kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Факультатив по русскому языку в 11 классе "Сочинение - рассуждение как жанр и вид творческой работы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа факультативного курса будет полезна не только учащимся гуманитарного профиля, но и любому выпускнику школы.Целями данного курса являются: гуманитарное развитие учащихся, развитие творческих способностей личности, овладение учащимися свободной письменной речью, подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку. 

Просмотр содержимого документа
«Факультатив по русскому языку в 11 классе "Сочинение - рассуждение как жанр и вид творческой работы" »

Пояснительная записка


В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически - словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат дуг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения.

Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, даёт возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по - настоящему культурному человеку сегодня также необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства - и устно, и письменно. А развитие личности- это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.

Не случайно и в КИМ ЕГЭ по русскому языку в 11 - м классе говорится, что часть С - небольшое сочинение - рассуждение - предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение - рассуждение является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.

Таким образом, научит писать сочинение, а особенно сочинение - рассуждение или сочинение - размышление - одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки , техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.

Предлагаемая программа факультативного курса «Сочинение - рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку» будет полезен не только учащимся гуманитарного профиля, но и любому выпускнику школы.


Цели курса:

- гуманитарное развитие учащихся;

- развитие творческих способностей личности;

- овладение учащимися свободной письменной речью;

- подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку.




Задачи курса:

- помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на ЕГЭ;

- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения - рассуждения;

- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;

- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;

- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.



Технология организации учебного процесса по факультативному курсу



Программа базируется на учебно - методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания С ЕГЭ предыдущих лет.

Реализация данной программы предусматривает использование личностно - ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок - лекция с элементами исследовательской деятельности, урок - практикум, урок - комплексного применения знаний.

Основные организационные формы вовлечения учащихся в в учебную деятельность:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);

- самостоятельная работа;

- работа в группах, парах;

- индивидуальная работа.


Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально - деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.


Формы итогового контроля по освоению ЭК и критерии их оценки.


Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:


  1. Текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);

  2. Промежуточный (проводится в форме творческих работ);

  3. Итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивания.


Программа рассчитана на 34 часа и адресована учащимся 11 класса.






Содержание программы


Теоретический аппарат курса.

  1. Введение. Задачи курса «Как работать над сочинением. Сочинение – рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе»

  2. Композиция сочинения – рассуждения. Критерии оценивания сочинения – рассуждения.

  3. Вступление. Роль вступления в сочинении – рассуждении. Формы вступлений.

  4. Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста.

  5. Комментарий основной проблемы текста. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах.

  6. Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции.

  7. Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции.

  8. Заключительная часть сочинения.

  9. Типы ошибок.


Практикум. Творческие работы разной стилевой направленности.


  1. Художественный стиль речи. Сочинение – рассуждение по тексту художественного стиля.

  2. Публицистический стиль речи. Сочинение – рассуждение по тексту публицистического стиля.

  3. Научно – популярный стиль речи. Сочинение – рассуждение по тексту научно – популярного стиля.

  4. Экспертная оценка творческих работ.


Прогнозируемый результат:


Программа факультативного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.



К концу изучения курса учащиеся должны уметь:



- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;

- определять позицию автора;

- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь на жизненный или читательский опыт);

- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;

- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.










Тематическое планирование факультативного курса

11 класс



п/п

Дата

план

Дата

факт

Темы уроков

Тип урока

1



Требования к части С ЕГЭ по русскому языку

Лекция с элементами практической деятельности

2



Орфографическая и пунктуационная грамотность. Типы ошибок (грубые/негрубые)

Лекция с элементами практической деятельности

3



Соблюдение языковых и речевых норм

Лекция с элементами практической деятельности

4



Композиция сочинения - рассуждения

Лекция

5



Как правильно понять исходный текст

«Расшифровка» информации текста

Лекция с элементами практической деятельности

6



Роль вступления и заключения в сочинении - рассуждении

Лекция с элементами практической деятельности

7



Вступление сочинения - рассуждения. Как начать?

Лекция с элементами практической деятельности

8



Тема и проблема текста. Как определить проблему?

Лекция с элементами практической деятельности

9



Формулировка основной проблемы исходного текста

Практикум

10



Формулировка основной проблемы исходного текста. Анализ школьных сочинений

Практикум

11



Как прокомментировать проблему. Виды комментария

Лекция с элементами практической деятельности

12



Комментируем основную проблему текста

Практикум

13



Позиция автора и способы её выражения

Лекция с элементами практической деятельности

14



Формулировка позиции автора исходного текста

Практикум

15



Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме

Лекция с элементами практической деятельности

16



Выражение собственного мнения по выявленной проблеме

Практикум

17



Что такое аргумент? Типы аргументации в изложении собственной позиции

Лекция с элементами практической деятельности

18



Способы ввода аргументов

Лекция с элементами практической деятельности

19



Аргументация собственного мнения по проблеме

Практикум

20



Заключение сочинения - рассуждения

Практикум

21



Экспертная оценка сочинения

Практикум

22



Работа по тематическому блоку «Язык и общество»

Комплексное применение знаний

23



Работа по тематическому блоку «Искусство»

Комплексное применение знаний

24



Работа по тематическому блоку «Патриотизм, гражданственность»

Комплексное применение знаний

25



Работа по тематическому блоку «Война и мир»

Комплексное применение знаний

26



Работа по тематическому блоку «Образование»

Комплексное применение знаний

27



Работа по тематическому блоку «Природа и человек»

Комплексное применение знаний

28



Работа по тематическому блоку «Литература, книги, чтение»

Комплексное применение знаний

29



Работа по тематическому блоку «Общество и политика»

Комплексное применение знаний

30



Как писать сочинение – рассуждение по тексту публицистического стиля

Комплексное применение знаний

31



Как писать сочинение – рассуждение по тексту научно – популярного и художественного стиля

Комплексное применение знаний

32



Написание сочинения - рассуждения по прочитанному тексту

Комплексное применение знаний

33



Написание сочинения - рассуждения по прочитанному тексту

Комплексное применение знаний

34



Анализ сочинений.

Рецензирование и оценивание работ



Список литературы



  1. Александров В. Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно – тренировочные упражнения, создание текста. – Челябинск, «Взгляд». 2012

  2. Русский язык. 10 – 11 классы: элективный курс «Сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста»: теория и практика»/ авт. – сост. Л. А. Кобзарева. – Волгоград: Учитель. 2011

  3. Егораева Г. Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). – М.: «Экзамен», 2011

  4. Единый государственный экзамен. 2012: Русский язык. – М.: Просвещение. 2012

  5. Интернет ресурсы




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Хомченко Светлана Анатольевна

Дата: 09.11.2014

Номер свидетельства: 128535

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства