kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Этимологический анализ ряда цепочек генетически родственных слов русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этимологический анализ позволяет выявить этимон - забытую мотивировку, которая легла в основу номинации. Данная работа со словами на уроках позволит учащимся глубже взглянуть на историю некоторых слов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Этимологический анализ ряда цепочек генетически родственных слов русского языка»

Этимологический анализ ряда цепочек генетически родственных слов русского языка



Этимологический анализ позволяет выявить этимон – забытую, но открываемую при специальном исследовании мотивировку слова. Для установления этимона слова того или иного языка, нужно применять знания по истории языка, фонетических и грамматических законов и языковых процессов, сопровождавших его развитие, понимать связи и отношения с другими родственными языками, необходимо также владеть методом сравнительно-исторического исследования языка. При данном методе выясняется, когда, в каком языке, по какой словообразовательной модели, в какой форме и с каким значением возникло слово. При этом прослеживаются дальнейшие исторические изменения его первичной формы и значения, которые обусловили современные форму и значение изучаемого слова. Непременным этапом этимологического анализа является снятие исторических изменений, пережитых словом. Обратимся к некоторым общеупотребительным словам с затемненной внутренней формой и проведем их этимологический анализ и посмотрим современные связи с генетически родственными словами:

1) Время

– старославянское,

– время,

– исторически производящее вертеть, цепочка генетически родственных слов: веретено – ворот – вращать – ворота – изворотливый – сварливый – верста – вратарь – обратно:

а) ере//ре//оро//ра//ер//ра, преобразование дифтонгических сочетаний, праэлемент *еr,

б) в//0 звука, согласный//0 звука, упрощение группы *bv, праэлемент *v,

в) т//щ, нешипящий//шипящий, преобразование сочетания *tj, праэлемент *t,

г) т//0 звука, упрощение группы согласных *tm, праэлемент *t,

этимон – вертеть,

д) монофтонгизация дифтонга: *en e a,

– время, *vert-,

– cемантический сдвиг: первоначально «нечто вращающееся, меняющееся, повторяющееся (утро, день…)», позднее «бесконечное в своем поступательном движении»,

– исторический морфемный процесс – переразложение основы: часть суффикса men стала после монофтонгизации дифтонгического сочетания окончанием vertmen͢ время, часть суффикса слилась с корнем,

– причины изменения структуры слова: а) фонетические процессы, б) семантический сдвиг; в) стремление к единообразию структуры существительных.

Семантика родственных слов значительно разошлась, например:

Веретено – приспособление для прядения (ручного или машинного) – утолщенный стержень для навивания нити [Ожегов, Шведова, с. 23].

Ворота – отверстие, проем в стене или ограде для прохода и проезда [Даль, с. 31].

Время – промежуток той или иной длительности, в который совершается что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет [Ожегов, с. 25].

Начало

– древнерусское,

– начало,

– исторически производящее *kinties, этимологически родственные слова: коне́ц – конечный – искони́,

– исторический процесс: чередование е/о, изменение кч перед е, монофтонгизация дифтонга еп рус. 'а в корне ча-/кон-,

– причины: а) фонетический процесс

Семантика родственных слов (конец – начало) разошлась:

Конец – предел, граница, последняя точка протяжения чего-л. в длину [Ожегов, с. 45].

Начало – первый момент или первые моменты какого-нибудь действия, явления [Ожегов, с. 60].

12) Разинуть

– старославянское,

разинуть,

– исторически производящее зиять, этимологически родственные слова: разевать – разиня – зинуть,

– исторический процесс: упpощение гpуппы согласных, непродуктивность суффикса – ня, 

– причины: а) фонетический процесс.

Семантика родственных слов (разевать – зинуть) разошлась:

Разевать – широко раскрывать, размыкать (рот, пасть и т.п.) [Ожегов, с. 80].

Зиять – быть раскрытым, обнаруживая глубину, пустоту, провал [Ожегов, с. 30].

Таким образом, в результате этимологического анализа ряда цепочек генетически родственных слов русского языка было выяснено, что большинство слов утратили свои родственные связи в результате утраты общей семантики, а также фонетических и морфологических изменений.  




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Этимологический анализ ряда цепочек генетически родственных слов русского языка

Автор: Перфильева Ольга Ивановна

Дата: 25.12.2018

Номер свидетельства: 492716


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства