kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Факультативное занятие по русскому языку в 11 классе "Качества оратора и его речевое поведение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие развивает умение отличать ораторскую речь по ее основным признакам и учит применять её на практике. Предложенные задания в ходе занятия формируют коммуникативные умения учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Факультативное занятие по русскому языку в 11 классе "Качества оратора и его речевое поведение"»

Факультативное занятие по русскому языку в 11 классе

Тема: Качества оратора и его речевое поведение

Цель: развивать умение отличать ораторскую речь по ее основным признакам и учить применять на практике

Задачи:

  1. познакомить с ораторской речью как стилевой разновидностью

  2. вспомнить понятие риторика

  3. познакомить с основными признаками и приемами ораторской речи

  4. развивать речь учащихся

  5. убедить в значимости развития речи

  6. вырабатывать коммуникативные качества учащихся

Ход урока

1. Оргмомент

2. Основная часть

Слова умеют плакать и смеяться, 
Приказывать, молить и заклинать, 
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
…Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом, 
Напутствуют, и славят, и чернят.
(Я.Козловский «Слово»)

– Назовите тему этого текста. (слово)

– Определите его главную мысль. (Слово имеет огромное значение в жизни человека. С его помощью мы можем передавать совершенно различные состояния нашего внутреннего мира, свои эмоции)

– Кто догадался, о чем пойдет разговор на сегодняшнем занятии? (о слове, речи человека)

– Припомните, а какая наука учит нас говорить и писать искусно, умело, успешно? (риторика)

– Риторика не просто древняя, а древнейшая наука. Своего рассвета она достигла в Древней Греции примерно 2500 лет назад. Как видите, очень давно. Древние греки считали ее очень важной наукой, нужной каждому человеку. Поэтому риторике учили в школе специально, как чтению и письму.

– Скажите, а зачем это нужно – уметь говорить? Где и как это может пригодиться в жизни? (общение)

– Значит, риторика учит нас эффективному общению, что чрезвычайно важно в жизни каждого человека.

Сегодня на занятии мы выделим основные качества ораторской речи и оратора, а также назовём ошибки, которые не может допускать оратор.

– Как вы понимаете слова «эффективного общения»? (полезного для обеих сторон)

КРАСНОРЕЧИЕ – дар хорошо и красиво говорить.
РИТОРИКА – теория ораторского искусства.
ОРАТОР – тот, кто произносит речь, а так же человек, обладающий даром говорить речи.
ОРАТОРСКИЙ – качество произносимой речи (ораторский дар)
ПАФОС – страстное воодушевление, подъем, энтузиазм.

Синонимы к понятию «Ораторское искусство» –

элоквенция

• красноречие

• речистость

• велеречие

• велеречивость

• сладкоречие

• витийство

• ораторское искусство

• ораторский талант



– Как же отличить ораторскую речь от других типов речи?

– По присущим только ей особенностям.

– Что это за особенности вы должны узнать сами.

(работа в микрогруппах с предложенным текстом Работа с печатным текстом (запись в тетради: особенности ораторской речи)

Ораторская речь всегда рассчитана на публику, на группу лиц, поэтому она обычно включает обращения к слушателям. В ораторских выступлениях обычно ставятся и раскрываются вопросы, имеющие общественную значимость, гражданское звучание.

Основная задача оратора – воздействие на ум, чувства, действия слушателей.

Цицерон говорил: «Пусть зовется оратором тот, кто умеет своей речью убеждать». Оратор стремится повлиять на поведение, поступки людей, убедить их в чем – либо, вызвать у них подъем духа. Ораторская речь потому должна отличаться особой эмоциональностью, яркостью, пафосом.

Работа с текстом.

– Эту речь Иван Сергеевич Тургенев произнес на открытии памятника А.С.Пушкину в Москве.

Сооружение памятника Пушкину, в котором участвовала, которому сочувствует вся образованная Россия и на праздновании собралось так много наших лучших людей, представителей земли, правительства, науки, словесности и искусства, - это сооружение представляется нам данью признательной любви общества к одному из самых достойных его членов…

Сияй же, как он, благородный медный лик, воздвигнутый в самом центре столицы, и гласи грядущим поколениям о нашем праве называться великим народом потому, что среди этого народа родился, в ряду других великих, и такой человек! И как о Шекспире было сказано, что всякий, вновь выучившийся грамоте, неизбежно становится его новым чтецом, - так и мы будем надеяться, что всякий наш потомок, с любовью остановившийся перед изваянием Пушкина и понимающий значение этой любви, тем самым докажет, что он, подобно Пушкину, стал более русским и более образованным, более свободным человеком! Будем также надеяться, что в недавнем времени даже сыновьям нашего простого народа, который теперь не читает нашего поэта, станет понятно, что значит это имя: Пушкин! – и что они повторят уже сознательно то, что нам довелось недавно слышать из бессознательно лепечущих уст: «Это памятник – учителю».


Чтение текста учителем или подготовленным учеником.

– А теперь, обратим внимание на каждую особенность ораторской речи.

Характеристика текста.

– Какие особенности ораторской речи отражены в тексте?

СРЕДСТВА УСТАНОВКИ КОНТАКТА СО СЛУШАТЕЛЯМИ:

  • ОБРАЩЕНИЕ К СЛУШАТЕЛЯМ

  • ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

  • ГРАЖДАНСКОЕ ЗВУЧАНИЕ

  • ПАФОС

  • ЯРКАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ:

  • ВОЗВЫШЕННАЯ ЛЕКСИКА( празднование, лучший, признательная любовь, один из самых достойных, сияй, благородный лик, воздвигнутый, в сердце, гласи, грядущий, великий, изваяние, свободный, дань, уста, памятник);

  • ГЛАГОЛЫ В ПОВЕЛИТЕЛЬНОМ НАКЛОНЕНИИ (сияй, гласи);

  • СРАВНЕНИЯ (сияй, как он, благородный медный лик; как о Шекспире; подобно Пушкину);

  • ЭПИТЕТЫ(лучших, признательной, достойных, благородный, великий, свободным, лепечущих);

  • МЕТАФОРЫ(дань любви, в сердце столицы);

  • ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННАЯ ЛЕКСИКА (сочувствует, любовь, народ, великий)

  • ПОВТОРЫ (стал более русским и более образованным, более свободным человеком; будем надеяться; повторы подчинительных конструкций)

  • РЯДЫ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ (представители земли, правительства, науки, словесности и искусства);

  • ОБРАЩЕНИЯ (сияй же, как он, благородный медный лик…);

  • УСТАРЕВШИЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ (дань любви, лик, гласи грядущим поколениям, изваяние, уста);

  • ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ВОСКЛИЦАТЕЛЬНОЙ ИНТОНАЦИЕЙ.

– Какие слова, по-вашему, мнению помогают создать торжественный пафос? (Устаревшие слова и выражения).

– Для чего? (Чтобы слушатели мысленно объединили себя со своими славными предками, чтобы почувствовали силу единения народа).

Все средства ораторской речи, использованные Тургеневым, придают этому выступлению эмоциональность, яркость, выразительность. Речь Тургенева вызывает гордость за великий народ, давший миру великого Пушкина.

 Выявление признаков хорошей публичной речи.

– Ораторскую речь еще называют публичной. Почему? (выступление перед публикой)

Среди исследователей русского языка ярко выделяется личность Дмитрия Сергеевича Лихачева.

Особое внимание Дмитрий Сергеевич уделял речи человека. Он считал, что по речи человека можно судить о его культуре, образованности.

В одной из своих статей он называет признаки хорошей публичной речи. Давайте попробуем их выделить.

Работа с текстом.

Если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.

Если вам приходится часто публично выступать на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то прежде сего следите, чтобы ваши выступления были слишком длинными. Следите за временем. Это необходимо не только из уважения к окружающим, это важно, чтобы вас поняли. Первые пять минут вас могут слушать внимательно, вторые пять минут вас еще продолжают слушать, через пятнадцать минут все только делают вид, что слушают вас, а на двадцатой минуте перестают делать вид и начинают перешептываться о своих делах.

Второе правило: чтобы выступление было интересным, все, что вы говорите должно быть интересным и для вас. Если выступающий с интересом для себя рассказывает или читает и аудитория это почувствует, то и слушателям будет интересно.

Кроме того, постарайтесь сделать так, чтобы в вашем выступлении не было просто цепи разных мыслей, а была одна главная мысль, которой подчинены все остальные. Тогда слушатели будут догадываться, в чем вы хотите их убедить, и будут с интересом слушать и ждать, как вы в конце сформулируете вашу основную мысль.



Признаки хорошей публичной речи:

  • Правильность

  • Точность

  • Экономность

  • Краткость

  • Интерес самого выступающего

  • Одна главная мысль

Какая речь считается правильной? Речь, в которой соблюдены нормы литературного языка.

  • Что такое литературный язык? Общий язык письменности народа, официально-деловых документов, школьного обучения, письменно-бытового общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме.

  • Что такое нормы литературного языка? Общепринятые в речевой практике языка правила произношения, образования, употребления слов, словосочетаний, предложений.

  • Какие нормы русского языка отражают правила произношения, ударения, использования интонации? Орфоэпические

Добыча, прибывший, асимметрия, закупорить, премировать, вероисповедание, водопровод, избаловать, обеспечение, договор, завсегдатай, облегчить, приткнутый, озвучение, ивовый

(правильно: добЫча,прибЫвший,асимметрИя,закУпорить,премировАть,вероисповЕдание,водопровОд,избаловАть,обеспЕчение,договОр,завсегдАтай,облегчИть,прИткнутый,озвУчение,Ивовый).

  • Какие нормы русского языка отражают правила употребления слов в точном соответствии с их значением? Лексические

Работа с речевыми ошибками

+

Прочитайте выразительно предложения. Определите вид ошибки. Намеренно ли допускает эти ошибки писатель? С какой целью использует этот приём писатель?

1) Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью и братом… на дачу. (А.П.Чехов) / Отсутствие логики/

2) Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги из-за тряпок я не в состоянии. (А.С.Пушкин). / Каламбур, словесная шутка/

3) Вдруг какой – нибудь эдакой, можете себе представить себе, Невский проспект, или там, знаете, какая – нибудь Гороховая, чёрт возьми, или там эдакая какая – нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой – нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чёртом… ( Н.В. Гоголь ). /Повтор слов, ругательные слова/.

ВЫВОД: Подобные нарушения логики высказывания используются как стилистический приём создания комического эффекта.

-Так что же имел в виду Пушкин, сказав: «… без грамматической ошибки я русской речи не люблю»?

Вспомним слова Н.В.Гоголя: «Никто из наших поэтов не был так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так не смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего»

Пушкин прекрасно знал нормы литературного языка, тщательно редактировал свои рукописи, внимательно относился к тем критикам, которые отмечали немногочисленные неправильности его стихов.

- В языке художественной литературы нарушения нормы вполне возможны. Лев Владимирович Щерба (1880-1944), русский языковед, утверждал: «…Авторов, вовсе не отступающих от нормы, конечно, не существует – они были бы невыносимо скучны. Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда – то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от неё у разных хороших писателей».

- Итак, к какому же выводу мы пришли? Нужно ли говорить правильно? Кто имеет право на ошибку?

  • Какие нормы русского языка отражают правила образования слов? Словообразовательные

  • Какие нормы русского языка отражают правила образования форм слов разных частей речи? Морфологические

  • Какие нормы русского языка отражают правила построения словосочетаний и предложений? Синтаксические

Публичные выступления — 10 ошибок начинающего оратора

Прежде чем приступить к постижению секретов ораторского мастерства, вы должны научиться избегать распространенных ошибок. Специалисты в области коммуникативных технологий проанализировали и сравнили поведение дилетантов и профессиональных ораторов. Используйте их советы на практике, и вы заметите, как растет ваша уверенность и самоконтроль во время публичных выступлений.

Ошибка 1: Несоответствие

Когда содержание ваших слов расходится с тоном речи, осанкой и языком тела, публика мгновенно это замечает. Аудитория обладает безошибочным чутьем в отношении того, что касается настроения оратора и его самочувствия. Если вы начнете говорить «Здравствуйте, как я рад вас всех видеть....» дрожащим неуверенным голосом, нервно перебирая пальцами пуговицы на костюме — будьте уверены, у слушателей моментально появится недоверие и к сказанному вами, и к самому говорящему. Поэтому вместо «Я рад...» — радуйтесь на самом деле! Делайте все, чтобы действительно испытывать радость, выступая перед публикой. Осознанно передавайте ваше позитивное настроение слушателям. Это важно — люди в хорошем настроении легче воспринимают информацию, им хочется продолжать контакт. Если же вы не испытываете радости, не стоит лгать. Лучше честно признаться: «Сегодня великий день, поэтому я волнуюсь...» Тогда вы по крайней мере произведете впечатление честного человека, говорящего правдивые вещи.

Ошибка 2: Оправдания

Публике по большому счету все равно, волнуетесь вы или нет, как долго вы готовили свой доклад и какой у вас опыт публичных выступлений. Поэтому не нужно перед ней оправдываться в стиле «Я плохой оратор, редко говорю перед публикой, поэтому сильно волнуюсь и могу выступить неудачно...» Именно так начинают свою речь многие дилетанты, пытаясь вызвать сочувствие и заранее получить индульгенцию за плохое выступление. Посыл, казалось бы, честный, но он приводит к противоположному результату. Слушатели недоумевают: «Зачем мы сюда пришли, если даже сам выступающий признает, что выступление будет плохим?».

Публика эгоистична.  В ее центре внимания стоит прежде всего она сама. Поэтому с самого начала выступления на первое место поставьте её, любимую: мысли, желания и чувства вашей аудитории. Ваша цель — информировать, мотивировать или развлечь публику. Поэтому важно не то, как вы говорите и что при этом чувствуете. Важно, какую информацию аудитория при этом получает. Нужно говорить так, чтобы большая часть слушателей почувствовала: вы понимаете их стремления и желания, говорите для них и обращаетесь к каждому из них персонально. Если вы будете действовать именно так, тогда:

а) гораздо больше слушателей, чем вы думаете, просто не обратят внимание на ваше волнение или же снисходительно отнесутся к нему, потому что интересуются прежде всего собой и своими делами.

б) ваше волнение улетучивается тем скорее, чем больше внимания вы уделяете другим людям, а не собственным ощущениям.

Ошибка 3. Извинения

Эта ошибка похожа на предыдущую. Начинающие ораторы любят извиняться, предлагая снять с них вину за плохое качество доклада. «Прошу простить меня за... (мой простуженный голос, мой внешний вид, плохое качество слайдов, слишком короткое выступление, слишком длинную речь и т.д. и т.п.)». Публика — не священник и не отпустит ваши грехи. Извиняйтесь только за одно — за ваши постоянные извинения. А лучше с самого начала избегайте того, за что нужно будет просить прощения. Если действительно есть нечто, о чем вы сожалеете, просто скажите: «Я сожалею!». Но лучше всего — умение превратить недостаток в достоинство: «У меня сегодня простуженный голос, поэтому прошу вас сдвинуться и сесть ко мне поближе. Таким образом, сплотившись еще больше, мы продемонстрируем, что мы все — одна команда, работающая в тесном взаимодействии».

Ошибка 4: Глаза и брови

Вы действительно уверены, что хорошо управляете своей мимикой? Большинству новичков только кажется, что это так. На самом деле контролировать мимику неподготовленному человеку нелегко. Лицевыми мышцами трудно управлять без тренировки, а загадочно-соблазнительный взгляд и широко раскрытые от страха глаза разделяют всего пара миллиметров, кардинально меняющих восприятие.

Психологические исследования показали, что области глаз оратора публика уделяет в 10-15 раз больше внимания, чем любой другой части лица. Брови — главный элемент вашей мимики, они не только указывают на эмоции, но и управляют ими. Высоко поднятые брови — признак неуверенности и некомпетентности. Обращайте внимание на свои глаза и брови. Если они будут говорить то же, что и ваши слова, публика вас полюбит. Смеющиеся глаза и прямые брови — это как раз то, что нужно. Слушать вас приятно, публика уверена в вашей компетентности. Потренируйтесь перед зеркалом, запишите собственное выступление на видео и проанализируйте его.

Ошибка 5: Подбор слов.

Мы слышим и понимаем отдельные слова прежде, чем понимаем все предложение целиком. Поэтому на значение отдельных слов мы реагируем быстрее и менее осознанно, чем на значение предложений. К тому же, отрицательные частицы воспринимаются позднее, чем остальные слова, а часто вообще не воспринимаются. Поэтому постоянное использование таких конструкций как «...не принесет убытков», «...не плохо», «...не боимся прилагать усилия», «...не хочу вызвать у вас скуку длинными статистическими выкладками» вызывают у слушателя эффект, противоположный ожиданиям оратора.

Помните: слова — это картинки в голове! Недаром в древности учителя риторики говорили своим ученикам: «Расскажи мне так, чтобы я это увидел!». Слова должны создавать нужную вам картинку в голове слушателей. Поэтому используйте только те слова, которые подкрепляют желаемую цель. Пусть до ушей слушателей долетает лишь то, что должно туда попасть. Если вы хотите создать позитивный настрой, тогда вместо «это не плохо», скажите «это хорошо». Создавайте позитивное настроение позитивными словами — ведь от настроения публики зависит очень многое!

Ошибка 6: Отсутствие юмора

Всем студентам известны лекторы-зануды. «Воздействие внешнего объекта связано, во-первых, с прогрессирующей эмансипацией когнитивных функций от примитивных аффективных структур, во-вторых, с дифференциацией самих аффективных структур, их автономизацией от базальных влечений...», — бубнит такой преподаватель битый час, не замечая, что у слушателей давно уже закипели мозги и они полностью утратили нить повествования.

Лучше информативной речи — только интересная речь! Добавьте в свою серьезную речь улыбку, разбавьте шутками, расскажите забавную историю. Людям нужно периодически отдыхать. Благодарная публика ответит вам благосклонностью и вниманием. Можно посмеяться и над собой, если вы допустили какую-то оплошность — слушатели воспримут это как признак вашей уверенности в себе и чувства собственного достоинства.

Разумеется, никто не требует от вас, чтобы вы рассказывали анекдоты на траурном митинге. Но многие темы слишком важны, чтобы воспринимать их всерьез.  Смех — это живительная среда для работы мозга. Высококлассные педагоги знают, что юмор и хорошее настроение только прибавляют желания учиться и делают процесс более эффективным. Смех помогает расслабиться и приводит к образованию в мозгу такой химической среды, в которой лучше происходит восприятие новой информации — это доказано нейропсихологами.

Ошибка 7: Всезнайство

Еще хуже неуверенных и неподготовленных ораторов — ораторы напыщенные и надутые, лопающиеся от осознания собственной важности. Они всегда считают себя умнее аудитории, к которой обращаются. Выкиньте из головы заблуждение, что вы знаете больше, чем все остальные вместе взятые. Даже если вы хорошо осведомлены в теме выступления, в отдельных направлениях слушатели могут знать гораздо больше вас. Не считайте аудиторию глупее вас иначе вам отплатят той же монетой. Напыщенность и всезнайство могут сыграть с вами очень злую шутку . Так, однажды всеми нелюбимому лектору по истории философии студент-психолог прилюдно задал каверзный вопрос: как следует относиться к философу Уоллесу? Преподаватель, испугавшись, что его поймают на недостатке эрудиции, долго и убедительно разъяснял затаившей дух аудитории ошибки этого философа, выдуманного студентами накануне лекции.

Чтобы не попасть в смешное положение, достаточно было просто ответить: «Нет, этот автор мне не знаком. Если вы считаете, что его учение подходит к нашей теме, прошу рассказать о нем в нескольких словах». Открыто признаваясь в своем знании или незнании, вы завоевываете еще большую симпатию аудитории. Подключайте слушателей с новой информацией к докладу, умейте оценить их знания. Этим вы убьете сразу нескольких зайцев: продемонстрируете уважение к участникам и внесете оживление в собственное выступление, дополните и обогатите его. Вы должны быть благодарны аудитории за активное участие, ведь это, как минимум, признак интереса к вашему выступлению.

Ошибка 8: Суетливость

Отвлекаясь от страха перед публикой, начинающий оратор может торопливо ходить от стены к стене туда-сюда, словно маятник, проделывать суетливые манипуляции с предметами (открывать-закрывать крышку кафедры, постоянно вертеть карандаш в руках и т.п.) и делать прочие ненужные движения. В итоге публика начинает следить за его перемещениями и перестает следить за темой выступления. По тому, как движется докладчик, легко понять, насколько он уверен в себе. Постоянное «хождение» во время публичного выступления не случайно. Оно выдает желание неуверенного в себе оратора сбежать. Именно так оно и воспринимается аудиторией. Этим горе-ораторам так и хочется дать совет строго по Архимеду: «Найдите же, наконец, точку опоры!»

Найдите подходящее место и займите позицию, «пустите корни». Вы можете сидеть или стоять — это зависит от длительности публичного выступления, особенностей помещения и проч. факторов. Главное, чтобы со своего места вы могли установить зрительный контакт со всей аудиторией. Не стоит «окапываться» на одном месте. Оратор, постоянно прячущийся за кафедрой и выходящий лишь в конце публичного выступления — тоже не лучший вариант. Перемещайтесь, но перемещайтесь осознанно, контролируя пространство. Различные части доклада маркируйте сменой позиции. Этим вы улучшите восприятие информации и облегчите ее запоминание. Например, вы меняете позицию при переходе от введения к основной части выступления, при выделении его ключевых частей, а потом при переходе к заключению. Когда заканчиваете доклад и начинаете отвечать на вопросы слушателей, вы снова спокойно и неторопливо перемещаетесь в пространстве в следующую точку и т.п. Таким образом вы ориентируете слушателей в структуре вашего публичного выступления и вселяете в них уверенность.

Ошибка 9: Монотонность

Ничто не утомляет так, как доклад на интересную тему, читаемый скучным монотонным голосом. Такие публичные выступления сродни китайской пытке капающей водой: вода монотонно капает не темечко истязаемого и постепенно доводит его до сумасшествия. Все слова сливаются в однообразный поток и по тональности речи нельзя понять, где заканчивается одно предложение и начинается другое. Монотонно бубнящие зануды быстро вызывают раздражение и усталость аудитории, слушатели еле сдерживаются, чтобы не начать зевать. Напротив, искусный оратор мастерски владеет своей речью. Чтобы держать публику «в тонусе» он постоянно варьирует громкость и силу своего голоса, придавая ему живости. Когда хочет вызвать напряженность и интерес, он заговорщически затихает и произносит слова чуть медленнее. Говоря громче, он выделяет главное в своем публичном выступлении. Когда нужно, он добавляет голосу значительности и драматизма.

Обратите внимание на звучание своей речи. Выделяете ли вы голосом ключевые моменты публичного выступления, цитаты, утверждения? Повышаете ли высоту звука в конце вопроса? Изменяется ли темп речи в зависимости от ее содержания? Выражайте голосом свои чувства и вы завоюете публику! Вы предстанете уверенным, энергичным и увлеченным темой человеком.

Ошибка 10: Отсутствие пауз

Новички в ораторском ремесле панически боятся пауз, неизбежно возникающих во время публичного выступления. Как правило они спешат заполнить их разной словесной чепухой и словами-паразитами («Ээээ... Значит так... Ээээ... Ну, что еще сказать... Ээээ...»). В результате публика думает: «Ээээ... Ну ничего себе! Когда же он закончит мычать?» Кто-то начинает считать, сколько раз вы скажете «Ээээ.. », кто-то погружается в свои мысли и начинает смотреть в окно не обращая на вас внимания, остальные мучаются и считают минуты до конца лекции.

Полезно помнить совет блистательной Джулии Ламберт из моэмовского «Театра»: «Главное — это умение держать паузу, лучше ее не делать, но если уж вышло — держи ее, сколько можешь». Когда нечего сказать — лучше помолчите, пока придут нужные слова. Иногда оратору необходимо время, чтобы подумать, сверится со своими записями, или же просто попить воды. А публике нужны паузы, чтобы осмыслить сказанное вами. Асы ораторского мастерства используют паузы целенаправленно, чтобы получить обратную связь от аудитории. Они активно пользуются интерпаузами, во время которых публика может обдумать сказанное, и нагнетающими обстановку интрапаузами, когда слушатели должны предугадать дальнейшее развитие повествования. Паузу можно использовать для установления визуального контакта, чтобы проконтролировать, правильно ли вас поняли; для усиления напряжения и драматизма; для возбуждения любопытства («...а что он скажет дальше?») и для многого другого. Поэтому не бойтесь делать паузы. Обычно публика воспринимает их длительность гораздо короче, чем это кажется самому докладчику.

3. Итоги занятия

Работа с письмом Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном»

19 письмо «Как говорить?»

Выбрать 5 правил, значимых для вас, аргументировать.

– Каково значение ораторской речи в жизни человека?

- Запишите на доске наиболее значимые для вас качества оратора.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Фисюк Татьяна Николаевна

Дата: 11.11.2021

Номер свидетельства: 591071

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства