согласные
а) «опасные» сочетания звуков или букв стн, здн, сн, зн и др.;
б) место в слове
4
Разделительный ь
наличие звука [Ц] после мягкого согласного, наличие гласных я, е, ю, ё
Продолжение таблицы 1
5
Разделительный ъ
а) наличие звука Ц] после согласного, наличие гласных букв е, я, ю, ё (гласных звуков [э], [а], [у], [о] после [)]);
б) место орфограммы: на стыке приставки, оканчивающейся на согласный, и корня
а) наличие звукосочетания, которое может оказаться предлогом или приставкой; б) часть речи: глагол не может иметь предлога, предлог относится к имени существительному или местоимению
7
Заглавная буква в именах собственных
а) место в слове: первая буква; б) значение слова: название или имя
8
Заглавная буква в начале предложения
а) место в слове: первая буква;
б) место в предложении: первое слово
9
Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу
наличие в слове сочетаний
10
ь на конце имен существительных после шипящих
а) наличие на конце слова всегда мягких шипящих ч и щ или всегда твердых ш и ж; б) часть речи: имя существительное;
в) род: мужской или женский
11
Безударные окончания имен существительных
а) место орфограммы: в окончании; б) наличие в окончании безударного е—и; в) часть речи: имя существительное
а) наличие такого сочетания; б) их место: на конце слова; в) часть речи: имя прилагательное
13
Правописание безударных личных окончаний глаголов
а) часть речи: глагол; б) место: в окончании слова; в) наличие знакомых окончаний ут — ют, ат—ят, отсутствие ударения; г) время глагола: настоящее или будущее;
Для успешного освоения способа проверки орфограммы определенного типа надо знать:
1) природу данного орфографического явления, т.е. принцип, которому оно подчиняется;
2) орфографическое поле, необходимое для проверки;
3) опознавательные признаки данной орфограммы;
4) умения, необходимые для проверки орфограммы данного типа.
Орфографические правила по программе изучаются во втором – четвертом классах. Прочному усвоению материала, как подчеркнуто в программе, способствует повторение, поэтому значительное место отводится повторению тем, которые изучаются в несколько этапов. Учебники включают такое содержание, имеют такую структуру и такие задания, которые активизируют мыслительную деятельность, создают условия для раскрытия творческих способностей.
В процессе изучения программного материала необходимо неуклонно добиваться осмысленного усвоения детьми грамматических знаний, так как это имеет большое значение для развития учащихся.
Умение грамотно писать создается в ходе многократных различных упражнений. При системных тренировках зоркость активируется и становится частью орфографических навыков.
Применение разных видов материала, с одной стороны разнообразит работу во время урока, повышая активность школьников, а с другой стороны - способствует хорошему формированию орфографической наблюдательности.
Виды работ по развитию орфографической зоркости предоставлены в приложении 1. Среди упражнений, которые формируют орфографическую зоркость, наиболее интересными и хорошо зарекомендовавшими себя в педагогической практике, являются следующие:
1. Ежедневные занятия детей, умеющих читать, по совершенствованию звукового анализа, вне зависимости от числа в классе. Образец анализа звучащего слова целесообразно показывать, используя протяжное интонирование звука в целом слове (напр., с-с-с-с-ыр; сы-ы-ы-ы-р). На первоначальном этапе предъявлять готовую модель для самоконтроля, приём трансформации (если закрыть первую букву, какое слово получиться?), при звуковом анализе ребёнка не торопить, не делать за него. Игровые приёмы: «Найди одинаковый звук», «Определи место звука в слове», « Найди предметы с заданным звуком»,
2. «Найди опасное место». Учителем произносятся слова, а задача детей – хлопнуть в ладоши, в случае, если они услышат звук, которому при письме нельзя доверять.
3. Поиск орфограмм в «чистом» тексте.
Суть данного упражнения состоит в выделении орфограмм в предоставленном тексте. Помимо предоставленного для работы текста, используется карточка-ключ, текст на которой отсутствуют, но имеются вырезанные окошки на тех местах, которые соответствуют словам, содержащим орфограммы. В процессе контроля правильности выполнения задания, карточка-ключ накладывается на текст, что позволяет мгновенно узнать результаты работы.
4. Орфографическое чтение.
Обучение в начальных классах подразумевает, что орфографическим чтением ученики будут заниматься практически на каждом уроке. Для этого отводится около 5 минут времени каждого урока для чтения учениками задач, правил, специально подобранных текстов, столбиков слов, словосочетаний, в парах, по памятке, по упражнению и т.д.)
5. Письмо с проговариванием
Данное упражнение способствует развитию у школьников аккуратности, красивого письма, а также сокращению допущенных ошибок. Как правило, проговаривание начинает учитель, затем наступает очередь сильных учеников, учеников со средними способностями и т. д. Таким образом, в процесс письма с проговариванием постепенно втягивается весь класс, что обуславливает хороший рабочий темп.
6. Зрительный диктант
Представляет собой весьма результативное средство, которое повышая орфографическую грамотность школьников, способствует существенному сокращению ошибок, допускаемых учащимися в процессе письма. Процесс проведения зрительного диктанта выглядит следующим образом:
- учителем записывается на доске текст, состоящий из нескольких предложений;
- текст выразительно прочитывается, а затем внимание учащихся акцентируется на те слова, которые наиболее интересны с орфографической точки зрения. Правописание этих слов объясняет учитель, некоторые слова проговаривая отдельно;
- школьникам дается немного времени на «фотографирование» текста, после чего текст, на отведенное заранее время, закрывается.
- дети отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. В случае необходимости текст открывается снова.
7. Диктант « Проверяю себя»
Особенность этого вида диктанта заключается в том, что во время его проведения, у учеников есть возможность уточнить у педагога правильное написание того или иного слова. Таким образом, диктант помогает ученику выявить свои слабые места, учит спрашивать и сомневаться, дает возможность избежать ошибок в процессе письма.
8. Специально организованное списывание
Порядок действий определяется учителем вместе с классом, после чего разработанный алгоритм размещается рядом с классной доской. Каждому ученику дается дополнительная карточка, содержащая порядок их действий при списывании. Памятка содержит в себе примерно следующие задания:
1.Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
2.Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
3.Выдели орфограммы в списываемом тексте.
4. Прочитай предложение так, как оно написано.
5.Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь писать.
6.Пиши, диктуя себе так, как проговорил последние два раза.
7.Проверь написанное:
а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги;
б) подчеркни орфограммы в написанном;
в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.
10. Работа над ошибками
Проверяя любую работу, допущенные ошибки в словах, на правила, пройденные ранее, учителю целесообразней не исправлять ошибку, а ставить какую-либо отметку на полях в той строке, где эта ошибка содержится. Учащийся, получая неоцененную работу, вынужден искать ошибки в соответствующих строках. Затем, слова, написанные с ошибками, выписываются под работой и выполняется работа над ошибками, после чего ставится отметка.
12. Выборочный диктант.
Суть выборочного диктанта заключается в том, что школьники записывают только те части текста, которые соответствуют условиям задания педагога. Сравнивая данный вид работы с другими видами диктантов, необходимо, прежде всего, отметить отсутствие возможности механической записи, что позволяет воспользоваться сконцентрировано насыщенным изучаемыми орфограммами материалом. Помимо этого, с помощью выборочного диктанта ученики лучше воспринимают и запоминают написание слов.